Рюрик... До сих пор никто толком не знает - реальный это персонаж или мифический? Но если бы автор «Повести временных лет» в XII веке не познакомил нас с этим именем, его следовало бы придумать, ведь иначе очень многим историкам, специализирующимся на Древней Руси, просто не о чем было спорить. Сегодня «несть числа» книгам, посвященным версиям и гипотезам о происхождении Рюрика. Был? Не был?
Давайте все же поверим русским летописным преданиям и признаем: Рюрик - это реальный исторический персонаж. Иначе вообще получается абракадабра - Рюриковичи есть, а Рюрика нет. Трехвековой спор Те, кто признает Рюрика реальной исторической личностью, все равно спорят уже три века, на этот раз о его корнях. С одной стороны - норманисты, уверенные, что племена с названием «русь», о которых пишет летописец Нестор, а, соответственно, и сам Рюрик ведут свою родословную из Скандинавских земель. Рюрик, по их представлениям, - не кто иной, как конунг (король) Рёрик из ютландского Хедебю (нынешняя Дания).
Норманистам оппонируют сторонники славянской версии. Согласно их убеждениям, Рюрик - яркий представитель княжеского рода ободритов, объединявшего в Средние века несколько славянских племен. А имя это - родовое прозвище, принятое у славян и обозначающее сокола - рарога.
Впрочем, еще раз уточним: даже антинорманисты (вернее, часть их) считают Рюрика личностью однозначно мифической.
На эту тему сломано немало копий: Ломоносов спорил с Миллером, Костомаров с Погодиным, Соловьев с Карамзиным... Спорят и современные историки.
«ТЕ ВАРЯГИ НАЗЫВАЛИСЬ - РУСЬЮ...»
Впервые о Рюрике мы узнаем из древнерусского летописного свода XII века «Повести временных лет», вернее, из его рукописной копии, чудом дошедшей до нас после пожара Москвы в 1812 году. Согласно документу, в середине IX века варяги из заморья и хазары брали дань со славянских племен. В 862 году славяне изгнали варяг без дани и решили «сами собой владеть». «И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой, и сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, подобно тому, как другие назывались свей (шведы), а иные - норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти назывались.
Сказали руси чудь, славяне, кривичии весь: “Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли к славянам. И сел старший Рюрик в Ладоге, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Любопытно, однако, почему знаменитый автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин однозначно принял норманскую версию, а другое светило русской истории — С. М. Соловьев, хотя и признавал происхождение первых князей и дружин норманскими, в целом оценивал их влияние на Русь как незначительное? Переворошив горы книг, скорее всего, так и не найдешь ответа. Многие ученые, высказываясь о сути спора, непременно упоминают ту или иную государственную идеологию, которая менялась, и порой прямо противоположно, в зависимости от того, кто стоял во главе страны.
Не будем углубляться в эти споры, ибо рискуем погрязнуть в деталях. Тем более, что существует третья версия, согласно которой никакого Рюрика вообще не существовало, а основатель династии выдвинулся в ходе борьбы за власть из местного населения. Автору «Повести временных лет», монаху Нестору, просто «заказали» пропагандистскую историю о варяге Рюрике.
Кто водил пером Нестора Да, парадокс заключается в том, что хотя о родословной Рюрика достоверной информации практически нет - одни домыслы, а вот его сына - князя Игоря - практически все историки признают реальной исторической личностью. Правда, здесь споры другого плана: а был ли Игорь на самом деле сыном Рюрика? И какой смысл летописцу было выдумывать эти персонажи?
Ответ, удовлетворяющий многих, звучит так: древний летописец преследовал одну цель - связать двух русских князей узами родства, дабы представить династию Рюриковичей как имеющую начало и продолжавшуюся в виде непрерывного древнего рода. Ведь монах Нестор писал свою «Повесть...» в Киеве, спустя 400 лет после тех событий.
Князь Игорь (ок. 878-945), первый из Рюриковичей после самого Рюрика, считается и первым правителем Киева, но статус этот он добудет много позже. А пока его отец, почувствовав близкую кончину, передает власть соратнику Олегу, поскольку младенец Игорь еще не может править государством.
