2016-12-13 23:14:09
... Кислев славится праздником Ханука, которая связана ... метаморфозу. Празднование Хануки перевело тему ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Согласно еврейскому календарю, сейчас месяц кислев. Каждый месяц еврейского календаря обладает особой энергией. Но у еврейской энергии есть свой секрет. Если человек не осознаёт наличия этой энергии, для него она будто и не существует.
Это напоминает дверь в стене, которая раскрашена, как стена. Посторонний человек будет видеть сплошную стену, но непосторонний подойдёт к нужному месту, толкнёт дверь и пройдёт в новую реальность. В нашем мире существует много подобных спрятанных сокровищ. И то, что большинство людей не очень счастливы, связано с тем, что они не знают, где толкнуть стену и отворить заветную дверь. Для них жизнь напоминает замкнутое пространство. У американцев есть выражение think out of the box — «мыслить вне коробки». Энергетика месяцев раскодируется через знание глубинных аспектов еврейских праздников, которые Всевышний расположил в соответствующих месяцах. Кислев славится праздником Ханука, которая связана в том числе с энергией понятия «чудо». Интересно, что западный мир «примазался» к энергии чуда, подключив к этой энергии Рождество (или Новый год) с его идеей подарков. Появление подарка — это классический пример чуда, которое западная цивилизация позаимствовала из ханукального дискурса. Примечательно, что внутри еврейского дискурса мы имеем два варианта чуда — для двух типов евреев. Евреи, находящиеся в материальной реальности, празднуют чудо победы евреев над оккупантами из греческой армии. Заметим, что это чудо происходит не из-за нарушений законов природы, но из-за человеческого участия, связанного с патриотизмом евреев, защищающих свои национальные ценности. Поэтому даже светский человек может принять такую концепцию чуда. Кстати, мы совсем недавно удостоились подобного чуда, когда, вопреки всем усилиям полчищ ассимилированных либералов, Б-г дал победу на выборах патриотическому, верящему в традиционные ценности и имеющему еврейских внуков президенту — Дональду Трампу. Это классическое чудо «этого мира», когда Б-г таким образом скомбинировал обстоятельства, что «наши победили» вопреки оголтелой агрессии оппонентов. Второй вид чудес связан с горением кувшинчика масла в Храмовом дворе. Заметим, что здесь присутствует как бы камерность чуда, его интимность, непубличность. Это чудо контрастирует с триумфальной победой армий. И оно связано с духовным таинственным миром. Маленький огонёк в светильнике скрывает могучие силы, творящие чудеса. Мы видим интересную метаморфозу. Празднование Хануки перевело тему светильника в публичное пространство. Каждая еврейская семья ставит ханукию на окно, и называется это «пирсума ниса», то есть публичная презентация чуда. Мы видим, что в конце концов даже светские евреи приняли для себя традицию прославлять духовное таинство, связанное с Иерусалимским Храмом. Очень важно понять смысл числа восемь, которое лежит в основе Хануки. Каббала построена на десятеричной системе (как и наш земной мир, и это также связано с десятью пальцами рук). Шестерка — это полнота обычной материи. Семерка — это выделенный элемент, который интегрирует систему, подобно капитану команды. Это все ещё обычный мир. Но восьмерка — это уже выход за рамки этого мира. Далее — девятка (подобно девяти месяцам беременности) означает порождающую возможность. Десятка — это полнота. В этом месяце мы должны «тренироваться» выходить за рамки привычного, и Всевышний поможет творить чудеса, благодаря чему мы сможем раскрыть своё еврейское предназначение.
2016-12-13 13:09:59
... ? Что праздник Ханука был установлен мудрецами ... заповеди зажигания свечей Хануки есть множество ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Два разных вида чудес Хануки
Если посмотреть на то, что произошло с нашими предками во время Хануки, то, с одной стороны, мы увидим вереницу чудес, произошедших во время войны. А с другой стороны – чудо кувшинчика с маслом, которого хватило на восемь дней вместо одного. И это второе чудо стоит особняком, и о нем говорят не меньше, чем о победах в войне.
Зададим несколько вопросов. 1. Что является более важным: чудеса в войнах или с чудо с маслом?
