- Ну, вот и все, - вздохнув, старушка, сказала деду, - Видно срок… И он, растерянно в подушку, ей прошептал, - Погодь, чуток… - Вот свадьбу правнуку сыграем, тогда уж вместе и уйдем… Оборвалось собачьим лаем, мелькнуло что - то за окном.
- Скажи, просила мол, любя, простить её, за все, что было, и пусть не сердятся зятья, невесток всех, скажи, любила…
И не стесняясь горьких слез, ему, вдруг вспомнилось былое, как вечерами средь берез, бежал он к ней в село чужое. Как после, горюшка хлебнув, их тенью молодость мелькнула. Как уходил он на войну, и как война без ног вернула… Он посмотрел в ее глаза, в них ни слезинки, ни печали, лишь чуть поблекла синева и губы тихо прошептали: - А ты, живи...поберегись, ко мне ходи, как на свиданье... И было видно, как сплелись, их руки в нежное прощанье.
Душам свойственна особая способность понимать друг друга, вступать в близкие отношения, переходить, так сказать, на "ты", в то время как мы сами еще нуждаемся в сложностях обыденных слов и пребываем в рабстве у социальных условностей. У наших душ есть свои собственные потребности и устремления, на которые тело не обращает внимания, когда видит невозможность удовлетворить их и претворить в действие. И всякий раз, когда двое общаются друг с другом на молчаливом языке души, они, оставаясь на едине, ощущают мучительную растерянность и нечто вроде отрого отвращения к малейшему физическому контакту. Это острое чувство отвращения, удаляющее их друг от друга, немедленно прекращается, как только появляется кто-то третий. Тогда тягостное ощущение проходит, обе души вновь окрыляются, испытывают взаимное притяжение и снова издали улыбаются друг другу.
В словах-то именно все зло и есть! В каждом из нас — целый мир, и в каждом — этот мир свой, особенный. Как же мы можем понять друг друга, господа, если в свои слова я вкладываю только то, что заключено во мне, а собеседник мой улавливает в них лишь то, что согласно с его собственным миром? Мы только думаем, что друг друга понимаем, а на деле нам никогда не столковаться!
Да вы знаете, какая она, любовь-то? Да она как молоко, когда его поставишь кипятить: сперва оно поднимается, потом закипает, а там, глядишь, и убежало...
Осадок никогда не бывает прозрачным.
Если дела идут из рук вон плохо, если люди бросаются друг на друга или хватаются за ножи - взгляните на небо, посмотрите, какая чудная погода, ласточки летают или, быть может, летучие мыши, над вашей головой проплывает облачко; приметьте, в какой фазе луна и кажутся ли звезды золотыми или серебряными. Вы прослывете большим оригиналом и станете производить впечатление человека с широкими взглядами на жизнь.
То, чего не смогли сделать долгие годы страданий, то под силу в два счета сделать радости.
Цитаты из книги Луиджи Пиранделло. Избранная проза в двух томах.
Дождь нацарапал на стекле печальный лейтмотив Ненастье, утро всё во мгле и след былых обид. Завяла роза на столе, чужая боль саднит Осталась сказка на холсте и зависть супротив.