Оригинал взят у
meirbruk в Динамика развития религиозных течений, место Израиля, природа антисемитизма
С утра на меня вышли журналисты израильского радио РЭКА и пригласили дать на израильскую аудиторию интервью на тему взаимоотношения государства и религии.
Взаимоотношение религии и общества — очень неоднозначная тема.
Нашей задачей как евреев — является необходимость найти современные варианты развития еврейства, как для внутреннего пользования, так и для всего мира.
Правильный взгляд на проблему можно сделать — рассмотрев более широкий контекст, сравнив ситуацию с нашими братскими проектами — христианством и исламом.
Христианство на определенном этапе перестало играть доминирующую роль в Западном дискурсе. Светские ценности, частично заимствовав иудео-христианские идеи, провозгласили желание уйти в свободное (от религии) плавание.
Эта тенденция стала выглядеть как неумолимый тренд, который должен как бы высвободить мир от «религиозного засилья» (как это формулируют активисты светских путей).
Но — мы должны смотреть на всю картину.
В то же самое время когда христианство теряет свои полномочия, другая сила — ислам неумолимо подминает под себя весь арабский мир.
При чем это проявилось не только в рецидивах радикального ислама.
Арабские весны — в-целом оказались направлены на свержение именно светских правителей, которые не были подкреплены авторитетом духовной власти.
При этом Египету удалось совершить «контрреформацию» (в продуктивном смысле).
После прихода к власти представителя братьев-мусульман, который попытался убрать все следы светских авторитетов — внезапно проявился Аль-Сиси, который блестящим ударом смел предыдущую власть и установил в Египте весьма прагматичную и здравомыслящую в-целом систему.
Но — возможно, что исключение (в лице Египта) на данном этапе подверждает правила, остальной арабский мир — резко встал под знамена религиозных ценностей.
И если мы будем анализировать двух главных игроков, то мы увидим — две полярные системы с точки зрения взаимоотношений религии и власти.
=-=-=-=
При этом Запад смотрит на арабский мир — как на вредных фанатиков, а Ближний Восток смотрит на Запад — как на вредных безбожников.
=-=-=-=
Ключом к выходу из подобного тупика должно смать нахождение «среднего» пути, когда религия влияет на общество, но с помощью не архаично-одиозных моделей, а с помощью модернизированных, но аутентичных подходов, которые найдут не только общий язык с обществом, но и найдут для общества правильный дискурс.
=-=-=-=-=
Также отметим, что христианство сейчас пытается найти новые шаги и подходы к своему месту «под Солнцем». Два ключевых эпизода — пересмотр католиками своего отношения к еврейству; историческая встреча Папы Римского с Российским Патриархом — встреча католиков и православных на самом Высшем уровне, что является серьезным шагом на пути поиска новых перспектив.
=-=-=-=-=
Сейчас мы озвучим ключевой постулат, который мы обоснуем и разовьем в нашей статье.
(а) Обе мировые религии зародились, опираясь на ключевые подходы иудаизма, который является для них родительской религией.
(а1) после периода родов, когда «пуповина связи» была «перерезана», обе религии постепенно перешли к стадии «подросткового бунта», когда для самоутверждения им понадобилась дистанцироваться от родителей, чтобы самоутвердиться и доказать возможность определенной самостоятельности.
(а2) на «короткой дистанции» - этот бунт можно было бы воспринимать как антагонизм иудаизма и порожденных им мировых религий.
(а3) но для серьезной работы нам необходимо смотреть на мир в более глобальной перспективе.
Если продолжить аналогию с взрослением человека, то кризис отношений с родителями должен иметь конечные временные рамки. Подросший «подросток» после самоутверждения и большего возмужания — находит в себе силы и мудрость — осознать, что родитель не только рождает ребенка, но и может дать ему множество мудрых советов и опыта.
И поэтому в идеальной ситуации — после размолвки должна наступить продуктивная стадия возвращения взаимного интереса, которая в нашей модели называется «возвращение блудного сына».
