Петр I был не только императором-просветителем, который прорубил окно в Европу, но и человеком весьма практичным. При этом наука и искусство интересовали Петра не меньше, чем модернизация армии и промышленности.
Во время одного из своих визитов в Европу, будучи во Франции, Петр I ознакомился с книгой Гюйгенса, который излагал идеи Коперника, касательно устройства мироздания. Идеи Коперника так понравились русскому императору, что
Это цитата сообщения socker Оригинальное сообщениеТриумф русского стиля!
Об этом бале уже было выпущено несколько постов на Ли Ру. Я тоже решил внести свою лепту.
11 и 13 февраля 1903 года сразу после окончания Рождественского поста Петербургский высший свет давал костюмированный бал. В приглашениях, разосланных гостям, основным требованием было явиться на бал в костюмах XVII века. Это был последний бал империи Романовых, но зато какой бал..
Портреты части участников костюмированного бала 1903 года
Группа офицеров Лейб-гвардии Преображенского полка в нарядах Начальных людей из жильцов времён Царя Алексея Михайловича.
Костюмы дам и кавалеров были не просто роскошными, они были вызывающе роскошными и вошли, благодаря своей необычности и тем, кто над ними трудился, в историю костюма и в историю моды. Все драгоценности настоящие делали самые известные ювелирные дома. Эскизы костюмов выполнял последователь творчества В.М.Васнецова, модный в то время художник, Сергей Сергеевич Соломко , а шили их ведущие кутюрье того времени, чьи имена до сих пор являются непререкаемыми авторитетами в мире моды: Надежда Петровна Ламанова, любимый модельер императрицы Август Бризак. В 1904 году был выпущен специальный подарочный альбом "Костюмированный бал в Зимнем дворце", содержавший 21 гравюру и 174 фототипий. Снимки делали лучшие фотографы начала XX века. В экспозиции Эрмитажа можно увидеть также несколько чудом сохранившихся костюмов того времени.
2011-11-14 23:22:15
... интригу с государыней. Царь, получив подметное ... сближения всех сословий царь учреждал гулянья, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Это цитата сообщения Ludiko Оригинальное сообщениеПортал района СОКОЛЬНИКИ - www.COKOLNIKI.com представляет: Из истории.....Царская кухня. Блюда от Петра Первого.
Ах ты, батюшка наш царев кабак...
Ах ты, батюшка наш царев кабак, Ты, кружалечко государево, При пути стоишь, при дороженьке, При широкой при Московской! Нельзя мне тебя, добру молодцу, ни пройти, ни проехати, Чтоб во тот кабак не заехати! Ах ты, солнце, солнце красное, Над горой стоишь над высокою, Над дубровой над зеленою! Обогрей ты меня, добраго молодца, Не одного обогрей, — с красной девицей! Ах ты, девка, ты, девка красная! Хороша, девушка, уродилася: Чернобровая, черноглазая, Белолицая, круглолицая, Без белил бела и без румян ала, Коса русая до пояса, Речь приветлива и тихая....
Песенник 1791 года
Гости в доме Монсов ужинали картофельными пирожками, кровяными колбасами и свиными головами с фаршем. Больше всего Петр любил немецкие поджаренные колбаски, которые замечательно готовила Анхен. Он не сразу научился есть их вилкой и ножом. Восхитительный сок брызгал на камзол, и фрейлейн, смущаясь, подавала герру Питеру салфетку. Потом начинались веселье и танцы. А в Кремле все шло по старинке: много спали, жрали да молились.
Картина - К. Е. Маковский - "Боярский свадебный пир в XVII веке"
Жену Евдокию Петр сослал, а сам приезжал в аккуратный немецкий домик вкушать заморские прелести. У Анхен он впервые пил кофий. Горьковатый вкус полюбился ему и отныне всегда напоминал о жарких объятиях. Среди соотечественников этот напиток популярностью не пользовался, а потому Петр насаждал обычай пить кофе - противившимся грозили немилость и огромные штрафы. Однако до конца XVIII века кофием плевались только в богатых домах, да и то не во всех. Анхен завела шашни с посланником Кенигсеком, и, прознав об этом, Петр порвал со своей любовью, выдав ее замуж за посла Кайзерлинга. Его сердце заняла другая немка, но из-за Монсов ему еще пришлось напиться горечи. Брат Анхен Виллим, бывший при дворе камергером, вступил в любовную интригу с государыней. Царь, получив подметное письмо, был вне себя от гнева. На дипломатическом обеде, куда ничего не подозревавшая Екатерина пригласила Виллима Монса, Петр только опрокидывал чарку за чаркой. Он еле сдерживался: сорвись сейчас, и все европейские дворы осудят его как варвара. Но едва Монс вернулся домой, как к нему нагрянул начальник Тайной канцелярии Ушаков. Красавец камергер был арестован и обезглавлен за мздоимство. Любимых женщин Петр не карал: есть особая сладость в объятиях той, что принесла много горя...
