Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «хидуш»
Не по делу 2016-03-04 14:56:01
Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не разобравшись в ситуации, а потом окажется, что он был невиноват. Попросишь прощения, скажешь: "я не знал", а у самого кошки на сердце скребут, совесть мучает: надо же, как ошибся, некрасиво, в следующий раз буду осторожней. Один мой знакомый резко переживал, когда кто-то лез перед ним в очередь. Всегда устраивал "общественный контроль у кассы", отгонял всякого, кто, по его мнению, хочет проскочить "на незаконных основаниях". Наорал на пенсионера, а потом выяснилось, что тот вышел из очереди на минутку в туалет и вернулся. Мой знакомый после инцидента, узнав, в чем дело, извинился, но у старика случился приступ. Некрасивая история. Знакомый переживал, да теперь ничем не поможешь. Еще была история, когда один жилец дома устроил громкий скандал, "наехав" на семью, которая его якобы "затопила". После жуткой ругани оказалось, что виноваты были вовсе не соседи с верхнего этажа, а голуби, которые устроили гнездо в водосточной трубе, и с первыми дождями она засорилась, так что вода пошла сквозь стену, залив крикуна. Пришлось извиняться. Потом долго мирились. Теперь все хорошо, но, как говорят, горечь осталась. Учитель выгнал с урока мальчика, который, вместо того чтобы слушать урок, играл часами, нагло при этом улыбаясь. На замечание не реагировал, продолжая демонстрировать часики. Учитель выставил наглеца за дверь, а потом выяснилось, что часы были учительские. Он их потерял на перемене, мальчик нашел, теперь сидел и всем своим видом показывал, что часы не пропали, он их нашел и готов вернуть под общую радость класса. Ребе потом при всех попросил прощения за невоздержанность – но мальчик горько плакал! И как теперь починить ситуацию? Мы иногда делаем ошибки. Потом выясняется, что были неправы. Признаем свою вину – и делаем тшуву, пытаясь исправиться и не повторить ошибку. "Я не знал" – очень распространенный мотив наших исправлений. Как будто этот аргумент будет принять на Суде. Хотя чем не аргумент? Давайте подумаем, как человек делает тшуву в таких случаях. Если он скажет, что в следующий раз не будет обижать невиновных людей, это вряд ли поможет. Ибо как узнать, кто виновен, а кто не виновен? Совет не торопиться, быть сдержанным – годится не для каждого темперамента. Вряд ли кому помогут мои слова: не спеши и не горячись, сначала узнай, виноват ли данный персонаж, а потом вмешивайся и наводи порядок. Если я разрешил себе вмешиваться, то ошибок не избежать! Ведь как происходит тшува? Я извинился у того, кого незаслуженно задел. Объявил себе и Небесам, что так больше поступать не буду. Не стану обижать людей не по делу. А только по делу! – И снова нарвусь на ту же ошибку, снова мне под горячую руку подвернется случайный прохожий и мне придется просить прощение. Нет, придется объявить себе, что вообще не надо кричать – даже по делу! Только это может гарантировать неповторение неприятных моментов. Если сейчас мне скажут, что это очевидный вывод – кричать ни на кого не надо, у меня есть простое возражение: а я не о крике! У вас что, ни разу не было такого, когда вы сделали замечание, очень мягкое замечание человеку и при этом ошиблись, но он успел обидеться? Ни разу? Вот и не будем говорить другим неприятных слов, даже когда стопроцентно уверены в вине того, кто нам попался на пути борцов за правду и справедливость. И еще один важный момент. Как только я пообещал себе стараться впредь вести себя сдержанно во всех подобных ситуациях, не обижая никого – ни правого, ни виноватого, – все случаи моих будущих замечаний, когда я накричу и буду прав, получат статус нарушения и греха, так что тшува будет не засчитана. Вы слышите? Я буду прав – а окажусь преступником! Ехал автобус. Вдруг резко остановился и несколько пассажиров, стоящих в проходе, почти упали. Кто-то на водителя закричал, обвинив его в том, что ему хорошо дрова возить, а не людей. Но сидевшие на передних сидениях видели, что резкая остановка была вынужденной: ребенок выбежал на дорогу, и только реакция шофера сохранила ему жизнь. Теперь идите и извиняйтесь перед водителем за свои дрова! В любых обстоятельствах, когда мы видим как бы нерадивое поведение человека, возможно объяснение, согласно которому его поведение вовсе не нерадивое, а вполне объяснимое и вынужденное. Так что не будем торопиться во всех случаях. А если поторопились и сделали кому-то больно словами (или делами) – и оказалось, что мы таки были правы и он получил наш резкий укор по делу – расцениваем этот случай именно как свою ошибку. Иначе наша тшува по поводу всего, о чем мы говорим "я не знал", не будет принята Небесами[1]. "Я не знал" – пустая отговорка. Даже если знал и был уверен в том, что прав, – все равно веди себя так, чтобы не было потом мучительно больно. Ни тебе, ни людям. Не обижаем даже нарушителей. А если кому не терпится воспитывать других, то пусть учится делать это профессионально, без обид. Или молчит в тряпочку. [1] Здесь есть еще один интересный момент. Если я сделал тшуву ради любви к Творцу, то мое плохое дело оценивается как добрый поступок, это известно. Минус переворачивается в плюс. И как только я объявил свои крики в адрес других людей – даже по делу – ошибками, в которых я искренне раскаиваюсь, то все такие дела "переворачиваются". Чего не было бы, если я б раскаивался лишь в том, когда "обидел не по делу". Я понятно написал? Времени нет, скоро суббота.