(а4) это означает, что на этапе большей зрелости — необходимо реализовать проект ”Reunion” - при котором стадии экстремальных крайностей (потеря христианством авторитета и абсолютизация исламского авторитета) сменятся новым уровнем продуктивным взаимоотношений:
иудаизма с дочерними религиями;
дочерних религий с «подшефными» обществами.
Кстати, интересно, что в отличие от Западной Европы, совершившей крен в атеизм, на постсоветском пространстве произошла гораздо более продуктивная ситуация взаимоотношений религии и власти. И хотя и здесь до идеала далеко, но тем не менее — отношения религии и власти находятся в рамках продуктивных взаимоотношений — с открытостью к диалогу с обеих сторон.
=-=-=-=-=
Еще раз подчеркнем: сейчас, находясь в оторванным друг от друга дискурсах — Запад видит в Арабском мире — только бандитов, игнорируя религиозный дискурс, а рабский мир видит в Западе только безбожников, игнорируя цивилизационный дискурс.
=-=-=-=-=-=
ЧАСТЬ 2
КРАТКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
В свете вышесказанных выкладок, важно понять динамику проявления еврейского присутствия на геополитической карте.
До 1948 года — еврейское присутствие проявлялось:
в виде общин, разбросанных по христианскому, мусульманскому и советскому пространству
в виде творческих индивидуумов, оплодотворявших множество направлений развития цивилизации
в виде антисемитизма — демонических архаических структур, совмещавших свой страх перед будущим с сублимацией его в виде ненависти к еврейскому присутствию.
Важно отметить, что все антисемтиские проявления являлись однозначно выраженным симптомом анти-прогрессистских течений, которые таким образом подменяли умение работать с будущим — на ретроградные рецидивы, под которые они легко объединяли те силы, которые свой страх перед будущим заглушали присоединением к антимемитскому дискурсу.
=-=-=-=-=
Наиболее одиозными антисемитскими персонажами были Сталин и Гитлер и их «проекты» «успешно» вымерли на «дистанции ХХ века».
=-=-=-=-=
Кстати, мы сейчас можем расшифровать соотношение Сталина и антисемитизма в Советском Союзе.
По этому поводу мы должны разделить деятельность Сталина ра два этапа — до войны и после.
До войны — Сталин I. После войны Сталин II.
До войны Сталин был активным модернистом, он всерьез модернизировал Советское общество, переводя его из аграрного в индустриальное.
При этом он активно использовал евреев.
Ему нужны были кадры, совмещавшие пролетарское происхождение и грамотность.
Именно такие кадры пему поставляли евреи, так как до революции им не давали входить в буржуазный класс, но образованность им обеспечивала система хедеров (религиозных школ).
И поэтому огромный поток евреев из местечек хлынули в большие города и стали костяком нового модернизирующегося Советского Союза.
После войны Сталин столкнулся с тем, что огромное количество советских военных прошло пол-Европы и увидело европейский образ жизни.
Сталин почувствовал в этом угрозу строю, так как Европа выглядела более передовым по сравнению с Россией обществом.
И в этот момент Сталин из модернизатора (аграрной России) «перевернулся» в анти-модернизатора, которому для реализации этой программы понадобилось «сыграть» в старую «карту» антисемитизма.
Итак, послевоенный Сталин, «ударяя» по евреям как двигателям модернизации, сыграл в «Анти-модернизм».
=-=-=-=-=
При этом подавление проекта Гитлера одновременно являлось частью глобального плана — в рамках которого родилось новое уникальное образование на карте мира — государство Израиль.
Как мы можем увидеть, еврейство от более частных феноменов (общинного и творческого) расширилось до геополитического — до присутствия на карте мира в виде серьезного государства, которое на своем пути выдержало и преуспело в нескольких серьезных войнах и которое должно стать важным игроком — в больших мировых планах.
