... Дону", строящуюся для
флота, спустят на ... субмарина серии для
флота была ...
Подлодку «Ростов-на-Дону» оснащенную комплексом Club-S ракетного оружия с высокоточными крылатыми ракетами «Калибр» спустят на воду 26 июня. Дизель-электрическую подводную лодку "Ростов-на-Дону", строящуюся для Черноморского флота, спустят на воду 26 июня, сообщил журналистам главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.
Подводная лодка "Ростов-на-Дону" (вторая в серии лодок проекта 636.3 для Черноморского флота) строится на "Адмиралтейских верфях" в Петербурге.
"Уже на следующей неделе, 26 числа, спускаем новую подводную лодку для Черноморского флота — "Ростов-на-Дону", это уже вторая лодка в серии. А 27 числа спускаем на воду новый современный морской тральщик, аналогов которому не будет", — сказал главком.
Головная субмарина серии для Черноморского флота была заложена в августе 2010 года и получила название "Новороссийск", вторую лодку — "Ростов-на-Дону" — заложили в ноябре 2011 года. В середине августа 2012 года верфи заложили третью подлодку, она будет называться "Старый Оскол", четвертую подлодку — "Краснодар" — в феврале 2014 года.
До 2016 года, по планам главного командования ВМФ, должны быть построены шесть подводных лодок этого проекта. Они войдут в состав подводных сил Черноморского флота и будут базироваться на Новороссийской военно-морской базе.
Подлодки проекта "Варшавянка" относятся к третьему поколению, имеют полное водоизмещение 3,1 тысячи тонн, скорость 20 узлов, глубину погружения 300 метров, экипаж 52 человека. На их вооружении находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". Они могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. За свою скрытность лодки этого проекта получили в НАТО название "черная дыра".
Проект «Варшавянка» оснащённая крылатыми ракетами «Калибр», способна поражать наземные цели с расстояния от 300 до 2,5 тыс. км. Причем залпы производятся из обычных 533-миллиметровых торпедных аппаратов, которыми оснащена любая современная лодка.
— «Калибр» практически невозможно сбить даже самым современным системам ПВО, включая наши отечественные С-300 и С-400. А залп из внезапно всплывшей лодки может уничтожить сразу несколько ключевых объектов противника. Все это делает многоцелевые лодки, которые сейчас предназначены только для морских боев, универсальным оружием, — пояснил собеседник в главкомате ВМФ.
Поражает и точность «Калибра» — подлодка сможет попасть в наземную цель размером в 1–2 м. Кроме того, 400-килограммовая боевая часть ракеты уничтожит любой защищенный объект, а в противокорабельном варианте — потопит любой корабль размером с крейсер. Чтобы потопить самый большой американский корабль — авианосец класса Nimitz — достаточно точного попадания 3–4 ракет «Калибр».
Ракеты «Калибр» существуют в одноступенчатом противокорабельном варианте (индекс 3м54) и двухступенчатом — для наземных целей (3м14). Двухступенчатая модификация создана на базе советской крылатой ракеты КС-122 комплекса С-10 «Гранат». В отличие от «Калибра» «Гранат» несет только ядерное оружие и подлежит ограничению по договорам о сокращении наступательных вооружений (СНВ).
Длина ракеты 6,20 метров, диаметр корпуса 0.533 метра, масса 1770 килограммов, скорость полета 240 метров в секнуду.
Дальность полета 300 километров подлодка способна поражать наземные цели в Винницкой, Кировоградской, Черкасской, Полтавской областях.
Напомним, 30 мая 2014 года, на ходовые испытания в Балтийское море, вышла головная дизель- электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) «Новороссийск» (проект 636.3 «Варшавянка»), построенная на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге.
ertata
... цель: нейтрализовать российский
флот, базирующийся в ...
... , предсказывающими гибель
флота. С ... вспомогательных судов
флота имеют ...
В ходе Второй мировой войны американцы ввели десятки кораблей на Средиземное море, а после войны вообще решили превратить его в собственное озеро. В конце 1946 г. Пентагон сформировал Средиземноморскую эскадру. В июне 1948 г. она была преобразована в 6-й оперативный флот, который с 1950 г. именуется 6-м флотом США. Американские корабли базируются в Испании, Франции, Италии, Греции и Турции. Несколько раз отряды кораблей 6-го флота, в составе которых были крейсера и даже линкоры, заходили в Константинополь.