Олег становится первым регентом в истории Руси. Естественно, когда Игорь подрос, Олегу очень не хотелось выпускать из рук княжескую власть. Даже в договорах с Византией (907 и 911 годов) он по-прежнему именуется «великим князем русским», хотя на тот период истинный великий князь - уже Игорь, довольно взрослый и самостоятельный человек. Лишь внезапная гибель Олега оставляет Игоря один на один с его государством - Киевской Русью.
Мать городов русских Согласно летописи, захватив Киев, Олег представил тамошним князьям юного Игоря и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика... Да будет это (Киев) мать городам русским». «И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» (Мудрого).
ГІо преданию, в 907 году Олег с войском на 2000 ладьях двинулся на Константинополь (Царьград). Греки преградили путь русским воинам, протянув через залив Золотой Рог массивную золотую цепь. Но князь отдал приказ поставить ладью на колеса. Задул попутный ветер, воины подняли паруса и по суше подошли к стенам византийской столицы. Но греки тоже пошли на хитрость и отправили Олегу, якобы в знак примирения, отравленные яства и вино, от которых тот отказался. В результате с византийцев была взята большая дань и заключен мирный договор.
Принял смерть от коня своего «Повесть временных лет» так рассказывает о гибели вещего Олега: «И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: “От чего я умру?” И сказал ему один кудесник: “Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!” Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: “Никогда не сяду на него и не увижу его больше”. И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: “Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?” Тот же ответил: “Умер”. Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: “Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три...»
Впрочем, другие летописцы не подтверждают его захоронение на горе Щековица и указывают на иные места. Один из них утверждает, что Олег похоронен у киевских так называемых Жидовских ворот, другой - что в Ладоге, считающейся первой русской столицей, третий - вообще «за морем».
По мнению авторитетных историков, Олег оставил о себе память как объединитель северной и южной Руси в одно сильное государство, слава о котором вышла далеко за его пределы.
Летописец подводит такой итог его правления: «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами».
Первый после Рюрика После гибели вещего Олега власть на Руси перешла, как и полагается, к сыну Рюрика - Игорю (ок. 878-945). Увы, судьба этого человека сложилась неудачно - он погиб не на поле брани, а от рук своих подданных, славян.
Справедливости ради все же следует сказать, что правление Игоря ознаменовалось несколькими удачными военными кампаниями, в частности, походами на Каспий и в Византию. Но обратимся к первоисточникам.
Вот как описывает Нестор поход Игоря 941 года: «Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать... А кого захватили - одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли. Хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по обоим берегам Суда захватили немало богатств. Когда же пришли с востока воины... то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же (византийский военачальник) встретил их в ладьях с огнем (смесь горючих веществ, разливавшаяся по воде) и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И придя в землю свою, поведали - каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне... Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них».
Игоря сгубила жадность В 944 году князь Игорь со своей дружиной отправился в традиционный поход к древлянам за данью. Те тогда обитали в городе Искоростень (ныне Коростень) близ Киева. Накануне княжеская дружина, как бы сейчас выразились, «надавила» на своего предводителя, убедив того взять с древлян дани вдвое большей обычного. Игорь послушал своих воинов.
Но по возвращению в Киев жадность его заела, и он отправился к древлянам вновь, посчитав, что с них можно еще что-то взять. Сопровождала его, правда, не вся дружина, а лишь часть ее. Древляне очень удивились визиту, но не стали отказывать, а попросили Игоря подождать. Сами же во главе со своим князем Малом сели совещаться. Летописец так описывает древлянское вече: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит... И послали к нему, говоря: “Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань”. И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало...» Гнев древлян был страшен.
Из других хроник, например, принадлежащих перу византийского историка Льва Диакона, мы узнаем подробности страшной гибели Игоря. Древляне привязали киевского князя за руки к верхушкам двух согнутых деревьев и отпустили их. Несчастного князя разорвало пополам. Эта жестокая расправа, впрочем, не осталась безнаказанной. Через некоторое время супруга Игоря, княгиня Ольга (ок. 890-969), сурово отомстила древлянам.
Месть женщины Вскоре после казни Игоря к Ольге явилась делегация от древлян - двадцать «лучших мужей», как сообщает летописец. Они уже осознали, что перегнули палку и пришли с повинной.
