В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова. Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму второе, более часто употребляемое название -
Дубникова Елена и Чернякова Лидия
Немного из истории...
В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови . Первого марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.
Александр II Александр III
Второго марта 1881 года на чрезвычайном заседании городская дума просила Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако временно решили построить часовню. По проекту архитектора Л.Н.Бенуа уже в апреле часовня была возведена. Думе это практически ничего не стоило: поставил ее купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милицин, он же стал старостой.
Часовня, возведенная на месте ранения Александра II Архимандрит Игнатий (И.В.Малышев) (1811-1897)
Ежедневно в часовне служились панихиды в память Александра II . Эта часовня простояла на набережной до весны 1883 года, затем в связи с началом строительства собора была перенесена на Конюшенную площадь.
Первоначальный проект Парланда и архимандрита Игнатия Альфред Александрович Парланд (1842-1919)
Проект не отличался композиционной законченностью, но соответствовал задаче прославления Александра II . Именно поэтому совместный проект А.А.Парланда и Игнатия был принят как наиболее полно вобравший в себя конкретные условия, поставленные императором Александром III . 23 апреля 1883 года состоялось первое заседание созданной комиссии. Решался вопрос о наименовании собора, и архимандрит Игнатий предложил назвать его храмом Воскресения Христова. Проект Парланда–Игнатия был одобрен царем 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки. Окончательно же он был утвержден лишь спустя 4 года – 1 мая 1887 года.
В октябре 1883 года состоялась торжественная закладка храма.На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей.Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.
Строительство его велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения Христова был освящен.
Ч/б фотография, созданная С. М. Прокудиным-Горским в начале XX века (1905—1915)
Внешний вид
Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане здание вытянуто по оси «восток-запад». К основному объему с восточной стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами. Западную часть здания как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. В нарушение православных традиций входные двери храма смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Они оформлены четырьмя крыльцами со стрельчатыми шатрами. Во внешнем облике здания соблюдена пространственная трехмерность.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
Спас на крови. Боковое крыльцо южного фасада
"Христос во славе" по эскизу Н.А.Кошелева.
Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)
"Распятие" Мозаика западного фасада собора Выполнена по оригиналу А.А.Парланда
Внутреннее убранство
При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.
Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)
Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Степень их одаренности, различная манера исполнения, характерная для того или иного художественного направления, - все это нашло свое отражение в многочисленных мозаичных композициях. Часть мозаик выполнена в традициях академизма: это работы по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания.
Распятие Христа (художник В.В. Беляев)
Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)
Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)
Положение во гроб (художник В.В. Беляев)
Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)
Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)
Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)
Южный киот
Северный киот
Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров)
Северный притвор
Иконостас
Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)
Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)
Центральный трансепт
Благословение детей (художник В.В. Беляев)
Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)
Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)
Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)
Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров)
Центральный неф
Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Значительная часть камней для свода была взята из запасов Петергофской гранильной фабрики. Оправа для «звезд» выполнена в мастерской «золотых и серебряных изделий братьев Грачевых».Сень была ограждена орлецовой балюстрадой и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. Ее установили в 1909 году, уже после освящения храма. Балюстрада предала сени определенную художественную завершенность. При изготовлении сени была использована яшма двух оттенков: серо-фиолетовая и зеленоватая. Нжняя ее часть выполнена из яшмы, добытой в коргонской каменоломне, являющейся одной из богатейших месторождений серо-фиолетовой яшмы на Алтае. Верхняя часть – из зеленоватой алтайской яшмы, получившей название николаевской.Пол под сенью, часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые упал смертельно раненный царь, сохранились.Значительный интерес представляют 20 выполненных из норвежского темно-красного гранита досок, расположенных по периметру фасадов собора. На них золочеными буквами начертаны «деяния Александра II». По существу, это несколько идеализированные главные события истории русского государства периода правления этого императора с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.
Здесь еще очень много фотографий мозаики храма Воскресения Христова
С регентом храма и ее квартирантом в Люберецком районе расправился 20-летний сосед. В Подмосковье уничтожили главу церковного хора Ожесточенное убийство 53-летней Людмилы Суворовой, управляющего церковного хора храма Успения Божьей Мамы, вышло около 2 часов ночи в подмосковном Томилино. Квартирант погибшей госпитализирован с томными ранениями. В злодеянии подозревают 20-летнего соседа служительницы церкви Александра Овсянникова. Убийцу доставили [...]
2012-04-04 01:18:08
... веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго ... идет планомерная дискредитация церкви в глазах общества ...
+ развернуть текстсохранённая копия
РПЦ призывает верующих к всеобщему молебну в защиту Церкви
Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. РИА Новости 03.04.12 19:35
По данным РПЦ, в последнее время "произошла череда актов вандализма и осквернения храмов", начавшаяся 21 февраля с панк-акции в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. Шестого марта в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге мужчина топором нанес удары по 30 иконам, представляющим духовную, историческую и художественную ценность. Фонтанка.Ру 03.04.12 19:31
Как считает РПЦ, в последнее время не только "произошла череда актов вандализма и осквернения храмов", но и идет планомерная дискредитация церкви в глазах общества. "Клириков вовлекают в провокации; архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод", - говорится в постановлении. Газета.Ru 03.04.12 19:31
2012-03-30 14:57:36
сфотографировали украинские журналисты в прошлом году; при этом патриарх сознался, что такие часы у ...
+ развернуть текстсохранённая копия
сфотографировали украинские журналисты в прошлом году; при этом патриарх сознался, что такие часы у него действительно есть. Об этом рассказал тележурналист Владимир Соловьев после встречи с патриархом.