6-й флот обычно комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты Атлантического флота США, прибывающими в Средиземное море на 6—8 месяцев. Флагманский ракетный крейсер находится там 2—3 года.
С середины 1960-х годов основой 6-го флота являлось оперативное соединение в составе двух многоцелевых авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Из 140—160 базировавшихся на двух авианосцах самолетов около половины способны нести ядерное оружие. 6-й флот также располагает подводными лодками и соединениями десантных кораблей с морской пехотой.
С 1964 г. в испанском порту Рота базировалась американская 16-я эскадра атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, а сейчас там базируются крейсера и эсминцы, оснащенный системой ПРО «Иджис-3».
Напомню, что 21 февраля 2008 г. ракетой SM-3, входящей в состав «Иджис-3», был разрушен вышедший из строя американский разведывательный спутник весом 5 т на высоте 247 км над поверхностью земли. Таким образом американцы продемонстрировали возможности системы «Иджис» сбивать баллистические ракеты не только на разгонном участке, но и на больших высотах. Вскоре морская и сухопутная (в странах Восточной Европы) американская система ПРО может представлять серьезную угрозу существующим межконтинентальным ракетам России.
В марте 2011 г. в Средиземное море вошел крейсер «Монтерей», оснащенный системой ПРО. А в настоящее время там базируются 4 корабля с системой «Иджис-3».
Каково же сейчас соотношение сил между Черноморским и 6-м американским флотами?
К августу 1991 г. Черноморский флот имел 1300 с лишним соединений, частей и подразделений, 500 самолетов, более 100 кораблей, более 70 тысяч человек личного состава, в том числе 2 тысячи морских пехотинцев, и имел операционную зону, включавшую Черное, Азовское и Средиземное моря и часть Атлантического океана.
Увы, распад СССР и либеральные реформы в РФ привели к уменьшению боевой мощи Черноморского флота более чем на порядок. Ну а передача Украине Крыма сделала Черноморский флот условно боеспособным.
Раздел Черноморского флота привел не к упорядочиванию ситуации в Черном море и Крыму, а к какому-то неустойчивому равновесию или, как говорят физики, к метастабильному состоянию.
Исключительно нестабильным стало и базирование российского флота в Севастополе.
Все ведущие державы мира издавна содержали свои военно-морские базы на территории других стран. Причем, делалось это как с согласия этих стран, так и без оного. Характерный пример — Гибралтар, где Испания уже 200 лет пытается выставить англичан, и Гуантанамо, откуда кубинцы полвека мечтают изгнать янки. Но во всех случаях эти военно-морские базы представляют собой компактные куски побережья.
Собственно, также и хотели сделать наши военные в 1990-х годах при разделе Черноморского флота. Они хотели получить всю Большую Севастопольскую бухту. Замечу, что в Севастополе 21 бухта, из них шесть такой величины, что в любой из них может разместиться весь флот Украины. Я уж не говорю о том, что Украина получила ВМБ в Одессе, Донузлаве, Феодосии и Керчи.
Россия же кроме Севастополя не имеет ни одной ВМБ на Черном море. В Новороссийске по целому ряду причин возможна лишь временная стоянка боевых кораблей.
Однако украинская сторона настояла на том, чтобы военные объекты обеих сторон в Севастополе напоминали чересполосицу. Я сам почти ежегодно бываю в Севастополе, но до сих пор не могу точно понять, где кончалась территория одного флота и начиналась территория другого флота. То же положение и с причалами, со складами, различными береговыми службами, культурными объектами и т. д.
Сразу же после захвата Киева проамериканской хунтой украинские СМИ запестрели статьями, предсказывающими гибель Черноморского флота. С сарказмом рассматривались варианты, когда Россия будет умолять Соединенные Штаты разрешить ей сохранить Черноморский флот для поддержания престижа и т.д. Увы, авторы этих статей были совершенно правы.
