2012-04-04 01:18:08
... вандализма и осквернения храмов", начавшаяся 21 ... в кафедральном соборном храме Христа Спасителя ...
+ развернуть текстсохранённая копия
РПЦ призывает верующих к всеобщему молебну в защиту Церкви
Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. РИА Новости 03.04.12 19:35
По данным РПЦ, в последнее время "произошла череда актов вандализма и осквернения храмов", начавшаяся 21 февраля с панк-акции в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. Шестого марта в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге мужчина топором нанес удары по 30 иконам, представляющим духовную, историческую и художественную ценность. Фонтанка.Ру 03.04.12 19:31
Как считает РПЦ, в последнее время не только "произошла череда актов вандализма и осквернения храмов", но и идет планомерная дискредитация церкви в глазах общества. "Клириков вовлекают в провокации; архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод", - говорится в постановлении. Газета.Ru 03.04.12 19:31
В Санкт-Петербурге в кинотеатре «Родина» прошел премьерный показ документальной картины «Спас-на-Холму». Фильм, снятый по сценарию насельника Александро-Невской Лавры петербурга иеромонаха Силуана (Коняева), рассказывает о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, который сегодня ждет восстановления.
3 апреля состоялась презентация фильма в центральной библиотеке им. В.Я. Шишкова г.Бежецка.
2012-03-30 06:22:16
... начал посещать московский храм Николы в ... должности настоятеля в храм преп. Сергия Радонежского ...
+ развернуть текстсохранённая копия
На днях в Доме журналистов,что на Никитском бульваре,состоялась встреча протоиерея о.Александра ТОРИКА с читателями.
Поводом встречи была презентация нового документального фильма "Флавианы",автором сценария и режиссёром которого и был Александр ТОРИК.
Зал, где выступал протоиерей, был полон — некоторые, несмотря на плохую погоду, пришли на встречу с отцом Александром даже с детьми. И не ошиблись. Отец Александр сложнейшие вопросы духовной жизни умеет объяснять простым, точным и доступным языком.
Протоиерей Александр Торик родился в Москве в 1958 г., рос в подмосковных Мытищах. В 1965 с родителями переехал в Уфу, где закончил восьмилетку и Педагогическое училище по специальности – был учителем рисования и черчения в средней школе. В 1977 г. Вернулся в Москву, где проучился два с половиной года в Школе-студии Мхат (ВУЗ) на постановочном факультете. В том же 1977 г. уверовал в Бога и начал посещать московский храм Николы в Кузнецах. С 1982 г. начал ездить за духовным окормлением в Троице-Сергиеву Лавру. В 1984 году начал нести послушание алтарника в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Алексино Рузского района Московской области. С 1985 г. нёс в том же храме послушание регента церковного хора вплоть до октября 1989 г., когда был рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Ново-Голутвинсий Свято- Троицкий женский монастырь. В 1990 г. переведён в Богоявленский собор г. Ногинска. В 1991 г. Посвящён в сан иерея и направлен на служение в должности настоятеля в храм преп. Сергия Радонежского в с. Новосергиево. В 1996 г. назначен, по совместительству, настоятелем в, созданный по его инициативе, гарнизонный храм Св. Блг. Кн. Александра Невского в гарнизоне "Стромынь". Редактировал издание приходских газет "Сергиевский листок" и гарнизонной "Вера и Отечество".
С уверенностью могу сказать, что большинство присутствовавших на вечере увидели в отце Александре глубокого человека и благодатного батюшку. Оказывается, отец Александр 10 раз был на Афоне, и некоторые главы его книг проверяли афонские монахи. А это уже само по себе вызывает уважение и доверие к книгам священника-писателя.Эта встреча не была просто монологом Торика. Присутствующий живо включались в беседу,полемизировали...
"...Я стоял перед Отрадой и Утешением всего человечества и чувствовал, что святая икона распахнулась передо мной, словно окно из затхлой комнатки земной жизни в безграничную Вечность Неба, и могучий поток чистого благоухающего неземными ароматами воздуха хлынул на меня из этого «окна»... " - так переживает встречу с великой святыней герой повести протоиерея Александра Торика "Флавиан. Жизнь продолжается...". В этой книге писатель-священник ищет ответы на важнейшие для православного мирянина вопросы: о непрестанной молитве в миру, о последних временах, о борьбе со страстями, о возрастании веры в душе человеческой.
