Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Lisa Fonssagrieves-Penn - балерина, муза и модель.2012-02-21 07:02:01+ развернуть текст сохранённая копия Лиза Фонссагривс - первая мировая супермодель.Ее лицо было таким же узнаваемым, как лица суперзвезд Голливуда типа Греты Гарбо, Олдри Хепберн, Джины Лолобриджиды, Мэрилин Монро...Лиза Бриджитте Бернстон, в замужестве Фонссагривс, была живой легендой, очень талантливым человеком, необыкновенно красивой женщиной, и совершенно уникальной фотомоделью. Эта женщина - выдающаяся, не похожая ни на кого, очень талантливая и первая в мире, получившая "титул" супермодели. Приставку - "супер" - перед словом "модель" никто никогда не употреблял, пока не появилась Лиза Фонссаргривс. Лиза Фонссаргривс прожила довольно долгую жизнь - она родилась в 1911 году, а умерла в 1992-м. Но самое интересное, что и как модели ее век был очень длинным - больше двадцати лет, что совершенно не свойственно современным скороспелым "моделькам", совершенно безликим, которыми заполнены все журналы и которые появляются и исчезают в мгновение ока. Лиза Фонссаргривс продолжала сниматься, даже когда ей перевалило за пятьдесят. Точнее, ее жаждали снимать - и снимали. Американские журналы называли Лизу "малышкой на миллиард", "прекрасной небожительницей", "невероятной Лизой" и еще кучей других эпитетов. Чего стоит тот факт, что Лиза Фонссаргривс буквально не сходила с обложки самого популярного модного журнала "Vogue", а общее количество ее фотосессий для этого журнала перевалило за двести! Такого количества фотосессий не было ни у кого. Именно Лиза снята на ту знаменитую обложку, где название журнала составлено из женских фигурок. Можно смело сказать и больше: своей бешеной популярностью этот журнал обязан именно Лизе Фонссаргривс. Печатали ее фотографии и в "Harper's Bazaar" - еще одном очень популярном модном журнале, в "Time", в "Vanity Fair", "Town & Country", "Life" и многих других. С ней работали самые известные фотографы своего времени: Георг Хорст, Эрвин Блуменфельд, Хойнинген-Хьюен, Мэн Рэй, Жан Мораль, Платт Лайнс, Ричард Эйведон, Ирвин Пенн... Родилась Лиза Бернстон в Швеции, в маленьком городке Веста-Геталанд 17 мая 1911 года в обычной семье портнихи и дантиста. Девочка с детства очень любила танцевать, увлекалась балетом, и мать не только не запрещала ей это, но и поощряла эти занятия. Однако увлечение увлечением, но надо было подумать о дальнейшей жизни, и родители решили,что самое полезное для женщины - научиться хорошо готовить, удачно выйти замуж и вести чинную жизнь почтенной домохозяйки. Они отдали Лизу в школу поварского искусства, из которой девушка благополучно сбежала. Она не разделяла планов родителей относительно своей жизни. Это была ее жизнь, и строить ее она решила самостоятельно. Впрочем, Лиза сбежала не только из поварской школы, но и из Швеции. В начале 30-х годов Лиза Бернстон переезжает в Париж, и, конечно, не бросает занятий танцами. В принципе, из-за того, чтобы ими заниматься, она и уехала из родного городка. Она активно занимается, берет частные уроки, выступает в мелких балетных труппах. В 1935 году она выходит замуж за своего партнера - Фернана Фонссагривса. Это был обычный брак, основанный на взаимном чувстве, общих интересах, и, может быть, ее жизнь - жизнь неизвестной балерины, нормальной замужней женщины, потекла бы дальше незаметно и банально, если бы не вмешался его величество Случай. Лиза возвращалась домой с очередного урока танцев, вошла в лифт с неким мужчиной и... незаметно с ним разговорилась. Этот человек, опытным взглядом мгновенно оценив ее внешность, предложил ей приработок - работу моделью. Этим посланником судьбы оказался знаменитый в те годы фотограф Вилли Мейвальд. Ему нужна была девушка, которая могла бы достойно продемонстрировать шляпки. По его задумкам, важно было не только красивое лицо модели, но и ее фигура, ее умение двигаться, ее шарм и обаяние. Лиза, не долго думая, согласилась. Так, просто и обыкновенно, и началась ее карьера модели. Потом, через несколько лет, в одном из интервью, которых было огромное количество, Лиза вспоминала тот