... веры Православной
, нельзя рассматривать ... истинных учителей
, просвещенных Духом ...
Печать антихриста, его имя и число этого имени тесно взаимосвязаны и одно без другого не существуют. Особенно четко надо уяснить, что появятся они одновременно.
Эти атрибуты антихриста объясняют и дополняют друг друга, хотя каждый имеет и нечто принципиально отличное, свойственное ему одному. Может даже показаться, что они взаимозаменяемы, однако это вовсе не так. Эти три элемента не тождественны друг другу, и один не раскрывает смысла двух других. 666 не является ни именем антихриста, ни его печатью и ничем не отличается от любого другого числа, и его лишь по недоразумению считают числом антихриста. Ниже мы увидим, что и другие числа в истории уже считались антихристовыми.
Для Церкви неважно, кто и сколько будет писать на эту тему, однако для пишущих, если их заботит благо Церкви, весьма важно, чтобы высказываемые ими мысли находились в строгом соответствии с Преданием. Вопросы, связанные с тайной, мистической перспективой веры Православной Церкви, нельзя рассматривать с позиций рационального мышления, исключающего возможность другого, более глубокого проникновения в суть проблемы.
Не следует забывать и слова святого апостола Петра: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 20-21). Пророчество есть дар Святого Духа, оно не идет от ума и, что не менее важно, не истолковывается с его помощью.
Посмотрим же, что говорят о печати и числе святые отцы.
Священномученик Ириней, епископ Лионский († 202 г. по Р. Х.), пишет, что некоторые его современники, пытаясь определить имя и личность антихриста, скорого пришествия которого они ожидали, числом антихриста называли 616. Святой Ириней, который непосредственно общался с учениками апостола Иоанна Богослова, решительно выступает против этого. В том, что 666 есть число имени антихриста, не может быть никакого сомнения, учит он. В замене этой цифры на 616 святой видит ту опасность, что христиане могут сбиться с толку и начать бороться с цифрой, о которой вообще не говорится в Священном Предании, вместо того, чтобы оказывать сопротивление самому антихристу, которому это заблуждение будет только на руку.
При этом святой Ириней нигде не говорит, что само число 666 есть печать антихриста или что оно имеет еще какое-то значение, кроме приведенного святым апостолом Иоанном в книге Откровения.
Удивительно, что никто из провозвестников скорого пришествия антихриста не задумывается над смыслом этого числа. Согласно их логике, автомобиль с номерным знаком 666 или военнослужащий, личный номер которого включает эту цифру, служат антихристу. Но ведь совершенно очевидно, что единственное отличие этого числа от всех прочих заключается в том, что во времена антихриста оно, поставленное на печати, будет означать, что антихрист есть бог и ему надо служить как богу и бояться как бога. В любом другом отношении это совершенно обычное число.
Особенно важно для нас учение древних святых, воспринятое отцами Церкви более поздних времен. Многие древние отцы были учениками святых апостолов. Один из них, священномученик папа Ипполит Римский († 236 г. по Р. Х.), говорит: "Антихрист даст начертание на правую руку и на лоб… печатью на этих членах будет число 666. И, как я думаю, ибо точно не могу утверждать (так как считается уже, что в этом числе заключены многие имена), но я полагаю, что, скорее, смыслом печати будет отрекаюсь… так появится у ненавидящего все доброе антихриста печать, говорящая: отрекаюсь ("О кончине мира").
Священномученик как бы говорит: я не знаю, насколько верна моя мысль, но мне кажется, что печать будет начертана в виде слова отрекаюсь. Не настаивая на своем мнении, он тем не менее считает возможным, что нечто подобное будет иметь место в эпоху антихриста, то есть печать будет свидетельством отречения от Христа, а не каким-то материальным, внешним символом.
Заметим, само по себе число 666 для святого Ипполита ничего не значит, оно интересует его исключительно как число имени антихриста. Не цифра имеет значение, а имя. Он не отрицает, что имя антихриста в сумме дает 666, но как бы подразумевает, что до прихода антихриста это число нам ни о чем не скажет, ведь многие имена дают в сумме 666. Поэтому сегодня не имеет смысла пытаться угадывать это имя.