репортаж - Дмитрий ЛАЗАРЕВ. Источник: Встреча отца Александра ТОРИКА с читателями
Протесты российской православной общественности против панк-акции в храме Христа Спасителя и обвинения хулиганок из группы Pussy Riot в богохульстве вполне похожи на аналогичные протесты, которые проводят традиционалисты-христиане, в основном католики, в странах Евросоюза. В отличие от американцев, воспевающих свободу слова, европейцы акцентируют внимание на защите традиции, а исторические Церкви апеллируют к государству, требуя наказания для богохульников. Однако решение суда зависит от каждого конкретного случая, от тяжести нанесенного оскорбления и в каком контексте оно было высказано, нарисовано, снято в кино или пропето в песне.
В 2009 году в рекомендациях Комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) для Парламентской ассамблеи Совета Европы было указано, что «демократические общества не должны становиться заложниками чрезмерной чувствительности отдельных лиц: должна существовать возможность критиковать религиозные идеи, даже если такая критика может восприниматься некоторыми как оскорбление их религиозных чувств». При этом комиссия призвала не квалифицировать богохульство в качестве уголовного преступления и не наказывать за оскорбление религиозных чувств верующих, а наказывать оскорбление на основании принадлежности к определенной религиозной группе.
В соответствии с этим подходом в 2011 году голландский суд оправдал ультраправого политика Герта Вилдерса, который обвинялся в оскорблении религиозных чувств мусульман за фильм «Фитна». Суд отметил, что антиисламские заявления депутата парламента Вилдерса должны рассматриваться как «приемлемые в более широком контексте полемики в вопросах иммиграционной политики и не могут быть непосредственно связаны с возрастающей дискриминацией голландских мусульман». Вместе с тем премьер-министру Нидерландов пришлось извиняться за Вилдерса.
В 2006 году Европу потряс скандал с публикацией газетами карикатур на Пророка Мухаммеда, вслед за датскими газетами их напечатали во Франции и Германии (именно тогда в России впервые заговорили о необходимости ввести уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств). Газета France Soir заявила, что тем самым желала продемонстрировать, что в светском демократическом обществе нет места «религиозным догмам». Заголовок во французской газете гласил: «У нас есть право изображать богов в карикатурном виде». Чуть ниже помещен рисунок: Будда, Христос, Бог Отец, Магомет и индуистские боги вместе сидят на облаке. До суда дело не дошло, владелец уволил главного редактора газеты.
В случае столкновения поп-культуры и веры Церковь стремится продемонстрировать свой авторитет и именно таким образом повлиять на сограждан. Это ярко проявилось в реакции на концертную программу певицы Мадонны в 2006 году, в рамках которой она представала перед публикой распятой на кресте и с терновым венцом на голове. Ватикан обвинил певицу в богохульстве и кощунстве, некоторые кардиналы требовали отлучить ее от Церкви, в Польше прошли акции протеста против концерта певицы. Католики были возмущены поведением поп-певицы не меньше православных верующих, которые также устраивали демонстрации по этому поводу. Можно сказать, что образы в шоу Мадонны не сильно отличались от образов на выставке «Осторожно, религия!» в Центре Сахарова, организаторы которой были приговорены к штрафу, но против певицы процесс инициирован не был.
Протесты против «богохульных» режиссеров и пьес проходили не только в России (в Сыктывкарской епархии РПЦ против рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и постановки по мотивам сказок Пушкина «Поп и работник его Балда»). В ноябре 2011 года более тысячи католиков-традиционалистов провели акцию протеста в Париже. «Возмутительными» были признаны пьеса итальянского автора Ромео Кастелуччи «О концепции лица Сына Божия» и «Пикник на Голгофе» аргентинца Родриго Гарсии.