Тэги: еврейская, мусар, пятигорский, реувен, хидуш, этика
Билам 2015-07-06 00:44:24
автор текста: рав Пятигорский ( ...
+ развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав Пятигорский (Иерусалим) Поехал Билам проклинать евреев, но встал ангел на дороге и не давал биламовой ослице проехать. Так мы читаем текст: ангел мешал Биламу, потому что тот задумал сделать зло праведному народу. Все понятно, но так ли было на самом деле? Смотрите, после всех диалогов человека с ослицей, после избиения бедного животного, ангел появился в визуальной плоти, открылся воочию и повторил слова Всевышнего, сказанные раньше: езжай, но говорить будешь лишь то, что Я тебе скажу. Так ведь то же самое ангел мог сообщить Биламу и без садистской мизансцены на узкой дороге. Все равно в конце концов разрешил! На самом деле, конечно, никакому Биламу ангел не мешал. Он мешал ослице, а не человеку. Человеку он дал полную свободу действий. При этом даже указание говорить лишь то, что скажут с небес, оставляет широкое поле для маневров. Важны не только слова, но и намерение, смысл слов, их интонация. Можно произнести один и тот же текст серьезно, а можно с издевкой, со злой иронией – чтобы вызвать противоположную реакцию. Чем Билам и воспользовался. Другое дело, что его сделали магнитофоном "Яуза", лишив собственного языка и вложив в него запись крупнейшего в еврейской истории благословения. Тогда зачем ангел не давал дорогу ослице? Чтобы показать Биламу, что в мире, кроме его желаний, есть много персонажей и у них тоже полно желаний, не все из которых исполняются. Даже у фауны есть свои стремления и планы на ближайшую жизнь! Твоя ослица, понукаемая тобой, хочет пройти – а ей не дают. То же самое с тобой: ты хочешь сказать проклятие – а тебе не дадут. Смирись с этим, так устроен мир! Короче, это послание не злодеям-пророкам и их ослам, а нам с вами. Знайте, что окружающий мир надежно защищен от пагубного действия наших планов, желаний и расчетов. Хорошее, может быть, реализуется. Плохое пройдет через фильтр проверки и будет отвергнуто. Хотя порой не сразу. И даже если злу будет дано свершится, оно вернется бумерангом к исполнителю и кроме наказания он никакого другого "удовлетворения" от содеянного не получит. Ангел помешал ослу, а злодею была дана зеленая улица. Уж лучше быть ослом, чем злодеем. ** Принято считать, будто Билам повторил слова, переданные ему с небес. Свою заготовку он "озвучить" не смог – рот свело, мозги отключились. Есть даже тексты, в которых приводится как бы оригинал проклятия, сочиненного злым пророком. Но есть ли нужда в таких текстах? Возможно, Билам сказал именно то, что задумал, слово в слово. Вот только его намерение, "кавана", было другим. Не тем, что обычно сопровождают благословения. Билам мог рассуждать так. Евреи уже совершили много ошибок. Всевышний даже собирался их уничтожить. Значит, сделаем так: поднимем планку их праведности – чтобы с них было спрошено как с полных праведников. Тогда любое нарушение наказывается по более строгой мере, нежели проступок обычных людей-неправедников. Но не получилось! Планка Биламом была поднята на недосягаемую высоту – а евреев не наказали, хотя прегрешений у них, и правда, было много. Почему? Потому что уже было сказано: "проклинающих тебя прокляну". Но согласитесь, нельзя отказать Биламу в смелости попытки! ** Проклятие злодея обернулось народу-праведнику благословением. Это такое правило: если тебя проклинает злодей – знай, что в твой адрес только что сказали благословение. Если ты праведник, конечно. Ну так старайся быть праведником! А что с проклятием из уст праведника? Чтобы долго не говорить, давайте приведем таблицу. Таблица 1. Один проклял другого. Во что превращается проклятие для этого другого?