На первый взгляд, чудеса великих побед выглядят более важными. Ведь без них сегодня у нас не было бы ни обрезания, ни Шаббата, ни Торы. В то же время если бы не было чуда с кувшином масла, то всего одна заповедь (зажигание меноры в Храме) была бы лишь отодвинута на одну неделю (до получения чистого оливкового масла). Поэтому логично предположить, что победы в войнах и чудеса, их сопровождавшие, важнее, чем одно чудо с кувшином масла, ведь они принесли намного больше пользы. Однако что мы видим? Что праздник Ханука был установлен мудрецами именно из-за горения меноры восемь дней вместо одного!
2. Второй вопрос. После зажигания ханукальных свечей мы произносим такие слова: «Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах, и об избавлениях, и о войнах, которые сделал Ты нашим отцам в те дни, в это время». Но ведь если мы сказали, что праздник Ханука был установлен в память о чуде с маслом, то было бы правильно произносить другой текст. Например: «Эти свечи мы зажигает в память о чуде с маслом».
3. Третий вопрос. В заповеди зажигания свечей Хануки есть множество нюансов, отсутствие которых сводит на нет ее исполнение. Кроме того, есть странный момент, не встречающийся ни в какой другой заповеди: пирсумей ниса (провозглашение чуда). Буквально все аспекты – когда зажигать, где зажигать, сколько зажигать – связаны с пирсумей ниса. Почему?
Греческое затмение
Несмотря на то, что римляне пролили намного больше еврейской крови, все же именно о Греции сказано, что от их постановлений было «темно в глазах Израиля». Что подразумевают наши мудрецы под греческой тьмой? Это не просто аллегорическое описание обилия бед и несчастий, которые пережили евреи под властью греков. Под тьмой нужно понимать отсутствие света, когда над народом Израиля нависла не физическая угроза, а угроза духовная. Греки достигли многого в познании материального мира (однако в наших источниках приводится, что всю мудрость греки почерпнули из книг царя Шломо, которые попали в Вавилон вместе с изгнанными туда евреями, а после достались грекам, покорившим Вавилон.) Приводят от имени Виленского Гаона, что там, где заканчивается вершина познаний греческих философов, только начинается кабала рава Моше Кордоверо, а там где заканчивается кабала рава Моше, там только начинается кабала Аризаля.
Греки, благодаря своим достижениям, настолько раздули в себе человеческую гордыню, что стали утверждать о невозможности существования того, что нельзя ощутить внешними органами восприятия человека. Все основные понятия иудаизма: вера, будущий мир, награда за выполнение заповедей и наказание за их нарушение, – всего этого, как утверждали греки, просто не существует. Нельзя потрогать – значит, нет. Рамбан поясняет всю сущность греческой идеологии: «И мы обязаны заткнуть рот “мудрецов” материального мира, устремляющихся за учением того грека (Аристотеля), который в дерзости своей, вместе с такими же учениками-нечестивцами, позволяли себе утверждать, что все, что невозможно понять разумом – просто не существует» (Ахарей Мот, 6:18).
Теперь нам нужно победить греков. Как это сделать? Допустим, мы сможем победить их армию. Но это еще не станет победой над греческой тьмой. Для этого мы должны победить их идеологически, победить их культуру и философию. Как это можно сделать? Доказать, что есть нечто большее, чем ограниченный разум человека, насколько бы он ни был развит.
Чудо вне рамок природы
Представим человека, побеждающего мечом тысячу воинов. Конечно, такое событие – это чудо, и чудо не простое, ведь это произошло вопреки всем возможным прогнозам и расчетам. Однако это чудо все еще находится в рамках природы, чего не скажешь о египетских казнях, когда, например, вода в Ниле превратилась в кровь. Такое чудо сильно отличается и выделяется, потому что совершенно выходит за рамки природных явлений. Поэтому победа Маккавеев над греками хоть и была переломным моментом, но все же не окончательной победой над тьмой. Чудесных успехов в войнах оружия недостаточно для провозглашения победы в войне идей. Именно поэтому Всевышний сотворил чудо с маслом – ознаменовать тотальную победу не только над властью греков, но, прежде всего, победу над их идеями. Теперь пусть Аристотель вместе со всеми философами объяснит, как с точки зрения науки масло горит восемь дней, в то время, как его могло хватить лишь на сутки! Значит, есть Кто-то еще, находящийся выше законов природы и, более того, Он может вмешиваться в них и изменять. Поэтому Маараль из Праги говорит, что чудо с маслом, как прожектор, освещает своим светом чудеса победы в войне, чтобы никто не мог даже подумать о «решительности еврейских героев», но чтобы было ясно, что за всем этим стоял только Всевышний. Этим объясняются все вопросы, приведенные в начале. Пусть важнее и ощутимее выглядят победы в войне с греками, однако окончательной победой над ними является именно чудо с маслом, сводящее на нет всю культуру и идеологию Греции. Поэтому наши мудрецы установили праздник Хануки именно в память о чуде с маслом, и поэтому после зажигания ханукальных свечей мы произносим молитву, из которой следует, что именно чудо с маленьким кувшинчиком масла раскрывает нам сущность и отличие чудес, которые произошли с нашими праотцами более двух тысяч лет назад.