случай: "Я ужасно смутилась, но была польщена". Во время показа шляпок было сделано несколько фотографий, которые неревнивый и здравомыслящий муж наудачу отнес в журнал "Vogue". Фотографии понравились, но это были обычные любительские фотографии, и была назначена еще одна, на этот раз профессиональная съемка. Проводил ее сам Георг Хорст, и в 1936 году фотографии Лизы Фонссагривс впервые появились в журнале. Впоследствии Хорст неоднократно вспоминал в различных интервью первые дни работы с будущей знаменитостью:"На той первой съемке она вся дрожала от страха, была зажата и скованна". Однако скованность быстро прошла, ведь Лиза была практически профессиональной танцовщицей, привыкла к сцене и с успехом применила в фотостудии свои навыки артистки. "Все движения, которые я делала, были взяты из танцев. Я отлично контролировала себя. По сути, то, чем я занималась, было "неподвижным танцем", - делилась в интервью Лиза. Георг Хорст рассказывал, что Лиза по его просьбе, будучи очень ответственным человеком, стала посещать Лувр, изучать статуи и портреты, чтобы научиться изящно сидеть, спокойно, раскованно стоять, правильно держать руки, голову и улыбаться. Как вспоминала впоследствии великая модель, эти походы ей очень помогли. Супруги вели весьма активный образ жизни, много путешествовали. К тому времени Фернан Фонссагривс был вынужден расстаться с карьерой танцовщика, так как поврежденная во время несчастного случая спина не позволяла ему больше профессионально танцевать. Фонссагривс, который и раньше увлекался фотографией, переквалифицировался после травмы в профессионального фотографа. У него был недорогой и достаточно простенький аппарат "Брауни", но пользовался он им умело и снимал Лизу постоянно, во всех путешествиях: вот она загорает нагишом, вот она катается на лыжах или на каноэ, вот танцует, а вот просто задумалась, глядя на цветок. Эти фотографии Фернан стал рассылать в модные журналы, и там они были очень быстро оценены по достоинству (что лишний раз доказывает, что главное у фотографа - не камера, а умение видеть "картинку" и хорошая модель). Фернан даже удивлялся, когда, по его выражению, "деньги посыпались со всех сторон". Благодаря этим фотографиям и предприимчивости своего мужа Лиза очень быстро стала самой востребованной фотомоделью в Париже. В 1937 году Эрвин Блуменфельд сделал свой знаменитый снимок Лизы, балансирующей на балке Эйфелевой башни. Как Лиза впоследствии вспоминала, ей было очень страшно, был сильный ветер, который парусил ее широкое летящее платье. Но именно такого эффекта раздувшегося от ветра платья и добивался прославленный фотохудожник. Лиза сжала себя в кулак, и фотосессия вышла на славу. Другой известный фотограф, Жан Мораль, увидев это экстремальное фото, решил пойти еще дальше и сфотографировал ее прыгающей с парашютом. С 1939 года Лиза - главная модель "Vogue", ее продолжал снимать Георг Хорст, делая очень нестандартные и красивейшие фотографии в стиле "ню" - в обнаженном виде. "У Лизы одно из самых красивых тел, которые я когда-либо видел", - с восхищением говорил он. Если вы посмотрите на эти фотографии, то вы увидите, что в них нет никакой пошлости, никакого желания раздеть женщину ради привлечения к журналу вульгарной публики, падкой до "клубнички". Ее "ню" - это шедевры светописи, потому что именно грамотно выставленный свет - наряду с совершенством модели - и создает образ, которым восхищаются все. На этих снимках Лиза, как это ни парадоксально звучит, "одета" в самую разнообразную тень - то от ажурной решетки, то от замысловатого забора, то скрыта за струнами арфы или широкими полями шляпы... Свет и тень на этих фото являются героями наряду с самой Лизой.