Единственной страной Европы, где богохульство должно строго караться, согласно тексту Конституции, является Ирландия. В 2010 году вступил в силу ирландский закон – он установил максимальное наказание в 25 тыс. евро штрафа за преднамеренное богохульство в отношении святынь, которое оскорбило значительное число последователей той или иной религии. Правда, в Уголовном кодексе Украины в ст. 161 также упоминается оскорбление религиозных чувств с наказанием до пяти лет лишения свободы, но по содержанию эта статья больше похожа на ст. 282 УК РФ, где говорится в том числе о разжигании межрелигиозной розни и вражды.
Европейский суд по правам человека, который считается скорее защитником ценностей плюрализма и либерализма, в делах, которые касаются оскорбления религиозных чувств, во многих случаях встает, как ни странно, на сторону религиозных объединений. Одним из прецедентных является постановление ЕСПЧ по делу «Институт Отто-Премингер против Австрии» 1994 года. После обращения Инсбрукской епархии Римско-Католической Церкви прокурор возбудил уголовное дело против института по обвинению в покушении на совершение уголовно наказуемого деяния – «оскорбление религиозных верований» (ст. 188 Уголовного кодекса Австрии) за демонстрацию фильма Вернера Шретера «Любовный Собор». В постановлении Страсбургского суда отмечается, что суд не может игнорировать тот факт, что католическая вера является религией подавляющего большинства тирольцев. «Наложив арест на фильм, австрийские власти действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом регионе и для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что их религиозные представления стали объектом необоснованных и оскорбительных нападок». То есть в данном случае суд защищает терпимость как черту демократического общества, указывая, что санкции должны быть «соразмерны с преследуемой правомерной целью».
В США своего рода традицией и основным принципом является свобода слова и сосуществования граждан с разными взглядами в штатах с различными законами. Проблемы богохульных акций или высказываний решаются скорее на общественном уровне, в общине, в городе, в церкви. В Техасе или Алабаме вряд ли кто-то осмелится провести кощунственную акцию против баптистов или методистов, а в Юте против мормонов. Однако пастор первой баптистской церкви в Далласе в октябре 2011 года позволил себе назвать политика Митта Ромни «сектантом», а веру мормонов «культом», что равнозначно нашему оскорбительному определению «деструктивная секта». Но тут же оппоненты Ромни по президентской гонке заявили, что они не считают Ромни «сектантом» и это было личное мнение пастора.
К пародиям на религиозную тематику в США терпимость намного выше, чем у европейцев и россиян. В американских мультсериалах «Южный парк» и «Симпсоны» отмечен целый ряд социальных сатирических пародий, на грани кощунства, в отношении христианства, Христа, пасторов, образа членов Церкви «святош», мормонов, сайентологов. Более того, на Бродвее идут довольно фривольные мюзиклы «Действуй, сестра» и «Книга Мормона», но верующие не спешат посадить их авторов в тюрьму.
Острые дискуссии, к примеру, после сожжения Корана пастором Терри Джонсом велись о необходимости пересмотра Первой поправки к Конституции США, гарантирующей свободу слова и самовыражения. Президент Обама и руководство НАТО осудили пастора, из-за которого начались протесты мусульман в Афганистане. Американская общественность также взялась за пастора-фундаменталиста: когда в апреле 2011 года Джонс решил сжечь Коран перед мечетью в Мичигане, его просто прогнали оттуда другие верующие – его оппоненты. То есть само общество довольно быстро погасило этот конфликт.
И в Америке, и в Европе осознают, что наказание за оскорбление чувств может быть обоюдоострым инструментом – в 2006 году в этом обвинили Папу Римского Бенедикта XVI, который, выступая в Гетебургском университете, неосторожно высказался о Коране, а пасторов и священников часто обвиняют в оскорблении чувств представителей сексуальных меньшинств. Кроме того, позиция Церкви как гонителя «творческих» людей, какими бы сумасбродными те ни были, не приносит ей общественных симпатий.
2012-03-25 02:10:56
... : 10pt;">Вчера в храмах Москвы распространили письмо ... в двух московских храмах — никаких писем ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Светлана СОЛОДОВНИК
Вот и закончились елейные рассуждения о том, что «Церковь во все времена призывала к милосердию», что в Московской патриархии не намерены вмешиваться в ход следствия по делу акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, которую сами участницы группы считают антиклерикальной, а многие верующие кощунственной. Что «официальные представители Церкви уже не раз говорили, что не поддерживают идею реального срока заключения по этому делу, но призывают к его общественному осуждению и признанию преступлением».
