Я слышал, чтобы посмотреть, собрался ли миньян, надо произнести стих из Танаха из 10 предложений, т.к. евреев считать запрещено. Не подскажете, какой стих читают?
Молитва у котеля, стены плачаВы правы, существует запрет считать евреев, он разъясняется в трактате Йома 22а.
В главе Ки тиса мы читаем: Всевышний учит Моше, как все же узнать количество евреев, не нарушая запрета на прямой подсчет. Для этого каждый из совершеннолетних евреев должен был сдавать полшекеля на нужды Храма раз в год, и число монет «сообщало» о численности населения.
Итак, существуют альтернативные варианты подсчета, которые разрешены. Наиболее распространенным является тот способ, который Вы упомянули. Нет специального указания, какой стих Танаха использовать — это скорее совет, чем предписание. Можно использовать любой легко запоминающийся стих, в котором 10 слов. Я слышал, как используют Ошиа эт амэха у-варэх эт нахалатэха, у-р-эм вэ-нас-эм ад а-олам (Тэилим 28, 9: «Спаси народ Свой и благослови наследие Свое, и паси их, и возноси их вовеки»). Или Ва-ани бэ-ров хасдэха аво вейтэха эштахавэ эль эйхаль кодшеха бэ-ир-атэха (Тэилим 5, 8: «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в благоговении пред Тобой»).
Кроме того, можно по примеру подсчета монет подсчитать какие-то предметы, принадлежащие присутствующим.
Но стоит знать, что существуют различные мнения о границах запрета. Некоторые галахические авторитеты, например, не разрешают пользоваться даже упомянутыми способами, кроме тех случаев, когда подсчет необходим для исполнения заповеди. С другой стороны, при определенных условиях многие мудрецы разрешали перепись населения.
Этот ответ был опубликован на сайте Толдот.ру. автор текста: рав Овадья Климовский
2017-03-14 23:26:46
... половину шекеля, а не шекель, они ... : гематрия слов «половина шекеля», מחצית השקל равна בניין בית המקדש ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Когда поднимешь голову сынов Израиля, каждый мужчина должен дать Б-гу выкуп за свою душу при их пересчете, и не будет у них поражения при их пересчете» (Шмот, 30:12). (Как объясняют, когда "поднимают голову" человека, выделяют его и вспоминают, начинается суд, как сказано о фараоне, который решил дело заключенного пекаря, повесив его.)
И здесь название половины – מחצית, а не חצי, как обычно, нет ли в этом намека? Добавленные по краям буквы מת означают «мертвый». Это можно понять как предупреждение о вероятной гибели того, кто не принесет חצי שקל, полшекеля, как сказано в этой фразе Торы. (Кстати, есть и другое, короткое название этой монеты или меры веса – בקע, но в этом контексте Тора говорит именно махацит ашекель.)
А вот толкование мудрецов: поясняя, почему каждый, кто проходит подсчет и приносит дар в Храм, должен был дать именно половину шекеля, а не шекель, они говорят, что каждый человек должен был ощутить себя без народа не целым. Мне кажется, и это можно увидеть при таком разделении слова. Ведь те же крайние буквы образуют слово תם, «цельный, совершенный». Без установленного Б-гом пожертвования в хаци шекель человку этого не достичь.
Ту же сумму все должны были сдавать и на строительство и поддержание Храма, в частности из этих серебряных полушекелей были отлиты столбы, на которых стоял Шатер Мишкана в пустыне. И вот: гематрия слов «половина шекеля», מחצית השקל равна בניין בית המקדש – строение Микдаша, Святилища. И если у нас возникнет вопрос, почему слово биньян, "строение" здесь написано с лишней буквой י, йуд (что допускает грамматика), вспомним, что ее числовое значение 10, в Мишкане и в первом Храме Бейт аМикдаш постоянно происходили 10 чудес. А, учитывая первое назначение половины шекеля в приведенной сначала фразе, можно увидеть намек и на это. Если человек стремится к святости, чтобы в нем пребывала Шхина, он должен вместе со всем народом исполнять волю Творца, жертвуя ради Его Прославления и освящения мира.
Сначала поставлю пост-загадку, это и будет анонсом моего будущего рассказа о сегодняшней поездке с сотрудниками Техниона.
Посмотрите на фото (или достаньте купюру в 100 шекелей из пачки в тумбочке). На фоне изображения двери и окна. Чуть левее верхнего коричневого прямоугольника есть маленькое изображение трехарочного входа
Предлагаю нашим читателям подзаняться далеко не высшей математикой. Насколько я помню, с 1 января 1986 (или 1985-го, что в принципе и не очень важно по прошествии стольких лет) года в Израиле был введён в обращение, так называемый "новый шекель". В это дождливое первоянварское утро мы с женой в этот день решили совершить то, что называется "маса книёт", или говоря попросту - "Давай купим продукты!". Отправились мы в один из шикарных тогда суперов, который находился в нескольких верстах от дома.