Как это перевести - "чудо народов", "народное чудо"?... Суть не в переводе, суть в том, что чудеса случились и было это так: почти полвека назад простым голландским врачом, совсем даже неевреем, у друзского старейшины был куплен участок земли (который тот никак не соглашался продать евреям) в пасторальной Галилее на деньги, собранные у христианских церквей разных конфессий.
Своё знакомство с Иерусалимом христианским следует начать со смотровой площадки, которая находится на вершине Масличной горы. Масличная, или Елеонская, гора (hар hазэйтим) находится в восточной части Иерусалима и является самой высокой точкой в окрестностях города, её высота – 793 метра над уровнем моря. Оливковые деревья, которые испокон веку растут на склонах горы, и дали ей имя.
Со смотровой площадки перед вами откроется красивейший панорамный вид. Отсюда прекрасно просматривается почти весь Иерусалим во всей своей красе. На севере вы увидите гору Скопус, или гору Наблюдателей, а на юго-востоке – гору Поругания, или гору Соблазна. На востоке можно разглядеть Иудейскую пустыню, Мёртвое море и вершины гор Моав.
Следующим пунктом вашего путешествия может быть Гефсиманский сад, его христиане почитают как место, в котором Христос находил приют и отдых, куда он приходил со своими учениками, где молился перед арестом, был предан и арестован.
Современный Гефсиманский сад, размером 47х50 метров, является лишь частью обширного сада библейских времён, который находится у подножия западного склона Масличной горы в долине Кедрон.
Здесь когда-то находилось селение Гефсимания, греческое название которого произошло от древнееврейского «гат шманим» – «масличная давильня», так как в древности здесь изготовляли оливковое масло.
В нижней части сада вы увидите восемь древних олив, возраст которых, как считается, превышает 2000 лет. Они окружены невысокой оградой, вдоль которой идёт дорожка. С правой стороны этой дорожки в особых шкафчиках помещены рельефные изображения всех страданий Христа.
Вам следует обратить своё внимание на камень, который лежит совсем недалеко от олив. На этом камне сидел Христос, перед тем как к нему подошёл Иуда со своим поцелуем.
А всего в нескольких шагах от этого камня находятся серые скалы, на которых отдыхали ученики Христа.
Затем вы можете спуститься к Гефсиманскому гроту, который находится недалеко от ограды Гефсиманского сада. В этой пещере молился Христос в последние дни и часы своей земной жизни. В настоящее время пещера превращена в храм, украшенный мрамором и золотом. Здесь вы сможете увидеть то место на полу, где капли кровавого пота Христа растопили холодный камень.
А на том самом месте, где, согласно Евангелиям, Иуда предал Христа, в 1925 году была построена Базилика Мук Христовых, которая имеет также и другое название – Церковь Всех Наций. Этот величественный храм венчают 12 куполов с изображениями гербов тех католических государств, которые финансировали его строительство.
Перед главным алтарём церкви лежит большой природный камень, на котором, по преданию, Христос молился перед своим арестом. Над этим камнем висит картина с изображением ангела, который спустился на землю, чтобы утешить Христа. Ваше внимание несомненно привлекут такие мозаичные картины, как «Гефсиманское моление», «Предание Спасителя» и «Взятие Христа под стражу».
Церковь посвящена событиям последней земной ночи в жизни Христа, поэтому потолок её напоминает звёздное небо. По этой же причине в храме отсутствует дневной свет.
Базилика обслуживается монахами францисканского монастыря, который находится при храме.
А за оградой этого монастыря стоит православная церковь Святой Марии Магдалины, которая была построена в 1888 году на личные средства русского императора Александра III в память его матери Марии Александровны. Она построена в стиле русской церковной архитектуры, над ней красуются семь куполов в форме луковиц, увенчанных православными крестами. Внутри церкви довольно скромный интерьер, основным украшением которого является иконостас из белого мрамора с иконами кисти русского художника Верещагина.
Рядом с церковью Святой Марии Магдалины расположена небольшая восьмиугольная часовня, которая, согласно Евангелиям, воздвигнута на месте, где Христос вознёсся на небеса после своего воскрешения. Здесь вы увидите оправленный в мрамор камень, на котором остался след ступни Христа.