Боевикам-западэнцам даже не потребовалось бы штурмовать военные объекты Черноморского флота. Им достаточно было перекрыть несколько улиц баррикадами и полностью парализовать функционирование российской военно-морской базы. Заранее ясно, что вторжение боевиков не дало бы увести российские корабли без крови. Но даже в случае фантастической удачи — согласия Киева на вывод российских судов в течение недели и даже месяца — вывести удалось бы менее трети кораблей Черноморского флота и до 20% вспомогательных судов.
К примеру, если крейсер «Москва» находился в полной боевой готовности, то второй по величине боевой корабль Черноморского флота БПК «Керчь» своим ходом может выйти лишь через несколько месяцев. То же можно сказать об огромном плавучем госпитале «Енисей» и десятках других судов.
Не стоит забывать о том, что значительная часть экипажей вспомогательных судов Черноморского флота имеют семьи и имущество в Севастополе. Они ненавидят майданщиков, но согласятся ли они бросать всё и уходить из Севастополя? А вообще, куда уходить Российскому флоту? — Некуда!
Не следует забывать и о том, что Киев как при Ющенко, так и при Януковиче своеобразно трактовал соглашение о базировании Черноморского флота в Севастополе. Так, РФ не могла вводить новые корабли в Севастополь, даже взамен сдаваемых на лом. Нельзя было даже проводить модернизацию кораблей или перевооружать их на новые типы оружия.
С 2002 года украинские власти не давали коридоры для испытаний корабельных ракет Черноморского флота: ПКР «Вулкан», «Раструб-Б», ЗУР «Форт», «Шторм» и др.
Россия тратила большие деньги на содержание ракетного полигона ВМФ «Песчаная балка» в районе Феодосии, но с 2002 года, когда украинская зенитная ракета С-200 сбила российский самолет Ту-154, пуски ПКР (не ЗУР!) Украиной запрещены, из-за чего, в частности, задержалось принятие на вооружение ПКР «Уран», который пришлось доводить уже у берегов Кавказа. А вот для своих ВМС, ВВС и ПВО Киев таких ограничений не ставил.
В Севастополь был запрещен вход российским кораблям со спецбоеприпасами на борту. В результате 9-й отдел ЧФ вынужден был перебазироваться из Севастополя на Кавказ.
Зато натовские корабли с середины 1990-х годов стали регулярно заходить в Севастополь. Почти в каждой моей краткосрочной поездке (5—12 дней) я видел натовские корабли в Севастопольской бухте, включая крейсера и эсминцы, оснащенный ракетами «Иджис» и «Томагавк». Замечу, что более полувека США никогда не объявляют о наличии или отсутствии на борту своих кораблей ядерного оружия. Но Киев и не спрашивал никогда. Американцам можно было ввозить в Севастополь ядерное оружие, а русским — нет.
Каждый визит натовских кораблей в Севастополь вызывал возмущение горожан. Их встречали толпы возмущенных людей с плакатами «Янки — гоу хоум» и куда более обидного содержания.
Я сам видел приход натовских кораблей. По бортам выстроились морпехи в бронежилетах с автоматами наизготовку. Обычно натовские корабли причаливали к стенке Морского пассажирского порта рядом с Графской пристанью. Территория порта огорожена высоким забором, и сотням милиционеров и агентов СБУ удавалось сдержать возмущенную толпу. В ряде случаев, как, например, в ходе Сирийского кризиса, толпа севастопольцев не давала пройти в город американцам. Тогда украинские власти переодевали их в штатское и выпускали небольшими группами под видом служащих пассажирского порта. Но разглядев среди них хотя бы одного негра, народ лез в драку, и милиция заводила «экскурсантов» обратно в порт.
Спору нет, подавляющее большинство жителей не ходили на эти митинги по принципу «плетью обуха не перешибешь». Но вот я, наглядевшись на американский эсминец в пассажирском порту, еду в переполненном городском автобусе. Сильно пьяный парень лет 25 кроет матом американских военных. Старушка начинает урезонивать его, мол, американцы плохие, но не надо матом ругаться. Сразу же половина автобуса ополчается на… бабусю: правильно, мол, парень говорит, и не надо замечание делать.
