Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «шельф»
Экономика и геополитика Арктики. 2015-12-21 13:35:19
... километров морского дна шельфа. Заявка содержит ... бассейнов российского Арктического шельфа сравним с ...
+ развернуть текст сохранённая копия
15 декабря Институт региональных проблем (Москва) представил доклад «Арктика в фокусе современной геополитики», основанный на результатах опроса российских и западных экспертов по вопросам Арктики. «Общественно-политическая дискуссия по поводу освоения Арктики во многом сводится к главному вопросу – сотрудничество или противостояние? – пишут авторы доклада. - Событиями, придавшими этой дискуссии мощный импульс, стали российская экспедиция «Арктика-2007», снаряженная для уточнения границ шельфа на дне Северного Ледовитого океана, и символическое водружение флага Российской Федерации под водой на Северном полюсе». Директор Института проблем глобализации М. Делягин, называя причины значительного роста интереса к Арктике в последние годы, выделяет фактор конкуренции: «Резко ужесточилась конкуренция между странами, соответственно, ресурсы, которые никого не интересовали, стали более значимыми». Схожего мнения придерживается генеральный директор Института ЕврАзЭС В.Лепёхин: «Арктика – единственная не поделенная территория планеты Земля, вполне пригодная (в отличие от Антарктики) для освоения». Конкуренция действительно велика. Помимо пяти приарктических стран (Дания, Канада, Норвегия, Россия и США), на природные богатства региона претендуют еще три приполярных государства, непосредственно не имеющих выхода к Северному полюсу: Исландия, Швеция и Финляндия. Значительный интерес к Арктике проявляют и те государства, территории которых весьма удалены от неё, а именно Китай, Индия, Япония, Южная Корея. Ещё в сентябре 2008 г. в России были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Основное внимание в этом документе уделено разработке ресурсов (к 2016–2020 гг. Арктика должна стать «ведущей стратегической ресурсной базой Российской Федерации»), а также использованию Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной коммуникации. Реакция в США на это была достаточно нервной, СМИ не раз воспроизводили слова известного американского политолога Ариэля Коэна, который характеризовал действия России как «попытку территориального захвата» и призвал правительство Соединенных Штатов «реагировать решительно». 12 января 2009 г. новоизбранный президент США Барак Обама подписал «Директиву по арктической политике США». В свою очередь в России приоритеты освоения Арктики были подтверждены в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», подписанной 20 февраля 2013 г. президентом РФ В. Путиным. После этого были обновлены доктринальные документы по Арктике и в США, где в мае 2015 г. приняли Национальную арктическую стратегию. «Сегодня США предпринимают меры по усилению своего военного присутствия в регионе, - отмечается в докладе Института региональных проблем. - Так, в Норвегии, в непосредственной близости от границ с Россией, в городе Варде, размещен радар ПРО США Globus II, ранее находившийся на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии. Он был разработан для получения разведданных о баллистических ракетах. Теперь его местоположение идеально подходит для того, чтобы следить за запусками наших межконтинентальных ракет на пространстве от Плесецка до Камчатки. Важным событием стало подписание нового Плана объединенных военных командований США, который усиливает централизацию, обеспечивает тесное сотрудничество между Европейским командованием и НАТО». Совокупные расходы США и Канады на расширение их военного присутствия в Арктике за последние 6 лет увеличились примерно на треть, Дании и Норвегии - минимум на 20%. В американском и канадском арктическом секторах продолжают создаваться новые военные объекты, пункты телерадиоразведки и т.п. Один из опрошенных составителями доклада Института региональной политики Дж. М.Уайтли, профессор школы социальной экологии Университета штата Калифорния (г. Ирвайн), руководитель проекта «На пути к устойчивому ХХI веку», в рамках которого в апреле 2016 г. должна состояться очередная научно-практическая конференция по проблемам освоения Арктики и офшорного бурения, говорит: «Накануне выборов республиканцы атакуют Обаму по всем фронтам, включая арктический. Этим они стараются подчеркнуть „слабость“ нынешнего президента и, наоборот, решительность их собственных устремлений сдерживать активность России в Арктике» Директор Института ЕврАзЭС В. Лепехин, выступая на презентации доклада «Арктика в фокусе современной геополитики», обратил внимание на развитие в США, Канаде и Дании проектов-конкурентов Северного морского пути. Западные компании увеличивают инвестиции в данные проекты при поддержке со стороны государства. Всё более частыми становятся экспериментальные грузоперевозки в обоих направлениях по евроазиатскому трансарктическому маршруту Северная/Западная Европа – датская Гренландия – Канада - Аляска (США) - бассейн Берингова моря. Кстати, этот маршрут был впервые апробирован западными союзниками еще в мае – июне 1940 года... Как пояснил автору статьи В.