Матерьял был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«. источник: www.imrey.org
2015-11-11 20:00:44
... ="color: #0000ff;">Хануки.Евреи в контексте Хануки проходили через несколько ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Автор: M. Bruk
Наша творческая группа в рамках нашей организации "Свет Авраама" решила внести "новый свет" в празднование Хануки.
В начале маленькое замечание. У заповеди ханукальных свечей есть два аспекта: - галахический (закон); - и выразительный (идеи, стоящие за процессом). Галахически мы зажигаем в светильнике живой огонь в виде свечей или фитиля в масляном флаконе, чтобы выполнить заповедь. Но выразительная цель этого светильника - "пирсума ниса", что в переводе с иврита означает "распространение информации о чуде" (в современном иврите слово пирсума используется также и как "реклама" - то есть как бы "реклама чуда") - или ещё лучше перевести как "ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ К ЧУДУ". Итак, кроме зажигания официально-галахического светильника мы имеем полное право использовать другие формы светильников, чтобы дополнительно привлечь внимание к чуду. Поэтому снаружи синагоги как в публичном месте можно дополнительно к масляному светильнику зажига
ть различные
электрические версии со "спецэффектами". В этом году мы решили развить эту идею. У нас с Tamir Zaltsman есть большой друг - очень талантливый художник, педагог, мыслитель и вообще очень креативный человек - Леон Белоконь (он родом из Одессы, живёт и преподаёт в Бруклине). Я заказал ему подумать над реализацией подхода и он принёс нам целую коллекцию очень интересных идей. Одна из них нам всем очень понравилась и мы начали её общими усилиями реализовывать. Он предложил для "рекламы чуда" с помощью света использовать лучи света, исходящие из подобия театральных прожекторов. Эти лучи (от 1 до 8) будут направлены вниз - от Ханукии к тротуару перед синагогой и будут также создавать кроме самих лучей еще и световые пятна (от 1 до 8) перед зданием синагоги. И даже если приземлённый человек смотрит вниз - он обратит внимание на лучи, поднимет голову и взгляд, увидит лучи и светильник и "просветлится". Ещё раз напомню, что мы имеем право добавлять к стандартным светильникам любые уместные новые формы. Мы нашли на сайте Amazon.com - http://www.amazon.com/dp/B00YMHIU54/ неплохой вариант светильников, заказали его и будем экспериментировать со "спецэффектами". Должно получиться очень выразительно и усиливать дух Хануки. Реализуется идея света, спускающегося "свыше" в наш нижний мир. До начала Хануки еще почти месяц, так что мы рекомендуем коллегам также позаимствовать наш опыт и возможно обыграть его своими идеями и средствами.
Для справки: Евреи в контексте Хануки проходили через несколько исторических этапов. 1. Сначала евреи праздновали Хануку в своей среде и поэтому они выставляли светильники на окно, чтобы прославить чудо среди "своих". 2. Потом евреи оказались живущими среди враждебных народов и евреи стали прятать свет внутрь дома и ставить ханукию не на окне, а на столе, чтобы не провоцировать... 3. Сейчас подавляющее большинство евреев живёт среди цивилизованных народов и "прославление чуда" вполне уместно вынести снова наружу - и для своих и для всех "доброжелательных соседей". И здесь мы можем проявить креативность. Тем более, что в этот период - в декабре - христианские народы празднуют рождество и многие празднуют Новый Год и многие украшают гирляндами света не только внутренние пространства дома, но и выносят свой свет наружу весьма креативными средствами. И здесь мы как евреи вполне можем проявить себя - в самом позитивном и доброжелательном виде, также подчёркивая несколько идей - синагоги как источника света, света, спускающегося из Высших миров к нам и т.д.
