Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Клинтон против христианства2016-10-25 11:50:21... книг по истории христианства, одна из которых ... ;2000 лет харизматического христианства» — ... + развернуть текст сохранённая копия Благодаря очередной публикации на WikiLeaks стали известны некоторые детали политической стратегии Х. Клинтон в вопросах религии и религиозной свободы. В частности, среди опубликованных недавно документов, включающих электронную переписку руководителей предвыборного штаба кандидата от Демократической партии, обнаружены послания, в которых помощники Клинтон обсуждали перспективы организации своего рода переворота внутри Католической церкви в Америке. Основными направлениями предполагаемой деятельности должны были стать пропаганда однополых браков, поддержка абортов и контрацепции и критика позиции Католической церкви в этих вопросах. Выяснилось, что Джон Подеста (John Podesta), нынешний глава предвыборного штаба Х. Клинтон, признал, что Демократическая партия США учредила несколько общественных католических движений (в переписке упоминаются «Объединение католиков ради общего блага» (Catholics in Alliance for the Common Good) и «Объединенные католики» (Catholics United)) для того, чтобы использовать их в политических целях. «Мы создали “Объединение католиков ради общего блага” для подобных моментов. Равно как и “Объединенных католиков”», — цитирует слова Дж. Подесты The New York Post. Это заявление Джона Подесты содержится в переписке с президентом общественной организации «Голоса для прогресса» Сэнди Ньюманом (Sanford "Sandy" Newman), который, со своей стороны, обращался к политическому консультанту Х. Клинтон за поддержкой в деле организации «католической революции». «Необходима католическая весна, в ходе которой сами католики потребуют положить конец средневековой диктатуре и начать процесс демократизации и уважения к гендерному равенству в Католической церкви, — писал С. Ньюман, предлагая команде Клинтон «посеять семена революции», которые изменят католическое вероучение. В другой электронной переписке, озаглавленной «Консервативный католицизм», руководитель службы коммуникации штаба Клинтон Дженнифер Палмиери (Jennifer Palmieri) и старший научный сотрудник «Центра американского прогресса» (Center for American Progress) Джон Халпин (John Halpin) подвергли насмешкам и издевательствам традиционные взгляды католиков и евангельских христиан, которые были названы «отсталыми». Дж. Халпин, в частности, высмеивает руководителя корпорации Fox News Руперта Мердока (Rupert Murdoch) за то, что тот крестил своих детей в Святой Земле: «Чертов Мердок крестил детей в Иордане, где Иоанн Креститель крестил Иисуса». "Необходима католическая весна, в ходе которой сами католики потребуют положить конец средневековой диктатуре и начать процесс демократизации и уважения к гендерному равенству в Католической церкви". Из переписки президента общественной организации «Голоса для прогресса» Сэнди Ньюмана и главы предвыборного штаба Х. Клинтон Джона Подесты Параллельно он признает, что влияние Католической церкви в американском политическом истеблишменте по-прежнему высоко. «Многие из наиболее влиятельных фигур в консервативном движении — католики (среди них много обращенных в католичество), это члены Верховного суда, сотрудники аналитических центров в области медиа и социальных групп», — пишет Дж. Халпин. Взгляды этой группы людей сотрудник «Центра американского прогресса» называет «ублюдизацией веры». «Их, возможно, привлекает систематическое мышление и жесткое противостояние гендерным отношениям; они, вероятно, абсолютно не подозревают о существовании христианской демократии», — приводит издание его слова. Антикатолическая программа Хиллари Клинтон. Планы и их воплощение Опубликованная электронная переписка датируется 2012-м годом. Это означает, что в предвыборной программе Хиллари Клинтон вопросам религиозной свободы уделялось большое внимание. О том, что эти планы впоследствии были воплощены в реальные шаги кандидата в президенты США от демократической партии, свидетельствуют несколько более поздних публичных заявлений Х. Клинтон. Так, например, выступая в сентябре 2015 года на Всемирном саммите женщин, она заявила, что хочет изменить «неправильные» и «глубинные» религиозные убеждения американцев. Говоря о доступе женщин к услугам в области репродуктивного здравоохранения, Клинтон высказала предположение, что некоторые религиозные верования вступают