2017-05-10 13:53:26
... br />В трактате Шабат (33 б) приводится ... незадолго до наступления шабата, чтобы успеть подготовиться ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Сколько свечей зажигать и почему?
Чтобы выполнить заповедь зажигания субботних свечей, достаточно зажечь одну свечу. Все же, согласно обычаю, зажигают хотя бы две свечи.
Субботние свечиОбъясним этот обычай:
В трактате Шабат (33 б) приводится следующее событие: после того как рабби Шимон бар Йохай и его сын рабби Элазар вышли из пещеры, в которой они скрывались от римлян в течение 13 лет, они обратили внимание на то, что евреи большую часть времени отдают будничным, «приземленным» делам: они пашут, сеют, жнут. Отец и сын весьма опечалились. Тут они увидели пожилого человека, который заторопился домой незадолго до наступления шабата, чтобы успеть подготовиться к нему подобающим образом. В руке у него были две ветки мирта.
— Зачем тебе ветки мирта?
— Во имя почета шабату.
— А почему две?
— Одна ветка ради слов Творца, высеченных на первых скрижалях: «Помни (день субботний)», а вторая – для уважения к словам Творца — на вторых скрижалях: «Храни (день субботний)».
Тогда обратился рабби Шимон к рабби Элазару и сказал ему: «Смотри, сын мой, как любимы евреями заповеди Всевышнего!», и на этом они успокоились.
Почему эти две веточки мирта принесли утешение в сердца великих мудрецов?
Почитание субботы – одна из заповедей Торы. Для того чтобы ее выполнить, достаточно всего одной веточки мирта. Почему же старик взял две веточки? Он не просто исполнял заповедь, а делал это с любовью: он любил субботу и любит заповеди Творца.
Если человек любит исполнение заповедей, — это значит, что предназначения Всевышнего есть его основная деятельность, а все остальное, выполнение разнообразных будничных дел, — лишь возможность заниматься основной деятельностью. Иными словами, второстепенные дела готовят человека к выполнению главных, первостепенных дел! А если так, то и будничные дела можно в определенной мере считать также святыми, ибо они готовят почву для исполнения святых дел.
Эти размышления успокоили великих мудрецов.
Вот почему и мы зажигаем в шабат две свечи: одна – ради сказанного «Храни!», а вторая – во имя сказанного: «Помни!»
Распространен также обычай с рождением каждого ребенка зажигать еще одну свечу. Запрет уменьшать количество свечей
Той женщине, которая до сих пор зажигала определенное количество свечей, запрещено зажигать их меньшее количество, ибо постоянное зажигание определенного количества свечей превратило ее действие в обет (недер), следовательно, она не может нарушить обет и зажигать меньшее количество свечей, но, если пожелает внести изменения, тогда возможно аннулировать привычный для нее порядок вещей с помощью атарат недарим. Сколько времени должны гореть свечи?
Стоит взять такие свечи, которые будут гореть до конца субботней трапезы. Если это невозможно, то хотя бы до кидуша и до начала трапезы. Стоит позаботиться о том, чтобы на протяжении всего времени, пока домочадцы не разойдутся и не отправятся спать, дом был бы освещен светом. автор текста: рав Реувен Куклин
Мудрецы обязали нас зажигать к шабату свечи. Из слов Талмуда и поским видно, что есть две основных причины для зажигания: 1) наслаждение шабатом, 2) мир и спокойствие в доме.
Разберем эти смыслы. Наслаждение шабатом
Субботние свечиСубботнее наслаждение умножается, если во время трапезы на столе стоит свеча, свет которой позволяет хорошо разглядеть вкушаемую еду. Талмуд в трактате Йома (74б) сообщает нам, что в человек воистину может насладиться пищей только в том случае, если он ее видит. Талмуд говорит, что по этой причине человеку не стоит употреблять пищу в абсолютной темноте (и это – даже в будничный день). Также Талмуд утверждает, что по этой причине слепые никогда полностью не насыщаются от съеденный пищи. Мир и спокойствие в доме
Субботние свечиНеприятно находиться в неосвещённом доме. Свечи делают пребывание в помещении более приятным. Кроме того, в хорошо освещённом жилище можно спокойно ходить, не боясь споткнуться.