«Я спросил, а что это за история с часами за 30 тыс. долларов? Патриарх был не в том одеянии, в котором стоят службу, а в повседневном, но монашеском. И у патриарха были часы. Он сказал: «Да, я ношу часы. Вот эти часы мне подарил Дмитрий Анатольевич. Это наши русские часы, недорогие часы с гербом – маленькие, аккуратные часы. А когда я увидел ту фотографию, я никак не мог соотнести, потому что когда мы надеваем одеяние для службы, часы невозможно надеть, невозможно носить часы», – процитировал Соловьев слова патриарха на «Вести FM».
«И я смотрел на эту фотографию и вдруг понял: а ведь это коллаж, – приводит Соловьев слова патриарха. – Но после того как появилась эта фотография, я пошел и стал смотреть. Ведь приходят многие и дарят. И стоят зачастую коробки, которые не открываешь и не знаешь, что там. И я увидел, что действительно есть часы Breguet, и поэтому я нигде не дал комментариев, что у патриарха таких часов нет. Потому что да, коробка с такими часами ни разу не надеванными есть, и она лежит. Я с интересом и ужасом стал смотреть, а сколько же стоит ряд подарков, которые мне делали. И когда увидел, подумал: и куда их девать? То есть, конечно, можно их передаривать, но тогда что подумают о патриархе? Как же патриарх живет, если он такие дорогие подарки делает?».
Напомним, с часами Breguet патриарха сфотографировал корреспондент издания VIP.glavred во время приезда предстоятеля РПЦ на Украину в прошлом году.
При этом на одной из фотографий Кирилл в патриаршем одеянии внимательно рассматривает свое запястье, на котором видны часы.
Фото: УНИАН и VIP.glavred.info
Прояснил патриарх и слухи вокруг якобы его судебной тяжбы по поводу квартиры в Доме на Набережной в Москве. Прямую речь патриарха в изложении Соловьева цитирует "Комсомольская правда".
Знаменитый Дом на Набережной.
"Вдруг звонит сестра и говорит, что в этой квартире они больше жить не смогут: невозможно находиться, через десять минут начинаешь задыхаться. Я поднимаюсь наверх и вижу, как вся квартира покрыта не просто пылью, а ощущение, что Хиросима и Нагасаки, ядерная пыль все облепила. В квартире ниже делали ремонт: люди забивают воздуховоды, и всю эту строительную взвесь затягивает вверх. Я не хочу в это встревать. В этой квартире прописана сестра, поэтому все, что надо, - по закону: вызывайте ЖЭК, Санэпидемнадзор, то есть всех, кто должен разобраться. Ни в какие тяжбы сам встревать не буду... Была назначена экспертиза, самой дорогой частью иска оказалась реставраторская работа, которую может сделать единственный институт в России по восстановлению библиотеки. Оценку по решению суда давал институт, никакие церковные структуры не имели к этому отношения.
Ответчик отказался платить, начали действовать судебные эксперты, и далее пошел разговор, что "вот, отдавайте квартиру". Никто не говорит ни о какой отдаче квартир, речь идет о возмещении суммы. Почему нельзя было простить? Такой вариант всегда был, но это тоже было бы некорректно, да и я по максимуму постарался - например, вместо двойной очистки согласился на ординарную.
Все деньги, вырученные по иску, пойдут на благотворительность.
Как досталась эта квартира? Во времена Ельцина, до квартирных приватизационных схем Владимир Иосифович Ресин спросил: "Владыка, а Вы где живете?" - "Ну как где, там же, где и мои предшественники - Серебряный бор, деревянный дом". - "В этой развалюхе, что ли? Ну давайте мы Вам квартиру выдадим".
Ельцин принял постановление о выделении квартиры в Доме на Набережной. Позже приехал Ресин и сказал, что она не приспособлена для проживания, поскольку это не квартира, а пристройка на крыше. Он предложил другую - напротив гостиницы "Советская", но назвал цену, которую тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, глава глава синодального Отдела внешних церковных связей, не мог себе позволить, потому что это был момент, когда не было денег в Отделе людям платить зарплату.
За все время я не провел в этой квартире даже недели жизни. Но когда переехал в Москву, перевез в ту квартиру раритетную библиотеку отца, который всю свою зарплату тратил на приобретение редких книг. Туда же отправились и две троюродные сестры, одной из которых 65 лет, другой - 55. Мы все воспитывались вместе - такая большая, патриархальная семья, поэтому даже двоюродные и троюродные были как часть семьи. Эти сестры, которые положили свою жизнь на служение и помощь мне, и живут в Доме на Набережной."
Между тем, в Общественной палате РФ убеждены, что против патриарха Московского и всея Руси Кирилла развернута мощная информационная кампания, заказчиками и спонсорами которой являются круги, стоящие на русофобских и антихристианских позициях.
"То, что делается против патриарха, - мракобесие. Другого слова подобрать невозможно. Те, кто развернул эту кампанию, пытаются оскорбить и унизить нашу культуру. Это все очень вредоносно не только для конкретного человека, но и для всего общества. Безусловно, это определенный заказ", - заявил "Интерфаксу" член палаты, председатель центрального совета общероссийского общественного движения "Гражданское общество" Анатолий Кучерена. По его мнению, в появившихся публикациях с критикой позиции патриарха в отношении Pussy Riot и версиях относительно претензий на жилье элитного класса "вполне может прослеживаться русофобская и антихристианская тенденция".
О неком "заказе" в отношении патриарха говорит и проректор Российского экономического университета Сергей Марков.
"Атаки против него носят общеевропейский характер. Заказ на эти нападки, как я полагаю, сделан в России, но активно поддержан извне. Скорее всего, внес свою лепту и Борис Березовский... Это месть патриарху за его косвенную поддержку Путину во время президентской избирательной кампании. Эта информационная атака является частью той антихристианской кампании, которая сейчас разворачивается в Европе", - полагает Марков.