Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «шатура»

Тайна реки Летовки 2014-07-29 11:39:00
... нам "селце и Шатур", которые он ... погост) и селе Шатур, название которого ... селцом, и с Шатуром, и с ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Вы знаете, что такое Лета? Это "река забвения" из греческой мифологии. Согласно мифу, души умерших, испив ее воды, полностью забывали все прошлое. "Кануть в Лету" означает быть забытым, бесследно исчезнуть. А ведь у нас в районе есть своя река Лета, вернее Летовка! Она берет начало где-то в окрестностях Дмитровского Погоста и впадает в Цну. На берегах Летовки стоит село Середниково. Кому же пришло в голову дать милой, тихой, маленькой речке такое зловещее название? На этот вопрос некоторые краеведы отвечают так: речка Летовка звалась раньше несколько иначе - Литовка или Литова. И именно она, Литова, упоминается в Воскресенской летописи за 1209 год. Достаточно далеко от реки, но тоже в этой местности, есть деревня с аналогичным названием - Летова (Летва). Эти топонимы указывает на то, что здесь некогда жил народ "литва". Давным-давно, лет этак 500-600 назад в пределах Шатурского района не было ни одного города, ни одного поселка, а более-менее крупных сел было так мало, что все их обычно аккуратно перечисляли в завещаниях (духовных грамотах) великих князей. В завещаниях Ивана Калиты и его сына Ивана II мы найдем лишь знакомые названия из соседних районов: Гжеля, Гуслицы, Раменье. И только духовная грамота великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) называет нам "селце и Шатур", которые он отдает своей жене княгине Софье Витовтовне. Все исследователи сходятся на том, что речь идет о Муромском сельце (ныне Дмитровский погост) и селе Шатур, название которого потом перешло на наш родной город. А прежде, при отце и деде князя Василия, эти земли находились еще в Муромском княжестве. Софья Витовтовна, видимо, была деловой и хозяйственной женщиной. Она увеличила свои владения, прикупив к ним еще некоторые земли и села. Среди этих прикупов было село Вышелес. Оно располагалось ориентировочно неподалеку от нынешнего поселка Осаново. Тогда, конечно, никакого поселка не было, он построен в 40-е годы двадцатого века, приблизительно в это же время перестало существовать старинное село Вышелес, сгорела его последняя церковь. Можно только догадываться, кому принадлежал Вышелес до княгини Софьи, а возможно, его и вовсе не было, и основано оно было именно ею. Поговаривали, что Софья Витовтовна, литовка по происхождению, селила на своих владениях и других выходцев из Литвы. К тому же московскому князю Василию Дмитриевичу пришли на службу литовские князья Патрикеевы - Иван Юрьевич и его сыновья Василий и Михаил. Это семейство получило обширные земли с центром в селе Остров (располагалось приблизительно между Волосуниным и Горой). Название Остров вполне типично для наших мест и было широко распространено, особенно ближе к Клязьме и Владимиру. Там было несколько населенных пунктов Больших и Малых Островов. Вы, наверное, удивитесь, прочитав это. Какие острова здесь у нас, в глубине материка? Разве что крохотные островки посреди какого-нибудь озера или более-менее широкой речушки. Но, оказывается, в данном случае "остров" обозначает участок леса, оставшийся посреди расчищенных полей и лугов, или наоборот, поле, окруженное со всех сторон лесом.
Вскоре к Острову было присоединено еще одно село - Колушка. Патрикеевы были сторонниками сближения Руси с Литвой, за что и попали при Иване III в опалу. Он отобрал их вотчину в свою пользу, однако считается, что Патрикеевы успели заселить ее земляками из Литвы. Там возникли новые деревни: Тупицыно, Гора, Ворово. Название последней деревни якобы и происходит от прозвища литовцев - "воры", потому что позднее жители этой деревни вступили в отряды Лжедимитрия II - "Тушинского вора". Но скорее всего эта версия - опять же пример народной этимологии. Есть и еще вариант объяснения: топоним Ворово происходит от мордовского слова "вор" со значением "лес, бор". То есть Ворово - "лесная деревня" (как Воронеж - "лесная река").