Из слов наших мудрецов мы знаем, что Тора придает наиважнейшее значение миру в доме и в семье. Из этого мы учим и о великой важности заповеди зажигания субботних свечей. Талмуд в трактате Шабат (23б) сообщает нам, что, если финансовые возможности человека ограничены и он стоит перед выбором – купить ему свечи или вино на кидуш, – следует ему купить субботние свечи. Также и в Хануку, говорит Талмуд, – если перед евреем стоит выбор, купить ему субботние или ханукальные свечи, следует ему купить субботние свечи. И причина тому – мир в доме.
В соответствии с этим объяснением следовало бы обязать нас зажигать свечи во всех комнатах дома. Но в наше время мы оставляем освещение в разных частях дома, и тёмные комнаты освещаются через открытые двери, поэтому сегодня мы не зажигаем свечи во всех комнатах (Респонса «Ор ле-Цион»). Благословление на зажигание субботних свечей
Зажигание субботних свечей. Субботние свечиПоскольку зажигание субботних свечей является заповедью, следует сопроводить заповедь: «Барух Ата Адо-най Эло-hейну Мелех hаолам ашер кидшану бемицвотав вецивану леhадлик нер шель Шабат кодеш» («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам зажигать субботние свечи»).
Талмуд в трактате Шабат (23а) спрашивает: каким образом мы можем, обращаясь к Творцу, сказать «Ты заповедовал», ведь обязанность зажигать субботние свечи – это заповедь мудрецов? Объясняет Талмуд: Творец заповедал нас прислушиваться к словам мудрецов и выполнять их заповеди (как сказано в книге Дварим, 17, 11: «По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево»), поэтому, выполняя заповеди мудрецов, мы выполняем заповедь Творца. Время для зажигание субботних свечей
В трактате Шаббат (23 б) приводится чудесная история, из которой возможно выучить ответ на этот вопрос. И так сказано там: когда рав Йосеф увидел, что его жена припозднилась с зажиганием субботних свечей, сказал ей: «В то время, как сыны Израиля шли по пустыне, днем пред ними шел Облачный Столп, а с наступлением ночи он сменялся Столпом Огненным, однако два этих столпа не заменяли друг друга сию же минуту: сначала Огненный Столп дополнял собой Столп Облачный, и некоторое время они сопровождали сынов Израиля вместе, и лишь через какое-то время Облачный Столп исчезал, и Огненный Столп сопровождал евреев в самостоятельно. Подобным же образом происходило наутро, когда наставал черед Облачного Столпа заменять собой Столп Огненный». «На этом примере мы учим», — продолжил рав Йосеф, – «что коль скоро речь идет о действиях, выражающих любовь (ведь Облачный и Огненный Столпы – не что иное, как проявление любви Всевышнего к народу Израиля), следует несколько предвосхищать их совершение, а не исполнять их скомкано, одно за другим. То же относится и к зажиганию субботних свечей (которые олицетворяют нашу любовь к Святой Субботе). Наилучшим образом можно исполнить заповедь о субботних свечах если зажечь их еще при свете дня, а не в то время, когда Суббота вот-вот наступит».
По пустыне, исходПоскольку женщины особенно любят красоту, слова рава Йосефа запали в душу его жены, поэтому она решила в следующий раз зажечь свечи очень рано. Но тут явился ей один старец (есть мнение, что это был пророк Элияу), который сказал, что и зажигать слишком рано также нехорошо, ведь зажигание свечей задолго до наступления Царицы Субботы не выглядит как зажигание в ее честь.
Из этих слов Талмуда мы учим: неверно зажигать свечи впритык, близко к субботе, также неправильно зажигать их слишком рано, задолго до ее наступления.