Отдохнув от любовных дел и работ на верфи, Петр шел смотреть, как живут голландцы. В крошечных палисадниках росли овощи и фрукты, по чистому песку разгуливали павлины, а над заборчиками возвышались диковинные цветы, похожие на солнце. "На любом дворе в Москве у нас просторнее... А взять огород посадить зело приятный и полезный - и в мыслях ни у кого нет. Отчего сие? Сидим на великих просторах, а нищие, - досадовал Петр. - Здесь землю со дна морского достали, каждое дерево посадили. Устроили истинный парадиз!"
И шли из Голландии в Россию посылки с семенами. При Петре появились на русском столе кольраби и савойская капуста, баклажаны, петрушка, сельдерей, сахарная свекла, тмин, фенхель, эстрагон, шалфей, мята, морена, шпинат. Западные купцы завезли фасоль, которую наши поначалу считали украшением цветников, но потом распробовали. Так же поступили и с экзотическими солнечными цветами. Привезенный Колумбом в Европу подсолнечник, попав в Россию, долго красовался на клумбах дворцовых парков, прежде чем перебраться в огороды.
Под Воронежем царь устроил опытный сад, "дабы усмотреть, могут ли произрастать в земле нашей полезные плоды, растения, виноград и другие травы". Петр выписал множество сортов винограда. Эксперимент оказался успешным, виноградники поднялись в Воронежской и Харьковской губерниях и в казачьих станицах на юге. Здесь делали знаменитое цимлянское вино. Центром российского виноградарства Петр назвал Астрахань. Отныне виноград и виноградные вина регулярно доставлялись к царскому столу. Но настоящий переворот в русской кухне совершил картофель, появившийся в России тоже при Петре. Будучи в Голландии, он послал в Петербург для испытания мешок картофеля. Вот так и стали земляные яблоки чудной сладости и сытости национальным русским блюдом.
Реформы коснулись и кухонной техники: Петр ввел в обиход плиты. В его летнем дворце в Петербурге была сооружена на голландский манер одна из первых плит в России. Архитекторы и строители получили от государя задание - проектировать в домах столицы новые очаги, а уральский промышленник Демидов - отливать для плит настилы, конфорки и вьюшки. Варить и тушить стали меньше, научились жарить мелкие порционные куски вместо целых тушек. Появились и блюда иноземной кухни: филе, бифштексы, лангеты, шницели, котлеты, клопсы. По-немецки "клопфен" значит "колотить, отбивать". От слова "клопе"-"отбитые" - произошло русское название "биточки". А дальше рядом с сальниками и рубцами, жареным бараньим боком и поросенком с гречневой кашей на столах возникли филе-португез и бифштекс по-гамбургски.
Крестьяне же продолжали готовить традиционную русскую еду - щи да кашу - в печах, которые повсеместно топили "по-черному". В Москве печные дымоходы стали делать в XVI-XVII веках. Петр издал специальный указ, запрещающий строить курные избы, но никакие административные меры не могли сломить народных традиций до 1860 года, а в некоторых местах - до начала XX века.
Кухонная утварь тоже изменилась. И здесь сказалось немецкое влияние - появились кастрюля, шумовка, противень и прочее. Петр обратился к русским умельцам с призывом выпускать "всякую свою посуду, добрым мастерством применяясь против заморского". Так, в 1724 году была создана знаменитая фабрика А.К. Гребенщикова, где стали делать посуду из обожженной глины с цветной эмалью, а также фаянс и фарфор. Появилась и отечественная художественная майолика, а вместе с ней тарелки, супники и сервизы. А в начале XVIII века научились вырабатывать "хрустальные" рюмки, кубки и штофы, украшенные шлифовкой, гравировкой и позолотой. Куда же на Руси без рюмки...