При Иване Грозном эти села принадлежали царю, и в своей духовной грамоте от 1572 года он перечисляет их: "Да сына же своего Ивана благословляю своими великими княжествы... Да ему же великие княжества: город Володимер с волостми, и с путьми, и с селы, со всеми пошлинами, и с Муромским селцом, и с Шатуром, и с Колужским, и с Вышелесом, и Островом, и с волостью с Крысинским..."
Село Колушка (Колужка) существовало до конца XVIII века, в нем стояла Никольская церковь, затем ее перенесли в деревню Середники, которая стала именоваться уже село Середниково, Колушка тож. А место, где раньше было сельцо Колушка еще сохраняет свое название, хотя никто из жителей близлежащих деревень не знает его историю. Кстати, они говорят КолУжка (с ударением на у, и произнося скорее ж, чем ш). Местные жители просто считают, что так почему-то называется исстари участок речки Летовки. А нам, мало-мальски эрудированным исследователям, нельзя не заметить сходства названий нашей исчезнувшей Колушки-Колужки и ныне существующего большого города Калуги, который между прочим основан на речке... Калужке.
По поводу топонимов Калуга и Колушка тоже существует много мнений. Одни исследователи считают, что названия имеют значение "лужа", "болото", "топь". До сих пор в русском языке существует диалектное слово "калуга", обозначающее "болото" или "полуостров". Кроме того, они могли произойти от древнерусского слова "калыга" - забор, ограда, или от финно-угорского "кулига" - глухое место в лесу.
Но вернемся к рассказу о литовцах, Литве и еще об одной загадке земли шатурской. В 1912 и 1913 годах в наши края приезжал известный языковед академик А.А. Шахматов. В его письменных трудах сохранились сведения о том, что жители села Пустоша считают себя "исконно русскими", а дальше к югу, дескать, живет "литва". В соседней с нашим районом Рязанской области есть местность Курша, в которой живет народец, тоже называемый курши. Местные жители говорят про них, что это "литва некрещеная". Почему же они так считают, и откуда здесь, в самом центре Руси, взялась "литва"? Ответы на эти вопросы могут быть разные. Во-первых, как уже было сказано, литовцев сюда могли пригласить их земляки княгиня Софья и бояре Патрикеевы. Другие краеведы предполагают, что это потомки литовцев, взятых в плен во время литовско-рязанских войн. Наверное, поэтому и местность, где преимущественно проживали литовцы, названа волостью Литвуней. Это название встречается в некоторых письменных документах XVI века, в частности, в жалованной грамоте Ивана Грозного Николо-Радовицкому монастырю. В ней перечисляются вотчины, отданные этому монастырю: "...на Мещерской стороне в волости Литвуни: селище Крутой врагъ, пустошь Ильино, пустошь Гришево, пустошь Сонинская, пустошь Созоново..." и т.д. Некоторые из этих названий, например, Сазоново, деревня Радовицы "на озере на Радовицком" узнаваемы. Такие населенные пункты существуют и сегодня, но большинство деревенек, сел и пустошей из списка уже канули в Лету. Определение "литва" - понятие растяжимое. Под него попадает и средневековое государство с таким названием, и некий нерусский народ. Литовских племен из истории известно несколько: голядь, латгалы, земгалы, селы, упомянутые нами курши и др. По некоторым гипотезам первоначально они составляли единую общность со славянами, их так и называют - балто-славяне. Есть много родственного в балтских и славянских языках, было много схожего в верованиях, обрядах, одежде, образе жизни между балтскими и славянскими народами. Они разделились и стали развиваться каждый своим путем еще до наступления новой эры. Предполагают, что балтские, или, как их еще называют, летто-литовские племена занимались земледелием и скотоводством и были носителями "фатьяновской" культуры. "Фатьяновцы", пришли в шатурские края со своими боевыми топорами и стадами скота накануне бронзового века, пожили здесь некоторое время (порядка нескольких веков) и исчезли. Вроде бы откочевали в более теплые места из-за неблагоприятного изменения климата. А может быть, не все они ушли, кому-то пришлись по душе здешние условия, и они остались? Много столетий жили они рядом с финно-уграми, мерей и мещерой, а потом со славянами, сохраняя свои национальные особенности и общее племенное имя - "литва". Галина КРАМИЧ. (Продолжение следует.) 19.07.2002