Время, наиболее подходящее для зажигания субботних свечей, 20-40 минут до захода солнца.
В любом случае, постфактум, если зажгли свечи со времени плаг минха (это время постоянно меняется, и его можно выяснить в еврейском календаре), заповедь о зажигании субботних свечей была выполнена. Если по какой-то причине человек вынужден зажечь свечи рано, следует взять такие свечи, которые будут продолжать гореть и во время субботней трапезы.
Тот же закон, если субботние свечи были зажжены близко к заходу солнца, заповедь о зажигании свечей выполнена. Однако следует быть предельно осторожным и, если уже зашло солнце, ни в коему случае не зажигать субботние свечи!
Шульхан Арух добавляет важную деталь: если человек, зажигая субботние свечи, принимает на себя субботу, ему разрешено зажигать их со времени плаг минха. Причина на это: поскольку с зажиганием свечей он принимает на себя субботу, такое зажигание, несомненно, выглядит в честь субботы. Если женщина пропустила…
В Шульхан Арухе приводится обычай: если женщина по халатности забыла зажечь субботние свечи (либо намеренно их на зажгла) и ее муж также не зажег их вместо нее и в доме не горело во время наступления субботы никакого света, с тех пор женщина должна зажигать каждую субботу на одну свечу больше, чем она обычно зажигала. Цель этого обычая – чтобы женщина не пренебрегала зажиганием свечей.
Поскольку цель этого обычая – помочь женщине с большей осторожностью относиться к зажиганию субботних свечей, если она не зажигала свечи, когда она была нерелигиозная (и еще не выполняла заповедь о зажигании свечей), после того, как она сделает тшуву, не будет обязана зажигать дополнительные свечи. автор текста: рав Реувен Куклин
2017-03-28 11:54:08
... совершаешь запрещенное в Шабат действие — ... гасил закуренную в шабат сигарету. Прошло время ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Идет семинар Арахим, хорошо известный среди тех, кто интересуется Торой и хочет приобщиться к соблюдению ее заповедей. Лектор привычно отвечает на самые разные вопросы аудитории. Один из слушателей активно участвует в дискуссии, демонстрируя своими вопросами и ответами чудесное знание и Танаха, и Талмуда, и приковывает таким образом особое внимание лектора.
Лекция на семинаре «Арахим»
После окончания уроков преподаватель подходит к молодому человеку, вызвавшему его неподдельный интерес, и спрашивает у юноши, откуда у него столь глубокое знание Торы.
Парень отвечает:
— Я учился в ешиве, но со временем бросил учебу и перестал соблюдать …
— Почему это случилось?
— Я заядлый курильщик, и мне было не по силам провести субботу, не выкурив сигарету. Тогда я подумал, чего стоят мои заповеди, если я не соблюдаю субботу?! Таким образом, я перестал соблюдать все заповеди Торы.
Грустный человекЧувствуя глубокую боль в голосе молодого человека, лектор с сочувствием посмотрел на него и сказал:
— Ты же учился в ешиве и знаешь, что каждый раз, когда куришь, помимо того, что, затягиваясь, ты совершаешь запрещенное в Шабат действие — разжигание огня, в то же время стряхивая пепел и гася сигарету, — ты нарушаешь дополнительный запрет на тушение огня. В том, что тебе тяжело сдержаться в субботу и не затягиваться, я не могу тебя оправдать, но я могу тебя понять. Но зачем тебе тушить сигарету?
— Какая разница! Сигарета уже зажжена… Шабат уже нарушен…
— Если ты не будешь ее тушить, ты будешь считаться в чем-то соблюдающим шабат!
— Это ничего не изменит.
Спорили они, спорили и решили обратиться за советом к великому знатоку Торы – раву Хаиму Каневскому, чтобы тот рассудил их, будет ли считаться соблюдение субботы, если закуривший решит не тушить огонь сигареты.
Рав Хаим Каневский встретил молодого человека, не поднимая глаз (его обычай таков, что на отступников от Торы он не смотрит)… Его спросили, будет ли считаться соблюдение субботы, если закуривший не станет хотя бы тушить огонь сигареты.