в противоречие с законами и правами американцев. «Законы должны подкрепляться средствами и политической волей. И глубоко укоренившиеся культурные коды, религиозные верования и структурные уклоны должны быть изменены», — заявила она. В одной из своих предвыборных речей Клинтон зпявила, что она хочет изменить «неправильные» и «глубинные» религиозные убеждения американцев, сообщает Christiantoday.com. «Да, мы сократили уровень материнской смертности в два раза, но слишком многие женщины по-прежнему лишены доступа к области охраны репродуктивного здоровья и обеспечения безопасных родов ребенка. Все принятые нами законы не эффективны, если они не соблюдаются. Права должны существовать на практике, а не только не бумаге», — добавила кандидат в президенты. Бывший госсекретарь также сказала, что «прогресс в деле всестороннего участия женщин и девушек в различных общественных сферах — это большая незаконченная история XXI века». Христианский автор, историк и преподаватель Эдди Хайят (Eddie L. Hyatt), однако, считает, что точка зрения Хиллари Клинтон, согласно которой для того, чтобы позволить женщинам в полной мере осуществлять свои права в области репродуктивного здоровья, необходимо изменить религиозные верования, заключает в себе опасность. По его мнению, недавнее заявление Клинтон является прямым оскорблением евангельских христиан и их религиозных убеждений. «Она дала понять, что она хочет агрессивно противостоять этому “неправильному мышлению” в американском обществе и изменить его», — приводит издание его слова. Кроме того, он сказал, что в своей кампании Клинтон демонстрирует свою готовность «использовать сильную руку правительства, чтобы добиться изменений в религиозных верованиях, которые считаются неприемлемыми и угрожающими их видению». «Главная сложность заключается в том, что этих изменений она намерена добиваться не с помощью убедительных аргументов, но посредством грубой силы государственной власти», — добавил Э. Хайят. Он также сопоставил Хиллари Клинтон с фигурой Бенджамина Франклина — одного из «отцов-основателей» и лидеров войны за независимость США, стоявшего у истоков американской государственности. Несмотря на то, что, по мнению Э. Хайята, Франклин был одним из самых нерелигиозных основателей Америки, он был сторонником религиозной свободы и выступал за то, чтобы христианские принципы и ценности присутствовали во всех сферах общественной жизни. «Хотя Франклин подвергал сомнению некоторые аспекты христианского учения, он считал, что христианские добродетели и нравственность абсолютно необходимы для стабильного общества и процветающей нации», — сказал Э. Хайят. «В то время как Клинтон хочет изгнать Бога из правительства, Франклин хотел, чтобы Бог был жизненно важной частью правительства», — заявил пастор. Эдди Хайят — американский протестантский проповедник, пастор, профессор теологии, миссионер, автор ряда книг по истории христианства, одна из которых — «2000 лет харизматического христианства» — используется в качестве учебника в протестантских колледжах и семинариях по всему миру. rublev.com Тэги: гендер, католицизм, политика, религия, сша, христианство "Будьте, как опавшие листья": Человек стремится вовсе не к богатству. Человек стремится к статусу2016-09-12 12:41:26... в этом плане христианство. Мало того, ... />Нет, братцы, настоящее христианство начинается тогда, когда ... + развернуть текст сохранённая копия Праздник должен быть сплошным счастьем для всех. Это веселье, легкость и радости. Агентсво TG event избавит Вас от лишних забот! Примерно век назад культурная антропология выяснила, что человек стремится вовсе не к богатству. Человек стремится к статусу. Он тоже может быть обеспечен капиталом, но гениальный нищий статусней миллиардера, а обеспеченная шлюха в глазах общества проигрывает матери-героине. Вся социальная возня человека – это возня вокруг статуса. Все революции об этом и все бизнес-планы. Тогда как свой статус нужно растоптать. Наступить ему на глотку, подсечь под корень, выжечь, вытравить из себя, как вытравливают глистов. Зачем? Вразумительного ответа не существует. Можно отмахнуться, что это интересно или сверхчеловечно, но, скорее, дело в том, что это жизненно необходимо. Потому что отказ от борьбы за статус – это отказ от человеческой природы. Это отказ от обезьяны, то есть от стайности, власти, рангов, иерархии, подчинения и исполнения. Это единственная великая революция на свете. Ведь, скажем, зачем отрок вступает в запрещённую