Первый русский ресторан под названием "Аустерия четырех фрегатов" был открыт при Петре в 1720 году. Когда голландские шкиперы уверяли Петра, что в России не умеют вкусно готовить, Петр повел их в эту "Аустерию" и угостил такими оладьями с припеком, что моряки смущенно замолчали. Увы, при Петре на Руси стали больше пить. Говорят, известные "питухи" его времени - Зотов и Бутурлин вдвоем выпили немногим меньше, чем вся Русь до построения первого кабака на Балчуге. Интересно, кто подсчитывал? Особо буйными были кавалерские праздники в честь разных орденов. Один из кавалеров давал обед, остальные угощали друг друга тремя кружками вина: первую выпивали за процветание войска и флота, вторую - за здоровье всех кавалеров, третью - за здоровье хозяина. Число кавалеров в столице определяло число кубков, осушенных в такие дни.
Для сближения всех сословий царь учреждал гулянья, и только болезнь извиняла отсутствовавших. Государыня и великие княжны, как хозяйки, подносили знатнейшим из гостей по чарке водки. Царь угощал из бездонных деревянных кружек гвардию. Многие сами черпали из бочек с пивом, водками и винами в стороне от главных аллей, после чего каждый забавлялся как мог. Петр обходился со всеми как с равными.
Особенно памятным оказался для современников праздник в Кремле в честь подписания Ништадтского мира. После пышного стола на 1000 кувертов гостям раздавали золотые медали, выбитые специально по этому случаю. Танцы закончились фейерверком. Народ ликовал...
Вот некоторые блюда, которые любил петр Первый:
Бифштекс по-гамбургски
Ингредиенты:(на 1 порцию)160 г говяжьей вырезки, 2 яйца, 5 г зелени,1 ст. л. сливочного масла, соль по вкусу
Способ приготовления: Зелень мелко нарубить. Мясо нарезать на порционные куски, слегка отбить, посолить и жарить почти до готовности. Разложить по порционным сковородкам. Яйца взболтать с солью и зеленью, вылить на мясо. Жарить до готовности яиц. Подать в сковородах.
Кьоузе (крокеты из картофеля)
Ингредиенты: (на 4-6 порций) 1,4 кг картофеля, 2 яйца, 80 г пшеничной муки, 60 г белого хлеба
1 ст. л. сливочного масла, соль по вкусу
Способ приготовления: Картофель "в мундире" очистить, протереть, добавить яйца, муку и соль. Хорошо вымесить и разделать на крокеты. Сухарики в форме кубиков обжарить в масле. Вложить по 3 шт. внутрь каждого крокета. Придав округлую форму, отварить в кипятке 3-5 минуты.
Сбитень
Ингредиенты:для безалкогольного:1 л воды, 150 г сахара, 150 г меда,1 лавровый лист,по 5 г гвоздики, корицы, имбиря или кардамона
Для винного:1 л сухого красного вина,150 г меда, по 0,1 г корицы, гвоздики, мускатного ореха
Способ приготовления: В воде или вине растворить мед и сахар, добавить пряности и кипятить 10-15 минут, снимая пену. Напитку дать настояться 30 минут, процедить. Готовый сбитень налить в самовар (или термос) и подогреть.
По материалам: - Журнал "Гастроном"
«О, Светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими..., — писал древний летописец. — Всем ты преисполнена, земля Русская!..»
Здесь на необъятных просторах — от Белого моря на севере до Черного на юге, от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке, в соседстве с другими народами живут русские — нация единая по языку, культуре и быту. Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом смысле не исключение, она так же является частью нашей культуры, нашей истории.
Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях — древнейших письменных источниках X—XV веков. Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV веку достигла своего расцвета. Естественно, на формирование русской кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические условия. Обилие рек, озер, лесов способствовали появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.
Справедливо считают, что, засеяв поле, вырастив и собрав хлеб, человек впервые приобрел Родину. На своих землях с незапамятных времен русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Из них варили зерновые каши: овсяные, гречневые, полбяные, ржаные... Каша была и остается нашим национальным блюдом. Она сопровождает русского человека на протяжении всей жизни: маленьких детей кормят манной кашей, сваренной на молоке, взрослые любят гречневую кашу, кутья* является поминальным блюдом.
Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» — гласит русская народная пословица.
