24 октября руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России с большой речью против цензуры — и о борьбе государства «за нравственность в искусстве».
***
Сейчас я буду говорить немножко взбалмошно, так сказать. Потому что я с репетиции, у меня еще вечерний спектакль, и я внутренне немножко сучу ножками — я привык заранее приходить в театр и готовиться к спектаклю, который сыграю. И еще как-то мне довольно сложно говорить спокойно на тему, на которую я хочу [сейчас говорить]. Во-первых, сегодня 24 октября — и 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина, я вас всех поздравляю с этим событием, с этой датой. И, вы знаете, я вам так скажу. Папа, когда понял, что я стану артистом, учил меня одной вещи; он как-то в мое сознание вложил одну такую вещь, он называл это — цеховая солидарность. Это некая этика по отношению к занимающимся одним делом вместе с тобой. И, мне кажется, сейчас время про это вспомнить всем.
Потому что меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — я не знаю, как кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны… Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства — наконец, был запрещен.
И что сейчас происходит? Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена — в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин [первый заместитель министра культуры Владимир] Аристархов так разговаривает. Хотя его вообще надо переводить с аристархского на русский, потому что он говорит языком, которым просто стыдно, что от имени министерства культуры так человек разговаривает.
Мы сидим и слушаем это. Мы чего — не можем как-то высказаться все вместе?
Я понимаю, у нас довольно разные традиции, в нашем театральном деле — тоже. Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера — клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто сейчас недопустимо! Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязует каждого из нас, работника театра — артиста, режиссера ли, — не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге. И в инстанциях, от которых мы зависим. Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом — напиши ему смску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему. Но не надо в это вмешивать средства массовой информации, и делать это достоянием всех. Потому что наши распри, которые обязательно будут, будут, творческое несогласие, возмущение — это нормально. Но когда мы заполняем этим газеты и журналы, и телевидение — это на руку только нашим врагам. То есть тем, кто хочет прогнуть искусство под интересы власти. Маленькие конкретные идеологические интересы. Мы, слава богу, от этого освободились.
Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, эту мерзкую книжку читать. А меня заставляют читать эту книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что — это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли.
Когда мочой обливают фотографии — это что, борьба за нравственность, что ли? Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так.
Вообще, у власти столько соблазнов; вокруг нее столько искушений, что умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчеты и пороки этой власти. А не за то платит власть, как говорят нам наши руководители: «А вы тогда и делайте. Мы вам платим деньги, вы и делайте, что надо». А кто знает? Они будут знать, что надо? Кто нам будет говорить? Я сейчас слышу: «Это чуждые нам ценности. Вредно для народа». Это кто решает? Это они будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре.
Собственно, я считаю, что нам надо объединиться. Еще раз говорю: нам надо объединиться. Нам надо плюнуть и на время забыть о наших художественных тонких рефлексиях по отношению друг к другу. Мне может сколько угодно не нравиться какой-то режиссер, но я костьми лягу, чтоб ему дали высказаться. Это я повторяю слова Вольтера вообще. Практически. Ну, потому что такие качества высокие человеческие у меня. Понимаете? А вообще, на самом деле, если не шутить, то мне кажется, это все поймут. Это нормально: будут несогласные, будут возмущенные.
В кои-то веки наши деятели театра встречаются с президентом. Это встречи такие — нечастые. Я бы сказал, декоративные. Но все-таки они происходят. И там можно решить какие-то серьезные вопросы. Нет. Почему-то и здесь начинаются предложения установить возможную границу трактовки классики. Ну зачем президенту-то устанавливать эту границу? Ну зачем его в эти дела… Он не должен вообще этого понимать. Он не понимает — и не нужно ему понимать. И вообще, зачем устанавливать эту границу? Кто на ней будет пограничником? Ну не надо это… Пусть ее трактуют… Кто-то будет возмущен — замечательно.
У нас вообще в театре происходит масса интереснейших вещей. И масса интересных спектаклей. Ну, масса — я называю, когда много. Я считаю, это хорошо. Разных, спорных, прекрасных! Нет, мы опять почему-то хотим… Мы друг на друга клевещем, доносим иногда — прямо вот так, ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять? «Чтоб цензура, давайте!» Не надо, не надо! Господи, что же мы утрачиваем и сами отказываемся от завоеваний? Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку». Ну что же мы? Ну неужели он такой гений, что и на нас настучал на тыщу лет вперед? Про наше, так сказать, раболепство.
Я предлагаю: ребята, нам нужно внятно высказаться по этому поводу. По поводу этих закрытий, а то мы молчим. Почему мы молчим все время? Закрывают спектакли, закрывают это… Запретили «Иисус Христос — суперстар». Господи! «Нет, кого-то это оскорбило». Да, оскорбит кого-то, и что?
И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем.