Вчера в храмах Москвы распространили письмо-обращение к прокурору РФ Юрию Чайке и прокурору столицы Сергею Куденееву, в котором «член инициативной группы» просит «установить и привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ всех лиц, причастных к организации, проведению акции и распространению в СМИ и Интернете материалов и информации о кощунственной акции с целью возбуждения религиозной ненависти и вражды...». То есть развернуть масштабную кампанию преследований.
Священники на условиях анонимности сообщают прессе, что письмо было составлено в патриархии и разослано по храмам с формулировкой «читать по желанию». Якобы им предложили распространять письмо как инициативу прихожан и отчитываться о выполнении перед архиепископом Истринским Арсением, викарием Московской епархии. Некоторые и под собственными именами пишут в блогах, что за отказ участвовать получили предложение «написать рапорт благочинному».
«Мне неизвестно ни о каком циркуляре "сверху", который бы велел собирать во всех храмах Москвы подписи против панк-группы. Уверен, что такого циркуляра не было, позиция Церкви неоднократно была высказана. Я лично сегодня был даже не в одном, а в двух московских храмах — никаких писем никто не читал», — заявил глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Конечно, «циркуляра сверху» наверняка не было — это была бы слишком грубая работа. Да и зачем он нужен, когда имя архиепископа Истринского Арсения, который с 1990 года курирует приходы Московской епархии, а с декабря 2011-го Центральное и Южное викариатства Москвы — дубинка пострашнее всякого циркуляра: не отчитаешься «о проделанной работе» — жди притеснений, любых, от финансовых до потери прихода.
Патриархия, как всегда успешно, перенимает политтехнологии власти. В ответ на митинги протеста и требование «честных выборов» власть организовала симулятивные Поклонную и Лужники. В ответ на письма правозащитников и верующих и неверующих с просьбой «проявить христианское отношение к участницам группы Pussy Riot и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела» (второе письмо подписали 5739 человек, в том числе 23 православных священнослужителя) патриархия организует заявление Совета православных общественных объединений (без единой подписи, но зато со зловещими угрозами, что «если Россия стерпит произошедшее, значит, ее можно брать голыми руками») и регулярные подстрекательства протоиерея Всеволода Чаплина в блоге «Православная политика»: «Нам, православным христианам, брошен вызов. Вызов хамский, наглый, агрессивный».
В обращении московскому прокурору (еще один вариант письма) особо отмечается, что круг лиц, спланировавших и осуществивших акцию, «намного шире, чем пять участниц, в отношении которых возбуждено уголовное дело» (авторы даже не знают, что на данный момент дело возбуждено против троих), поскольку «для всех очевидно, что действия участниц акции заранее спланированы». Тема таинственной «закулисы», стоящей за действиями панк-девиц и бросившей вызов «традиционным российским ценностям» повторялась в речах представителей патриархии неоднократно. (Тут тоже слепое следование властным образцам — жалко, что Госдеп нельзя во всем обвинить.) Ведь неприятно думать, что именно таково мнение о церковной верхушке многих молодых, и не только молодых, — гораздо приятнее объяснять себе и другим, что все это подстроено, что «злобные силы гнетут», а «православное большинство» в стране пребывает в растерянности и возмущении «попранием святынь».
И православное, и неправославное большинство в стране действительно относится к сомнительному перформансу с осуждением, вернее, относилось — боюсь, теперь, когда растерянность оскорбленных православных приняла столь отчетливо гулаговские формы, вся мощь общественного осуждения, к которому призывали церковные ньюсмейкеры, обернется против самой патриархии.
Когда выносили приговоры организаторам выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006», а погромщиков, изуродовавших экспонаты первой выставки, хулиганами не признали, православные не решились публично высказывать свое удивление чудачествами российской Фемиды. Это было время отчаянной борьбы церкви за свои корпоративные права, и многим верующим, наверное, не хотелось идти против «своих». Теперь православная общественность явно встраивается в «большое» гражданское общество и уже не позволяет с такой легкостью манипулировать собой.