в Эмиль Паин на #ШГЛ в Самаре: "Проблемы Кавказа локально не решить. Нужно чистить рыбу с головы"
С утра с интересом слушаю экспертов Школы Гражданских Лидеров (ШГЛ). Этнополитолог Эмиль Паин выступил по теме "Уже не империя, еще не федерация: эхо северокавказских проблем"О чём рассказал экперт? "Россия входит в десятку стран по числу террористических актов и в тройку по числу жертв террора..."(Фото сверху справа - Нины Дюковой)
"Россия находится между империей и федерацией. Увы, этнические ареалы управляются с помощью сатрапов, хотя все прикрывается внешне федеративными структурами. В федерации территории имеют тот или иной уровень самоуправления. В России сейчас главы назначаются. Процветает советский принцип – снятия через повышение. Когда говорят о том, что назначенные руководители лучше – то они не понимают, что на Кавказе по другому и не бывает – там кроме них всегда есть скрытые, неформальные. Так что получается, что власть там всегда имитационная.
Субъекты на северном Кавказе сплошь дотационные.
Эмиль Абрамович привел анализ нестабильности на Кавказе и прилегающих регионах. Самый высокий рост сегодня показывают не только нацреспублики, но и такие области как астраханский край. Показатели уровня развития террористической небезопасности для граждан на диаграме. Если верить диаграмме - сейчас с большим отрывом всех опережает Дагестан. Число террористических актов растет по экспоненте. Его доля составляет целых две трети. Значительно увеличились показатели террористической опасности у Краснодарского края.
В мировую десятку по терроризму входит и вся Россия. И в тройку лидеров – по числу жертв. В центре Карнеги недавно руководитель агентства Кавказский узел Георгий Шведов заявил, что за год произошло некоторое снижение террористических актов из-за диалога между суфийским и селофитскими течениями в исламе, который организовал бывший глава республики. Эмиль Паин в этом сомневается. – никакой договоренности быть не может. Снижение произошло не только в Дагестане, но и в Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Оно скорее объясняется изменениями тактики боевиков. Вместо крупных актов с жертвами среди мирного населения террористы теперь проводят нападения на полицию и чиновников.
90-е годы шли под лозунгом этнических конфликтов. Нулевые годы прошли под знаком религиозных конфликтов. Но теперь мы видим смешение всех конфликтов – это отображение глубокого кризиса, в котором находится страна. Нельзя использовать вытащенную из нафталина старую систему управления и успешно ее использовать. Эмиль Абрамович привел несколько примеров этнических конфликтов (Вайнахи, революция 91 года Конфликт Чечня-Ингушетия).
Один из самых интересных и показательных - конфликт между Дагестаном и Ставропольской областью. За 10 лет национальная группа даргинцев в Ставропольском крае выросла в 8 раз. Прирост – кавказских национальностей составляет четверть всего прироста населения. Какие меры предпринять – никто не знал. Но вот нашли способ с помощью изменения производственной специализации региона. Размещают там предприятия перерабатывающего профиля. Но строительство отбирает пастбища у животноводов – дагестанцев. Конфлик пока не утихает.
Перераспределение населения. Империи существуют, когда большая часть живет в тех местах, где оно родилось. Алекс Мотыль сравнил империю с колесом без обода. Все взаимоотношения олько через центр. Вертикаль – начальство. Как острова не интегрированные, ничем не связанные. Но только начинаются экономические и этнические смешения – империя рушится неизбежно. Правда на Кавказе процессы деимпериализации затихли только потому, что произошла деиндустриализация. В Каспийске былы предприятия военной промышленности. Теперь уже никогда не будет. Даже в Дагестане.
В России мы часто видим подделку под традицию. Мощнейшие кровные связи в сложной ситуации держали тейп вместе. Теперь молодежь уезжает и ее не удержать. В 80-е началось и сокращение населения почти в 10 раз в кавказских республиках. Поток устремляется к Москве и Санкт-Петербургу, но оседает по мере образованности и подготовки в ближайших регионах и Поволжье. Самый значительный рост происходит в Ставропольской и Ростовской области. Переселенцы привозят с собой и целую кучу своих проблем и иконфликтов. Если раньше война между салафитами и суфитами был только в Дагестане, то теперь и на других территориях. Воспроизводится весь комплекс тамошних проблем и это раздражает местное население. А террористические группы уже не приезжают, они сформированы на местах.
Как реакция - возрастает русский национализм. Первоначально в 90-е годы развивался не русский национализм. Сегодня это самая бурно развивающаяся часть политического движения. Тогда у националистов были имперские функции. Сегодня у них принципиально новые цели и установки. Вместо Союза Русского народа, с цесаревичем, уже преобладают антиправительственные и антиимперские настроения. Люди сталкиваются с ОМОНом – это ясно показывает, что они уже не оплот власти.