О «покорении Крыма» весной 2014 года скоро будут написаны увесистые тома. Я же скажу, что не случись это, уже сейчас не было Черноморского флота.
Воссоединение Крыма с Россией само по себе во много раз увеличило возможности Черноморского флота. Подобные случаи уже имели место в истории. Так, пока Норвегия оставалась нейтральной, возможности германского флота в Северном море и Атлантике были крайне ограничены. Чтобы заблокировать Германию, англичане и французы с конца сентября 1939 г. планировали оккупировать Норвегию. Причем, в начале апреля 1940 г. союзные войска уже погрузились на транспорты, направлявшиеся в Норвегию. Но тут выяснилось, что немцы уже там.
В результате ситуация в Северном море и Атлантике кардинально изменилась несмотря на то, что флоты союзников по-прежнему в несколько раз были сильнее германского.
С марта 2014 г. российский противокорабельный комплекс «Бастион», оснащенный ракетами «Оникс» с мыса Фиолент держит под прицелом большую часть Черного моря вплоть до турецких берегов и все побережье Украины, включая Одесский порт.
По планам в конце 2014 г. ЧФ пополнят две новые подводные лодки проекта 636.3 «Б-261» «Новороссийск» и «Б-237» «Ростов-на-Дону», и еще четыре такие лодки будут введены в строй в 2015—2017 гг. В это же время планируется ввод в строй и новых фрегатов.
Однако и с введением в строй новых кораблей Черноморский флот по-прежнему будет уступать по тоннажу и по огневой мощи 6-му флоту как минимум на порядок. Но означает ли это, что американцы будут доминировать в Черном море и решатся проводить там какие-либо силовые акции?
На мой взгляд, это невозможно. Начнем с того, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает военным кораблям нечерноморских государств находиться в Черном море свыше 21 дня. А суммарный тоннаж таких кораблей не должен превышать 30 тыс. тонн. Причем, на одно государство не должно приходиться более 20 тыс. тонн.
Таким образом, янки могут одновременно держать в Черном море лишь два корабля класса крейсер или эсминец и не более трех недель. Замечу, что Турция, исходя из своих собственных стратегических интересов, будет всеми силами противодействовать любому нарушению конвенции Монтрё.
Соответственно, Конвенция лишает американцев возможности вводить в Черное море авианосцы. Поэтому в феврале-мае 2014 г. американский атомный авианосец «Джордж Буш» околачивался в Эгейском море. При этом Крым и южная часть Украины оказались в радиусе действия его самолетов.
В свою очередь многочисленные аэродромы Крыма позволяют существенно увеличить там авиационную группировку. Например, там срочно восстанавливается большой аэродром в Гвардейском, где до 1991 г. базировалась дальняя морская авиация. Теперь там ожидают Ту-22М3.
Стоит обратить внимание на инцидент 12 апреля 2014 г., когда у берегов Румынии российский истребитель-бомбардировщик Су-24 двенадцать раз в течение полутора часов пролетал на высоте 150 метров на расстоянии около километра от американского эсминца «Дональд Кук», оснащенного системой ПРО «Иджис-3». Как известно, американские самолеты регулярно пролетали и пролетают над советскими и российскими кораблями, едва не касаясь верхушек мачт, и о таких рутинных делах с прессе не сообщается, ноты не посылаются.
Казалось бы, пролет старого самолета на расстоянии 1000 метров от эсминца — прекрасная тренировка для комплекса «Иджис» и комплекса ближней самообороны «Вулкан-Фаланкс». Янки должны были радоваться, а не психовать.
Тем не менее, Госдепартамент разразился истеричным заявлением о русской провокации, «непрофессиональных действиях русских летчиков» и т.д. Интересно, что янки не делают акцента о нахождении второго Су-24 в районе инцидента. Как утверждают бабушки на севастопольском центральном рынке, вторая машина была Су-24МП, оснащенная комплексом радиолокационной борьбы «Хибины» КС418Е. После включения оного комплекса все американские системы ПВО и ПРО потеряли цель и временно вышли из строя. Видимо, до янки дошло, что аборигены вполне могут слопать Кука.