проклятие |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
нейтрализуется* |
благословение |
Из уст праведника |
проклятие |
нейтрализуется** |
* Это наказание для злодея, который проклинает: "никого не проклинай". Ты лишен права влиять на мир. ** Это действие правила: "проклинающего тебя прокляну". Но заслуга праведника (который проклинает) нейтрализует его ошибку. Хотя лучше бы ему больше ее не повторять. Иначе перейдет из категории праведников в категорию заурядных злодеев. А что с простыми людьми? Поскольку простой человек, по определению Рамбама, наполовину грешен, наполовину праведен, то и действие проклятия в его адрес представляет собой микс из того, что указано в таблице. Есть еще и такая диспозиция: что происходит с самим проклинающим? Таблица 2. Один проклял другого. Во что превращается проклятие для него самого?
проклятие |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
нейтральное действие |
проклятие для него самого |
Из уст праведника |
нейтральное действие |
проклятие для него самого |
Но это с проклятиями. А что с благословениями? Таблица 3. Один благословил другого. Во что превращается благословение для этого другого?
благословение |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
проклятие |
благословение |
Из уст праведника |
нейтрализуется* |
благословение |
* Действие правила: "не проклинай". Потому что даже у злодея могут быть заслуги праотцев. Тем более, если он еврей. Даже пояснять не надо, настолько все очевидно. Кстати, о благословениях и проклятиях уже писалось.
Тэги: недельный, пятигорский, рав, раздел, тора, хидуш
Все, что вы хотели спросить о фараоне, да было недосуг 2015-04-06 21:51:56
автор текста: рав Пятигорский + развернуть текст сохранённая копия
автор текста: рав Пятигорский Этот пост написан заранее – потому что в дни Песаха евреи Торы не пишут без крайней надобности, а на сайте Толдот работают евреи Торы, так что. На Седере говорят о фараоне, он как бы присутствует незримо. Правда, человеческим лицом этот персонаж еврейской истории так и не обзавелся, оставшись схемкой, обрисованной по контору, тем, кто пугает детей. Ну так ведь и испуг-то относительный: тиран, из-за упрямства которого Египет перенес десять экологических катастроф, вроде мало чему может нас научить, верно? Этакое бесполезное для дидактики мировое зло. Тем не менее, найти в себе затаившегося и вполне конкретного фараона не так уж трудно. Предлагаю лишь один проект использования. И поверьте, их может бытьнесколько. Смотрите. Странный человек. Проявил настойчивость идиота: десять раз отказал евреям в исходе – и десять раз словил тяжелейшие удары. Если бы мог им противостоять – понятно. Но ведь не смог же? Тогда почему? Откуда такая упрямая злоба? Мы бы и то, сподобившись до такой роли в школьном театре, быстро сообразили, что тактику надо менять. Кстати, после какого удара, вы на его месте пришли бы к нужному выводу? Я после третьего, а вы? Еще маленькое отступление. Примерить к себе качества неудачников Танаха иногда полезно. На моей памяти ни разу никто из учеников нашего урока не сознался, что повторил бы проступок Хавы, которую соблазнил змей, менеджер по фруктовым распродажам. Каждая из присутствующих женщин была уверена, что ее бы змей не провел. А мужчины бы не убили Эвеля! И Лот, зашедший на наш урок, ни за что бы не переехал на ПМЖ в Сдом. И масса других поучительных примеров, которые свидетельствуют, что мы живем в эпоху исключительной праведности. Но это так, мимолетное замечание. Возвращаемся к фараону. Согласитесь, среди нас таких упертых уже не встретишь. А ведь если отказаться от мысли, что он был умственно отсталым, то почему не отпускал евреев? Почему упрямо шел к смерти в ситуации, когда ему еще были предложены жизнь и процветание? Ответ: не был он идиотом. И поступил так, как обязан был поступить на его месте любой. В том числе и мы с вами, если б в жизни дослужили до такого государственного уровня. В самом начале хартумим (члены Академии наук Древнего Египта, академики-колдуны) ему предсказали, что родился тот, кто низвергнет и его, и страну Египта. Но есть один способ противостоять напасти. Какой? Новорожденному предречена погибель от воды – вот и обезвредить его и его банду можно только водой. Отсюда возник проект "еврейских младенцев – в воду". Академики не ошибались. Никогда! С рекомендациями было сложнее, но их