Эти фотографии стали настоящей классикой фотоискусства. В 1950 году супруги Фонссагривс решили побывать в Европе, они соскучились по родине, но судьбе было угодно распорядиться так, что им пришлось задержаться там на три месяца, так как их дочь Миа заболела ревматизмом. Фернану пришлось закрыть свою американскую фотостудию. К великому сожалению, это было началом конца. И супруги расстались. Фернан, испанец по происхождению, вернулся на родину и там стал весьма известным скульптором. А Лиза тотчас же вернулась в Америку и довольно быстро вышла замуж за Ирвина Пенна, который был моложе ее на шесть лет и который ее буквально обожал. "Она уважала его, а он ее любил, - разоткровенничался в интервью Фернан Фонссагривс. - Паника быстро прошла. Мы остались друзьями. У нас была чудесная дочь, и нам хватило ума не превращать ее жизнь в трагедию". Всю свою сознательную жизнь окруженная талантливыми фотографами Лиза и сама попробовала заниматься фотографией, оборудовала фотолабораторию. На этом поприще она даже достигла определенных успехов, но забросила это дело, когда поняла, что беременна своим вторым ребенком. Родился сын, которого назвали Томом. Фотолаборатория превратилась в детскую, но Лиза не жалела. При всей своей известности она не была "небожительницей" в прямом смысле слова, она была, прежде всего, женщиной и считала, что материнство - это главное. При этом она умудрилась сохранить отличную фигуру после рождения двух детей. Своей фигурой она могла гордиться и в старости. Несмотря на рождение сына, ее карьера фотомодели продолжалась аж до конца 50-х годов. Потом она стала вести обычную жизнь счастливой в замужестве женщины, хотя могла бы сниматься еще лет пять-десять, потому что предложения от журналов продолжали поступать. С Ирвином Пенном она прожила до самой своей смерти в доме в центре Лонг-Айленда. Ирвин Пенн, один из самых гениальных фотографов ХХ века, любил ее до своих последних дней (он скончался совсем недавно), Лиза продолжала оставаться его музой до самого конца. Он продолжал снимать ее "для себя" - в доме, на прогулке, с детьми... Лиза Фонссагривс-Пенн была спокойна и счастлива. "Если бы мне пришлось прожить жизнь заново, я бы ничего не стала менять", - сказала она в одном интервью на закате своих дней. Лиза... Легенда при жизни, иллюзия. Роскошная модель и женщина. Именно образ Лизы вдохновил создателей эксклюзивной куклы с налетом ретро под названием "Pivoine Valia", которая вышла пока ограниченным тиражом - из-за своей стоимости, но обещает затмить собой Барби. То, что модель типа Лизы Фонсагривс - это ступень в познании мира моды, мира культуры, очень хорошо понимали устроители очередной грандиозной выставки, прошедшей несколько лет назад в прославленном Институте костюма Нью-йоркского музея "Метрополитен" и называвшейся "Модели как музы". Ее девизом стали слова Джорджио Армани: "Модели и мода - это зеркало, в котором отражается общество и его культура". Особое место на выставке заняли фотоработы Ирвина Пенна. Этот великий фотохудожник журнала "Vogue" как бы заново знакомит зрителей со звездами модельного искусства, воплощающими эстетику послевоенного поколения, идеализируя ее. Очень много места среди его работ устроители выставки отдали фотографиям Лизы Фонссагривс, на которых она создает совершенно не похожие друг на друга образы - то одинокой женщины, каких немало было после войны, то роковой женщины, то эдакой задумчивой грешницы. Ей было все по плечу, этой невероятной женщине! О.БУЛАНОВА музыка: David Hicken - Alberich Тэги: балет, женский, женщина, жзл, мода, музыка, образ, фотография, хореография ~The Red Shoes~...film about a ballet dancer...~1948~2012-02-20 18:56:44... , отвечал и за хореографию). Все они исполняли ... + развернуть текст сохранённая копия Это цитата сообщения My_breathing Оригинальное сообщение
Тэги: балет, видео, хореография, цитата Aivis Ilsters. Ритмичных завитков скольженье и на воде, и в вышине...2012-02-17 07:30:02+ развернуть текст сохранённая копия Арабеска Неуловимой грации печать в улыбке, в каждом выраженье. Уже готова кисть начать! Как дуновенье - линии движенье. Холста сияющая гладь так лаконична, мягко напряженье зефиров дующих, и легкой ткани взлет. Ритмичных завитков скольженье и на воде, и в вышине, в отточенной штрихом волне. И то деталей сопряженье, и тот во всем геометричный строй, которому своей капризною игрой и ветер невзначай поможет, когда, порхая, множит цветы, и птиц, и мотыльковый рой. А на холсте, в пространстве нерушимом, из танца линий рождены, танцуют спутницы весны на радость херувимам