«Послала нас Деревская земля с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю...” - так сказали послы и предложили Ольге, в знак примирения, в мужья своего князя Мала. Ольга отказалась и решила отомстить: приказала заживо закопать послов. Но на этом не успокоилась. К древлянам отправила весть: “Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди”. В Киев прибыло второе посольство древлян, которых отправили в баню, а баню заперли и подожгли.
Но и эта расправа женщину не остановила. Следующее послание Ольги к древлянам гласило: “Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже”. Древляне выполнили и это пожелание. Ольга приехала, и начался большой поминальный пир, который закончился скверно: киевская дружина перебила около пяти тысяч захмелевших древлян.
Но и этого ей показалось мало. Вот как описывает дальнейшие события Карамзин: “Не бойтесь мщения: оно уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего”, - сказала она древлянам. И те предложили ей в дань мед и кожи зверей; но княгиня, будто бы из великодушия, отреклась от сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя! Они с радостию исполнили ее требование и ждали с нетерпением, чтобы войско киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении темного вечера, пламя объяло все домы их... Хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с серою ко взятым ею птицам и пустить их на волю: они возвратились с огнем в гнезда свои и произвели общий пожар в городе...»
Первая христианка на Руси Несмотря на столь кровавую расправу с послами, Русская православная церковь позже причислила Ольгу к лику святых. Княгиня ныне считается первой русской христианкой и почитается в качестве равноапостольной (крестительницы) и провозвестницы русского православия.
Автор летописи «Повесть временных лет» монах Нестор подробно описывает визит Ольги к византийскому императору Константину Багрянородному. Тот долго беседовал с русской княгиней, удивлялся ее красоте, уму и, наконец, вымолвил: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Ольга же, поразмыслив, отвечала: «Я - язычница, если же хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь»... «И крестил ее царь с патриархом, и было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: “Хочу взять тебя в жены”. Она же ответила: “Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь”. И сказал ей царь: “Переклюкала (перехитрила -ред.) ты меня, Ольга”. И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью»...
До сих пор исследователи не могут выяснить, откуда княгиня родом и кто была по происхождению - славянка или из варягов, из знатной семьи или простолюдинка? Некоторые летописи «селят» юную девушку и будущую княгиню в древнем русском городе Пскове. Кстати, сам Псков впервые упоминается в древних хрониках исключительно в связи с именем княгини. Известно также, что в 903 году именно князь Олег «привел» Ольгу в Киев и предложил в качестве невесты княжичу Игорю. Некоторые историки предполагают в этой связи, что Ольга приходилась близкой родственницей Олегу, с помощью которой тот окончательно породнился с Рюриковичами.
Как князь Владимир выбирал веру Внук Ольги и Игоря, язычник Владимир (ок. 960-1015), пишет летописец, изъявил желание лично познакомиться с представителями всех существовавших в то время мировых религий и пригласил их в Киев. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» - «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина...»
Владимир не пожелал воздерживаться от свинины и вина: «Руси, - сказал он, - есть веселие пить: не можем без того быть».
Следом появились католики из Рима. Те передали слова папы: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево». И их Владимир отправил восвояси.
Потом пришли хазарские иудеи: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля»... Владимир поинтересовался, где их земля? Ответ его насторожил, ибо иудеи рассказали, что Бог разгневался и «рассеял евреев по различным странам за грехи», а землю иудейскую отдал христианам. «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?..»
Больше же всего понравилась князю православная литургия, о которой ему поведали послы. И Владимир остановил свой выбор на православии.
«Пюбил Ярослав церковные уставы...» Характеристика, которую дал Ярославу (ок. 978-1054), сыну Владимира, автор «Повести временных лет», такова: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же монахов,, и книги любил, читая их часто и ночью и днем... И верующие люди и наслаждаются учением Божественным. Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем учение, принимая книжное. Ярослав же положил книги в церкви Святой Софии, которую создал сам. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан...»
В заслугу ему ставят создание Церковного устава и свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он впервые сам назначил митрополитом Иллариона, без участия Константинополя. Илларион стал первым русским митрополитом. В 1028 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде первую школу, в которой были собраны около 300 детей священников и старост.