Тэги: галина, крамич, летовка, река, шатур, шатура
Шатурская комета 2014-05-28 10:29:00
... />ШАТУРСКАЯ МЕЩЁРА Шатура №2 2009
+ развернуть текст сохранённая копия
Если посмотреть на карту Мещеры, то нигде нет столько озер, сколько их в Шатурском районе. Расположенные группами и поодиночке, они создают уникальный ландшафт на лике Земли. Мелкие и глубокие, поросшие водной растительностью и с чистой гладью, мутно-коричневые и с прозрачной водой, они кажутся все разными, но есть нечто, что их объединяет и делает уникальными. Карта части Шатурского кратерного поля:  Всю озерную систему Шатурского района условно можно разделить на четыре большие группы: озера, расположенные на юге, на границе с Рязанской и Владимирской областями, назовем их Клепиковской группой, Туголесская группа, Шатурская группа и озёра рядом с озером Светец. Клепиковская группа - это Великое, Дубовое, Святое и множество более маленьких озёр в их окружении, а также болото Шири. Все они расположены в пойме реки Пра. Озёра, как правило, неглубокие, сильно заросшие, но есть среди них и уникальные, с глубиной 30-40 метров. По какой-то необъяснимой причине такие озёра называются Белыми. Хотя почему необъяснимой? Глубокие озера с чистой прозрачной водой и берегами, сложенными из белых песков, по-другому невозможно было назвать. Если посмотреть на карту или космические снимки этой территории, то бросается в глаза большой овал, вытянутый с северо-северо-востока (ССВ) на юго-юго-запад (ЮЮЗ). Озеро Святое, что у деревни Перхурово, - такой же овал, правда, меньшего размера, с несколькими островами в середине и тоже вытянутый с ССВ на ЮЮЗ. Для полноты рассмотрим еще одно небольшое озеро с названием Белое, расположенное у деревни с таким же названием. Прекрасное глубокое озеро с чудесной прозрачной водой и тоже вытянутое в аналогичном направлении. Теперь поглядим на Туголесскую группу озёр: Воймежное, Карасово, Долгое, а также Свиношное, Пиявочное и Озерецкое. Тут картина несколько иная. Эти озёра среди обширного торфяного болота, тоже неглубокие и поросшие водной растительностью. Форма их далека от круглой или овальной, но объединяет их то, что линия, вдоль которой они вытянулись, проходит с ССВ на ЮЮЗ. Кроме этого, есть результаты бурения озера Воймежное, сделанного при раскопках стоянки древнего человека. По этим данным глубина озера в лучшие времена составляла 22 метра. Озеро Карасово по этим же данным чуть мельче, но имеет центральное поднятие.  Наибольшее содержание оказалось в слое 7-10 см от поверхности и постепенно снижалось до глубины 0,5 метра, глубже попадались лишь единичные экземпляры. Было выявлено явление вымывания стримергласов на глубину – в верхних слоях попадались наиболее крупные экземпляры. Кометные маркеры – стримергласы
После отработки методики отбора проб были проведены работы по выяснению распределения стримергласов в окрестностях озер. Самой большой проблемой при отборе проб оказался выбор места взятия пробы. Дело в том, что окрестности озер интенсивно используются населением в хозяйственной деятельности. Берега некоторых озер неоднократно перепахивались и пробы подвергались невольному усреднению. Особенно это заметно на примере озера Власовское (Карповское), поэтому при отборе проб приходилось учитывать этот фактор. В целом обследование выявило пеструю картину распределения стримергласов, правда, возможно, это объясняется несовершенством методики отбора проб на стримергласы. Наибольшее количество стримергласов оказалось вблизи озер, постепенно снижаясь при удалении от них. Выявлено некоторое увеличение количества стримергласов к северу, северо-западу от озер, что можно объяснить направлением ветра на момент катастрофы или действием ударных волн. Обнаруженные следы выпавшей кометной пыли в окрестностях перечисленных выше озер позволяют предположить, что здесь имело место падение роя крупных кометных обломков, а сами озера имеют импактное происхождение. Пока до конца не ясно: образовались ли обломки в результате разрушения кометного ядра в верхних слоях атмосферы или же они являлись членами множественного кометного ядра и падали независимо друг от друга. Проведенный анализ космических снимков места катастрофы и расчеты возможных различных условий падения отдают предпочтение второму варианту. Подробнее об этом было написано выше. Особый