и серафимам, чьи хоры с вышины зовет молиться грегорианского архангела десница, и хрупкой грации печать в улыбке, в каждом выраженье, и как дыханье - линии движенье, и полотна сверкающая гладь, и тот же ритм и чувство меры в прозрачно-бледной наготе Венеры. Рафаэль Альберти(с) Автор фотографий - Aivis Ilsters, проживающий в Латвии. О своем творчестве он говорит так: Я получил свою первую камеру, когда мне было 7 лет и с тех пор никогда не оставлял ее. Фотография всегда была только в качестве хобби для меня, так как я никогда не мог позволить себе бесчисленные рулоны пленки или лучшие камеры и линзы. Цифровая эра открыла широкие возможности для меня, для захвата света, для того,что я не мог себе позволить делать до этого с пленочной камеры. В последнее время мне очень понравилось делать фотографии в танце, в них можно отразить эмоции и мастерство людей. И мне это особенно интересно потому что я сам когда-то был танцором, поэтому могу делать более осознанные фотографии на основе своего опыта. Тэги: арт, балет, женский, женщина, музыка, образ, поэзия, природа, танец, фотография, хореография Повседневная жизнь балерин Русского Императорского театра2012-02-13 18:36:00... стихи, преподносили драгоценности, хореографы специально для них ... + развернуть текст сохранённая копия Это цитата сообщения My_breathing Оригинальное сообщение
Ольга Спесивцева в партии Жизели Спустя десятилетие Спесивцева, покорившая всех своим исполнением партии Жизели на сцене петербургского Мариинского театра, занесла в дневник обжигающие слова: «Какими слезами плачет душа? .. Не от танцев помрешь, а оставишь их - и ничего не будет, и ты ничья, и от тебя, и тебе. Я знаю, что нужно для искреннего искусства, жизнь нужна, а ее нет: экономический вопрос, сколько борьбы с ним? Горесть высоко, высоко поднимается, а слезки маленькие, маленькие. Одной себя не хватает, сил мало. Полумертвой живешь ... » По ночам она писала стихи: Дни так летучи, ночи так светлы, Но мучает тоска, не отпуская, Хотела бы молиться, не могу, Тревожно на сердце, а хочется покоя! Танец Жизели у Спесивцевой был как слеза чистым и печальным. «Астральным», добавили бы ее современники. Мастерство Федоровой, мерцавшее во всех созданных ею ролях «отблеском загробного света» , в старинном спектакле явило полную ужаса пластику. Не случайно именно к этому образу она очень долго не решалась подступиться, поскольку хотела показать не грезу, не легкий призрак, а настоящую покойницу, более того, ведьму. Поэтому традиционные пышные тюники Жизели артистка заменила на саван, гримироваться же собиралась «под вампира» . Балетные завсегдатаи пожимали плечами: «Зачем такие леденящие подробности? Им нет места среди привычных балетных условностей!» И всё же у Спесивцевой и Федоровой Жизели оказались разными, потому что несхожим было их отношение к классическому танцу. Первая, утонченным обликом напоминавшая восточную Пери, поражала совершенным изяществом своих образцовых па. Музыкальный критик Валериан Богданов-Березовский, аккомпаниатор Ольги Александровны во время ее индивидуальных экзерсисов, писал: «Почти неправдоподобной по легкости была ее элевация, почти силуэтными - призрачные профильные и анфасные движения по сцене. Когда она медленно восставала из могилы, застенчиво приближалась к повелительнице виллис и, оживая, чертила круги на одной ноге по планшету сцены, другой ногой простираясь в летучем арабеске, это казалось сновидением, чем-то, по силе выразительности лежащим за пределами возможного». Вторая сторонилась и даже опасалась классического балета, всю себя отдавала характерным ролям. "Всё, что не могла достичь техникой, доделывала игрой", - вспоминала танцовщица М. Н. Горшкова, считавшая Федорову по дарованию скорее драматической актрисой. Цыганка по крови, балерина потрясала своим рыдающим искусством, наполненным интонациями московского жестокого романса, где нет полутонов и деликатно выраженных чувств, а всё пронизано тревогой и отчаянием от неизбежного трагического финала любви. Она не представляла, как можно выражать академическим языком танца открытые проявления страсти, а потому в 1906 