организацию? Не для того же, чтобы добро делать – ему признания хочется, чтобы те, кто раньше его не слушал, стояли на цыпочках и слова молвить не смели. А зачем мужчины постоянно показывают мышцы, а женщины демонстрируют ноги или грудь? Так это ведь тоже как у животных, только «лайки» здесь поважнее спаривания будут. Необходимо задуматься, какой глубинный ужас сопровождает выставленную напоказ фотографию. Это ведь духовное ростовщичество, акт купли-продажи, когда человек страстно хочет быть оцененным. Возразят, что это естественно. Да, это естественно. Это также естественно, как гадить по утрам. Потому и отвратительно. Вокруг борьбы за статусность формируется обслуживающая её экономика. Достаточно посмотреть рекламу автомобиля, чтобы узнать, что он элегантен, сделает вас быстрым, уверенным, современным деловым горожанином, а мотор, ходовая, ещё что-то именно автомобильное – это дело десятое. Машину ведь не для того покупают, чтобы на ней ездить. Тоже самое с контркультурой, которая просто предлагает человеку другой набор статусов. В самом начале «На Игле» Уэлша есть знаменитая речь про выбор работы, дивана, чего-то ещё, а затем желанная антитеза: «Я не стал выбирать жизнь, я выбрал кое-что другое». То есть выход из рабства – это просто альтернативный набор потребностей, которые так сладко противопоставляют пользователя миру обывателей. Тогда как на деле он его даже не покидал. Но что же тогда борется со статусом? Религия. Не её земная часть, где толстозадые фундаменты, золото, животы, взносы за аренду Бога, а то, что находится на другом конце «обратной связи». Очень хорошо в этом плане христианство. Мало того, что на земле воплотился Бог, так ещё и это нечто, создавшее триллионы звёзд, зачем-то бросило себя в грязь, было избито, унижено и жутким образом казнено, прочувствовав через наши нервные окончания всё то, что веками чувствуем мы. К тому же, Бог вышел не из дворца, не из парчи, а из пещеры, из чрева еврейки, представительницы самого презираемого и гонимого на земле народа. Ведь даже цыган не обвиняют в том, что они убили Бога, правят миром или придумали зловредный социализм. Так что, чтобы начать с такой стартовой позиции, как раз и нужно было быть Богом. Ниже падать уже просто некуда. Максимальное презрение своего статуса. И это ведь неслучайно. Это как проверка. Это либо принимаешь, либо начинаешь юлить, цепляться, придумывать то, что тебе приятно – ариохристианство, те евреи совсем иные евреи, важен не комплекс ветхозаветных мифов, а обработавший их греческий логос… Нет, братцы, настоящее христианство начинается тогда, когда понимаешь и принимаешь, что его создали жиды. Не каждый это может признать, то есть победить гордыню, а, следовательно, свои гремящие рангом яйца. Увы, мы устроены слишком уж по-обезьяньему – всю жизнь боремся, чтобы залезть повыше, а по итогу только больнее падаем в могилу. Приносим зло себе и другим. Человек может легко отказаться от части дохода, от нескольких часов своего времени, от каких-то вещей, которые он милостиво пускает на благотворительность, но стоит только предложить ему расстаться со своим статусом – имечком, мнением, должностью, погонами, влиянием, властью, логотипом, брендом, писькой с бесенятами, как начинается ор: «Зачем я должен это делать!? Что мне с этого будет!?». Так в этом и суть, что ничего с этого не будет. Требуется поступить «за просто так», на веру. Без всякого доказательства. Иначе нет никакого смысла. Как говорится: «Знал бы где упаду – соломку бы подстелил». Пока не поздно, чикните по душе ножничками, авось гнойные гланды, которые там всё забили, рассосутся. Тогда-то и почувствуете, чем пахнут цветочки Франциска Ассизского. Не может быть счастья там, где звёздочки на погонах, а не на небе. Как и не может быть любви. Но преодоление статуса – это не дело одного дня. Этим до самой смерти занимаются. А пока пусть жизнь проходит мимо. От неё на лице появляются угри. Об этом знали Пентти Линкола, Унабомбер, русские юродивые, Ганди, Константин Леонтьев, Леон Блуа, неизвестный солдат, нищий и благородный разбойник, Будда, Иван Каляев, Эмиль Чоран… Ведь особая сложность – быть в чьих-то глазах культовым, но никак это не использовать. Это как держать в руках кредитку с миллионами на счёту, но сделать из неё кораблик и отправить вниз по весеннему ручью. Плюйте на свой статус, обжигайтесь, не стремитесь к креслам, пиджакам и прибавку. Будьте безвестными, невидимыми, анонимными, не мелькающими на фотографиях, не