пророчества всегда сбывались, об этом говорит Мидраш, которому у нас нет оснований не доверять. Моше и погиб в конце концов из-за воды, об этом все знают. Но можно ли было остановить евреев водой? – Остановить? Нет. Но спасти себя водой – спокойно! Надо было только не лезть всей армией в расступившееся море. Никто египтян туда силой не загонял. Тем временем остается вопрос – зачем упрямо отказывался отпустить евреев? Ответ: так у него же не было выбора! Академики ясно сказали: Моше погибнет раньше, чем исполнит задачу своей жизни (так и случилось, в Страну не вошел). Но будет перед смертью тебе угрожать – десятью казнями. И ты обязан выстоять! Держись и крепись – победа будет за тобой. Победа на море! Вот фараон и понял: его ждет победа физического уничтожения рабов. А на самом деле нужна была победа над своей любовью к идолам – на берегу надо было распрощаться и повернуть домой. Так понял египетский владыка свою задачу еще до моря: крепи свое сердце, фараон, не поддавайся! Вот он и держался. Не отпускал Моше и евреев! Трясся от страха, но всегда находил в себе силу духа, проявлял геройство, стоял до последнего. Короче говоря, выдержал главное испытание своей жизни – как спортсмен, упавший на трассе, но нашедший в себе силы ползти к финишу, чем сорвал на трибунах аплодисменты зрителей и славу в альбомах старых кинохроник. Такая картина не забывается. Слава фараону, победителю-марафонцу, он не сдался, ура! Итак, соображение об исключительной умственной недостаточности правителя Египта отпало. Но чему это нас учит? Фараон, не отпуская евреев, мучил их. Он проявил себя садистом, извергом, палачом. В этом все дело! Каждый раз, когда кто-то обижает другого человека, он проявляет в себе качество палача. И если при этом полагает, будто прав, будто свою воспитательную работу ему надо продолжить, будто, несмотря на все неприятности, связанные с экзекуцией, ему следует настоять на своем, но цели добиться – это и называется "фараон". Родитель поставил своему ребенку условие, скажем: "не соберешь игрушки, не будет тебе сказки на ночь". И ребенок этого условия не выполнил – не собрал! Что теперь делать? Рассказать сказку означает, сознаться в слабости, в следующий раз ребенок, уж точно, ничего не соберет. Не рассказать сказку, то есть исполнить угрозу – это уже равноценно проявлению известной доли жестокости. Ведь мы произнесли угрозу не для того, чтобы исполнить, а чтобы ребенок собрал игрушки, верно? На самом деле решение лежит не за морем, и не на небе оно. Просто не будем в следующий раз угрожать, то есть, извините, выставлять условия. Иначе попадем в ситуацию фараона: понимаем, что лучше не обижать ребенка, но не можем не обидеть. Ему ведь положено наказание! Еще пример беспробудного фараонства. Дочь с семьей иногда приезжает к родителям на день-два погостить. Что не нравится тестю – зять никогда утром, выйдя из спальни, не скажет "здравствуйте", "как спалось?" и прочие нужные по утрам слова. Так его приучили в его семье. Там со своими не здоровались. Пройдет бурундуком в ванную и не улыбнется со сна. И вот начал тесть понемногу за это грызть зятя, а заодно дочь, чтобы мужа воспитала. А зять невиноват, его просто не научили! И теперь все реже они появляются у гостеприимных родителей дочери. Кому охота гостить у фараона? Можно привести еще массу примеров, более доходчивых и очевидных. Главное здесь то, что (1) формально фараон прав, (2) он учит-наказывает-настаивает сознательно и благодаря собственной идее, (3) он не уступит в своем раже! На самом деле можно и даже нужно учить и воспитывать других. Но не обижая их! Ибо Тора запрещает обижать людей. Даже своих детей, даже своего зятя – даже по делу! И только если человек открыто нарушает запрет Торы (во вменяемом возрасте), причем знает, что нарушает, причем предупрежден, причем есть надежда, что исправится – и куча других оговорок, – вот только тогда можно хоть 200 раз сказать этому еврею: Федя, ты не прав. Но только тогда и при еще немалом количестве оговорок. Все по Рамбаму! Фараон на несоблюдении этих правил и оговорок обломился. Ну так поступим как умные ученики: не повторим его ошибок. Кosheren & freilichen Pessakh! Комментарии до окончания праздника не открываются, даже если будут.
Тэги: мусар, праздники, пятигорский, рав, хидуш
Главная / Главные темы / Тэг «хидуш»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|