Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «цивилизац»
|
"Colossal masterworks of the Olmec worlD" |
На выставке "Шедевров ольмеков" в Мехико представлено более ста отрывков из 4000-летней истории доколумбовой цивилизации ольмеков.
ДалеЕ >>
Тэги:
mudeum,
антропология,
блог,
блоги,
выставка,
дневник,
комментарий,
культура,
мехико,
музей,
ольмеки,
ольмеков,
представить,
ссылка,
цивилизация,
шедевр,
экспозиция
О премии "Квадрига" и оси "Берлин-Москва"
2011-07-19 02:07:05
... часть западной либеральной
цивилизации. Открыто на права ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Артем Кречетников, bbcrussian.com | 12:17, понедельник, 18 июля 2011-18, 12:17
Немецкую премию "Квадрига" Владимир Путин все-таки не получит.
То, что жюри пришлось изменить свое решение, меня нисколько не удивляет. Интереснее другое: как оно вообще могло состояться?
К Владимиру Путину можно относиться по-разному. В России у него немало преданных поклонников, включая девушек, готовых в экстазе публично порвать на себе футболки. Но с западными ценностями идеология и практические деяния Путина никак не совмещаются. Не от Запада ему получать почести. Сразу на двух конях скакать - седалища не хватит.
Согласно статуту "Квадриги" ею награждают за "стремление к общественному благу" и "дух первопроходца".
Построение "вертикали", при которой один человек обладает неоспариваемой властью, результаты любых выборов известны заранее, и парламент не является местом для дискуссий, возрождение фактически однопартийной системы и брежневской традиции практической несменяемости номенклатуры, уничтожение независимого частного телевидения, отмена губернаторских выборов - это общественное благо?
Экономика, основанная на экспорте полезных ископаемых - это смелое видение будущего?
И после английской, и после французской революции наступал период авторитарной стабилизации. Историки усматривают в этом закономерность. Путин повел Россию тем же путем, многократно описанным в учебниках. Но при чем здесь "первопроходчество"?
Основа западной политической системы - плюрализм и состязательность. Владимир Путин не скрывает скептического отношения к самому институту выборов и раздражения, которое вызывает у него всякая оппозиция.
Премия была присуждена в номинации "Повестка партнерства". Здесь, опять-таки, возникают вопросы.
В России по-разному относятся к действиям Михаила Горбачева, который не стал препятствовать воссоединению Германии, но для немцев он, несомненно, друг и национальный герой. А в чем состоит особый вклад Путина в укрепление партнерства между двумя странами? В лоббировании проекта "Северный поток"? Или, может, в том, что во времена ГДР он служил там в оккупационной контрразведке?
Пресс-секретарь являющейся учредителем премии некоммерческой организации Netzwerk Quadriga gGmbH Стефан Клаузен признал, что решение наградить Путина далось членам оргкомитета "Квадриги" нелегко.
"Члены попечительского совета прекрасно понимали, что будет большой резонанс в СМИ и, скорее всего, много негативных оценок", - заявил он.
Понимали, и, тем не менее, пошли не неоднозначный, можно даже сказать, провокационный шаг. Почему?
Как говорится, невооруженным глазом видно, что, при всей евроатлантической солидарности, в Германии относятся к России несколько иначе, чем на остальном Западе. Германия - наш главный лоббист на Западе.
Причины этого коренятся в истории, как далекой, так и современной.
Начиная с Петра I, отношения между Россией и германским миром носили совершенно исключительный характер.
Петр благоволил к иностранцам вообще, но в первую очередь - к немцам-лютеранам. В его государстве они чувствовали себя комфортнее, чем русские.
Часть исследователей уверена, что Петр лелеял в душе мечту включить в свою империю, или хотя бы в сферу ее влияния раздробленные княжества северной Германии и таким образом сразу заполучить цивилизованных подданных, раз уж из русских не выходит сделать европейцев. И новую столицу вместо "варварской" и "азиатской", в глазах немцев, Москвы якобы построил именно с этой целью.
Допустим, это историческая гипотеза. Но вот факты.
