"Эхо Москвы".
Открытие главного театра страны обещает стать поистине грандиозным. На представлении будут присутствовать президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Среди гостей ожидают также канцлера Германии Ангелу Меркель.
Гала-концерт в честь открытия исторической сцены Большого театра будет транслироваться на Первом канале, на телеканале Россия, на канале Большого театра в YouTube, кроме того, церемонию покажут в прямом эфире 600 кинотеатров по всему миру, и 80 из них – в США.
- Цискаридзе назвал реконструкцию вандализмом, реставраторы обиделись
- Зарубежный эксперт об акустике Большого: "Восхищение и шок одновременно"
- Инопресса: Реконструкция Большого - мегакоррупция и мегавеличие
Сценарий гала-концерта, режиссером-постановщиком которого выступает Дмитрий Черняков, держится в секрете. Известны лишь детали, что сценография выстроена вокруг сюжета возвращения Большого театра "домой" - на свою главную сцену, на которую, кстати, выведут все труппы прославленного коллектива. Кроме того, в представлении примут участие пять приглашенных оперных солистов с мировыми именами, передает РИА "Новости".
Напомним, что реконструкция Большого длилась шесть лет. Специалисты вернули театру интерьеры эпохи императора Николая Второго и улучшили акустику залов. При этом площади театра увеличились вдвое. Однако многие эксперты, в том числе архитекторы, весьма скептически относятся к проведенной реконструкции. А по мнению Народного артиста России Николая Цискаридзе, "все, что сделали с Большим театром, - это вандализм".
За долгую историю в здании Большого театра, который открылся 6 января 1825 года, много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы. Из-за многочисленных переделок и непрофессионального подхода к ряду реставрационных вопросов еще в начале 20 века был нанесен непоправимый ущерб как самому памятнику, так и его акустике, состояние которой все ухудшалось в последующие десятилетия при ремонтных работах.
Самая обстоятельная реконструкция за всю историю театра, работу над которой называют титанической, должна была сохранить историческое здание театра, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник, и в то же время обеспечить его самыми высокими современными театральными технологиями.
Реставрационные работы, в которых участвовали 956 человек, не начинались вплоть до 2009 года - пока не был укреплен фундамент здания, которое разрушалось в течение 115 лет.
Акустика в главном зале была испорчена, когда пол и специальный барабан под оркестровой ямой залили цементом, и Большой театр опустился на 55-е место в мире по акустике среди оперных театров. Сейчас же его звук восстановлен, что подтвердили акустические проверки комиссий ЮНЕСКО, певцы, среди которых Пласидо Доминго, оркестранты, солисты, хор Большого.
В театре самая современная сценическая механика: у главной сцены размером 21 на 21 метр, которая стала самой большой в Европе, разные покрытия для пола, учитывающие особенности балета и оперы. Сцена сейчас размером с шестиэтажный дом, притом полностью компьютеризированный, и режиссер перед постановкой может все проверить в цифровых вариантах.
Большой театр также получил подземную часть, где, в частности, будет располагаться склад декораций, рассчитанный на четыре-пять ближайших спектаклей. Бетховенский зал из Круглого перенесен под землю: новое пространство сохранит функции прежнего, предназначенного для репетиций хора и оркестра и концертных программ. Зал обладает техническим новшеством в виде подвижных платформ: в зависимости от того, репетирует или выступает оркестр, различные платформы опускаются или поднимаются. В силу отличной акустики пространства, которую, несмотря на близость метро, не нарушают звуки поездов, там планируется сделать студию звукозаписи.
Реставраторы поработали над интерьерами 19 века: восстановили закрашенные ранее росписи Белого фойе, а Круглому залу и Императорскому фойе возвращены люстры и вензеля Николая Романова, гобелены и жаккардовые ткани. Золочением интерьеров занимались 156 специалистов со всей России в течение года, которые потратили около 4,5 кг золота на 981 квадратный метр покрытия.
"Интерфаксу".
"Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон?" - считает танцор.
Говоря о репетиционных залах, Цискаридзе отметил, что "в них такие низкие потолки, что нельзя будет поднять балерину - она сразу ударится о потолок".