И не надо (неразборчиво), что церковь будет возмущаться. Ну, ничего! Не надо сразу закрывать все. Или, если закрывают, надо реагировать на это. Нам вместе. Вот попытались там что-то сделать с Борей Мильграмом в Перми. Ну, вот как-то мы встали дыбом, многие. И вернули его на место. Представляете? Наша власть сделала шаг назад. Совершая глупость, сделала шаг назад и исправила эту глупость. Это потрясающе. Это так редко и нетипично. Мы сделали это. Вместе собрались и вдруг высказались.
Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные; очень это похоже… Не буду говорить, на что. Но сами понимаете. Нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому.
Отсюда.
+ развернуть текст сохранённая копия
Ми відрізняємося від інших. Різні погляди, різні ідеали та прагнення. Але ми постійно забуваємо про це. Міряємо всіх своєю мірою.
Тэги:
блогов,
громада,
общество,
православн?,
цензура
Самый простой способ обойти блокировки
2016-09-20 16:23:59
... сами инструменты обхода
цензуры, информация о них ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В этом блоге не раз заходила речь об обходе блокировок, один из постов даже стал вторым по популярности за всю его историю. До сих пор, если я да/ ссылку на блокированный ресурс находятся люди, которые недоумевают, как получить к нему доступ и даже законно ли это. Со вторым проще: законно. Нет никакого правонарушения, не говоря уж о преступлении в том, что вы что-либо читаете или смотрите, даже если это самые запрещенные в мире материалы. Блокировки – это способ перекрыть показ запрещенных материалов. То есть, понимаете разницу? Показывать нельзя, но читать – можно. Поэтому не бойтесь и вооружайтесь. Другое дело, что инструменты вроде VPN или плагинов к браузерам многим кажутся сложными. Да-да, я знаю массу людей, которым сложно освоить плагины к браузерам, а мне самому понадобилась помощь с VPN. Более того, со всех сторон пугают, что эти инструменты могут сами оказаться ловушкой – хорошо если для тех, кто анализирует трафик на предмет рекламы, а то еще, ходят слухи, сами стучат обо всех ваших неблагонадежных действиях, куда надо. Я не склонен здесь искать теории заговора, но если появляется простой и, скорее всего, наименее опасный инструмент, отчего бы не попробовать его?
Конечно, давно есть очень простой и даже немного забавный способ: скопировать адрес заблокированного ресурса в Google-переводчик, который выступит в качестве прокси-сервера
Если нравится, велкам, но по мне, это немного криво.
Сегодня Opera Software, наконец, выкатила браузер со встроенным VPN. Включить его надо вручную, поставив галку в соответствующем чекбоксе, открыв Настройки – Безопасность.
Сам браузер сейчас выглядит и показывается страницы, на мой вкус, весьма шустро и симпатично. Там есть еще блокирование рекламы и просмотр видео во всплывающем окошке, что позволяет не отрываться от просмотра других страниц или работы в других приложениях. Но это все приятные дополнения, главное – обход блокировок, позволяющий забыть о все новых и новых злодеяниях Роскомнадзора. Кстати, есть решение и для мобильных устройств, причем, это не браузер (они у Opera тоже есть), а приложение, которое настраивает за вас VPN от Opera.
Ну и тоже блокировка рекламы и слежки.
Все это бесплатно. Кого-то смущает, что разработчик браузера, компания Opera Software продала браузер и часть других разработок китайскому консорциуму. Этот фактор, конечно, доверия не добавляет, но, думаю, непосредственной угрозы не несет. Хотя бы в силу того, что любой вскрывшийся слив трафика может нанести бренду смертельный удар. Тем более, что Opera Software – публичная компания, ей такие скандалы нужны меньше всего.
Очевидно, что вскоре подтянутся и остальные популярные браузеры, прежде всего, Google Chrome, который уже частично решает проблему блокировок опцией сжатия данных. Кстати, первой ее предложила именно Opera. Ну а там со встроенным VPN выйдут Safari, Яндекс.Браузер и чем вы там еще пользуетесь. И без того глупая затея с блокировками окончательно станет бессмысленной тратой наших с вами денег.
Как и сами инструменты обхода цензуры, информация о них – абсолютно законна, как бы чиновникам из Росокмнадзора ни хотелось ее запретить. Так что смело делитесь ссылкой на этот пост во всех социальных сетях и прочих ресурсах :).
APPS-Блог http://apps.plushev.com/2016/09/20/4468/
Тэги:
opera,
браузер,
роскомнадзор,
цензура
На Украине запретили шесть российских сериалов
2016-09-06 18:57:00
 
+ развернуть текст сохранённая копия
 
Глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко сообщил в Фейсбуке, что его ведомство аннулировало прокатные удостоверения шести телесериалов российского производства.
Речь идет о художественном фильме «Ночные стражи» и телесериалах «Не жалею, не зову, не плачу», «Найдёныш-3», «Дело было на Кубани», «Непутёвая невестка», «Когда расцвётет багульник».
Не смотрел. Там что, действительно содержится нечто страшное для украинской государственности?
Тэги:
рацпредложение,
украина,
цензура