Далее святой Ипполит говорит, что только после того, как антихрист явится и обнаружит свою сущность, "само время покажет, что есть имя его". Тогда же мы узнаем и какова его печать.
Во времена святого Ипполита чеканились монеты с изображением правителя страны. На них изображался монарх и писалось его имя - как и на государственных печатях. Утверждение, что печатью императора является некое число, было бы воспринято как неудачная шутка. Слова Апокалипсиса начертание имени его дают понять, что печатью антихриста не может быть число 666 как таковое, а лишь это число, соотнесенное с именем.
Слова "начертание" и "образ" встречаются в Священном Писании в книге Деяний Апостольских (17, 29) и в Апокалипсисе (14, 11).
Ориген в 39-й Омилии на Евангелие от Луки пишет: "...как монета имеет на себе образ правителя народов [то есть римского императора], так же и исполняющий волю властителя мира носит на себе его образ". А Климент Александрийский говорит в Строматах (VII): "Праведник подобен монете, пожертвованной Господу, которая принимает царское начертание".
Изображение правителя вместе с начертанием его имени всегда свидетельствовали о подлинности монеты и указывали как на того, в чье царствование отчеканена монета, так и на место и время его правления.
У него же мы находим описание изображений, встречавшихся в Римской империи: "Вот [на монете] бюст, имеющий сходство с чертами царя Иустина", то есть изображение императора. "Вот оттиск лица, то есть его черты". Отсюда видно, что чертами называется именно изображение данного человека.
Наконец, и в Послании апостола Павла к Евреям (1, 3) Господь Иисус Христос назван образом ипостаси Отца, что, по объяснению преподобного Никодима Святогорца, означает "равенство [Сына Божия] Первообразу и подобие Ему во всем" ("Толкование на 14 посланий апостола Павла", т. 3).
Итак, мы вправе сделать следующий вывод: только то, что изображает или напоминает нам кого-то, может быть причастно ему. Иными словами, число 666 не может быть печатью антихриста, ибо оно никак с ним не связано. Печатью, начертанием может быть только образ или подлинное имя антихриста.
И святой Ипполит явно указывает на то, что число имени не есть само имя и, уж конечно, не сама печать. Только образ или имя может быть печатью или начертанием антихриста. Это явствует из его слов "считается уже, что в этом числе заключено некое имя".
У святых отцов могут встречаться трудные для понимания места, так как им приходилось разбираться в весьма сложных проблемах. Но это лишь увеличивает ценность их творений, в которых, начиная с писаний апостола Иоанна Богослова, отражена вечная и неизменная вера Церкви Христовой.
Мы, как некогда священномученик Ипполит, не можем представить себе образ антихриста и узнать его имя. Поэтому до явления человека греха, сына погибели никто не вправе говорить о том, что его печать уже существует и ставится людям, которые об этом даже не подозревают.
Однако в наше время, как и в прежние времена, хотя сам беззаконник еще не явился, находится в действии тайна беззакония, то есть отступления человечества от Христа. В этой связи можно говорить о существовании некоей чисто "духовной печати". И из рассуждений святого Ипполита явствует, что печать означает отступление от Христа. По словам святого, ее поставление должно происходить после отречения. И нам чрезвычайно важно понимать, что печать вторична, то есть она знаменует уже состоявшееся отречение человека от Бога.
Дело не столько во внешнем виде печати антихриста, сколько в ее духовном содержании - она знаменует состояние и расположение души человека, приводящие его к отречению. Это духовное содержание - отречения от Бога - существует с начала человеческой истории, печать же антихриста как материальный атрибут его владычества и мнимой победы сатаны появится лишь в конце времен.
Отсюда следует, что не число 666 есть печать антихриста, а совершающееся в душе отречение от Христа.
