Люди пили алкоголь всегда. В том или ином виде они употребляли стимулирующие напитки, которые оказывают влияние на сознание и реакции организма. И не важно, как назывался напиток: вытяжка из сока, или хлебная брага, или слишком сильный кофе - эффект у всех был один - кратковременный прилив сил или эмоций, улучшающий тонус организма. Это не ода алкоголю, а просто, как бы, намек - пили за рулем и будут пить. Изменились условия жизни, изменился ритм движения, а люди были и останутся такими же. И всегда останутся те, кто в тот или иной момент сядет за руль не совсем трезвый - это природа, против нее не попрешь. Последние резонансные ДТП также были вполне прогнозируемы - растет количество автомобилей на улицах и в личном владении граждан, и не важно, нетрезвый был за рулем или "как стеклышко". Статистика - штука неумолимая: чем больше машин на дороге, тем больше будет аварий. Наше правительство начало с того, что решило улучшить условия жизни людей, позволив им в рамках дешевых кредитов закупиться предметами роскоши. Вот только правительство не подумало, в каких условиях придется эксплуатировать эти предметы роскоши - инфраструктуры для этого нет. Нет мест, в которых могут развернуться эти миллионы купленных автомобилей. Вот и толкаются в пробках, вот и бьются при любом удобном случае и других бьют. Причем насмерть.
Эта авария произошла ночью на Шоссейной улице в Москве. Пьяный водитель собрал семь машин, обошлось без жертв
Нет, совсем не хочется валить вину за пьянство за рулем на правительство. Понятно, что широкой русской душе хочется простора, скорости, да и автомобильная культура у нас, в отличие от остальных цивилизованных стран, отстает лет эдак на 30. Вот и летают сограждане, дорвавшись до дешевых иномарок. Но, кстати, сильно ошибаются те, кто думает, что за границей не пьют. О-о, какие горячие финские парни! А экспрессивные испанцы и итальянцы! А изысканные французы? В Нидерландах очень любопытно было наблюдать за обдолбанной молодежью за баранкой. Пожалуй, только в Германии народ выдержанный, "настоящие арийцы", да и то в крупных конгломератах, а встреча в горах Австрии с лихачем на BMW еще долго будет оставаться в моей памяти, когда я чуть-чуть из-за него не улетел в обрыв. Но дело не в этом. Дело в том, что в той же Европе, на которую нам кивают, как пример региона с самой большой безопасностью за рулем, инфраструктура дороги сделана таким образом, что даже при очень серьезном столкновении водитель и пассажиры, а также другие участники движения, пострадают минимально. Этому способствуют обязательные разделительные барьеры, широкие асфальтированные зоны вылета, специальные ловушки, понижатели скорости и прочие интересные системы. Ну и, автомобильная культура, конечно.
Арсенал бутылок в автомобиле виновника, которого увезла скорая
Если говорить о самой культурном автомобильном центре Европы, то им уже много лет остается Германия. В этой стране почти каждый год снижается количество ДТП и количество людей, погибших в них. Но даже при положительной динамике в Германии каждый день гибнет 10 человек в автомобильном ДТП, об этом прямо говорится в докладе Петера Рамзауэра, министра транспорта, строительства и развития новых федеральных земель ФРГ. Министр признает, что снижение смертности произошло, в том числе, и с введением драконовских методов допуска к вождению автомобиля. К рулю там теперь может быть допущен лишь человек, прошедший тест на "идиотизм" - так его окрестили сами жители Германии. Желающий управлять автомобилем должен за свои деньги (500 евро) пройти прием у психолога, который и решит, можно ли доверить соискателю руль и управление машиной. И, конечно же, штрафы. Проезд на красный свет от 150 до 320 евро. Превышение скорости 10 км/ч - 20 евро, на 60 км - 680 евро. Несоблюдение дистанции на автомагистрали - 400 евро. Любой штраф выше 40 евро заносится в специальную базу и добавляет его получателю "плохую карму" - штрафной балл, которые потом суммируются и водитель может быть лишен права управления автомобилем на срок до года. Да и еще - за оскорбление полицейского или другого участника движения также платится штраф, от 1000 евро.