В 1761 году, когда русская армия в ходе Семилетней войны заняла Восточную Пруссию, бюргеры без всякого сопротивления присягнули "кайзерин Елисавет" и вполне серьезно собирались жить в Российской империи.
Начиная с Петра III, на российском престоле сидели этнические немцы, и правящая династия в Готском альманахе именовалась "Романовы-Готторпские".
Множество людей с немецкими фамилиями поставили на службу России национальное трудолюбие, честность и точность и вырастали до самых высоких постов.Немецкие предприниматели, делавшие бизнес в России, как правило, оставались в ней на всю жизнь и "обрусевали", в то время как англичане, французы и бельгийцы оставались экспатами.
При Екатерине II немецкие крестьяне ехали в Поволжье и Таврию почти так же массово, как спустя век - в Америку.
В 1913 году в Российской империи жили и процветали 2,4 млн немцев, из которых потомки "трофейных" остзейцев составляли немногим более полумиллиона.
Известные современные историки Игорь Бунич и Александр Бушков доказывают, что Германия и Россия всегда были и остаются естественными стратегическими союзниками и экономическими партнерами, а две мировые войны - трагическое недоразумение.
По мнению исследователей, большая доля вины за случившееся лежит на Петербурге, который, увлекшись химерой панславизма, вознамерился демонтировать тесно связанную с Германией Австро-Венгерскую империю.
Бунич и Бушков горько сожалеют об упущенных возможностях, почти не сомневаясь, что если бы в 1914 году у власти оставался Столыпин, или Распутин во время сараевского кризиса находился бы рядом с Николаем II, а не на больничной койке в Тобольске, войны бы не было, и вся мировая история пошла бы по другому руслу.
Можно не сомневаться, что в интеллектуальных кругах Германии обо всем этом тоже не забыли.
Что касается современности, то после Второй мировой войны Германия получила мощнейшую прививку от имперского синдрома и мессианства. В результате немецкая элита стала, пожалуй, самой прагматичной на свете. Удобно покупать газ у России - значит, будем покупать.
Для американцев демократия - средство распространения своего влияния в мире, но еще и светская религия, в которую они веруют искренне и убежденно.
Немцы - демократы, но относятся к ней без англосаксонского идеологического пиетета. В конце концов, если отдельные россиянки готовы в честь Путина рвать на себе одежду, то некоторые немецкие фрау на митингах, где выступал Гитлер, начинали выкрикивать: "Хочу ребенка от фюрера!", а их мужья стояли рядом, переминаясь с ноги на ногу. Как-то уже и неловко напоминать о таком современным немцам, но это часть их истории, что поделать.
Официальные лица такого, разумеется, не заявляют, но некоторые немецкие аналитики намекали, что не видели бы ничего опасного и несправедливого в том, чтобы Россия восстановила свою историческую сферу влияния, и что их стране было бы, пожалуй, сподручней иметь дело на востоке с Российской империей, чем с несолидными новыми государствами.
Не исключено, что здесь присутствует некая непроговариваемая, но живущая в глубине души обида на Америку: вы отучили нас быть великой державой, и мы это приняли, но не рассчитывайте теперь, что мы станем участвовать в ваших геополитических играх! Еще ярче, чем в отношениях с Россией, это проявилось в иракском вопросе.
Современный геополитический расклад таков, что нормальные отношения между Россией и США возможны, но искренняя сердечная дружба - вряд ли. А вот с Германией - вполне.
Надо только понимать, что Германия все-таки очень сильно изменилась за последние полвека. При всех нюансах, она - неотъемлемая часть западной либеральной цивилизации. Открыто на права человека немцы не наплюют, что и доказала история с "Квадригой".
От России, в сущности, не требуется радикально менять систему. Сделать бы несколько символических, но эффектных шагов в сторону либерализации. Например, зарегистрировать злосчастную партию ПАРНАС, которая все равно много голосов не получит. Помиловать Михаила Ходорковского, который, ей же ей, ничем власти на свободе не опасен. В общем, поучиться у немцев здоровому прагматизму.
И тогда они со спокойной совестью почествуют российского лидера, кто бы им ни был. И стратегическое партнерство, сулящее России неисчислимые выгоды и преимущества, сможет стать реальностью.