С незапамятных времен известно на Руси пресное и кислое тесто. Из простого пресного теста делали калядки, сочни, позже лапшу, пельмени, вареники. Из кислого дрожжевого теста пекли черный ржаной хлеб, без которого и по сей день немыслим русский стол. К X веку появилась пшеничная мука, и ассортимент выпечных изделий резко увеличился, появились караваи, калачи, ковриги, пироги, блины, оладьи и прочая выпечка.
К древнейшим кушаньям нужно отнести и русские овсяные, ржаные, пшеничные кисели. Им не менее 1000 лет. История о том, как кисель спас город, занесена в летопись, известную под названием «Повесть временных лет». Вот о чем поведал летописец Нестор.
X век на Руси выдался тяжелым: шла великая беспрерывная война с кочевыми племенами, которые совершали постоянные набеги на русские земли. Однажды печенеги осадили Белгород. Долго длилась осада, и начался в городе сильный голод. Тогда собралось народное вече, и порешили горожане: лучше сдаться печенегам, чем всем умирать с голода. Но сказал один старец: «Не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Велел старец собрать со всего города остатки овса, пшеницы и отрубей, приготовить из них цежь** для варки киселя, да поискать меду и сделать из него пресладкую сыту***. Затем приказал выкопать два колодца и поставить в них кадушки вровень с землей. В первую кадушку налили кисельный раствор, а во вторую медовый напиток. На другой день пригласили горожане нескольких печенегов и привели их к колодцам. Почерпнули ведром из первого колодца, сварили кисель, стали его есть сами, да запивать медовым напитком из второго колодца и угощать печенегов. Подивились те и решили, что кормит русских сама земля. Вернувшись, поведали печенеги своим князьям, все что было, те сняли осаду и пошли от города восвояси.
В наше время зерновые кисели практически забыты. Им на смену пришли ягодные кисели на крахмале, которые появились почти на 900 лет позже зерновых.
К X веку на Руси уже были обыденными репа, капуста, редька, горох, огурцы. Их ели сырыми, пареными, вареными, печеными, солеными, квашеными. Картофель получил распространение в России лишь в XVIII веке, а помидоры — в XIX. Вплоть до начала XIX века в русской кухне почти не было салатов. Первые салаты делали из одного какого-либо овоща, поэтому они назывались: салат капустный, огуречный или картофельный. Позднее рецептура салатов усложнилась, их стали делать из разных овощей, добавлять мясо и рыбу, появились и новые названия: «Весна», «Здоровье», «Морская жемчужина» и другие.
Жидкие горячие блюда, они тогда назывались варево, или хлебово, появились на Руси тоже в древний период: сначала уха, щи, похлебки, затирухи, болтушки, позже борщи, кальи, рассольники, затем солянки. В XIX веке жидкие горячие блюда получили общее название — супы.
Из напитков были распространены квасы, меды, всевозможные отвары из лесных трав, а также сбитни****. Пряности, и притом в большом количестве, употребляли на Руси уже с XI века. Русские и заморские купцы привозили гвоздику, корицу, имбирь, кардамон, шафран, кориандр, лавровый лист, черный перец, оливковое, или, как его тогда называли, деревянное масло, лимоны и т. п. Нужно напомнить, что Русь вела обширную торговлю: на западе с варягами и немцами, на юге с греками и дунайскими болгарами, на востоке с азиатскими народами. Через Древнюю Русь пролегали Великий водный путь «из варяг в греки» и Великий шелковый путь.
Чай впервые появился в России в XVII веке. Что же касается алкогольных напитков, то в Древней Руси пили слабоалкогольные — сброженные меды и сброженные ягодные соки. Водка была впервые завезена в Россию в XV веке, но тут же была запрещена к ввозу и появилась вновь при Иване Грозном в середине XVI века, тогда же был открыт первый «царев кабак».
Своеобразие блюд русской национальной кухни обусловливалось не только набором продуктов, из которых готовили еду, но и особенностями их приготовления в русской печи. Первоначально русские печи делали без дымохода и топили «по-черному». Позднее появились печи с трубами, а затем к печам стали приращивать плиты и вделывать духовые шкафы. В русской печи готовили пищу, пекли хлеб, варили квас и пиво, на печи сушили съестные запасы. Печь обогревала жилье, на печи спали старики и дети, а в некоторых местностях в большой топке русской печи парились, как в бане.