Толкуя Апокалипсис (13, 18), святой Ипполит учит: "Об имени же его [антихриста] нам не известно ничего более сказанного блаженным Иоанном, который только намекнул на него, скрыв его под видом числа. Но когда явится сам антихрист, время откроет его имя. Чем больше мы будем гадать про него, тем больше будем сомневаться и ошибаться, так как многие имена соответствуют этому числу" ("О Христе и антихристе").
Святой Андрей Кесарийский дополняет и разъясняет слова священномученика Ипполита: "Того, о ком это написано и чье имя заключает в себе число 666, ищущим откроет время и опыт. Ибо если бы кто-нибудь мог узнать это имя, то, уразумев, открыл бы его нам. Но не благоволил Бог в Писании открыть нам его имя" ("Толкование на Апокалипсис").
Если бы число 666 как таковое было печатью антихриста, то у святых отцов не было бы стольких уточнений по поводу его имени. Божественное Откровение говорит: Кто имеет ум, тот сочти число зверя (Откр. 13, 18), но если бы само число было печатью антихриста, зачем иметь ум для его исчисления?
Все сказанное об антихристе в Откровении не дает четкой картины имен и событий, эта книга - тайна. До того как сокровенное откроется, о нем можно только догадываться. И лишь живущие во времена антихриста узнают пока сокрытое от нас.
Причина, по которой Господь не возвестил нам в Писании всего, заключается, по словам святого Андрея, в том, что нам это не полезно. Нет воли Божией на то, чтобы мы знали имя антихриста и дату кончины мира. Господь Иисус Христос сказал ученикам: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7).
Какую пользу принесет нам знание имени антихриста?
Святой Ириней Лионский говорит, что тогда явятся две опасности, одна не меньшая другой: некоторые возомнят, будто знают имя антихриста и время его пришествия ("Обличение и ниспровержение лжеименного знания"). Но те, кто думают избежать козней антихриста с помощью вычисления его имени и даты его прихода, только скорее будут им обмануты. Допустим, некто уверен, что знает имя антихриста. Но он приходит с иным именем, и человек легко обманывается, ожидая другого. Так будут прельщены некоторые "избранные", которые сейчас усердно занимаются разгадыванием числа зверя.
Святой Ириней продолжает: "Надежнее и безопаснее всего ждать исполнения пророчества, нежели пытаться разгадать имя антихриста. Некоторые стараются найти возможное имя антихриста среди множества имен, соответствующих этому числу". Иными словами, отец Церкви призывает нас не заниматься бесплодными поисками имени антихриста, не пытаться его разгадать.
Ни святой апостол Иоанн, ни отцы Церкви более поздних времен не открыли нам подробностей событий, которые произойдут при конце света. Но сегодня появилось немало людей, не желающих подчиниться воле Божией и стремящихся проникнуть в тайну, знать которую нам, по Промыслу Божию, не дозволено. Они поднимают шумиху, заявляя: "Помните, что 666 - печать антихриста! Что может быть ужаснее этого?!" Однако, как мы видели, святые отцы не считают полезным такие изыскания и не испытывают страха, который пытаются вселить в нас глашатаи конца света.
"Eсли мы узнаем имя антихриста, то оно никак не сможет нам повредить, ибо сегодня открыто проповедуется имя Того, ради Кого были изречены пророчества и Иоанну явлен Апокалипсис",- говорит святой Ириней Лионский.
Святой Анфим, патриарх Иерусалимский (1788-1808) учит: "О печати, поставляемой на правую руку или на лоб, то есть о числе имени зверя 666, евангелист умолчал хотя бы из-за того, что знать это нам неполезно. Некоторые же из церковных учителей говорят, что дальнейшими изысканиями на сей счет пусть занимаются те, кому нечего делать" ("Толкование на Апокалипсис").
Мы видели, что мнения истинных учителей Церкви, просвещенных Духом Святым, по этому вопросу совпадают, высказывания же наставников типа г-жи Рэлф противоположны 2000-летнему учению Церкви и никто из православных авторов до 1981 г. не уделял им внимания в серьезных богословских исследованиях.