На мой взгляд, при учете соотношений сил на Черном море надо учитывать и географический фактор. Наши адмиралы и профессора Военно-морской академии с 1950-х годов зациклились на сражениях 1941—1945 гг. на Тихом океане. Там линкоры и крейсера постоянно становились легкой добычей авианосцев. Но вот боевая служба 1967—1990 гг. на Средиземном море опровергла все положения кабинетных теоретиков.
Наши крейсера пр. 68 бис во время слежения за авианосцами находились в боевой готовности № 2 или № 1, что позволяло через 15 секунд после получения приказа открывать по противнику огонь главным калибром. Предполагалось, что за несколько минут интенсивной стрельбы крейсер выведет авианосец из строя. Вспомним, как в ходе Вьетнамской войны американские авианосцы сутками горели из-за случайного взрыва одной маленькой неуправляемой ракеты под крылом собственного штурмовика.
В Средиземном море наши моряки считали оружием первого удара по кораблям не противокорабельные ракеты П-35, а ЗРК «Волна». Почему? У первой время реакции — 5 секунд, у второй — 40 секунд. И когда до супостата от 1 до 8 км, «Волна» куда эффективнее, а П-35 будет добивать уже горящую цель.
Но это все — элементы большой войны. А что бы ни делала Россия на Черном море и Украине, США никогда не решится начать тотальную термоядерную войну. Локальная же ядерная война не страшна ни США, ни РФ. Так, взрыв 200—500 тактических ядерных боеприпасов в Черном и Средиземном морях оставят в пределах нормы радиационный фон как в Вашингтоне, так и в Москве. Но на локальную войну в Европе никогда не согласятся европейские державы. Так что на Черном море могут возникнуть лишь отдельные конфликтные ситуации.
Так, к примеру, американцы могут зайти в территориальные воды в районе Крыма. В этой ситуации можно обойтись без «Оникса» или «Москита». Достаточно «случайного» навала, а лучше тарана севастопольским буксиром американского крейсера, а корпуса у наших буксиров достаточно крепкие. В конце концов, стоимость буксира раз в 100 ниже стоимости крейсера.
Думаю, американским адмиралам следует хорошо подумать, прежде чем отправлять свои корабли «с дружественными визитами» в украинские порты. На Украине фактически идет гражданская война. Люди в униформе без опознавательных знаков жгут БМП и БТР, сбивают вертолеты. Явится крейсер янки в Одессу и попадет под обстрел крупнокалиберной снайперской винтовки, а лучше — из РПГ или переносного ПТУРСа. Так что почитали бы адмиралы 6-го флота Грибоедова: «Друзья, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок».
И вот сейчас, 14 мая 2014 г., в Черном море нет ни одного корабля янки. Фрегат «Тейлор» прошел Босфор 12 мая, и сейчас, видимо, уже в Эгейском море. И, между прочим, с 1 января 2014 г. ни один американский корабль не то что не зашел в украинский порт, но даже не приблизился к их территориальным водам. С чего бы?
Александр Широкорад
Российский Су-24 напугал американский эсминец "Дональд Кук"
Что напугало американский эсминец
Таран боевых кораблей США, сторожевыми кораблями СССР
ertata
... 50Kb)" />
флот победоносно действовал ... состава позволило
флоту внести ...
13 мая - День Черноморского флота. В этот день (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту (недалеко от татарского села Ахтиар) вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева. Этот день считается датой создания российского Черноморского военного флота. Это событие венчает многовековую историю движения Руси к Черному морю. "Еще в 865 году стая русских лодок неожиданно появилась под стенами Царьграда, и с тех пор наш народ стал всем известен под именем русского. Таким образом, история России начинается с морского набега, за которым последовало много других. Походы русских в Черное море повторялись так часто и производили столь сильное впечатление на прибрежных жителей, что его стали называть Русским морем. Морская сила служила для нашего объединения, обогащения и защиты от врагов. Так было в прошлом…" пишет известный историк российского флота Е. И. Аренс.