Также артист убежден, что рано хвалить акустику Большого театра. "Как можно говорить, что акустика замечательная, если ее толком из зала никто не слышал?" - пояснил он.
Критика по поводу реконструкции ГАБТа прозвучала и со стороны архитекторов. "Здание Большого театра ни в коем случае нельзя было подвергать реконструкции, это исторический памятник, и его нужно и можно было реставрировать. Но никак не реконструировать", - заявил BBC координатор движения "Архнадзор" архитектор Роман Цеханский.
По его словам, в результате реконструкции множество подлинных исторических деталей были заменены на новые. Об этом же в интервью газете "Завтра" сказал и Николай Цискаридзе.
"Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины - пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. [...] Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра", - объяснил артист.
Между тем, реставраторы оскорбились этими заявлениями танцора и уличили его во лжи. В прямом эфире "Русской службы новостей" представитель генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра Михаил Сидоров опроверг все обвинения Цискаридзе.
"То, что делает Николай, не вызывает у меня ни капли уважения. Человек, который борется за власть в Большом театре, использует результаты работы заслуженных, лучших реставраторов России для того, чтобы как-то что-то "выкружить" для себя в Большом театре", – предположил Сидоров.
По его словам, тема стройки начинает привязываться к внутренним коллизиям, которые существуют в труппе. "Когда Николай рассказывает о том, что там нет ни одного бронзового канделябра, это унижение в адрес тех людей, которые более трех лет восстанавливали это в своих мастерских", – отметил специалист.
Он сказал, что в театре провели экскурсии для нескольких тысяч артистов: "Мы водим их, и я ни разу ни от одного из них не слышал ни одного слова критики в адрес реставраторов".
"Там бронзовые ручки, только они восстановлены по эталонам XIX века. Мы видим сейчас Большой театр именно таким, каким он был в XIX веке. Все то, что появилось там в XX веке, из театра исчезло", – заверил Сидоров.
Он также опроверг заявление Цискаридзе о том, что теперь, после восстановления в фойе венецианской мозаики из мрамора, пол стал скользким.
"В понедельник в Большой театр посмотреть на результаты реставрации и реконструкции пришли 350 журналистов. Ни один журналист не упал. Перед этим специально для строителей показали репетицию гала-концерта. Ни один человек не упал", – заметил представитель реставраторов.
Handelsblatt, которую цитирует InoPressa.
"Через шесть лет, проделав невероятный объем работ, специалисты вернули 155-летнему зданию Большого прежний царственный блеск. В реставрационных работах были задействованы в общей сложности около 3600 специалистов, которые реконструировали внешний облик и внутреннее убранство "дворца муз" практически в полном соответствии с проектом итальянского архитектора Альберто Кавоса", - говорится в статье.
"Московские власти не испугались непомерных затрат: 500 млн евро поглотили реставрационные работы только по официальным данным - по неофициальным, сумма работ составила вдвое больше, - сообщает газета. - Уже сегодня совершенно ясно, что реконструкция Большого войдет в историю как самый масштабный и самый дорогостоящий проект в мире. Однако, по мнению директора театра Анатолия Иксанова, результат гигантского труда оправдает вложения: эксперты ЮНЕСКО за реставрацию присудили театру высшие оценки".
Теперь, пишет в заключение автор публикации, театральные постановки Большого будут еще более впечатляющими, чем в былые времена, - это обеспечит ультрасовременная техника, установленная за кулисами. В основном она произведена в Германии: компания Kunkel Consulting является автором проекта по установке всей сценической техники, Bosch-Rexrodt поставила софиты и другое оснащение сцены и оркестровой ямы. Представители немецких компаний будут сидеть в первых рядах на сегодняшнем гала-представлении, с которого начнется новый сезон в обновленном Большом театре.
"Большой всегда был объектом гордости России, на который нация могла проецировать свое самосознание ведущей культурной державы", - говорится в статье. Однако неотъемлемой частью российской реальности стал и тот факт, что нечистые на руку дельцы не упустили шанс извлечь прибыль из нового культа вокруг старого театра: билеты в отреставрированный Большой уже распроданы до конца года, добавляет газета.