Еще один церковный экзегет Апокалипсиса, Арефа, архиепископ Кесарийский, говорит: "Что такое печать антихриста? Имя зверя. Оно может быть выражено двояко - как через буквы, так и через цифры. Изображение имени зверя понадобится для того, чтобы вести торговлю и иметь возможность что-то покупать, с целью оставить без пропитания тех, кто такого изображения не имеет.
Число имени этого человека будет употреблено, дабы всякий из чуждых или противящихся ему был лишен средств к существованию; оно и будет начертано, чтобы все свои были заметны. Число это - 666. Само же имя не было открыто нам в Писании явно, дабы исключить возможность применения без всякого рассуждения к именам собственным и нарицательным" ("Собрание толкований на Апокалипсис").
Он, заметьте, ничего не говорит о числе 666, взятом отдельно, но только в его связи с именем, которое можно будет распознать путем сложения числового значения букв и таким образом окончательно убедиться в том, что имя действительно принадлежит антихристу.
Бог благоволил открыть нам, что имя это заключается в простом и легко запоминающемся числе 666, которое, однако, само по себе не есть ни имя антихриста, ни его печать. О самом же имени Господь умолчал, поскольку в знании его нет никакой пользы. Нетрудно прийти к выводу, что если даже имя антихриста нам не важно, то какое же значение может иметь его печать или само по себе число 666?
Теперь рассмотрим вопрос о том, какой будет печать антихриста, где она будет находиться, внутри или извне, в уме человека или в его душе? Обратимся снова к святоотеческому Преданию нашей Церкви.
Согласно святому Ипполиту, антихрист вознегодует на тех, кто не окажет ему почитания и не поклонится ему как богу. И дабы принудить их к повиновению либо в случае отказа уничтожить, он отдаст приказ повсюду воздвигнуть себе святилища. Каждый, кто захочет что-нибудь купить или продать, сможет это сделать только после того, как принесет жертву - правой рукой возложит на кадильницу ладан во славу антихриста.
Это пророчество священномученика Ипполита требует объяснения, поскольку он мыслил и писал, используя образы и понятия своего времени, когда христиане по римским законам принуждались к приношению жертв статуе императора или какого-нибудь из богов. Этой жертвой, как правило, были цветы, венки, цветущие ветви деревьев или ладан. Во времена антихриста внешние формы этой жертвы будут иными, но духовный смысл останется тем же.
В своем труде "О Христе и антихристе" святой Ипполит пишет, что печать будет ставиться на правую руку. А в другом месте - что печать, поставляемая на лоб, явится свидетельством признания антихриста богом. А это потребует обязательного служения ему как богу, включая всю религиозную атрибутику. В древности при отправлении языческих обрядов всем участникам было принято надевать на голову венок из цветов, считавшихся священными. Так и печать, по мысли священномученика, будет таким венком - но не из живых цветов, символизирующих жизнь, а "огненным", являющимся символом уничтожения.
Таким образом, печатью на руку или на лоб будут (в аллегорическом смысле) соответственно ладан и венок. Понятно, что сами по себе они никак не являются печатью, поскольку у нас в храмах тоже употребляется ладан, а в Великую Пятницу делается венчик, украшающий главу Спасителя на плащанице. Без сомнения, имеется в виду чисто духовный смысл, который будет в них вкладываться. А этот смысл, как мы видели выше у святого Ипполита, есть отречение от Христа.
За буквами, составляющими имя антихриста, будет скрываться его истинный смысл: отрекаюсь. Это имя явится основным символом культа антихриста, оно станет объектом веры и обожествления, на него будут уповать те, кто взыщет помощи и поддержки антихриста.
Цель поставления печати антихриста будет заключаться в том, чтобы изменить веру человека, заставить его признать истинным Богом и Спасителем антихриста и отречься от Господа Иисуса Христа. Святой Ипполит настоятельно советует не искать смысла имени антихриста в составляющих его буквах, а толковать его духовно, аллегорически, ибо пророчества, содержащиеся в Священном Писании, не могут быть истолкованы буквально.