году прямо заявила режиссеру балетной труппы Большого театра Павлу Кандаурову, что «признает себя совершенно не в состоянии нести классический репертуар и отказывается считать себя классической танцовщицей» . Судя по отзывам зрителей, Спесивцева наделена была свойствами ангельскими, Федорова - дьявольскими, а воплощение их требует нечеловеческих сил. Потому, глядя на обеих балерин, публика испытывала « почти мистический ужас» , а за кулисами они отличались двойственностью натуры. В повседневности замкнутая и застенчивая Федорова всех близких поражала душевной смутой. Она оказалась захваченной модным в начале: ХХ столетия течением мистицизма с культом Сатаны. В ее до болезненности впечатлительной натуре расцветала та злая энергия, которая выплескивалась в темпераментных, предельно выразительных танцах. Путь к совершенству через Бога балерина отринула как невозможную, по ее мнению, затею: она не верила в возможность достичь звезд через тернии. Зато Федорову необыкновенно влекло стремление кдьявольскому произволу с быстрым и ошеломляющим результатом. Она не страшилась тяжел ой расплаты, даже прибл ижала этот час. Современники сравнивали ее с неистовой менадой, "от дикого вдохновения которой в балетную труппу словно вселялся бес". Поэт Вячеслав Иванов писал: «У Федоровой два лика. Один внешний, часто повторяющийся в ее выступлениях, почти тот, за кого ее многие привыкли считать. Это Федорова скачущая, необычайно экспрессивная - в танцах египетских, индийских, цыганских, испанских. Но нужно сказать прямо - это не настоящая Федорова ... Это ее официальная дань современному балету. Дневная Федорова, скрывающая свою тайну. Есть другая Федорова. Почти неподвижная, как бы дремлющая. Но там, в глубине, вспыхивают какие-то зарницы, молнии пробегают во мраке. Чуть заметные движения. Всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. И вдруг, догадываясь, испуганный, я восклицаю: О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! И не в состоянии сопротивляться, отдаюсь ее обаянию.Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью умеет развязывать эта заклинательница. Ее область - темная мистика души» . Тема Спесивцевой, этой зачарованной принцессы русского балета с загадочным взором потупленных глаз, - падший ангел, ее излюбленная мотивация ролей - раскаявшийся демон. Философ Аким Волынский сравнивал ее с врубелевской ЦаревноЙ-Лебедью. Во время репетиции балета « На Днепре» Сергея Прокофьева в парижской Опере Серж Лифарь оказался свидетелем того, как Спесивцева в припадке ревности хотела выброситься из окна: « Ольга была уже снаружи, но я все-таки успел схватить ее за руку. Мой пианист Леонид Гончаров тоже подбежал к окну и тоже схватил Ольгу. Теперь она висела на наших руках на десятиметровой высоте над площадью Шарля Гарнье. Ценой неимоверных усилий мы все-таки втащили ее обратно. Она отбивалась, кусалась, царапалась, стараясь вырваться, но это не было чистой истерикой. На секунду наши взгляды встретились, и в ее глазах я прочитал столько злобы и ужаса, что невольно вспомнил гоголевского "Вия". - Панночка! - подумал я. - Ведьма-панночка! Вот он в реальности - "Вий"! Вот она, эта страшная темная сила! И вот во что превращается человеческое существо». Художественные ассоциации, вызванные личностью Спесивцевой, довольно показательны: образы Лермонтова, Врубеля, Гоголя. Ее постоянная натужная набожность, какая-то декоративная боязнь дьявола, доходящая до смешного (мыла голову шампанским, «предохраняясь» тем самым от нечистой силы), вызывали откровенную иронию и непонимание со стороны окружающих. Между тем всё это отражалось в сценических творениях гениальной балерины. В одном - главном - сошлись судьбы таких разных артисток: в интерпретации сцены сумасшествия Жизели. Разорванное сознание, сыгранное на театральных подмостках, фатально отразилось на психике обеих. Некоторые балетоманы резонно говорили, что только из-за эпизода помешательства главной героини Федорова взялась за этот балет. Как всегда, танцы ее были страстными, но слишком «телесными» , В них не было поэзии. «Но вдохновенное творчество делает свое дело. Настоящая