На удивление рав Хаим дал утвердительный ответ. Относительно этого действия будет считаться ….
Молодой человек был потрясен таким ответом и сразу же объявил, что принимает на себя обязательство впредь не тушить сигареты в субботу.
Рав Хаим поднял глаза, посмотрел на молодого человек и благословил его.
С этого момента молодой человек не гасил закуренную в шабат сигарету. Прошло время, и он подумал, что может выкурить на одну-две сигареты меньше, чем обычно, и таким образом будет считаться, что он соблюдает субботу относительно этих невыкуренных сигарет. С каждым разом он пытался сокращать количество выкуренных сигарет. Вскоре молодой человек обнаружил, что вполне справляется с заданием и курит все меньше. Через некоторое время он совершенно отказался от курения и вернулся к соблюдению Торы по-настоящему.
Есть немало людей, которые не справляются с выполнением всех заповедей и из-за этого оставляют и те заповеди, которые они могут выполнить. Их ошибка – в недопонимании огромной ценности любой, даже самой незначительной, на первой взгляд, заповеди, любого воздержания от греха, любого старания в исполнении воли нашего Создателя! автор текста: рав Реувен Куклин
Каким образом зажигают ханукальные свечи в моцаей шабат? Вечерняя молитва «маарив»
В моцаей шаббат молятся вечернюю молитву «маарив», а затем зажигают ханукальные свечи.
Следует поторопиться с вечерней молитвой, чтобы рано зажечь ханукальные свечи. Когда зажигают свечи?
В любом случае, можно зажечь свечи только после выхода звезд (имеется в виду время, когда на небесах видны три маленьких звезды) и запрещено их зажигать до этого времени. Что прежде: зажигание свечей или авдала?
Есть спор между законодателями, что делают прежде: зажигание ханукальных свечей или авдалу. Шульхан Арух, Рама и Виленский Гаон считают, что прежде зажигают ханукальные свечи, а потом делают авдалу; Таз, Мараль и При Хадаш считают, что прежде делают авдалу, а потом зажигают ханукальные свечи. Каждый должен делать в соответствии с тем, как принято в том месте, где он живет. В синагоге
По всем мнениям, в синаноге зажигают ханукальные свечи до авдалы.
Весь Израиль хочет сделать тебе хорошо. Это очень важно понять и учесть хотя бы из соображений собственной безопасности, поэтому я повторю еще раз: весь Израиль хочет сделать тебе хорошо. Даже если для этого тебя придется повалить, связать и сесть сверху.
Мы тут открытые, добрые люди. У нас развиты поразительная чуткость и уникальная способность к сопереживанию. Нам не все равно, что происходит с нашим ближним. Мы умеем радоваться жизни и готовы костьми лечь, чтобы другие люди тоже как следует ей порадовались. Поэтому весь Израиль хочет сделать тебе хорошо. Весь Израиль хочет сделать тебе хорошо, дружок; весь Израиль хочет сделать тебе хорошо, бубале, хабиби, скотина ты эдакая. Поэтому, если ты заметил, что Израиль собрался сделать тебе хорошо, - лучше сдавайся сразу. Твоя задача - не победить, а выжить.
Вот ты, скажем, бредешь по Тель-Авиву после Традиционного Израильского Завтрака. Традиционный Израильский Завтрак - это не просто завтрак; это поле боя. Израиль в лице Традиционного Израильского Завтрака твердо намерен сделать тебе хорошо, хоть кровь из носу (твоего). Каждый из вас готовится к этой войне заранее. Ты с утра смотришь в зеркало на свой рельефный профиль, красиво обтекающий резинку от трусов, и страстно клянешься себе, что нынче утром твоя трапеза будет состоять из обезжиренного йогурта и чашки кофе без сахара. Ты слышал, что, когда в иерусалимском зоопарке у медведей появился такой же красивый профиль, их две недели кормили обезжиренным йогуртом, и медведи от этого не то чтобы похудели, но как-то смирились с жизнью. Видно, поняли, что им хотят сделать хорошо. Ты лично видел этих медведей и должен признать, что даже вот в этих вот полосатых трусах они выглядели бы лучше, чем ты. Это признание дается тебе очень тяжело, но в результате ты твердо намерен вступить в адскую борьбу с Традиционным Израильским Завтраком.