Подобные суждения высказывает и архиепископ Арефа Кесарийский: "Поклониться антихристу и принять его печать означает признать его Богом, то есть делом, словом и помышлением исповедать его. Поставление печати на лоб и на руку знаменует изменение мыслей и дел" ("Толкование на Апокалипсис"). Лоб является символом мысли, рука - дела. Арефа вслед за отцами Церкви более древних времен настаивает на том, что печать имеет именно духовное, а не материальное значение: те, кто примут печать антихриста и имя его, запишут его на сердце своем как самое драгоценное.
Святой Ипполит в одном из своих трудов пишет, что христиане носят на челе знамение победы над смертью ("Толкование на книгу пророка Даниила"). Имеется в виду знамение Креста, которым во время совершения таинства святого Миропомазания у христиан запечатлеваются лоб, руки, грудь и ноги, хотя, конечно, у нас на лбу нет ничего видимого, материального.
Святой Андрей Кесарийский свидетельствует: "Когда придет время его пришествия, антихрист все покорит себе и начнет ставить своим рабам печать своего имени на правую руку и лоб" ("Толкование на Апокалипсис"). Отсюда видно, что печать он будет ставить только своим слугам, тем, которые сами захотели покориться ему. Принявшие ее уже не смогут творить добрые дела и иметь благие помышления, но ум их омрачится, у них извратится способность восприятия - доброе будет казаться им злым, а злое добрым.
Антихрист ни в коем случае не станет насильно возлагать печать, используя для этого технические средства - лазер или полупроводниковые микросхемы - или делая татуировки. Поэтому глубоко заблуждаются те, кто истерически кричит о появлении печати антихриста, которая ставится тайком, без ведома принимающих ее православных христиан! Эти мнимые защитники Православия на деле только наносят ему вред, искажая церковное Предание и дезориентируя верующих.
Преподобному Нилу Мироточивому Господь дал особенное чудесное откровение о последних временах. Святой пророчествовал, что, когда придет антихрист, он будет укреплять свое царство с помощью провозвестников его религии, тех, кто сам захочет служить ему. Их первых он запечатает своей печатью, которая будет видимым знаком всецелой приверженности его власти, во свидетельство всем.
По словам Нила Мироточивого, подлинная печать антихриста - это духовное состояние, которое может никак не выражаться внешне; следовательно, она будет не видимым символом, но злопамятностью, запечатлевающей сердце человека. Все происходит от злопамятства, добавляет святой, один отрекается от веры, другой кончает жизнь самоубийством; и когда антихрист поставит людям свою печать, их сердце сделается мертвым, то есть исполненным зла, лукавства и обмана.
Потом появится и видимое знамение печати, но ею будут отмечать тех, кто уже запечатан духом ненависти и отступил от Христа. Печатью будут гордиться как символом прогресса и знаком особого отличия. Принявший ее человек тем самым будет свидетельствовать: я принадлежу тебе, я твой, я добровольно следую за тобой и по собственному желанию принимаю эту печать. Таким образом, это не столько внешний знак, сколько выражение образа мыслей, душевного состояния, порожденного отречением от Христа и принятием антихриста.
Как мы, христиане, имеем на челе крестообразное помазание святого мира и после Крещения носим на груди знамение Честного Креста Господня - символы видимые, точно так и антихрист даст своим рабам видимый знак принадлежности к себе для свидетельства перед людьми.
Печать Христова делает нас причастниками всех даров Духа Святого, о которых говорит святой апостол Павел (Гал. 5, 22), но любовь из них больше (1 Кор. 13, 13). Кто имеет любовь, имеет Бога в себе и есть помазанник Христов, носящий на челе Его печать.
Принимающий добровольно печать антихриста лишается всех даров Святого Духа и, как следствие, теряет любовь, после чего в его сердце воцаряется ненависть и злопамятство.