бледность лица, блуждающие глаза, опустившиеся углы губ, жалкие попытки танцевать - всё это так ужасно правдиво, что захватывает и вызывает нервную дрожь», - писал Сергей Мамонтов в «Русском слове». Жизель Спесивцевой хотя и была образом идеальным, подернутым дымкой поэзии, но во втором "потустороннем" акте и она являла "плачущий дух". Стоило только балерине станцевать в «Жизели», как критики заговорили о "патологичности" созданной ею роли, буквально терзавшей нервы зрителей и подчас выходившей за пределы театральной условности. Обозреватель газеты "Последние новости" Петр Сторицын, отмечая «демонический эротизм» Жизели-Спесивцевой, писал: "Романтическая фантастика отчасти заменена патологическим демонизмом, что в соединении с болезненной прелестью и некоторой физической слабостью артистки иногда производило незабываемое, но жуткое по своеобразию впечатление". Обе балерины видели в Жизели чистую деву, которую зло выбрало объектом своих нечистых помыслов и дел. Актрисы вне сцены были чем-то схожи. Соратнику С. П. Дягилева Сергею Григорьеву Федорова показалась "совсем маленькой, скромно одетой и довольно неряшливой". Князю Петру Ливену она запомнилась как «худенькое, немощное существо, пожалуй, с каплей цыганской крови в жилах». Французский балетовед Андре Шайкевич вспоминал: «Мне постоянно твердили, что Спесивцева необыкновенно хороша. В день, когда меня ей представили, я был крайне разочарован - худоба скелета, бледное лицо. И лишь легкая асимметрия черт, тонких и правильных - особенность большинства красивых лиц - удержала меня от ошибочного приговора». Художник Наталья Гончарова, создавшая для Ольги Александровны прекрасные костюмы, тоже поначалу была не в восторге от внешности балерины, показавшейся ей "невзрачной девушкой, вроде тех, которых десятками встречаешь на бульваре Монпарнас". Ольгой Спесивцевой восторгался юный Дмитрий Шостакович. Она ему напоминала мопассановский персонаж девочку Шали - обаятельное существо с «большими глазами, полными тайн» , с лицом, освещенным «внутренней радостью, которая бывает, когда несбыточная мечта вдруг превращается в явь», с фигурой, «точно статуя» . Поэт Осип Мандельштам, увидев балерину в «Жизели» , посвятил ей строки: «Теоретики классического балета обращают громадное внимание на улыбку танцовщицы - они считают ее дополнением к движению, истолкованием прыжка-полета. Но иногда опущенное веко видит больше, чем глаза". Сергей Дягилев, в молодости называвший Анну Павлову «Тальони своей жизни» , был безгранично изумлен, «когда появилась Спесивцева, создание еще более утонченное и совершенное, чем Павлова» . Он приводил слова великого маэстро танца Энрико Чекетти: "К нам упало яблоко и распалось на две половинки, из одной вышла Павлова, из другой Спесивцева", - и от себя добавлял: "Спесивцева вышла из той, что грелась на солнце".Зато потом, после выступления Спесивцевой, восторгам не было конца: "Необычайное зрелище. Видеть, как танцует эта женщина ... подарок судьбы. Она превосходила всех. Она заслоняла декорацию, сцену. Каждый ее жест был настоятельно необходим". Танец Софьи Федоровой пробудил артистические дарования великих актрис русской драматической сцены Елены Гоголевой и Софьи Гиацинтовой. По Москве ходили слухи, что «известную балерину императорских театров Федорову 2-ю пригласили в состав труппы Московского Художественного театра» . Но она осталась преданной танцевальному искусству. С конца 1918 года Софья Федорова стала страдать тяжелыми неврастеническими припадками, первые признаки которых появились пятью годами ранее, во время создания образа Жизели. В 1922 году, после смерти мужа, оперного певца и режиссера Петра Сергеевича Оленина, она эмигрировала в Париж. Там, почувствовав себя лучше, Федорова занялась педагогической работой, выступала в труппе Анны Павловой, принимала участие в концертных программах. В 1928 году танцовщица последний раз вышла на сцену и восхитила публику в «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь» А П. Бородина, показанных Дягилевым в Париже в программе Русских сезонов. Затем болезнь вернулась, и начались скитания по психиатрическим