=-=-=-=-=
При этом — Израиль пока не показал себя в рамках цивилизационного дискурса.
Израиль преуспевает на привычной еврейской креативной площадке — решателя технологических вызовов, с помощью еврейских талантов — порождая стартапы и экспортируя технологии — от аграрных до медицинских и военных.
=-=-=-=-=
Чтобы правильно оценить ситуацию, необходимо не считать данный этап — основным.
Чтобы влиять не цивилизационном уровне — необходим уровень зрелости, который приходит постепенно и при осознанном участии.
Мы можем сказать, что Израиль РОДИЛСЯ в 1948 году.
И хотя еврейский народ один из самых древних в мире, политический опыт евреи до 1948 года не имели и поэтому эта часть процесса — была начата практически с нуля.
Можно сказать, что Израиль проходит подростковый этап созревания и сейчас должна быть поставлена задача — перехода к взрослости — при которой будет освоен опыт не только внутри Израильского общества, но и возникнет роль Израиля — как ключевого игрока на общемировой арене.
=-=-=-=-=
Интересно обратить внимание, что Израиль с самого начала стал игроком общемирового масштаба.
Но Израиль был не столько субъектом, сколько объектом в публичном пространстве.
Израиль практически никогда — официально не проявлял себя в глобальной политике. Но при этом глобальные политики в мире — регулярно обращали свой «пламенный» взор на Израиль.
Известен факт, что ООН посвятила огромное количество свои резолюций осуждению Израиля.
И при этом сам Израиль не был замечен как субъект в этих процессах.
Он был только в статусе вечно «ругаемого».
Если более серьезно проанализировать эту ситуацию, то можно оценить ее следующим образом.
Мир (а если говорить более возвышенным языком — Б-г через мир) все время выводит Израиль в общемировой дискурс, переводя Израиль из «местечкового» уровня на уровень мировой политики.
Но сам Израиль до данного момента ни разу не «подавал голоса», не претендовал на роль субъекта, оставаясь в позиции то ли оправдывающегося, то ли молчащего, но всегда объекта со стороны разных активных сил.
=-=-=-=-=
Более того, иногда некоторые игроки не могли предложить в свой актив ничего, кроме очередного обвинения Израиля в «происках».
То есть — Израиль для некоторых политиков был универсальным «посылаемым», если не о чем было сказать, но хотелось «засветиться» на мировой арене, то можно было «попинать» Израиль и таким образом «отметиться» на трибуне, чувствуя свою значимость.
=-=-=-=-=-=
В частности такими горе-игроками стали многие арабские страны.
В плане цивилизационных достижений им нечего предложить миру.
Но, чтобы не потерять окончательно авторитет в определенных кругах — эти силы выражали себя в анти-израильской риторике, зарабатывая дешевый и мало-осмысленный авторитет и чувствуя свою значимость.
Если слегка поирорнизировать, то можно сказать, что Израиль должен брать процент с тех политиков, которые пиарятся и зарабатывают свой авторитет на «пинании» Израиля (за неимением более конструктивных идей).
Этим бы Израиль решил многие финансовые проблемы :)
=-=-=-=-=
Это конечно шутка, но она двусторонняя.
С одной стороны, бесплодные режимы — с помощью Израиля получают повод для риторики на которой они зарабатывают авторитет.
С другой стороны, очень часто можно поставить системе, которые «зацикливается» на осуждении Израиля диагноз — бесплодность.
И если при этом подобная политическая система претендует на какие-то глобалистские «замашки», нужно к этой системе отнестись с пристальным вниманием.... и выяснить не исходит ли от системы — угроз глобальной безопасности...
=-=-=-=-=
Мораль данного дискурса двоякая.
С одной стороны, очень полезно осознавать текущую роль Израиля как объекта-контента критики в глобальных риторических дискурсах.
Но с другой стороны, ключевой задачей Израиля и еврейской цивилизации должен стать поиск роли субъекта, предлагающего миру новые модели развития.