***
Примета "Как встретишь Новый год, так его и проведешь", похоже, работает. Сходили нашей веселой компанией 31-го декабря, в канун боя курантов, в театр - заложили традицию. Теперь все встречи нового года так и начинаем: и вечером 13-го января, в канун старого Нового года, ходили в том же составе на спектакль, и в дни празднования личного нового года каждого из дружочков теперь все той же бандой ходим, не размыкая ряды. Отличная традиция, считаю я, компания-банда вторит.
Вчера смотрели "Две дамочки в сторону севера" в нашем родненьком, практически домашнем, "Театре драмы и комедии на левом берегу". "Молодой драматург Пьер Нотт из Амьена, написав в 2008 году пьесу "Две дамочки в сторону севера", сразу стал обладателем титула "лучший драматург Франции" - вот как-то, под копирку, начинают критики свою рецензию на спектакль. Я - не критик, я - рядовой зритель, но то, что критики возраст "39 лет" определяют, как молодой, не может меня, как зрителя, не радовать.
Спектакль, на самом деле, неоднозначный, не рядовой. В нем нежность и жесткость, комедия и трагедия, слезы и смех-глушитель слез, жизнь и смерть, все рядом, на грани, но лейтмотивом точно не слепая детско-родительская любовь, что после неожиданной, внезапной смерти матери остро, кинжально, превращается в ненависть к себе. Но эта, расширившаяся до размера Вселенной, любовь перед тем, как превратится в пепел, проходит стремительно, в пару дней четверть века, все ступени взросления-вызревания: обожание-непринятие-понимание-прощение и воссоединение.*
*уточнением: мать последние 25 лет ведет жизнь овоща, вегетирует в хосписе, а рядом с ней изо дня в день все эти годы поочередно, бессменно сиделками девы-чулки, две взрослые дочери; служат сиделками подле увядающей грядки, медленно и уверенно превращающейся в компост, параллельно и сами в компост превращающиеся; но для смерти мать, таки, выбрала именно тот день, когда перезревшие девочки взяли впервые от нее выходной).
И то, что молодой, но очень цельный, не по годам мудрый, режиссер Тамара Трунова на роли сестер Аннетты и Бернадетты, двух дам-девиц взрослого возраста, застывших, запутавшихся в тенетах паутинных семейных гештальтов, закоченевших вместе с матерью-овощем в развитии девочек-подростков, выбрала молодых, тестостероном помеченных, актеров-мужчин - Михаила Кукуюка и Виталия Салия, превращает спектакль-трагифарс в жизнь, а не как часто водится на подмостках - жизнь в спектакль-театрализацию.
***
Про театрализацию жизни.
За несколько часов до. Позднее утро воскресенья. Поспав немного после дежурства в стране волшебной ОЗ, которое в этот раз выпало в полнолуние и одновременно в лунное затмение (мотив был прост и не витиеват "Дурики атакают!"), вышла на беговую тропу. Не сколько размяться, как догнаться, сжечь дурной адреналин. Когда под ногами натуральный лед, отполированный не убранной взвесью песка со снегом, не до дум, не до ораторий в твоей голове, только сквозняк, опереточные сюжеты типа "Сильва, ты меня не любишь! Сильва, ты меня погубишь!" Вышла налегке, но профилактически орган слуха от окружающего мира наушниками прикрыв. На первом же светофоре окружающий мир меня догнал, притормозил, засигналил, закричал: Где старт? - Подумала стебаются, заигрывают, троллят. - Проигнорировала. Когда через метров триста повторилась история, я ускорила бег - "Беги, Лола, беги!" Через пятьсот пришлось догадаться, что дело не во мне, и даже не в Лоле, заодно не только телом, но и губами ответить: "Не в курсе. Я, собственно, сама по себе".
Ответ нашелся через километр - на набережной одна торговая спортивная марка, от которой на мне в этот день волей случая оказалась ветровка, штанцы и шапка, проводила забег. Все выглядело помпезно, размашисто, без толку: на старте ярко-малиновые ворота, рядом с ними подмерзшие девочки и мальчики-организаторы, активно отогревающиеся картонным стаканом со стынувшим на морозе кофе, и задорные юные спортсмены в реально голых ногах, бьющие копытами не то от нервного азарта перед старом, не то от минус пяти морозных
Один даже обогнал меня, сверкая голыми пятками, не смотря на то, что его напарники крыли метры совершенно в противоположном направлении, от слова "обратно". Наверное, заблудился. Говорю же, театрализация жизни.
В мае, кстати, будет пять лет, как я без устали сезонов и дней натруженных бегаю, все сама по себе, накручивая свой личный спидометр полумарафонами, но еще ни разу в толпе. Не то, чтобы я в позе "мне это категорически не нужно", мне это реально чуждо. Я, вообще, по жизни одиночка, а то, что у меня есть друзья и они меня зовут с собой в театр - это их достижение, а вовсе не мое. Но, честно признаюсь, я за это им благодарна очень. Здоровские они у меня! И, что очень в наши дни важно, - настоящие.
И погоды выровнялись и стали идеальными, как для начала апреля. Это, когда вечером прохладно и хочется кутаться в дружочка, как в любимый плед, когда утром от свежей буйности нарождающихся запахов щиплет нос, а в обед на солнечной стороне улицы лето-леточко и ты сам не замечаешь, как подгорает нос.
А всего-то потому, что … в общем, расскажу вам лучше сказочку.
У одной дамочки жили-были, не тужили, сестричка с братиком, и такие они были хорошие и пригожие, что она не могла на них налюбоваться. Сестричку звали Чашечкой, а братца – Блюдечко. И был у Чашечки один секрет: в ее глубинах, о которых невозможно было и предположить, такая она была маленькая и аккуратненькая, жила жадная к кофе уховертка.
Если уховертку вовремя не напоить кофе, она входила в раж и начинала кураж. Поэтому, каждое утро, придя на работу, дамочка первым делом наливала в Чашечку черный-пречерный кофе.
Но однажды в начале марте что-то там у дамочки с кофе не заладилось (http://www.liveinternet.ru/users/658348/post385722966/) и уховертка вышла из берегов, пошла в разнос. Весна – сезон обострений, вечно у всех что-то булькает, трещит и стонет, плачет и гогочет, депрессирует и маньячит. Разнос произошел стремительно, в одно мгновение укоротив жизнь Блюдечку.
Чашечка рыдала горько и неустанно: Все, уйду в посудный монастырь, в мир вечных сумерек! – кричала она сухими глазами дамочке. – Не могу я уже сносить насмешки этих счастливиц со своими блюдечками.
И не было бы счастья, да несчастье помогло. За семью горами, за семью морями услыхала о горечке Фея Лета и сказала: Не позволю сумеркам воцариться на земле! Ахалай-махалай, габриэль, рафаэль, ориэль, вон, уходите! И до зимы своими жуткими историями молчите. И махнула Фея Лета правой рукой – появился живее живых братец Блюдечко, махнула левой рукой – появился почтовый голубок.
А сегодня у Блюдечка произошла слезливая встреча с Чашечкой.
Света, ты невероятная волшебница! Мы с Чашечкой шлем тебе апрельский привет и букет фиалок.
Последнее время в средствах массовой информации участились репортажи о коллекторах. Точнее не о них ...