С Ольгой мы знакомы почти двадцать лет, с Элеонорой, ее мамой, значит, ненамного меньше. Помню, как она меня жарко приглашала поехать в Переяславский музей под открытым небом, чистосердечно заманивая пряником: лично познакомить с удивительной личностью -- Михаилом Ивановичем Сикорским, основателем музейного дела Переяслава (не для слова: под его руководством создано в небольшом городе, -- пусть и великим историей, но сколько таких городков на карте моей страны, -- больше двух десятков музеев), бессменным с 1951 по 2008 гг., на минуточку -- 57 лет (!), директором Переяславского скансена, человеком невероятной харизмы и великой преданности своему делу.
Но, знаете, по молодости все важное почему-то откладываешь на потом, по молодости, или, все же, по глупости лет, как-то по-другому расставляются приоритеты: вначале срочное, а важное -- успеется. В общем, не успелось, в 2011 за две недели до своего 88-летия Сикорский ушел из жизни. Но дело его живет, и лично мне, посетившей, наконец-то, в день мира, труда и мая Переяслав, искренне хотелось, чтобы дело Михаила Ивановича, не смотря на все наши государственные геморрои мозга, жило как можно дольше. И дело даже не в труде Сикорского, отдавшего всю свою долгую жизнь служению музейному делу, отрекшегося, как монах, от семьи и личной жизни, имевшего всю жизнь в своем гардеробе (пардон, за такие уж приземленные подробности) один поношенный костюм и истоптанные туфли, что часто ставилось ему в пику всякими надутыми начальниками на различных мероприятиях, которые посещал по делу службы нередко, дело не в том, что все свои честно заработанные деньги он вкладывал в пополнение музейного фонда, хотя, это тоже не так уж и мало, а дело в том, что отречься от истории своего народа, какая бы она не была, и нравится она сегодня живущим или вовсе не нравится, отречься от истории своих отцов и дедов, отречься от своего детства -- это, значит, отречься от себя.
Возможно, кто-то и готов, скорее, многие нынче уже готовы, а я вот нет, поэтому, и пишу, поэтому, и тщательно отбираю среди многий первомайский фотографий соль и хлеб, потому, что, если будет соль и хлеб -- будет и жизнь, а масло, знаете ли, добудем, притчу про лягушку и крынку молока, пожалуй, все знают.
А теперь, кому интересно, айда за мной в музей!
На сегодняшний день в составе Национального историко-этнографический заповедника "Переяслав" (такое у него официальное название) работает 24 тематических музея, большинство из них расположено в старинных архитектурных объектах, перенесенных сюда со всего Приднепровья.
Что касается количества украинских скансенов, то, как говорится, мнения ученых-этнографов и ученых местами разошлись. Лично я была в пяти крупных (Киев, Львов, Ужгород, Черновцы и Переяслав) и в одном меньшего масштаба (Колочава), так вот, Переяслав, и это я заявляю без пафоса, не похож ни на один из них. И это отличие заключается, как в изначальном подходе на официальном уровне, так и в подходе самих служителей музейного комплекса. Мы вот жители волшебной страны ОЗ часто шутим, что медицина -- это дорогое хобби. Они, эти музейные, дышат тем же воздухом, что и мы, один в один. Каждый музей имеет свою хранительницу, которая там и волшебница, и фокусник, и проводник, и побелить-покрасить и огород, если прилагается, возделать (сама видела своими очами).
А теперь от общего к частному легкой майской походкой.
Музей хлеба.
Открыт в 1984 г. Представленная экспозиция от сохи до трактора мумифицирована прошлым веком. Если бы не чисто побеленная по весне хата селянина-хлебороба, да покрашенные той краской, что от ставень осталась ("шоб нэ пропала!"), фигуристые скульптуры колхозниц 50-х ("в теле" -- значит, здорова, здорова (большая) -- это не размер, а признак сытой жизни),
могло бы показаться, что машина времени уже изобретена, а ты, возможно, ее предпоследний пассажир.
А, может быть, этот агрегат, произведенный в дореволюционном Елизаветграде (нынешний Кировоград) на одном из крупнейших в Европе заводе сельскохозяйственных машин братьев Роберта и Томаса Эльворти, и есть машина времени?
АН-2, в народе -- "кукурузник", советский самолет сельскохозяйственной авиации. Сельскохозяйственная авиация давно ушла в небытие вместе с СССР, и ее ветеран уже давно не бороздит воздушные просторы, но умирает гордо -- стоя.
И, если для нынешнего поколения молодых с горящим взором "кукурузник" -- артефакт, то для меня он неотъемлемая часть истории моей страны и моей личной истории. В далекой юности я училась водить машину на аэродроме, где базировались эти маневренные бипланы, отец дружил с пилотами, и пока они мило общались, я вечерами рассекала по взлетной полосе на вишневой девятке. А на окончание школы мне был сделан по-настоящему в то время царский подарок: полет на месте второго пилота. Вот уже почти четверть века прошло, а я до сих пор помню свой клокочущий восторг от ощущения, что вот она -- моя новая просторная жизнь начинается, и я в нее врываюсь громко, с грохотом и ревом, и вот это юношеское, когда кажется, что все дали -- твои, только руку протяни, и да, черт побери, все тебе по плечу.
Кстати, самолет АН-2, разработанный в Киеве советским конструктором Олегом Антоновым (первый полет -- 31 августа 1947 года), был занесен в книгу Рекордов Гиннеса как самый долго эксплуатируемый в мире самолет (65 лет), ведь этот одномоторный биплан широко эксплуатировался не только в сельском хозяйстве, но и для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Те, кто видел олимпийского мишку, наверное, еще помнят как быстро и за небольшие деньги можно было добраться из одного областного центра в другой, а порой даже и в район или поселок. К примеру, в 1984 году между крымским курортным поселком Межводным, где мы в тот год отдыхали с родителями, в Симферополь было целых четыре рейса.
Кладбище послевоенной техники. Ощущение, честно говоря, у меня оставило тягостное, без надлежащего ухода старички рассыпаются.
Внутри музея законсервировано время
и карта страны, которой давно уж нет.
На этом попрощаемся с Музеем хлеба и под крыльями молоденьких "самолетиков" отправимся гулять дальше, дальше будет бодрее и веселее -- обещаю!
(продолжение следует)