Подведем итог. Печатью антихриста будет не число 666, но его имя, пока никому не известное. А потому как может сегодня существовать печать антихриста, когда не существует его имени, ведь число 666 - это число имени антихриста. Согласно учению святых отцов, печать появится только в конце второго периода всемирного владычества антихриста.
Антихрист сперва должен прийти во имя свое и сделать себя богом. Поэтому, покуда он не пришел и не воцарился, ни его имя, ни начертание его имени не могут существовать.
Тайна беззакония, которая находилась в действии с самого начала человеческой истории, действует и в наши дни, и финал ее еще далек, почему мы не вправе отвергать как устаревшее учение отцов нашей Церкви, особенно если оно касается пророчеств о конце мира, и хвататься за "новейшие разработки" в области эсхатологии.
Источник: http://vsemolitva.ru
comments
... подворья Русской православной
. Богослужения возобновились ... о непостоянной роли
в жизни ...
По легенде, возникновение мужского монастыря в княжеском селе Крутицы на левом берегу Москвы-реки предсказал князю Даниилу Московскому местный отшельник. Пророчество сбылось в 1272 году, когда закончилось строительство деревянного храма Святых апостолов Петра и Павла и монастыря при нем. Село Крутицы, а затем и местный монастырь получили свое название из-за прибрежных холмов, тянувшихся от Яузы до урочища Симоново и делавших берег реки столь крутым. Крутицкий монастырь еще при князе Данииле Александровиче вошел в Сарайскую епархию и стал по княжеской воле подворьем Сарайских епископов. Их главная резиденция находилась в Сарае, столице Золотой Орды, а сама Сарайская епархия была учреждена в 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III. Епископы, помимо окормления русских пленных и обращения татар по дозволению хана в православие, выполняли серьезную дипломатическую миссию, были связующим звеном между Русью и Ордой.
В Крутицах епископы останавливались во время визитов ко Всероссийским митрополитам и великим московским князьям, пока не переехали в подворье насовсем. Это случилось во второй половине XIV века. На волне перемен Сарайскую епархию переименовали в Сарскую и Подонскую, а бывшие Сарайские владыки стали Сарскими. С того момента, по решению Московского Собора, Сарские и Подонские епископы становятся ближайшими помощниками Всероссийских митрополитов. Собор 1581 года постановил епископу Сарскому и Подонскому Геласию быть митрополитом. Вступив в новые полномочия, в 1591 году митрополит Геласий принял участие в разбирательстве дела об убийстве царевича Димитрия; именно Геласий отпевал престолонаследника.
После смерти юного сына Ивана Грозного смута росла и проникала в самое сердце Москвы. В это время, в начале ХVII века, Крутицкому подворью пришлось сыграть роль кафедрального собора России.
В 1611–1612 годах мимо Крутиц, удачно расположенных вблизи как сухопутной, так и водной магистралей, в сторону занятого поляками Кремля двигались народные ополчения. В каменном Успенском соборе подворья, а не в главном Успенском соборе Московского Кремля воины клялись крестным целованием, что спасут Русь или сложат головы. Не прошла мимо Крутицкого подворья и история раскольников-старообрядцев. На то, чтобы смирить известных расколоучителей, среди которых были протопоп Аввакум и диакон Феодор, много усилий положил митрополит Павел II (1664–1676), также известный как основатель богатой библиотеки подворья.
Переломным в истории подворья становится момент, когда в России упраздняется патриаршество и под контролем Екатерины II проводится секуляризация. Так, в XVIII веке Сарские и Подонские архиереи утратили сан митрополитов, а сам титул «Сарский и Подонский» упразднился. Крутицкого епископа перевели в Казань, а бывшая Крутицкая епархия перешла в ведение Синодальной конторы. Часть сооружений подворья отошло военному ведомству, а имущество Крутицкой кафедры — Московской епархии.