Ресурсы для самосохранения власти –
1. Антиамериканская истерия. В Ставрополье стали крутить ролики , что местные националисты тоже куплены американцами. А те – еще большие антиамериканисты, чем власть. Но это уже из-за частого употребления выхолащивается и не работатет
2. Репрессивное подавление. Одно из направлений – возвращение казачества. Но оно тоже раскалывается, и большая часть начинает поддерживать лозунг "Ставрополье – не Кавказ".
Немодернизированное сообщество сопровождает высокая рождаемость. Снижение численности населения происходит в связи с урбанизацией. На Северном Кавказе происходит деморнизация и рожают как в средневековье.
Наше общество пока может консолидировать только идея против. Происходит легализация противостоящих вооруженных группировок. «Имарат Кавказ» – карта территории от Каспийского до Черного и Азовского моря. Я не думаю, что будет такое время когда появится такая территория. Важно, что радикально изменились запросы террористических организаций. Они не борются за отсоединение. Они говорят – "Вам не не нравится – вы и уходите!".
Задавались вопросы:Про Сталина.
Реанимация Сталина – это тоже реставрация, установление псевдоимперии. Понадобился символ. Попытка подделки в виде имперской системы. Но чтобы не делали - мы присутствуем при закате имперского порядка. Наместники и нелегальные лидеры. Иногда (семья Кадырова) – и то и другое. Весь пафос моего выступления – не только неуместности любых сегодняшних федеральных отношений в России. Якобы федеративной политики, а на самом деле имперской.
Про российскую элиту.
Российская элита не верит в будущее. Эмиль Абрамович вспомнил анекдот. «Боже мой, как я несчастен. Я никогда не выигрываю!. Тут разверзлись небеса и свыше раздался голос: "Ты зараза хоть раз купил бы лотерейный билет!". То есть нет ни одной организованной силы, которая реально пыталась бы начать жить по федеральным законам, продвигать самоуправление. Что сегодня делает власть? Мы видим подражание чему-то очень старому. Нет действий в направлении изменить ситуацию. Элита нацелена воспроизводить старую имперскую модель. Но нельзя вступить в одну и ту же реку. Теперь уже в виде фарса. Невозможно заткнуть выдавленную пасту в тюбик!
Гор Мелконян спросил об отношении к недавно скончавшемуся Борису Березовскому, о роли Березовского на Северном Кавказе.
Эмиль Паин: Я его не любил во многих отношениях. Прежде всего как политика. Он создал такой феномен как «семья». Это возрождение русской монархической традиции. Он был человек хватающий свой самоуверенностью. Он был знаток математики и хороший коммервант, но во власти он больше ломал дрова и усугублял проблемы. Как личность, как собеседник он был яркой фигурой. Занимайся он теорией игр, создавал бы картины и чисто коммерческие проекты – он был бы велик. Он первый стал опасаться нормальной демократии. Идея преемника – это его идея.
Куликов ("Союз борьбы за народную трезвость"): Как решить проблему северного Кавказа?
То как сформировалась наша империя не оставляет надежды на идеальный выход – скорее придется выбирать из всех зол меньшее. Либо отделять, либо отрезать? Даже в Италии, где разница между севером и югом, хотя масштабы перепада много меньше, чем у нас, есть партии, которые за это выступают. Но реально ни в Италии, ни в России отделение невозможно.
Модернизация территории возможно только тогда, когда начнут чистить рыбу с головы. Но общество к этому не готово. Так что надо набраться терпения. Кто будет решать проблему? Где эти люди? Нынешняя власть не может ничего сделать. Общество не готово решить эту и многие другие вопросы.
Председатель ТСЖ Гармаш Светлана Святославовна спросила о российской "элите".
Некоторые говорят, и я готов им поверить, что в России нет никаких элит. Есть истеблишмент! Элиты на которую хотелось бы равняться – нет. Есть часть которая хочет построже (охранительная идея). Другая часть, которая и есть большинство элиты – просто отчаявшаяся. Сегодня, когда идут параллельные конфликтные, именно идеология массового сознания берется на вооружение властью. Она совсем не элитарная, она «толповидная».
Надо дать людям возможность делать что-то совместно. Надо дать возможность народу менять политику – на основе федеральных отношений. Надеюсь, появятся люди, которые захотят и смогут осуществлять самоуправление. Сегодня на северном Кавказе, не смотря на свои формы самоуправления, хоронят журналистов чаще, чем имамов. Люди не готовы взять на себя ответственность, самоорганизовываться и представлять из себя силу. Должны появиться социальные группы и во власти и в обществе, которые должны опереться на принципы самоуправления, федеративные принципы.