Еда, приготовленная в русской печи, отличалась отменным вкусом. Этому способствовали форма посуды, температурный режим и равномерный нагрев со всех сторон. В русской печи пищу готовили в глиняных горшках и чугунках. Те и другие имели узкую горловину, маленькое донышко и большие выпуклые бока. Узкая горловина уменьшала испарение и контакт с воздухом, способствуя тем самым лучшему сохранению витаминов, питательных и ароматических веществ. Пища в русской печи готовилась почти без кипения благодаря тому, что температура в печи постепенно понижалась, ведь печь сначала протапливали, а затем готовили в ней. Таким образом пища в русской печи больше парилась или, как говорили прежде, томилась. Поэтому особенно вкусными получались каши, гороховые супы, щи из квашеной капусты.
Русская печь, отслужив верой и правдой не менее 3000 лет, в настоящее время полностью ушла из городского быта и постепенно уходит из сельских домов. На смену ей пришли газовые и электрические плиты, электрогрили, микроволновые печи. Блюда, приготовленные в духовке в керамической посуде под крышкой из теста, в значительной мере сохраняют вкус и аромат старинной русской кухни. В древний период кухня высшего сословия мало чем отличалась от кухни простонародья. К XVII веку пища царской семьи, а также привилегированных сословий становилась все более изощренной, отличаясь не только количеством, но и составом, и способом подачи блюд. Нужно заметить, однако ж, что это относилось прежде всего к праздничному, парадному столу. В дни постов царская кухня по-прежнему сохраняла простонародные черты.
Особой пышностью, помпезностью и обилием блюд отличались царские пиры. Число блюд на них достигало до 150—200, увеличивались и размеры блюд, и продолжительность застолья: как правило, оно начиналось с обеда и продолжалось до глубокой ночи.
Вот как описывает А. К. Толстой в романе «Князь Серебряный» пир, устроенный Иваном Грозным для 700 опричников.
«Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах... Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле. Отличилися в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, так посажены на блюда, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном. Но вот, по знаку стольников, убрали со столов соль, перец и уксус и сняли все мясные и рыбные яства. Слуги вышли по два в ряд и возвратились в новом убранстве. Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьем и собольею опушкой. Эта одежда была еще красивее и богаче двух первых. Убранные таким образом, они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол. Кремль этот был вылит очень искусно. Зубчатые стены и башни, и даже пешие и конные люди, были тщательно отделаны. Подобные кремли, но только поменьше, пуда в три, не более, украсили другие столы. Вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых вместо плодов висели пряники, коврижки и сладкие пирожки. В то же время явились на столах львы, орлы и всякие птицы, литые из сахара. Между городами и птицами возвышались груды яблоков, ягод и волошских орехов. Но плодов никто уже не трогал, все были сыты. Иные допивали кубки романеи, более из приличия, чем от жажды, другие дремали, облокотясь на стол; многие лежали под лавками, все без исключения распоясались и расстегнули кафтаны».
XVIII век в России ознаменовался новым этапом в развитии русского общества. Петр I не только перенес столицу ближе к Западной Европе и изменил летоисчисление, но и заставил переменить многие обычаи. Начиная с петровских времен, русская кухня стала развиваться под значительным влиянием западно-европейской кулинарии, сначала немецкой и голландской, а позже французской.
Русская знать стала «выписывать» иностранных поваров, которые у высшего сословия полностью вытеснили русских кухарок. От западных соседей была воспринята плита вместе с кастрюлями, противнями, шумовками. Русский стол пополнился бутербродами, салатами, паштетами и бульонами, расширился ассортимент блюд, жаренных на сковородах (бифштексы, антрекоты, лангеты, котлеты), появились изысканные соусы, желе, кремы, муссы и т. д. Многие исконно русские блюда стали называться на французский манер, например, хорошо известная русская закуска из вареной картошки и свеклы с солеными огурцами стала называться винегретом от французского винэгр — уксус. Привычные русские трактиры с половыми были потеснены ресторанами с метрдотелями и официантами. В народную кухню все эти новшества внедрялись очень медленно, а многие новомодные влияния практически не затронули питание простого народа.
Нельзя не отметить, что на протяжении веков наряду с самобытными блюдами многое было заимствовано у соседей. Так, считается, что обработка зерна и дрожжевое тесто к нам пришли от скифов и из греческих колоний Причерноморья; рис, гречиха, пряности и вина — из Византии; чай, лимоны, пельмени — от восточных соседей; борщи и голубцы — от западных славян. Естественно, попав на русскую землю, иностранные блюда ассимилировались с русскими кулинарными традициями, приобрели русский колорит. Желание очистить русскую кухню от иноземных влияний так же бессмысленно, как попытка очистить русский язык от слов иностранного происхождения.