Спустившись ещё немного с горы, вы окажетесь у женского монастыря кармелиток, построенного в XIX веке. Войдя на территорию монастыря через калитку в стене, вы подойдёте к церкви Патер Ностер («Отче наш»), которая была воздвигнута на месте, где Христос впервые произнёс перед своими учениками молитву «Отче наш». Здесь находится пещера, в которой был найден плоский камень с высеченным на нём текстом молитвы «Отче наш» на арамейском языке. Стены церкви увешаны фарфоровыми табличками со словами этой молитвы на 50 языках мира.
На склоне Масличной горы вы заметите чёрный купол с навершием и крестом. Это Церковь Плача Господня, или Скорбящего Господа («Доминус Флевит»), которая была построена монахами-францисканцами в конце 30-х годов XX века по проекту итальянского архитектора Барлуччи. Здание имеет необычную, каплевидную форму. Согласно Евангелиям, Христос на этом месте оплакивал будущее неизбежное разрушение Иерусалима. Слева при входе в церковь вы увидите красивую мозаику на остатках древней церкви византийского периода...
В Иерусалиме множество интересных мест, которые стоит посмотреть, приехав в этот удивительный город.
На горе Сион находится великолепная церковь Успения Богоматери (Дормицион), которая была построена в 1910 году в память о скончавшейся здесь святой Деве Марии – матери Христа. Алтарь церкви украшен изображениями Марии, Христа и пророков, а на полу – мозаичный рисунок, изображающий Святую троицу, пророков и знаки зодиака. В подвальном помещении церкви вы увидите вырезанную из вишнёвого дерева статую Девы Марии.
Почти рядом с церковью Успения Богоматери находится то самое место, где происходила знаменитая Тайная Вечеря Христа с его учениками – Горница «Тайной вечери» (Сенакулум). От самой Горницы осталось лишь несколько колонн и свод, на котором видна фреска с изображением пасхального ягнёнка.
В Мусульманском квартале у школы для девочек Эль-Омария начинается улица Виа Долороза, по которой Христос прошёл свой Путь Страданий к Голгофе. Это шествие, согласно Евангелиям, прерывалось различными событиями, которые были связаны с именем Христа. Каждая такая остановка отмечена церквями, часовнями и мемориальными досками. Всего таких остановок (станций) канонизировано 14: 9 из них расположены на улице Виа Долороза, а 5 последних остановок находятся в Храме Гроба Господня.
В Христианском квартале находится Храм Гроба Господня. Это самое святое место для любого христианина, воздвигнутое там, где, согласно Евангелиям, Христос был распят, погребён, а затем воскрес. Современное здание храма было построено в 1130–1149 годах крестоносцами и затем восстановлено после землетрясения 1927 года, о котором нам напоминают многочисленные колонны, поддерживающие свод здания.
Слева от входа в храм находится небольшая часовня с каменными надгробиями над могилами христианских королей Иерусалима – Годфруа и Бодуэна.
На вершину Голгофы вы попадёте, отважно взобравшись по очень крутой лестнице. Здесь находится часовня Снятия Одежд Иисуса, которая стоит на месте 10-й остановки Крестного пути, где Христа раздели. 11-я остановка Крестного пути, которая находится на месте, где Христа на глазах его матери прибили к кресту, отмечена мозаикой с изображением Девы Марии и пригвождённого к кресту Иисуса. На 12-й остановке Крестного пути виден серебряный диск с отверстием в середине, куда был вставлен крест с распятым Христом.
Камень Помазания, представляющий собой низкую облицованную мрамором продолговатую плиту, на которую было положено тело Христа, снятое с креста, является 13-й остановкой Крестного пути.
Последняя 14-я остановка Крестного пути – «Ротонда» или «Кувуклия» (Гроб Господень) – отмечена небольшой купольной часовней слева от камня Помазания, которая была воздвигнута в 1810 году над пещерой, где было захоронено тело Христа.
Позади этой часовни расположена большая каменная ваза, символизирующая «Центр Земли» и трон патриарха.