раздающими интервью, облупленными и свободными. Будьте, как опавшие листья. Тем и спасёмся. Тэги: event, ключ, мероприятий, оранизация, христианство, человек Счастье есть?2016-08-24 07:24:42Христианское учение о страдании объясняет, на ... + развернуть текст сохранённая копия Христианское учение о страдании объясняет, на мой взгляд, очень любопытный факт относительно мира, в котором мы живем. Бог, по самой природе этого мира, лишает нас установившегося счастья и обеспеченности будущего, но Он щедро наделил нас радостью, удовольствием и весельем. Мы никогда не застрахованы от опасности, но у нас в избытке веселья, а порой и экстаза. Нетрудно догадаться, почему. Обеспеченность будущего, которой мы жаждем, научит нас сердечной привязанности к этому миру, тогда как несколько мгновений счастливой любви, пейзаж, симфония, веселая встреча с друзьями, купание или футбольный матч не проявляют подобной тенденции. Наш Отец посылает нам в отдохновение в нашем путешествии приятные гостиницы, но не дает нам стимула по ошибке принимать их за наш дом. Клайв Стейплз Льюис. «Боль». Тэги: литература, христианство Англиканская церковь в Канаде разрешила венчать однополые пары2016-07-17 12:11:19День спустя после того, как генеральный синод Англиканской церкви в Канаде отказался благословлять ... + развернуть текст сохранённая копия День спустя после того, как генеральный синод Англиканской церкви в Канаде отказался благословлять однополые браки, его участники добились пересчета голосов и все же приняли решение венчать геев и лесбиянок. Большинство из 200 делегатов синода проголосовали за то, чтобы резолюция, принятая в понедельник, была отклонена. Значительная часть ораторов, выступавших на следующий день, высказались в поддержку однополых […] Тэги: англикане, лгбт-верующие, либералы, новостные, протестанты, реформы, сообщения, христианство Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»2016-07-12 21:11:38... Мы помним, что христианство, как только стало ... дискредитирует саму идею христианства, которое должно ... + развернуть текст сохранённая копия На вопросы «Фомы» отвечает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис. – «Апостолы Петр и Павел» — очень известная работа Эль Греко.Но ведь она наверняка не была самой главной в его жизни? – Картина, о которой мы говорим, относится к расцвету творчества Эль Греко в Испании. Конечно, у него были и другие весьма значимые работы, и немало. Но вообще тема апостолов проходит через всю его жизнь, в конце которой он напишет целый апостольский цикл. Сейчас он находится в Толедо. Таким обращением ко Христу и Церкви он как бы подводит черту своей художественной биографии. – Кстати, о биографии. Что известно об этом человеке? Его действительно звали Эль Греко? – Нет, это прозвище. Эль Греко носил другое имя – Доменико Теотоко́пули. Он родился на Крите, условной датой рождения считается 1541 год. Условной – потому что в 1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. От этого события и отсчитали время его появления на свет, но проверить этот факт уже вряд ли возможно. – Крит в то время принадлежал Венецианской республике. Там сосуществовали две общины – католическая и православная. Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. Однако он с ранних лет, как только взял в руки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, которая в то время – в XVI веке – переживала свой расцвет. К его первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал Феофан Критский. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были в него заложены на Крите. К примеру, у него сохранилось то особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые были в иконографическом искусстве того времени. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Чтобы развиваться как живописец, он в 1567 году переехал в Венецию. В его работах очевидны следы пребывания там: он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от его творчества. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Однако вряд ли это справедливо. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого и копировал, то только самого себя. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Его эстетика все же была чужда Эль Греко, хотя он и считал Тициана гениальным живописцем, мастером рисунка. Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, творчество Тициана казалось ему слишком чувственным – более внешним, чем внутренним. Эль Греко же был более аскетичен в своих работах, его интересовал прежде всего духовный пласт. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Многие приемы – игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника. Вообще же надо сказать, что Эль Греко очень много учился, он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. – Почему он, грек, не писал икон, которые казалось бы так свойственны его родине, а выбрал живопись? – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Он вырос в среде римо-католиков, и ему равно близки были и иконопись, и западная живопись. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Он всю жизнь собирал бибиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он переехал на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Иными словами, Эль Греко, безусловно, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, однако это было не единственным, что оказало на него влияние. В искусстве он пошел своим самобытным путем. И здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана, и Тинторетто там определенно есть. Не осталось у него и учеников. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом – тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма современного мышления. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии… И гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. – А когда Эль Греко начал работу над «Петром и Павлом»? – В 1587 году (а закончил в 1592-м). К этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, в Толедо, который в каком-то смысле стал его второй родиной. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты… Но там он долго не задержался – не очень ему понравилась обстановка. Некоторые исследователи указывают на то, что Эль Греко был оппозиционером папству, а Рим – это папский город. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. – Но почему именно Толедо? – Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время… Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Испанию окончательно освободили в 1492 году. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Правда, через семь лет – в 1582 году – его запретили. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции… – За что?.. – Нет, ничего страшного с ним самим не произошло, он понадобился как свидетель-переводчик. Суду подлежал его земляк, человек родом с Крита, малообразованный крестьянин, которого подозревали в тайном исповедании ислама. Эль Греко был переводчиком на судебном процессе. Эпизод весьма показательный: если столь сильным было отторжение чужой культуры, значит, ее давление оказалось весьма серьезным. Вот в такое время Эль Греко и жил в Толедо. – Кстати, где он жил? У какого-нибудь покровителя? – Нет, Эль Греко поселился в некотором смысле в мистическом доме – в поместье, которое когда-то принадлежало маркизу де Вильене. Его считали едва ли не чернокнижником. Так вот Эль Греко прожил в его доме до конца дней. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, где он принимал узкий круг близких по духу людей, он и воплотил замысел работы, о которой мы говорим, – «Апостолов Петра и Павла». К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он зрелый художник и при этом полон сил, энергии. – Почему он выбирает такой сюжет? Почему не пишет, например, Андрея Первозванного или Иоанна Богослова? – Сюжет он выбрал неслучайно. И в Западной, и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Конечно, подлинный Основатель – Господь Иисус Христос, но весть о Воскресении и о Церкви понесли его апостолы, ближайшие ученики. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень, и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Даже несмотря на те ошибки, которые Петр допускает в отношении Христа, когда отрекается от Него в ночь Его ареста, к нему все же потом возвращается его старшинство. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня? Петр трижды отвечает утвердительно. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. – А что касается Павла? – Его путь ко Христу был очень своеобразным. Мы видим его сначала гонителем христиан, он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом. Мы помним, что христианство, как только стало распространяться, столкнулось с резким неприятием как в иудейской среде, так потом и в римской. Позже Павел напишет об этом, что Распятый Христос – для иудеев соблазн, для эллинов безумие. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Это случилось по дороге в Дамаск. К нему, совершенно для него неожиданно, обращается Христос и кротко спрашивает: Павел, зачем ты гонишь Меня? – и Павел вдруг видит Самого Бога. Это произошло уже после Вознесения, после Сошествия Святого Духа на апостолов, которые уже начали проповедовать. Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Только религиозный гений способен ради любви к Истине полностью переменить всю свою жизнь, разорвать со всем, чему он раньше поклонялся. И этот максималистский заряд, горячие черты характера – все остается с Павлом после обращения до конца его дней. Постепенно та среда, к которой он ранее принадлежал, сама разрывает с ним, он начинает очень трудный во всех смыслах путь Благовестия Христова. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. После него осталось колоссальное эпистолярное наследие – до нас дошла только его часть, то, что мы читаем в Новом Завете. Но если сравнить внутри Нового Завета объем работ апостола Павла и все остальные книги – то его труды по объему превысят все остальные книги. Да и когда читаешь книгу Деяний апостольских, очевидно, что это в основном деяния Павла: он повсюду перемещается, везде основывает общины. Петр и Павел претерпевают мученическую кончину в Риме, примерно в одно время. Они оба там проповедуют, они уважаемы и любимы огромным числом людей, но многим при этом серьезно мешают, потому что влияние их проповеди на людей чрезвычайно сильно. – Может быть, мне кажется, но если смотришь на картину – то внимание приковывается к лицу Павла. Его фигура как будто высвечена, его руки расположены так, как будто приглашают к разговору. А у Петра вид немного жалкий, виноватый что ли… Почему? – Возможно, потому, что фигура Павла на полотне действительно занимает больше пространства, у него более яркая одежда. Петр же находится как бы в глубине, и его лицо и правда кажется немного виноватым. Но это только на первый взгляд. Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Весьма распространена точка зрения, что на картине запечатлен момент спора между Петром и Павлом из Послания к Галатам. Петр сначала соглашается с Павлом, что нужно и необрезанных язычников обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона. Но когда из Иерусалима приходят евреи, которые приняли Христа и продолжали соблюдать Закон Моисея, Петр начал есть и пить с обрезанными и чуждаться необрезанных. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Причем он его обвинил публично и пояснил, что своими действиями Петр дискредитирует саму идею христианства, которое должно быть проповедано всему миру, а не только иудеям. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину. Многие полагают, что полотно Эль Греко передает именно этот момент спора, обличения и раскаяния. Однако есть замечательная работа тонкого искусствоведа А. Васильевой, которая оспаривает эту мысль. Действительно, если присмотреться внимательней, то мы увидим на картине очень интересные детали. Апостол Павел здесь никого не обличает. Если посмотреть на его лик, то видно, что губы его плотно сжаты, глаза смотрят в сторону, не на зрителя. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя. Собственно, как и глаза апостола Петра. Он старше Павла, в более блеклой одежде, поза его как будто внутренне свидетельствует – не о вине, а о глубочайшей молитве. Если мы обратим внимание на руки апостолов, то Павел одной из них опирается на книгу, а другая развернута к зрителю. Руки Петра находятся на том же уровне. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Что это значит? – Здесь важно помнить: притом, что мы называем Павла религиозным гением, он все-таки обратился ко Христу уже после Воскресения. А Петр видел Христа почти с первых дней Его проповеди, он поверил Христу еще до явления всей Его славы. И на самом деле, такое положение рук может свидетельствовать о том, что Петр делится своим молитвенным, пастырским опытом с Павлом. Вообще, даже несмотря на то, что между Петром и Павлом имел место описанный конфликт, они все равно относились друг к другу с большой братской любовью. Петр, например, пишет: слушайте возлюбленного брата нашего Павла, потому что он исполнен великой мудрости. Да, у них были разногласия – апостолы тоже люди, но чувство любви и глубокого духовного единства у них сохранялось всегда. Позволю себе высказать мнение – не претендуя, естественно, на постижение Божиего промысла, но все же: думаю, не зря Господь призвал Петра и Павла к мученической смерти в один период и в одном городе, где они в то время проповедовали, — в Риме. У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. У Бога ничего случайного не бывает. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов. При этом тот факт, что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, но и по характеру человека, тоже очевиден. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Эль Греко вообще считал, что чувства можно передавать не только через выражение лиц, но и через колорит, свет, детали, предметы. То, каким мы видим апостола Павла, скорее говорит о его характере, а не о том, что он превышает по значимости своего брата во Христе. Фигура Петра, в свою очередь, исполнена, с одной стороны, покаяния, а с другой – глубокой молитвенной сосредоточенности. И это тоже передано, в том числе, через одежду. – А что за книга под рукой у Павла? Она тоже имеет какое-то символическое значение? – Обычно считается, что это Евангелие. Однако если присмотреться, то мы увидим, что у него под рукой две книги – одна более основательная, та, что внизу, а вторая, лежащая сверху, раскрытая, на которую он непосредственно указывает. Вполне возможно, что Евангелие – это книга, лежащая в основании, та, на которой зиждется апостольская проповедь. И можно предположить, что Павел указывает не впрямую на Евангельский текст, а на Апостольские послания, на письма. Лично мне кажется, что судя по закладке, которую мы видим в раскрытой книге, это, скорее всего, Послание апостола Петра. А то место, на которое указывает сам Павел, по логике картины – его собственный текст, где он сам пишет о служении апостолов. Думаю, это может быть Послание к Ефесянам: оно по духу очень сильно перекликается с Посланием апостола Петра. На мой взгляд, Эль Греко таким образом раскрывает смысл и суть служения Церкви, а не конфликт учеников Христовых. Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины. И автор подчеркивает это через разные детали, что вполне характерно для художников Возрождения. – Есть такая точка зрения, что апостол Павел на этом полотне очень похож на героя другой известной картины Эль Греко – «Портрет старика». Она считается автопортретом мастера. А раз так, то можно сказать, что апостола Павла Эль Греко списывал с себя. Что Вы думаете об этом? – Внешнее сходство между апостолом Павлом и «Портретом старика» действительно есть, и немалое. Хотя известно, что когда в конце жизни Эль Греко писал свой апостольский цикл, он наделил своими чертами Евангелиста Луку. Но что касается Павла… Этот апостол, с его интеллектуализмом, образованием, миссионерским подходом всегда был ближе образованным людям Толедо, людям Ренессанса. Кстати, это стало еще одним поводом, чтобы говорить о противопоставлении двух апостолов. – Почему? – Эль Греко писал «Петра и Павла» в период, когда институт папства, официальной Церкви подвергался со стороны ряда деятелей Возрождения серьезной критике. Петр при этом четко ассоциируется с папством, ведь он первый епископ Рима, к нему хронологически восходит цепочка всех понтификов. Таким образом, можно предположить, что апостолы противопоставлены друг другу мировоззренчески: один смиренно принимает сложившиеся устои, другой же мыслит свободно, вне каких бы то ни было рамок и ограничений. Но если опять же внимательно присмотреться, то мы увидим на заднем плане некий столб, как будто даже специально высвеченный. Он разделяет двух апостолов. Безусловно, это часть интерьера комнаты, в которой находятся апостолы, но… Дело в том, что у Эль Греко практически нет случайных деталей, каждая имеет, помимо фактической, еще и символическое значение. Есть все основания полагать, что на самом деле этот столб – подножие Креста Христова, у которого стоят в молчании и молятся Петр и Павел. – А почему Вы так думаете? Откуда такое смелое предположение? – Оно исходит из того, что на последней работе Эль Греко – в цикле апостолов – все герои тоже смотрят в одну сторону, и в центре их внимания – Христос. Они у подножия Креста. Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия. Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой. Апостолы прекрасно это понимают. Отсюда их внимание ко Кресту. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину. А если нет… Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку. Тэги: живопись, искусство, культура, религия, христианство, художники
Главная / Главные темы / Тэг «христианстве»
|
Категория «Артисты»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|