Для поддержания мира на северных границах он платил варягам по 300 гривен серебра ежегодно. Плата считалась мизерной, но защиту северных земель обеспечивала. Для укрепления международных связей Киевской Руси Ярослав отдал дочерей замуж за европейских монархов: Анна стала французской королевой, Елизавета - норвежской, а затем датской, Анастасия - венгерской. Сам он был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. На одной из фресок на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о смерти князя, он назван кесарем.
После вскрытия его гробницы в XX веке, ученые не обнаружили в ней останков Ярослава.
Авторитет Мономаха Сын князя Всеволода Ярославича и внук Ярослава Мудрого, Владимир (1053-1125) был прозван Мономахом благодаря матери, являвшейся дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Принято считать, что его княжение явилось периодом последнего усиления Древнерусского государства. Владимир Мономах через своих сыновей управлял тремя четвертями русских земель. В 1118 году он привел к присяге новгородских князей, в 1119-м завладел Минским княжеством. Стабильность в государстве держалась исключительно на авторитете князя киевского, который он заслужил в борьбе с половцами.
В 1116-1117 годах по поручению Владимира Мономаха летописец Нестор написал вторую редакцию «Повести временных лет», дошедшую до наших дней. Кроме того, сохранились три произведения, принадлежащие перу самого Владимира: самое известное - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу.
«Без добродетелей великого отца...» Князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий (1090-1157) считается наиболее известным древнерусским князем из династии Рюриковичей, прежде всего как основатель российской столицы. Среди историков прошлого Долгорукий не был особенно популярен, а «подняли его на щит» коммунисты, решившие в 1947 году широко отметить 800-летие Москвы и установить величественный памятник князю через дорогу от здания Моссовета.
Приведем лишь две цитаты из эпических сочинений двух русских историков, которые дают характеристики личности Долгорукова.
В своей книге «История Российская» Василий Татищев (1686-1750) пишет: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицем белый, глаза не вельми великии, нос долгий и накривленный, брада малая, великий любитель жен, сладких писч и пития; более о веселиах, нежели о разправе и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев. И хотя, несмотря на договоры и справедливость, многие войны начинал, обаче сам мало что делал... Три раз от оплошности своей Киева изгнан был».
А вот взгляд на того же человека Николая Карамзина (1766-1826): «Властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провел все цветущие лета своей жизни... Распространив Веру Христианскую, сей князь строил церкви, умножил число духовных пастырей, тогда единственных наставников во благонравии, единственных просветителей разума; открыл пути в лесах дремучих, основал новые селения и города... Но Георгий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономахову племени...»
И все же современные историки считают, что Долгорукий достаточно много сделал для Ростово¬Суздальской земли, превратив ее из дикой провинции в высокоразвитый регион Руси. Ну и конечно, Дмитров, Переяславль-Залесский, Звенигород и, естественно, сама Москва - реальный результат градостроительных усилий Юрия Долгорукова.
Герой «Ледового побоища» Правнук Долгорукова, Александр Ярославич (ок. 1220-1263), по прозвищу Невский получил ярлык на Великое княжение в Золотой Орде, изгнав своего брата Андрея из Владимира в 1252 году. Впоследствии он проводил в жизнь политику укрепления северо-западных границ Руси и примирения с татарами, которые, собственно, и посадили его на русский престол. Это был опытный полководец и мудрый правитель. Его победы широко известны: в Невской битве в 1240 году и в Ледовом побоище в 1242-м. Эти успехи надолго отбили у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северо-западными русскими землями. И наоборот, с монголо-татарами он проводил политику мира и сотрудничества, резонно полагая, что это предотвратит новые их набеги. В Орду князь частенько наведывался, прихватив богатые дары, и много добивался.
После одного из народных восстаний против ига монголо-татар в Новгороде в 1259 году, а затем и в других городах княжества, Александр отправился к хану просить о помиловании. Возвращаясь из Орды, 14 ноября 1263 года он умер в Городце (город в 53 км от Нижнего Новгорода).
Петр Первый в 1724 году приказал прах Невского перезахоронить в Санкт-Петербурге и учредить орден в его честь. Позже князь был канонизирован Русской православной церковью.