Последующие исторические события на много веков отделили русский народ от Черного моря, но необходимость возврата к нему понимали все наши великие самодержцы. Большой вклад в решение этой проблемы внес Петр I, но окончательно решить ее удалось только Екатерине II. В 1768 году она утвердила план борьбы за выход России к Черному морю. Начинать было решено с завоевания крепостей Азова и Таганрога, со строительства на донских верфях кораблей для Азовской флотилии. Эта комплексная система мер получила условное название «Донская экспедиция», а возглавлять ее Екатерина II доверила контр-адмиралу Алексею Наумовичу Сенявину, сыну Наума Сенявина, сподвижника императора Петра Великого.
Флотилия успешно действовала в Азовском море, а затем стала выходить и в Черное. Встал вопрос о преобразовании ее в полноценный флот. И 1 января 1783 года Екатерина II подписала указ о назначении вице-адмирала Ф.А. Клокачева командующим "флотом, заводимым на Черном и Азовском морях". Одновременно в Херсоне была построена верфь и создан кадетский корпус, который начал готовить для флота офицерские кадры. С 1787 г. Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два линейных корабля.
Общее руководство освоением южных областей страны Екатерина II поручила своему фавориту, наместнику Новороссийского края, генерал-губернатору Г.А. Потемкину. Он питал страсть к флоту, любил его, и именно по его инициативе появился новый тип корабля - линейный фрегат. Первым из них стал "Святой Георгий Победоносец", построенный в июле 1785 г. Многочисленные документы свидетельствуют, что светлейший князь, уделяя исключительное внимание проблемам строительства флота, проявил ум, размах и масштабность государственного деятеля, административную энергию и трудолюбие. В 1784 г. главной базой Черноморского флота стал Севастополь.
Результаты напряженной деятельности Г. А. Потемкина по преобразованию края и созданию Черноморского флота императрица Екатерина II увидела лично во время своего знаменитого путешествия по Крыму в 1787 году. Наибольшее впечатление на нее произвел Севастополь. Здесь она присутствовала при подъеме кайзер-флага на флагмане Черноморского флота - линейном 66-пушечном корабле "Слава Екатерины". Затем Потемкин дал великолепный обед в Инкермане. По сигналу князя отодвинули занавес, и гости с балкона увидели необыкновенную картину. В виду царской столовой, выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек.
Позднее, светлейший князь с гордостью сообщал в Санкт-Петербург о том, что "его моряки успешно действуют не только в Черном, но и в Средиземном морях. Русский флот решительно отбил нападение превосходившего его турецкого флота. Вице-адмирал А.Н. Сенявин с пятью кораблями навел страх на население берега Малой Азии, а 2 августа 1789 года 18 русских кораблей атаковали 50 турецких и обратили их в бегство". Боевые действия Черноморского флота стали еще более активными и эффективными с 1790 г., когда его возглавил контр-адмирал Федор Федорович Ушаков.
Черноморский флот победоносно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Но после поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. В 1871 году этот запрет был снят, и Россия начала создавать паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне.
В июне 1918 года часть кораблей пришлось затопить в Новороссийске, а корабли, находившиеся в Севастополе, были захвачены сначала германскими войсками, а затем белогвардейцами. В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск из Крыма около 150 кораблей и судов были уведены в Бизерту (Тунис). Черноморский флот второй раз пережил тяжелейший удар.
В 1921 году советское правительство приняло решение о восстановлении Черноморского флота. В основном оно было закончено к 1928 году. В 1929 — 1937 годах флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. К началу Великой Отечественной войны в его составе был один линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев и 47 подводных лодок, а также большое количество кораблей и судов других классов. Наличие таких сил в сочетании с высокой боевой выучкой личного состава позволило Черноморскому флоту внести достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.
В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной. Это была еще одна трагическая страница в истории флота. В наши дни моряки Черноморского флота достойно продолжают и приумножают свои боевые традиции дальними походами и напряженной боевой подготовкой. Наш флот на постоянной основе вернулся в Средиземное море, решает задачи в океанской зоне, участвует в международных учениях. Флот живет и развивается так, как того требуют современные условия.
Сейчас Крым, Севастополь и Черноморский флот находятся в центре внимания всего многомиллионного народа нашей страны. Мы радуемся произошедшим переменам и надеемся, что они дадут новый импульс в развитии Черноморского флота.
Владимир Додонов
ertata