Ханука – праздник полный явных и скрытых смыслов, посланий евреям и народам мира. Каждый год нам хочется увидеть в этом празднике новые грани, смыслы, параллели с сегодняшними событиями. В последний день Хануки попробуем посмотреть на мир сквозь восемь ханукальных свечей. Восемь свечей можно рассматривать и как восемь ступеней развития человека: от маленького ребенка до лидера мирового масштаба.
Свеча 1: Детская Свеча 2: Военно-патриотическая (Подростковая) Свеча 3: Ритуальная Свеча 4: Храмовая (высший Храм, Храм внутри нас) Свеча 5: Идентификационная («Мы – это не они») Свеча 6: Интеграционная («Мы берем лучшее от них») Свеча 7: Антикризисная («На ошибках учимся») Свеча 8: Лидерская
Восемь тем-свечей делятся на две группы (по четыре «свечи»-темы):
Первая группа – это классический мир еврейства с его темами, доступными большинству. Вторая группа – это «пост-пост-модерн», работа «по-взрослому», в рамках которой еврейский взгляд становится: 1) уместным для народов мира; 2) обогащенным мудростью народов мира; 3) защищенным от происков темных сил; 4) видна готовность взять ответственность за судьбы мира.
Свеча 1: Детская
Очень важно, чтобы из детства на нас смотрели позитивные и красивые, теплые и яркие сюжеты. Потом, будучи взрослыми, мы будем опираться на них, но не ограничивать себя только детским опытом.
В случае Хануки, это:
Наш «материальный» интерес к делу в виде хануке-гелт (в переводе с идиша «ханукальные деньги», на иврите — дмей Ханука), подарков, с помощью которых взрослые поддерживают наш интерес к теме. Кстати, даже при советском режиме многие дедушки и бабушки давали Хануке-гелт своим внукам. Это было в том числе безопасно, так как не имело ярко выраженных еврейских атрибутов, и ребенок не мог «заложить» доброго дедушку в попытке «разложить» внука религиозным опиумом.
«Вкусовые» спецэффекты. Взрослые косятся на суровые требования диет, исключая, в первую очередь, жирное и жареное, а ханукальное меню – именно таким и балует. Но дети еще могут себе позволить чистую радость от жареных в масле латкес и пончиков с повидлом... и пронести воспоминания об этой радости в своей памяти через всю жизнь.
«Эстетические» спецэффекты (привет от греков-эстетов). В Хануку всегда все устраивали концерты, так как это не праздник из Торы, когда нельзя включать электричество и есть другие ограничения. В Хануку всегда все ходили на такие мероприятия, запоминая артистов на сцене, а в антракте - пончики и латкес. «Игровой» символ Хануки – вертящийся волчок, называемый «дрейд» или «савивон».
Ну и, наконец, главное воспоминание – свечи или масляные светильники на окне, когда внутри дома тепло и уютно, а за окном – холодно, хмуро и негостеприимно. Очень контрастная картина – живой огонек свечи на фоне сугробов и ветров. Идеальная картинка для «загрузки» в память ребенка.
Детская Ханука – это радость, свет, тепло, вкусно и монетки звенят в кармане. К сожалению, «советские» евреи детский этап недополучили, но мы сейчас можем дать его нашим детям...
Свеча 2: Военно-патриотическая (Подростковая)
Из всех еврейских праздников только Ханука имеет в себе военно-победный аспект. Вообще и для большинства самих евреев и для европейцев, среди которых жили и живут евреи, далеко не очевиден факт того, что евреи могут быть воинственными.
Дадим кратчайший обзор еврейского героизма.
Авраам ввязывается в мировую войну, чтобы высвободить племянника Лота, и побеждает в этой войне.
В городе Шхем происходит изнасилование дочери Яакова – Дины. Влюбленный в нее принц, сын начальника города, берет девушку силой. Шимон и Леви – братья Дины и сыновья Яакова – вырезают весь город (не без помощи хитрости), демонстрируя, что нельзя оставлять безнаказанным подобные происки.
Далее, будучи в рабстве, евреи растеряли свой пыл.
Во время выхода из Египта в роли великого полководца был ближайший ученик Моше – Йеошуа бин-Нун, который начал свою военную карьеру, сражаясь с амалекитянами, напавшими на евреев в пустыне. В дальнейшем, когда евреи вошли в Землю Израиля, Йеошуа возглавил всю военную операцию по изгнанию и уничтожению хананейцев.