интерес представляет связка озеро Белое-Бардуковское и заболоченная низина к юго-западу от него, хорошо видимая на космических снимках. Рельеф дна озера позволяет предположить, что имел место случай, когда два обломка кометного ядра упали рядом. При этом один обломок достиг поверхности Земли и смог образовать полноценный кратер, а второй обломок разрушился у самой поверхности и лишь вдавил поверхность, образовав депрессию и сдвиг в сторону образовавшегося рядом кратера. Расчеты, проведенные с использованием программы разработанной в 2005 г. в Университете штата Аризона (США) и опубликованной на сайте http://www.lpl.arizona.edu/impacteffects/ не исключают такого варианта. Возможно, такой же случай, когда космическое тело разрушилось у самой поверхности, имел место и на Подкаменной Тунгуске сто лет назад. Ледник оставил эти места примерно 10 тысяч лет назад. Следовательно, время падения метеорита не более 10 тысяч лет, иначе следы этого падения были бы уничтожены ледником. Вообще, цифра 10 тысяч лет часто упоминается в мировой истории. Можно предположить, что вся история делится на два периода – до и после падения Космического тела. И, в самом деле, последствия такого падения должны были быть катастрофическими. По предположениям ученых ГЕОХИ, взрыв, образовавший только одно озеро Смердячье, был эквивалентен взрыву 10 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму, а озеро Смердячье - самое маленькое в этой группе озёр. На сотни, а может, и тысячи километров вокруг не осталось ничего живого. Скорее всего, были и большие пожары. Косвенным подтверждением этому могут служить данные археолога Энговатовой, полученные в результате раскопок стоянки древних людей возле озера Воймежного. Она делает вывод, что люди поселились на берегах озера в пятом тысячелетии до нашей эры после большого лесного пожара, культурный слой с развалами старинных глиняных сосудов начинается практически на углях. Продукты взрыва, поднятые в воздух, надолго замутили атмосферу Земли и, возможно, стали причиной затяжных осадков. «Ниспослал Господь кару небесную и лил дождь сорок дней». Не является ли это упоминанием о последствиях падения метеорита? Чтобы выяснить это, необходимы дальнейшие исследования озер, ведь разнообразие воронок, от чисто взрывных, до крупных депрессий, делают Шатурское кратерное поле уникальным полигоном по исследованию процессов, происходящих при падении комет на земную поверхность и пониманию того, что же произошло на Подкаменной Тунгуске в начале прошлого века. Николай Филин, член Союза краеведов России, г.Рошаль историко-краеведческий альманах ШАТУРСКАЯ МЕЩЁРА Шатура №2 2009
Тэги: мещера, озера, урочише, шатура, шатурские, шушмор
История урочища. 2014-05-23 11:22:00
... на месте села Шатур. До сих пор ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Правильным названием этого урочища считается Ушмор. Корни его уходят в глубокую древность и датируются 2000 годом до нашей эры. Сейчас эта местность представляет собой абсолютно незаселенную территорию. Раньше же здесь проживало множество людей. Известны они были как «люди озер» и слыли колдунами и повелителями природных сил.
Самым почитаемым у них был змеиный бог Ур. Капище змеиного бога было на месте села Шатур. До сих пор напротив села, если перейти через реку Поля, стоит ритуальный камень. В этих местах огромные камни являются большой редкостью. Какая-то неведомая сила выталкивает их иногда на поверхность. Этот валун, по всей вероятности, является одним из них. После прихода в эти края христиан, здесь была возведена часовня. Но она полностью разрушилась, сегодня от нее не осталось и следа.
Впервые Шушморе упоминается в XII-XIII веках нашей эры. Но уже после XVII века Шушмор начал проявлять себя как аномальная зона. Это произошло после того, как неподалеку был проложен Коломенский тракт. Тогда на тракте начали пропадать люди. Их следы просто обрывались на дороге, а все попытки отыскать их оказывались безрезультатными. После многочисленных исчезновений людей и в связи со строительством более удобной дороги движение на Коломенском тракте в 1920 году прекратилось. А в 1971 году московские ученые-физики обнаружили в этих местах магнитную аномалию. Позже появилась гипотеза, что активность Шушмора вызывает эффект, сходный с эффектом Бермудского треугольника.