Общий упадок с тех пор лишь усугублялся. Все подворье пострадало от разрушительного пожара 1812 года, особенно сильно выгорела Воскресенская церковь. Главнокомандующий Москвы А.П. Тормасов распорядился разобрать храм и подготовить пространство для создания жилых помещений, но за церковь вступился московский архиепископ Августин. Он ходатайствовал перед князем А.Н. Голицыным о сохранении храма, а Голицын доложил императору Александру I. Церковь спасли. Серьезное восстановление подворья должно было начаться позже, по желанию императора Александра II. Однако привести в порядок подворье не удавалось еще очень долго.
Печальной участи, постигшей православные храмы в советское время, Крутицам миновать не удалось. Богослужения прекращаются примерно в 1924 году, подворье подвергается грабежам, святыни — поруганию. Почти сразу после Великой Отечественной войны комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР пытается составить проект реставрации Крутицкого дворца, но не справляется с этой задачей. В 1964 году главный собор подворья передают Обществу охраны памятников, в 1968-м — филателистическому отделу издательства «Главкнига», а в 1980-х Общество охраны памятников (ВООПИиК) пытается разместить там экспериментальные научно-реставрационные мастерские. Следующим арендатором подворья, по решению Мосгорсовета народных депутатов, в 1982 году становится Государственный исторический музей, который использует храм под склад экспонатов. Все это время, помимо сменяющих друг друга арендаторов, на территории Крутицкого подворья хозяйствует военное ведомство, использующее бывшие монастырские стены как гарнизонную гауптвахту.
Серьезная реставрация началась лишь в начале 1990-х, после постепенного возвращения подворья Русской православной церкви. Богослужения возобновились в 1992 году. Сегодня подворье, кроме непосредственной религиозной деятельности, ведет издательскую деятельность и патронирует Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ.
В летописи Крутицкого подворья не встретить описания жизни прихода, нет и ярких сказаний о чудесах и подвижничестве. История Крутиц о другом, она рассказывает о непостоянной роли Церкви в жизни меняющегося государства.
Облик Крутицкого подворья Первый Успенский храм был возведен в Крутицах в XIII веке. Сегодня нет достоверных свидетельств о том, как подворье выглядело до середины XVII века — того момента, когда его решили перестроить. В 1700 году был закончен новый Успенский собор в два этажа, выполненный из красного кирпича. В нижнем ярусе расположился теплый храм Свв. апостолов Петра и Павла, а в верхнем — летний с главным Успенским престолом. Позже, в 1895 году, был устроен придел Сергия Радонежского. Собор венчают пять куполов, символизирующих образ Господа в окружении четырех евангелистов. Справа от входа в нижний храм к зданию прилегает шатровая колокольня.
Примерно в это же время бывший Успенский храм перестроили и переосвятили в честь Воскресения Словущего (по В.И. Далю, «словущий» — «прославленный, знаменитый, славный»; «Воскресение Словущего» означает Воскресение Христово). Он стал усыпальницей епископов подворья.
Также во второй половине XVII века были достроены крытые переходы, которые ведут от покоев митрополита к Успенскому собору, рядом соорудили Крутицкий теремок. Зодчий О. Старцев, работавший над теремом, украсил это небольшое здание, расположенное прямо над Святыми воротами, необыкновенными многоцветными поливными изразцами с изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя, некоторых святых. А в 1719 году Крутицкий ансамбль решено дополнить набережными палатами.
При пожаре 1812 года достаточно сильно пострадали все три храма. Реставрация велась в середине XIX века по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. К работе подключался известный архитектор К.А. Тон, создавший так называемый русско-византийский стиль храмового зодчества. Несмотря на затраченные усилия, до 90-х годов прошлого столетия восстановить памятники полностью не удавалось. В ходе реставраций частично раскрыта сохранившаяся живопись XIX века, прочие росписи выполнены заново.
Адрес: Москва, ул. Крутицкая, 17
Веб-сайт: http://www.krutitsy.ru/
Часы работы: Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме вторника и первого понедельника каждого месяца