У лестницы под Голгофой находится часовня праотца Адама, где вы увидите трещину, которая, якобы, образовалась в момент смерти Христа.
Экскурсию по христианским местам Иерусалима следует закончить... у Стены плача, или Западной стены, которая является символом Второго Храма и национальной святыней еврейского народа.
Это вполне логичное завершение такой экскурсии. Ведь Иисус Христос был сыном еврейского народа и молился в Еврейском Храме, расположенном когда-то на Храмовой горе.
Атеистический лагерь в дискуссии представляли «юрист, коммунист, атеист» Дмитрий АГРАНОВСКИЙ и либеральный политолог, журналист Андрей ПИОНТКОВСКИЙ. Представителями церкви выступили игумен отец Сергий (РЫБКО) и координатор Союза православных братств Юрий АГЕЩЕВ.
Также приглашение на участие в дискуссии было направлено известному православному эксперту Кириллу ФРОЛОВУ, но позднее оно было отозвано (подробности тут). Ведущим круглого стола был директор Института проблем глобализации (ИПРОГ), д.э.н., академик РАЕН Михаил ДЕЛЯГИН. Социологические данные о соотношении верующих и атеистов в российском обществе представил директор исследовательской группы «Циркон» Игорь ЗАДОРИН.
Как следовало из его доклада, говорить сегодня об атеистах, как о «меньшинствах», совершенно некорректно. Неверующие, верующие и условные «язычники» - это три большие, вполне соотносимые по численности группы, сказал Задорин. При этом православными себя могут называть и даже считать до 70% населения, но вся их вера заключается только в том, что они живут «в соответствии с заповедями и стараются не грешить». При этом большинство не соблюдает обрядов, не ходит в церковь регулярно, верит в приметы.
Приведенная социология чрезвычайно возмутила православного брата Юрия Агещева. Он стал утверждать, что в России живет 150 млн. россиян и опросить всех у социолога не было возможности.
- Верить выборке в 2000 человек нельзя, - кричал Агещев, - поэтому социология -- это антинаука. Следующим «пунктом», по которому разошлись участники дискуссии, стала фигура действующего Предстоятеля РПЦ. Коммунист Аграновский заявил, что Патриарх Кирилл вызывает у него положительные эмоции, в отличие от предшественника Алексия II. Он согласен с тем, что в отношении Кирилла в РФ идет информационная кампания, напоминающая «травлю».
колонке Барышкин назвал выступления в поддержку патриарха «спектаклем для властей и прессы».
«Кое-кто на самом верху Московской патриархии сильно опростоволосился, и теперь, значит, вся Церковь Поместная должна идти на какие-то «молитвенные стояния»…», — написал протоирей. В своем тексте он задается вопросом, как представители РПЦ «могли так глупо подставить своих прихожан» и «как можно было допустить такие безобразные скандалы с квартирами и часами». Барышкин выразил недоумение, почему РПЦ обязано вставать на защиту «проштрафившегося» патриарха.
«Теперь мы должны изображать из себя бедных и гонимых, терпящих обиды и поношения, пока наш Патриарх даже не в силах элементарно отказаться от этой квартиры с сожительницей, так опорочившей его «доброе имя»», — отмечает протоиерей. Теперь, по его словам, страна увидит «заказные гуляния под иконами и крестами в плотном кольце из 14 000 омоновцев».
«Настоящие мученики Бога за гонения благодарили, а не устраивали вселенский балаган про анонимных врагов. От этого крика еще противнее, когда знаешь, что про гонения говорят те, кто сам достаточно комфортно жил при власти гонителей и соучаствовал в их преступлениях», — утверждает представитель РПЦ.
22 апреля в центре Москвы прошел общероссийский молебен «В защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени», который возглавил патриарх московский и всея Руси Кирилл. По оценкам полиции, в молебне приняли участие 65 тысяч верующих. Такие же молебны сегодня проводились во всех кафедральных областных соборах в России. В этот день РПЦ призвала православных христиан помолиться и защитить Церковь от нападок и участившихся случаев вандализма.