В первую эпоху, до имперского периода истории, начавшегося с вавилонского изгнания, у евреев было немало героев. Самые яркие: пророчица Двора, организатор разгрома хананейцев, Шимшон (Самсон) – великий воин, Царь Давид – самый выдающийся полководец всех времен и народов (по совместительству – величайший поэт, автор-исполнитель своих псалмов). Далее, началась эпоха, когда великие империи – Вавилон, Персия, Греция, Рим – владели почти всем миром, и Израиль стал провинцией в империи, потеряв государственность.
Евреи лишились репутации воинственного государства, но в частном порядке охотно воевали (часто, как наемники) в разных сражениях, и были весьма знамениты.
Ханукальный сюжет пробудил новое измерение боевого духа евреев. Они боролись за саму возможность духовной самоидентификации. Греки, будучи народом с богатыми культурными традициями, обычно не навязывали силой свои ценности, их нравы мирным путем распространялись весьма эффективно и даже среди евреев было очень много эллинизировавшихся, привлеченных внешним блеском культуры эллинов.
Но тут «вмешался» Вс-вышний. Среди императоров греко-сирийского государства объявился религиозный фанатик, который решил силой навязать евреям греческий уклад и запретить еврейский образ жизни. Это, конечно, плохо для евреев, что их заставляют отказаться от своего пути. Но в случае Хануки, к великому счастью евреев, они имели ярких вождей, семейство Хашмонаим, которые подняли народ на борьбу и победили греков, сохранив свои традиции и народное достоинство. К евреям вернулась вера в свои силы, они почувствовали поддержку Вс-вышнего.
В истории было множество чудес, приводивших евреев к победе. Ведь главный режиссер истории – Вс-вышний – знает, как развить сценарий в правильную сторону. Кстати, подобные чудеса помогли евреям победить и в наше время – в Шестидневную войну.
А что было между античностью и современностью?
Во времена Рима евреи были славными воинами, но Вс-вышний уже имел другой сценарий. И хотя героизм евреев был особенно ярко выражен (вспомним Массаду и восстание Бар-Кохбы) в борьбе с римлянами, но было суждено им проиграть в войне и отправиться в изгнание - галут, чтобы распространиться по миру и прославиться не воинскими доблестями, а чем-то более серьезным.
Евреи несли свет миру, но мир еще не был готов оценить свет, идущий от евреев. Почти две тысячи лет евреи в период активности христианской традиции в Европе усиленно принижались. Образ еврея превратился в слабого и беззащитного.
С одной стороны, евреев обижали дикие средневековые европейцы. С другой, христианская доктрина самоутверждалась за счет подавления еврейского духа, делала из еврея вечного «козла отпущения» и пытаясь стать «Новым Израилем», угнетала иудеев. Важно осознать, что до ХХ века евреи многие века свыкались с ролью униженных, а соседи евреев злоупотребляли этим положением.
ХХ век многое изменил в мире.
Что касается нашей темы, то стоит обратить внимание на две войны. В первой мировой войне евреи получили возможность воевать в обоих лагерях, и многие евреи совмещали чудеса героизма с еврейской смекалкой, прославившись как великие и мудрые воины.
Во второй мировой войне еврейский сценарий поменялся: фашизм развязал Холокост, но в антифашистской коалиции было множество евреев и, более того, у них появился объективный повод не просто воевать, а реально ненавидеть врага, что придавало их доблести еще больше героизма.
Многие из тех великих воинов стали костяком армии Израиля (ЦАХАЛ). Вс-вышний поддерживает нашу доблестную израильскую «военщину» и в современном мире: образ слабого и беззащитного еврея сменяется на образ израильтянина-воина.
Свеча 3: Ритуальная
Главное украшение Хануки - ритуал зажигания свечей. В светском мире понятие ритуал было очень искажено. Ритуал в еврейской традиции – это инструмент взаимодействия между мирами – земным и Высшим. Ханукия и огонь ханукальных свечей - очень выразительны. Масло символизирует множество сакральных смыслов, включая идею Мошиаха (в переводе - помазанника [ритуальным маслом]).
Самые мощные возможности хранятся в мистических интерпретациях ритуалов. Восемь свечей символизируют выход в бесконечность. Кстати, на языке математики бесконечность изображают как лежащую восьмерку.