Победитель хана Мамая Знаменитая Куликовская битва связана с именем Дмитрия Иоанновича (1350-1389) - старшего сына великого князя Иоанна Иоанновича и его второй жены Александры. После той победы князь получил прозвище Донской. Она положила начало освобождению Руси от татаро-монголов. Но вообще историки называют период его княжения важнейшим в истории Руси. При нем Москва стала истинным центром Руси. Продолжительная борьба с Литвой и Тверью, длившаяся семь лет, начиная с 1368 года, споры с Рязанским князем в 1371-м закончились подписанием мира и признанием власти Москвы.
Дмитрий Иоаннович построил белокаменный Московский кремль, ставший первой каменной крепостью на северо-востоке Руси.
Первый царь «всея Руси» И, наконец, Иоанн Васильевич Грозный (1530-1584) - первый «царь всея Руси» и последний правитель из династии Рюриковичей (хотя фактически последним царем из Рюриковичей был Федор Иоаннович, его правление было номинальным, власть принадлежала Борису Годунову). Сидел на престоле он почти 40 лет, став, пожалуй, самой загадочной и противоречивой фигурой в истории России. Он ввел новую форму правления - Земской собор, которую историк В. О. Ключевский определял как «особый тип народного представительства». При Грозном в 1550 году был принят новый Судебник - первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права.
Грозный распустил Избранную раду и ввел новый порядок управления государством: часть страны, войска подчинялись царю (Опричнина), а другая - Боярской думе (Земщина).
Грозный присоединил к Русскому государству Казанское и Астраханское ханства и воевал за выход к Балтийскому морю (Ливонская война) - эти усилия, правда, не увенчались успехом. В 1571 году царь не сумел организовать оборону Москвы во время набега крымского хана Девлет-Гирея.
Историки характеризуют царя как прекрасно начитанного человека, обладавшего великолепной памятью, как талантливого писателя. 18 марта 1584 года в возрасте 54 лет Иоанн Васильевич Грозный умер. Его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
РЮРИК, РЕРИГ, РАРОГ... Во времена Рюрика и несколько столетий после него еще не существовало родовых гербов, поэтому единого герба династии Рюриковичей не существует. Но приверженцы славянской версии происхождения Рюрика в противовес норманнской считают князя одним из выходцев рода ободритов, а само имя - вариантом западнославянского слова «ререк, рарог». Это не имя собственное, а название одного из ободритских княжеских родов. Обозначает оно «сокол». Сторонники такой теории уверены, что герб Рюриковичей должен представлять собой изображение сокола или его символа.
Генеалогия знаков Рюриковичей Х-ХІ веков, составленная исследователем С. В. Белецким, наглядно демонстрирует, как различаются гербы, связанные с именами Рюриковичей. Но различаются не принципиально. В них неизменными остаются двузубец, крест, треугольное основание и «копье» в центре, которое делает из двузубца трезубец. Но основа переходит без изменения из герба в герб: два крыла, соединенные горизонтальной линией. Есть гербы без креста, есть без треугольного основания, без «копья», но без двузубца - нет. Это означает, что именно двузубец - династический герб, общий для всех Рюриковичей.
...И МЕЧОМ, И КРЕСТОМ Историки по-разному оценивают вклад династии Рюриковичей в развитие Русского государства, но, однозначно, он велик. Одна Москва чего стоит! Несмотря на непрекращающиеся десятилетиями распри между князьями Рюриковичами, при них Русь приобрела четкие признаки государства - вокруг Москвы объединилось множество разрозненных княжеств. При Рюриковичах Русь крестилась и приняла православие. ЛЕСТВИЧНОЕ ПРАВО Все князья Рюриковичи считали друг друга братьями или родичами, совладельцами Руси. Старейшина рода занимал Киевский трон, остальные княжили в менее крупных городах. Иерархическая лестница выглядела так: князь Киевский назначал правителей в другие города по старшинству. Более значимые уделы доставались по порядку сначала его младшим братьям, затем его сыновьям (по старшинству), затем сыновьям его братьев и т.д.
После смерти главного князя все сдвигалось ровно на одну ступень, и князья переезжали к новому месту правления. Такой порядок существовал и внутри отдельных княжеств.
Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на княжении, лишались права на очередь. На женщин эти правила не распространялись. С. М. Соловьев считал, что мужья старших сестер имели преимущество перед младшими братьями. Он приводит в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем. В строгом соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод не мог княжить в Киеве, хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава - Всеволода Ярославича.
Эта система похожа на практику, применяемую сегодня в Саудовской Аравии.