клиникам. В 1963 году Софья Васильевна умерла на 84-м году жизни В своей крошечной квартирке в Нейи, пригороде Парижа, где последнее время тихо существовала, то приходя в себя, то впадая в забытье. Некролог вышел лишь через полгода. Первые симптомы безумия у Ольги Спесивцевой появились в 1934 году в Сиднее, где балерина гастролировала в качестве звезды труппы Анны Павловой, возглавляемой после смерти великой танцовщицы ее мужем Виктором Дандре. Она постоянно твердила, что окружена врагами, намеревающимися украсть и уничтожить цветы, которые дарит ей публика. Ни слова не говоря, Спесивцева прерывала репетиции и уходила бродить по городу. После того как в страшном возбуждении ночью она прибежала в номер Дандре и умоляла спасти ее от убийц, все поняли, что за "неврозами" артистки кроется что-то более серьезное и страшное. Несколько дней спустя Ольгу подобрали на дороге довольно далеко от Сиднея: взор ее был затуманен, говорила она что-то невнятное. Стало очевидно, что выступать балерина не сможет. После нескольких недель отдыха в санатории она уехала из Австралии. Однако еще весной 1931 года во время успешного турне в Монте-Карло и Швейцарии окружающие замечали ужасное душевное состояние Спесивцевой. Ее депрессию невозможно было ничем объяснить, поскольку в труппе она занимала первое место и пользовалась привилегиями примы. И всё же она постоянно находилась в раздраженном, озлобленном и подавленном настроении. А однажды ночью, во время переезда труппы в Монтрё, балерина попыталась выброситься из своего спального купе. Просто чудо, что ее попытку заметили вовремя и танцовщики смогли втащить ее обратно через окно. В июне 1935 года в парижском театре «Опера Комик» Ольга Спесивцева дала сольный танцевальный вечер, из-за неудачной организации закончившийся провалом. Балерина была откровенно убита и явно не в себе. Прогрессирующая болезнь изнуряла Спесивцеву, которая не понимала причин происходящего с ней несчастья. Серж Лифарь считал, что Ольга стала жертвой собственной гениальности, намного превосходившей ее интеллектуальные способности. Попытки балерины рассуждать об искусстве оборачивались детским лепетом, и собственное бессилие приводило ее в ярость. Она нервничала и капризничала, как ребенок, Зачастую Спесивцева затрагивала возвышенные предметы, хотя мало в них смыслила. Она искренне верила, что тема сама по себе свидетельствует и о ее уме, и о хорошем воспитании. Однажды после длительной репетиции партнеры предложили Ольге зайти в кафе, чтобы снять напряжение и просто по-дружески поболтать. К их изумлению, она озабоченным тоном ответила: - Нет, нет, спасибо! Я тороплюсь домой. Меня ждет работа! - Работа? Так поздно? Что же ты делаешь? - Перевожу на французский лермонтовского «Демона», - отвечала она. - Да неужели? - Все были ошеломлены. - Конечно! Я же француженка! Свобода, равенство,Троица! Лицо у нее было серьезным. И танцовщикам вдруг стало не по себе. Потом эти странности стали повторяться довольно часто. После Лермонтова настала очередь Шекспира. Затем она приступила к переводу Достоевского, хотя не могла по-французски связать двух слов! Ольга же искренне верила, что таким образом производит впечатление образованной женщины. Ей казалось, что ввести в заблуждение собеседника ничего не стоит. Множество причуд и странностей Спесивцевой одни объясняли недостатком ума, другие относили за счет первых симптомов душевной болезни. Разлад между интеллектуальными способностями и творческими возможностями всё больше расшатывал психическое равновесие балерины, пока, наконец, не разрушил его окончательно. В декабре 1940 года в нью-йоркской гостинице «Вандербильт» Ольга пыталась выброситься из окна сорокового этажа. На нее надели смирительную рубашку и отвезли в клинику для душевнобольных, где балерина содержалась в хороших условиях благодаря заботе ее преданного друга, состоятельного бизнесмена Брауна. После его скоропостижной смерти Спесивцеву перевели в государственную больницу. Там ее навестил знаменитый английский танцовщик Антон Долин, написавший впоследствии книгу о «спящей балерине» . Он объяснил персоналу клиники, кем была