С другой стороны, в каббалистической системе сфирот есть десять сфирот: из них семь считаются «приземленными», то есть более доступными нам, а начиная с восьмой сфиры – три верхние – принадлежат к Высшему миру, доступ к которому требует духовного опыта.
Свеча 4: Храмовая
Напомним, что духовная часть Хануки строится вокруг сюжета зажигания Меноры в Храме. Когда греки захватили и осквернили Храм, они лишили его еврейской сущности. И когда евреи зажгли Менору с освященным маслом, они как бы заново оживили Храм. Храм – как материальная реальность – остался в прошлом. Но как духовная концепция – существует в высшей реальности... Освящение Храма (ханукат а-байт) – возможность для каждого из нас раскрыть в себе новые горизонты – на фоне холодно-зимней ночи внешнего мира.
Изучая строение Храма, мы можем понять то, как мистики видят духовное устройство человека. Огонь и свет, идущие из Меноры, выражают, в том числе, суть и проявления души человека.
Храм – внутри нас.
Менора – внутри нас.
Масло – внутри нас.....
Свеча 5: Идентификация
Когда возникает духовный конфликт между системами, это позволяет глубже задуматься каждому носителю системы: что же нас определяет, чем мы отличаемся от наших оппонентов. Именно Ханука дает нам повод задуматься о сути еврейского подхода к миру. Что мы принесли миру? Что Вс-вышний вложил в понятие «еврейский народ»?
Интересно, что история говорит о двух этапах в греческом мировоззрении. Первый этап - языческая Греция с множеством богов на Олимпе. Ей противостоит еврейский монотеизм. Многобожие позволяет человеку оправдывать свои слабости, маневрируя между «интересами» богов. Еврейский монотеизм имеет мощную этическую составляющую, которая освящена Б-гом и системой Заповедей, мы рассматриваем их как данные Вс-вышним и развитые нашими мудрецами.
С другой стороны, более поздняя Греция является родиной науки и логики. И греки в своем мировоззрении не оставили места «чуду». Мы же, евреи, верим в то, что Вс-вышний управляет миром и, хотя законы мира функционируют, Б-г себя не ограничивает законами. И чудо с ханукальным кувшинчиком с маслом символизирует мир, в котором есть место чуду и в котором разум не отменяет веру и выстраивание глубинных отношений со Вс-вышним.
Свеча 6: Интегральная («Мы берем лучшее от них»)
В первой половине ХХ века еврейская мудрость обогатилась подходом рава Кука, который разработал теоретическую методологию, позволяющую евреям черпать ценные инструменты у других систем, сохраняя свою идентичность. Но сам процесс начался задолго до рава Кука. Еврейский народ смог интегрировать множество греческих наработок, «откошеровывая» их и одухотворяя.
Согласно мнению исследователей, способ глубинного комментирования еврейских текстов частично был заимствован из греческих методов анализа текста, в частности, гомеровских творений; каббалистическая система сфирот была заимствована из греческой философско-мистической системы эманаций, разработанной неоплатониками, а Рамбам ввел в иудаизм логические подходы, взятые у Аристотеля.
При этом связь между подходами евреев и греков отражает благословение из Торы, данное сыновьям Ноаха. Сказано, что «Яфет (греки) будет жить в шатрах Шема (евреи)», то есть мудрость «греческого типа» станет ресурсом, развивающем еврейскую мудрость.
Свеча 7: Антикризисная («На ошибках учимся»)
Зрелые системы проходят в своем процессе развития через кризисы. Этот процесс стимулирует появление новых аспектов, а также требует умения защищаться от «происков» сил, злоупотребляющих ситуацией. В истории Хануки была масса поучительных моментов, изучая которые мы можем многому научиться.
Свеча 8: Лидерская
Для серьезных процессов очень важно наличие достойных лидеров. В истории Хануки семейство Хашмонаим и, в частности, Йегуда Маккаби являлись ярким примером лидеров, которые вели народ к победе. Лидер должен брать на себя ответственность за народ и за ситуацию. Он должен быть готовым к принятию неординарных решений. Ханука напоминает об этом.
Желаю всем читателям, чтобы свет Хануки одухотворил нас и помогал в течение всего года быть достойными людьми и достойными евреями.Меир Брук, Бруклин