Но Традиционный Израильский Завтрак тоже не дурак - он уверен, что от обезжиренного йогурта и чашки кофе без сахара тебе не будет хорошо. А от него - будет. Поэтому он планирует предстать перед тобой в составе: трех яиц, приготовленных по твоему усмотрению; халы домашней выпечки (и корзинки с пятью булочками, потому что хала, по мнению Традиционного Израильского Завтрака, в общем-то, небольшая); миски с овощным салатом; плошки с салатом из тунца; плошки с салатом из кукурузы; плошки с тхиной; плошки с хумусом; плошки с зерненым творогом; плошки с козьим творогом; плошки с кубиками голландского сыра; плошки с оливками; плошки с сушеными помидорами; плошки с домашним вареньем; плошки с медом; плошки со сливочным маслом; плошки с шоколадной пастой; поллитрового стакана со свежевыжатым апельсиновым соком; чашки кофе, чаю или какао.
Последний пункт следует считать милостивой уступкой со стороны врага: не чашки кофе, чашки чаю и чашки какао - нет, только чего-либо одного, на выбор. Традиционный Израильский Завтрак, видимо, не считает, что от всех трех чашек сразу тебе будет хорошо. Удивительное дело.
Ты приходишь, садишься за столик кафе - и битва начинается. Тебе приносят специальный красивый лист, в котором перечисляются составляющие Традиционного Израильского Завтрака. Ты бледнеешь. Враг зыркает на тебя из кухни блестящими блюдцами и сдавленно хохочет.
Ты (мужественно отшвыривая красивый лист): Я хочу просто обезжиренный йогурт с чашкой кофе! Традиционный Израильский Завтрак (ласково): Отлично! Вот тут как раз описан вариант завтрака из обезжиренного йогурта с чашкой кофе! Мы подаем к йогурту и кофе домашнюю халу, пять-шесть булочек, миску с овощным салатом, плошку с салатом из тунца, плошку с салатом из кукурузы, плошку с тхиной, плошку с хумусом, плошку с… Ты (судорожно ища выход): Нет, я… я… Вот что: я не хочу за все это платить! Я решил сокращать расходы! Традиционный Израильский Завтрак (ласково): А мы подаем все это по цене обезжиренного йогурта с чашкой кофе! Ты: Но я не хочу есть все… Все вот это! Традиционный Израильский Завтрак (ласково): Да кто ж вас заставляет? Мы вам, значит, все это принесем, а вы, значит, всего этого не ешьте…
Израиль в лице Традиционного Израильского Завтрака хочет сделать тебе хорошо. Сдайся, дружок. Это вопрос твоей психической безопасности. Смотри - ты уже разговариваешь с завтраком. Не надо так. Лучше поговори завтра утром с резинкой от трусов: чего это она, зараза, такая напряженная? Пусть расслабится. Резинка постоянно видит тебя с худшей стороны, у нее нет ни малейшего желания сделать тебе хорошо, можешь не сомневаться. А сейчас ешь. Разрежь халу вдоль, намажь ее своим поганым обезжиренным йогуртом, если он тебе так уж сдался, сверху положь тхины, хумуса, салата из тунца. Меду положь, шоколадной пасты, домашнего варенья тоже, козьего творога положь тоже. Посыпь сыром, тунцом, сушеными помидорами. Булками посыпь, полей соком апельсиновым и жуй. Ты увидишь, от Традиционного Израильского Завтрака тебе и правда станет хорошо. Человеку на последней стадии асфиксии свойственно впадать в эйфорическое состояние.