ИЗ КНЯЗЕЙ - В КНЯЗИ Поступки Рюриковичей порой труднообъяснимы. Бесконечные междоусобицы, заговоры друг против друга, отцеубийства, жестокая борьба за престол... И тем не менее князья, какими бы они ни были, олицетворяли собой эпоху и являлись ядром тогдашней политической системы. Хотя власть великого князя Киевского никогда не была полной и ограничивалась в разное время разными факторами. Среди них, например, можно назвать ханов Золотой Орды или представителей Боярской думы. Святополк Окаянный (ок. 980-1019) Святополк - правнук князя Игоря и княгини Ольги, сын крестителя Руси Владимира Святославича. Женившись на дочери польского короля Болеслава Храброго, он составил с помощью тестя заговор против собственного отца. Но тот умер раньше. И тогда, чтобы окончательно овладеть великокняжеским Киевским престолом, Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба. Вскоре он получит прозвище Окаянный.
Впрочем, если верить летописцу, отец Святополка - Владимир Святой - также в свое время убил брата Ярополка, а потом взял в жены его вдову, бывшую монахиню. Через короткое время та и родила ему Святополка, истинным отцом которого все же был убитый дядя Ярополк. По крайней мере Владимир Святославич не почитал его за сына и не любил.
Заняв киевский престол, Святополк тем мне менее не пользовался популярностью у подданных. А вскоре услышал, что третий его брат, Ярослав Мудрый, княживший в Новгороде, отправился на Киев с войной. Святополк с дружиной вышел навстречу. Воины встали друг против друга на противоположных берегах Днепра. Святополк, не ожидая скорого нападения, всю ночь пировал, Ярослав же, воспользовавшись этим, на рассвете форсировал реку и атаковал противника. В результате, Святополк проиграл битву и сбежал в Польшу, к Болеславу Храброму, а Ярослав Мудрый сел княжить на киевский престол. Но ненадолго.
Спустя некоторое время Святополк, при поддержке тестя, вновь выступил против брата. На этот раз их дружины сошлись на берегу Буга, и проиграл битву Ярослав, вынужденный после сражения вернуться в Новгород.
Святополк вновь занял киевский престол, но фактически правил Болеслав Храбрый. Святополк не смог смириться с этим. Его сторонники при каждом удобном случае стали убивать поляков, и Болеслав, поняв, что дело плохо, был вынужден бежать из Киева, прихватив, однако, с собой всю княжескую казну и сестер Ярослава. Святополк остался полноправным хозяином Киева. И вновь ненадолго.
Вскоре его брат Ярослав, собрав варягов, пошел на Киев. В отсутствие поляков Святополк понимал, что проиграет, и поэтому не стал дожидаться дружин Ярослава, а предпочел сбежать к печенегам.
Но им снова, уже в последний раз пришлось сойтись на поле брани. Собрав войско, Святополк двинулся на Киев. Бились рати на Альте, и Ярослав победил. А Святополк, не сумев пережить неудачу, вскоре сошел с ума. Летописец пишет, что слуги несли его на носилках с поля боя, а он постоянно твердил: «Бегите! Бегите! Гонятся за нами!», хотя уже давно никто за ним не гнался.
Умер Святополк в Польше, всеми забытый.
Всеволод I (1078-1093) Летописи характеризуют Всеволода I как доброго и справедливого правителя и пишут о нем так: сын Ярослава Мудрого управлял Киевом «как государь, имеющий в себе все добродетели, как-то: человеколюбие, разум, кротость, ласковость и милость». Единственное, что угнетало Всеволода, это «несогласие собственных удельных князей».
Поначалу княжил он в Переяславле и был бит половцами, с которыми не сумел найти общего языка. В то время Киевом правил его старший брат Изяслав, и Всеволод поначалу с ним ладил. Однако поддался на уговоры другого своего брата, Святослава. Они вдвоем и выгнали Изяслава из Киева. Таковы были нравы той эпохи.
Вскоре Святослав неожиданно умер, и Всеволод начал было править в Киеве, но что-то у него не получалось, и он добровольно уступил престол изгнанному старшему брату Изяславу. Однако после гибели Изяслава в одном из междоусобных сражений он вновь стал великим князем Киевским. Годы его правления омрачили нескончаемые междо