Спор о чистоте русских национальных традиций и чистоте русского языка имеет давние корни. В XVIII веке русские писатели В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков с негодованием встретили появление в русском языке слова суп. Сумароков писал:
«Безмозглым кажется, язык российский туп: Похлебка ли вкусняй, или вкусняя суп?».
Прошло время, и против супа теперь никто не возражает, но вызывают возражения новые, более поздние заимствования, например коктейли. Безусловно, можно заменить слово коктейль словами десертный напиток, но наша молодежь ходит в бары, собирается на вечеринки и пьет эти самые коктейли! И это в городской среде повсеместно — от Новгорода до Владивостока.
Вопрос о иностранных влияниях и заимствованиях был и остается самым спорным как в русской истории в целом, так и в истории русской кухни в частности. К месту процитировать слова академика Д. С. Лихачева: «Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая».
Большое влияние на весь русский быт, в том числе и на русскую кухню, оказало принятие христианства. С распространением христианства на Руси произошло резкое разделение русского стола на постный и непостный, то есть скоромный. Соблюдение постов от 196 до 212 дней в году (в разные годы по-разному) привело к большому разнообразию мучных, овощных, грибных и рыбных блюд. Во время постов нельзя было слишком усердно развлекаться, есть мясную и молочную пищу, яйца и сахар, а в строгие посты запрещалось есть и рыбу. Посты были многодневными — Великий пост, Рождественский, в Крещенье и другие, а также однодневными — по средам и пятницам.
После постов наступали праздничные дни, дни мясоеда, и тогда постный стол сменялся скоромным. Праздничных дней было немало — от 174 до 190 в году. Можно сказать, что жизнь в России была в ожерелье праздников.
Достаток в мясной и молочной пище целиком зависел от усердия и рачительности крестьянина. Еще в начале века мясо, птицу, рыбу, дичь возили в Петербург и Москву обозами. Праздничный стол был в большинстве своем богатым и обильным. Обилие, как писал еще в конце XVIII века русский историк И. Н. Болтин, — одна из характерных особенностей русского 'стола. К праздникам стряпали всевозможные пироги, пекли блины, варили студни, жарили поросят, гусей и уток.
Древнерусский скоромный стол отличался приготовлением блюд из целой тушки птицы или животного, или большого куска мяса. Измельченное мясо применяли в основном для начинки пирогов или фарширования гусей, кур, бараньих и свиных ножек, сальников. Позже под влиянием западно-европейской кухни русский стол стал еще более разнообразным.
Известный писатель И. С. Шмелев в романе «Лето господне» так описывает постный и скоромный стол на именинах в доме своего отца: «На постное отделение стола... подавали восемь отменных перемен: бульон на живом ерше, со стерляжьими расстегаями, стерлядь паровую — «владычную», крокеточки рыбные с икрой зернистой, уху налимью, три кулебяки «на четыре угла», — и со свежими белыми грибами, и с вязигой в икре судачьей, — и из лососи «тельное», и волован-огратэ, с рисовым соусом и с икорным впеком; и заливное из осетрины, и воздушные котлетки из белужины высшего отбора, с подливкой из грибков с каперсами-оливками, под лимончиком; и паровые сиги с гарниром из рачьих шеек; и ореховый торт, и миндальный крем, облитый духовитым ромом, и ананасный маседуван какой-то, в вишнях и золотистых персиках. ...И скоромникам тоже богато подавали. Кулебяки, крокеточки, пирожки; два горячих — суп с потрохом гусиным и рассольник; рябчики заливные, отборная ветчина «Арсентьича», с Сундучного Ряда, слава на всю Москву, в зеленом ростовском горошке-молочке; жареный гусь под яблоками, с шинкованной капустой красной, с румяным пустотелым картофельцем — «пушкинским», курячьи, «пожарские» — котлеты на косточках в ажуре; ананасная, «курьевская», каша, в сливочных пеночках и орехово-фруктовой сдобе, пломбир в шампанском».