Спесивцева, и попросил, чтобы ей выделили отдельную удобную комнату. В марте 1946 года через советское посольство в Нью-Йорке Долин связался с братом Ольги, жившим в Ленинграде. Он ответил, что был бы счастлив, если бы сестру перевезли на родину. Но этот план не осуществился, потому что Долин должен был внести десять тысяч долларов, а затем сопровождать Спесивцеву в Советский Союз. Когда он рассказал обо всем Ольге, та ответила: «Я - королева! Оставайтесь здесь ... Осторожнее! Инки!» Пытаясь избавить ее от ужасной атмосферы больницы, Долин готов был даже жениться на ней. Но и тут его ждал отказ: закон запрещает браки с душевнобольными. Серж Лифарь виделся с Ольгой Спесивцевой, "заживо погребенной сумасшествием" в сентябре 1948 года. Эта мучительная встреча осталась в его памяти как одно из самых горьких воспоминаний. Балерина показалась своему партнеру по сцене призраком, тенью Жизели ... Богиня сделалась старой женщиной с впалыми щеками, глубоко запавшими глазами, и всё же, несмотря ни на что, она хранила в себе частицу своего «божественного» прошлого, хрупкую, какую-то неземную грациозность. Она говорила спокойным голосом, словно они только вчера расстались. Лифарь изумлялся ее безупречной памяти, время от времени ему казалось, что Ольга в полном сознании, мыслит трезво и ясно, и потому он не мог избавиться от о щущения, что ее можно было спасти. - Ольга, ты хотела бы танцевать? - Нет. - Она в смущении опустила глаза. Лифарь настаивал: - Станцуй арабеск Посмотри, помнишь ты это па? Серж показал ей с помощью пальцев разные движения. Она внимательно следила за его руками, придавая каждому па какой-то особый таинственный, мистический смысл. Потом пробормотала: - Да, атти ... Это железный принц. А я принцесса. Мой отец царь. Вот почему, когда я окончила школу, царица подарила мне соболью накидку на голубом атласе ... Это Аттила, железный принц ... Замолчи, отодвинься, враги могут тебя услышать ... Не будем больше говорить об этом ... Это запрещено! - Почему запрещено и кем? - Не спрашивай ... Запрещено ... Запрещено религией. Ты знаешь, что я пишу Евангелие? Работаю целый день. И так устаю. Я устала писать и всё пишу, пишу. .. Она пришла в возбуждение и стала мерить комнату большими шагами, беспорядочно жестикулируя. Лифарь спросил в упор, желая проверить ее память: - Ольга, сколько тебе лет? - Ты же знаешь, женщин об этом не спрашивают! Это невежливо! -Она кокетливо посмотрела на Сержа. - Но ты школу окончила в 1916-м, правда? - спросил Лифарь. - Нет, в 1913-м. - Ольга, а ты знаешь, что мы не виделись десять лет? Что была война? - Конечно! И немцев разбили. Они хотели напасть на меня и убить! - Ольга, твое имя навсегда останется в истории балета! - Зачем? Совсем этого не нужно. Лифарь упрашивал ее сделать арабеск: - Посмотри, как за него браться. Она посмотрела на пальцы танцовщика... И вдруг свершилось чудо: она танцевала арабеск Незабываемое зрелище, ошеломляющая красота ... Вдруг, рассердившись, она хлопнула Сержа по большому пальцу: - Убери! Убери сейчас же! Это для тамбурина, для испанских танцев! Ольга расхохоталась. И вновь неземное видение - потрясающий арабеск. - Пора прощаться, Ольга. Спесивцева послушно обняла его. Серж поцеловал холодную Жизель. Уходя, он задал последний вопрос: - Ольга, где бы ты хотела жить? - Мне совершенно всё равно. Всюду плохо ... Меня всюду мучили ... А умереть я хотела бы там ... Она молча постояла несколько секунд и едва слышно добавила: - Там, да, там ... в России ... Придя в сознание только через четверть века, Спесивцева нашла приют под Нью-Йорком, в Толстовском фонде, устроенном вполне по-русски. Она была дружна с дочерью гениального писателя Александрой Львовной. Последние ее годы оказались вполне благополучными. Она часто молилась в церкви, постоянно причащалась, много общалась с артистами балета и, наконец, опубликовала описание своего экзерсиса. Скончалась Ольга Александровна в возрасте девяноста шести лет, в 1991 году. "Повседневная жизнь балерин русского императорского театра" спасибо за наводку duchesselisa |
Категория «Обзоры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|