Даже сотрудник ГАИ был в легком шоке от увиденного
Казалось бы, драконовские методы борьбы с правонарушителями в благополучной Европе должны свести на нет все проявления халатности на дороге. Однако в той же Германии отмечают рост ДТП с молодыми водителями до 20 лет - на 30%. Но тем не менее, снижают планку возрастного ценза на получение прав - до 17 лет. Да и пить за рулем в Германии и большинстве стран Европы можно - пара кружек пива, бокал вина, в общем, от 0,2 до 0,5 промилле. И вот тут вот это уже становится интересным, если взглянуть на Россию.
Сначала премьер-министр Дмитрий Медведев делает сенсационное заявление о том, что надо поднять штрафы за проезд на красный свет или по встречке до полумиллиона, чем повергает в шок всех российских автомобилистов. Потом глава правительства поправился, что не для всех, а только для пьяных водителей надо ввести такие штрафы. Вообще-то по нашему законодательству нельзя два раза наказывать за одно и то же нарушение, но законодательство можно и переделать. Теперь депутаты решили наказывать владельцев авто замером их средней скорости и нещадно штрафовать, если вдруг из точки "А" в точку "В" машина добралась чуть быстрее, чем это могло бы быть посчитанным при средней скорости ПДД. Что ж, надо признать, что подобная практика в Европе существует тоже: в Италии, например, можно схлопотать штраф в 100-400 евро, если вы проехали от камеры до камеры быстрее, чем 110 км/ч. Но там такие штрафы действуют только на магистралях, а у нас, в России, магистралей-то и нет. И уж самое важное - в природе не бывает абсолютного нуля. А у нас в законодательстве он есть. Поэтому все сердечники, люди с больным желудком и прочими болячками, просто вынуждены оставить руль - любой сотрудник ГИБДД вправе попросить их дыхнуть и объявить пьяными - "выхлоп" будет в любом случае, особенно, если "правильно" настроить прибор.
Вот и получается, что не на соблюдение ПДД и снижение смертности направлены все последние указы. А на простое желание убрать как можно больше машин с улиц городов. Пробки-то ого-го какие, Москва стоит уже целый день, как же наши народные избранники будут добираться в Думу и Совет?
Автора статьи сотрудники ГИБДД попросили снять происшествие для материалов дела. Такие кадры увидишь не часто.
Из мировой и европейской практики ясно, что драконовскими методами пьянство за рулем не победить. Доходы в казну от уплаты штрафов увеличить можно, немного расчистить улицы - тоже пожалуйста, а вот добиться снижения смертности на дорогах можно только одним способом - улучшив инфраструктуру безопасности на трассе. В Германии, кстати, над каждой магистралью вертолет летает, он и нарушения фиксирует, но если и что - первым садится и доставляет пострадавших в больницу. А у нас получается, что штрафы будут дороже стоимости машины, и этот штраф, при желании, можно повесить на каждого участника движения, тем самым исключив его из этого движения вообще.
Автомобиль "виновника торжества". Его спасла активная безопасность машины.
Если предложенные Дмитрием Анатольевичем штрафы будут приняты, наши города расчистятся от пробок моментально - у народа просто нет столько денег, чтобы оплачивать все нарушения. Борьба с пьянством превратилась в борьбу за право находится на дороге за рулем своего автомобиля, за место под солнцем в машине. Перспективы у такой борьбы очевидны - резко упадут продажи автомобилей (кто же будет покупать себе головную боль?), резко вырастут доходы нерадивых автоинспекторов, проклятия автовладельцев добьют карму российских чиновников, но последние получат главное - возможность спокойно и с чувством собственного достоинства проезжать по дорогам нашей необъятной Родины, свысока поглядывая на насильно созданных ими пешеходов, зато без пробок. И все равно, что инфраструктуры на трассах по-прежнему нет, все равно, что губернаторы и их замы будут продолжать биться насмерть, вылетая на встречку и в кювет из-за отсутствия барьеров безопасности, - жизнь одного чиновника ничто в глобальной борьбе с пробками. Кстати, подумали бы о собственных детишках - ведь как только дороги расчистятся, "золотая молодежь" начнет лихачить еще быстрее, а учитывая их вечное состояние под кайфом после тусовки в элитном клубе, останется рассчитывать лишь на собственную активную и пассивную безопасность дорогих авто. И если кто-то думает, что это далекая сказка, то пусть осмыслит следующую статистику: продажи машин среднего и малого класса сошли на нет, растет только рынок дорогих и премиальных авто. Вот вам и вся борьба с пьянством.