«Скручивание» линий напряженности магнитного поля, эпицентр которого приходился на Шушмор, теоретически может объяснять исчезновение людей в периоды его «активности». В связи с этим, всем совершающим здесь какие-либо передвижения следует держаться подальше от Шушмора.
Тэги: мещера, озера, урочише, шатура, шатурские, шушмор
Как укротить кровожадный нрав? 2014-05-22 09:44:00
Есть сообщения и об «огненных змеях». Во время ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Есть сообщения и об «огненных змеях». Во время катастрофических пожаров 2010 года, когда огонь, разносимый ветром, двигался по верхушкам деревьев, удалось сделать несколько фотоснимков огненного вихря. При последующем внимательном рассмотрении фотографий пламя оказалось похожим на крылатого дракона с крупной головой, раскрывшей пасть. Люди верят, что пока существует капище, будет существовать и Змей, который подстерегает зашедших в лес путников. Древние капища строились на «местах силы», где наблюдаются мощные выбросы энергии. Аномалии напряженности магнитного поля исследователи неоднократно фиксировали и в Шатурской зоне. Предполагается, что эпицентр их находился в месте залегания древних мегалитов. Возможно, с магнитными аномалиями «мест силы» связана и загадочная змееподобная сущность, охотящаяся на людей. Язычникам удалось укротить ее кровожадный нрав, построив в честь Змея капище и принося ему человеческие жертвы. Лишившись их, сущность приступила к самостоятельной охоте.
Игорь ВАЛЕНТИНОВ
Тэги: мещера, озера, урочише, шатура, шатурские, шушмор
Капище змеиного бога 2014-05-20 08:50:00
... одежки, городок Шатура возник в 1919 ... году. Первоначально же Шатуром назывался небольшой приток ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Вот какой случай приключился с одним шатурским краеведом, о котором он даже опубликовал заметку в газете:
«Давно это было, лет пятьдесят назад. Бродил я по лесу и вышел к одинокой лесной сторожке, стоящей на суходоле. Подошел ближе и ужаснулся: у завалинки на песчаной насыпи сидел чумазый, довольно упитанный голый мальчишка лет двух, а вокруг него — десяток громадных черных змей. Они ползали по нему, обхватывали его тело, прикасались к его лицу своими страшными головами. Младенец играл с ними и весело улыбался. Когда оцепенение несколько прошло, я разглядел, что это не змеи, а ужи. Тут из-за угла вышла мать ребенка и, увидев мое недоумение, сказала: «Это наши домашние твари, мальчик любит играть с ними...»
Змей, в том числе и совершенно черных, в шатурских лесах много. Ни одна вылазка за грибами или ягодами не обходится без встречи с ними. Однако бояться этих пресмыкающихся не стоит — в основном это ужи. Ведут они себя мирно, тихо, а нередко и... разумно. Как тут не вспомнить о трактовке топонима «Шатур».
Чистый, зеленый, принаряженный в современные одежки, городок Шатура возник в 1919 году. Первоначально же Шатуром назывался небольшой приток Поли, на речке и возникло сельцо Шатур (ныне находится в соседнем Егорьевском районе), а от него - местность Шатур, Шатурская волость. В километре южнее села местные следопыты обнаружили вросший в землю огромный камень. Я побывал возле находки. Удивили размеры валуна и то, как он «умело», будто специально, был обтесан с разных сторон. С определенной долей вероятности, утверждают шатурские краеведы, можно предположить, что в древности на месте сельца Шатур рядом с камнем находилось главное святилище змеиного бога Ура. Слово «шатур», по мнению известного в крае исследователя старины Виктора Казакова, состоит из двух основ: «шат» - холм, небольшая горка и «ур» - змеиный царь. Этому языческому богу, вероятно, и поклонялись древние жители болотно-змеиного края. Издревле мещеряки научились использовать себе во благо опасное (среди змей встречались не только ужи) соседство. Кстати, на глиняной посуде, найденной в этих местах, можно встретить изображения змей. Самым распространенным был орнамент из двух змеиных тел, которые образуют спиральный клубок.
По материалам статьи Юрия Супруненко, журнал «Москва сегодня и завтра».
Тэги: мещера, озера, урочише, шатура, шатурские, шушмор
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Главная / Главные темы / Тэг «шатура»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|