Обилие русского стола не следует путать с обжорством. Прежде всего обилие русского стола было связано с гостеприимством — национальной чертой русского народа, присущей, безусловно, и многим другим народам. Обжорство же, свойство есть лишнее, много и жадно считалось пороком. Про человека, не умеющего есть, в народе говорили с осуждением: «Никакой в нем выти нет». Говоря о русской кухне в целом, необходимо остановиться на ее региональных особенностях. Они объясняются прежде всего различием природных зон и связанным с этим разнообразием животных и растительных продуктов. Региональные особенности формировались также под влиянием соседних народов. Поэтому кухня новгородцев, москвичей, сибиряков-уральцев, донских и терских казаков, беломорских поморов довольно сильно отличалась одна от другой. Многое из того, что было хорошо известно и привычно в одной области, оставалось практически незнакомо за ее пределами.
Бурные события XX века, повлекшие за собой миграцию населения, развитие и широкое внедрение средств массовой информации, появление системы общественного питания с унифицированными «Сборниками рецептур» в значительной мере сгладили региональные особенности, но в известной мере и обогатили общенациональную русскую кухню. Тем не менее по-прежнему в Новгороде и Пскове варят щи со снетками, на Дону — уху с помидорами, на Севере едят оленину, а в Сибири — строганину*****.
Русская кухня прошла длительный путь своего развития. На этом пути были периоды становления, совершенствования и расцвета, но были и периоды упадка, были яркие самобытные находки, удачные заимствования, но и обидные утраты.
ЗАКУСКИ
Отличительная особенность русской кухни — обилие и разнообразие закусок. К приходу гостей как в прежние времена, так и сейчас у нас принято подавать на стол всевозможные разносолы: квашеную капусту, моченые яблоки, соленые грибы, огурцы, селедку. В гостеприимном доме хозяева встречают гостей у порога и без промедления приглашают к заранее накрытому столу. Как на праздничном, так и на будничном столе свое постоянное место занимают всевозможные салаты. В последние годы в ресторанах и кафе в качестве закусок появились салаты-коктейли, характерной особенностью которых является тщательное измельчение всех компонентов. Это наиболее важное условие, определяющее вкус салата и способ его подачи. Салаты-коктейли подают в стеклянных, хрустальных бокалах или креманках с чайной ложечкой. Они просты в приготовлении, пикантны по вкусу и вносят определенную новизну в использование привычных продуктов. Эти качества делают салаты-коктейли вполне пригодными для домашнего стола. Перед приготовлением любых салатов продукты непременно охлаждают. Горячие же закуски более редки не только в домашней, но и ресторанной кухне. Лучшие из них перекочевали в разряд вторых блюд. Исключение составляют отварной картофель с маслом и жюльены, пришедшие к нам из французской кухни. Между тем горячие закуски — это лучшие закуски к горячительным напиткам. Вкус закусок в значительной мере зависит от соусов и подливок, то есть от того, чем их заправляют. Одно и то же блюдо, заправленное по-разному, иначе и воспринимается. С давних времен закуски, как и другие блюда, было принято украшать, или, как еще говорят, оформлять. Украшение — это, конечно же, дело вкуса, но существует одно непреложное правило: следует оформлять теми продуктами, которые входят в состав блюда. Единственное исключение составляют зелень и иногда ягоды. В общем, украшать нужно так, чтобы «слюнки текли», чтобы один только вид блюда сразу возбуждал аппетит!
ПРИМЕЧАНИЯ
* Кутья или кутия — каша с изюмом, медовым взваром, приготовленная из ячменя, пшеницы или риса, приносимая в церковь при поминках и подаваемая за поминальным столом, а в некоторых местностях и в рождественский сочельник.
** Цежь — кисельный раствор.
*** Сыта — медовый взвар, разварной мед на воде.
**** Сбитень — горячий напиток на меду с пряностями.
***** Строганина - свежая замороженная рыба, которую едят без предварительно тепловой обработки
В моем книжном шкафу есть маленькая книжечка, размером 12 на 17 см. Каким-то образом - без пролистываемого предисловия и без почти и не открываемого приложения в виде словарика, содержания и т.п. – в этом миниатюрном издании уместилось 158 стр. А произведение, в переводах которого все эти страницы соревнуются, умещается всего лишь на шести страницах. Отдельно название этого произведения в Танахе найти трудно. Следуйте логике вопроса "что не?", и тогда Тора и Пророки будут отложены в сторону, а останутся Писания (Ктувим). В разделе "Свитки" (Мегилот) и будет находиться "героиня" нескончаемых прозаических, живописных, поэтических интерпретаций. "Шир хаШирим", "Песнь Песней". "Которая Царя Соломона" – это если дословно перевести первую строку.