Лепехин, «сокращение возможностей России по обеспечению грузотранзита между Европой и Азией - составная часть геополитической линии Запада и в Арктике, причем экономические санкции против РФ - один из механизмов такой линии». Обозначилась ещё одна характерная тенденция: геологоразведка в арктических секторах США, Канады и Дании периодически приближается либо к арктической зоне РФ, либо к региону хребта Ломоносова. Здесь необходимо подчеркнуть, что в феврале 2016 г. Россия представляет в Комиссии ООН по морскому праву обновленную заявку на расширение своих арктических территорий, включая свыше миллиона квадратных километров морского дна шельфа. Заявка содержит обоснование того факта, что морские границы России в Северном Ледовитом океане являются продолжением ее территории, в частности континентальной окраины (речь идет как раз о хребте Ломоносова и поднятии имени Менделеева), а не частью Мирового океана с отдельными океаническими подводными хребтами. «Уже первые геологоразведочные работы, выполненные в российской части Арктики, - говорится в докладе, - позволили заявить о том, что нефтегазовый потенциал осадочных бассейнов российского Арктического шельфа сравним с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. В районах, которыми наша страна уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики. Прилегающий к территории России Арктический шельф может стать в XXI в. основным источником углеводородного сырья как для нее самой, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн, т.е. почти вся его площадь, из них 4 млн кв. км – это наиболее перспективные участки. И существенное уточнение: «До 2035 г. пока не видно никаких топливных альтернатив, способных заменить шельфовую нефть, поскольку регионы традиционной добычи истощаются». Составители доклада высказывают ту точку зрения, что освоение арктического шельфа по своей значимости способно сыграть в России роль, которую в своё время сыграли ядерный и космический проекты, ставшие локомотивом экономического развития…. Доклад Института региональных проблем «Арктика в фокусе современной геополитики» заканчивается словами: «Россия предпочла бы иметь в Арктике больше друзей. Но в нынешней ситуации геополитической неопределенности представляется целесообразным перефразировать… известное и испытанное временем выражение: «У России в Арктике нет ни друзей, ни врагов. Но у России в Арктике есть интересы. И защищать их – наш долг». Алексей БАЛИЕВ
ИРП доклад Арктика в фокусе современной геополитики ertata
Тэги: арктика, арктики, арктический, бизнес., геополитика, геополитика., дания, запад., канада, новости., освоение, политика,, промышленность., ресурсы, россия, русская, смп, события., сша, торговля., углеводороды, финансы., шельф, экономика, экономика.
Минобороны вспорет Арктику. 2014-11-18 11:35:41
... на российском шельфе. Тогда придется ... продолжение нашего континентального шельфа. Наши конкуренты ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Ведомство Сергея Шойгу решило вооружить ВМФ РФ собственными ледоколами В ближайшие годы российские военные получат серьезное подспорье в деле восстановления присутствия России в Заполярье. В марте будущего года в Санкт-Петербурге планируется заложить головной ледокол проекта 21180 для Военно-Морского флота. Вспомогательных судов такого назначения у военных моряков не было никогда. Ледоколы до сей поры строились лишь для наших гражданских ведомств. И для обеспечения интересов ВМФ привлекались лишь эпизодически. «Техническое и рабочее проектирование нового заказа выполняется силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей», - рассказал ТАСС информированный источник в военно-промышленном комплексе. Предполагается, что суда этой серии будут нести службу в Арктике и на Дальнем Востоке. По данным разработчиков ледокол будет иметь современную энергетическую оснастку, винторулевые колонки, электропривод, работающий на новых принципах. Водоизмещение составит 6000 тонн, длина - 84 метра, ширина - 20 метров, высота борта - 10 метров. В автономном плавании судно сможет находиться до 60 суток, максимальная дальность плавания 12 тысяч миль. Напомним, в настоящее время на островах Земли Александра I (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта развертываются радиолокационные посты и пункты наведения авиации. На арктическом побережье строятся новые пограничные заставы ФСБ РФ и позиции зенитно-ракетных войск ПВО. А к 1 декабря текущего года Минобороны и Генштаб должны завершить создание новой организационной структуры с полномочиями пятого по счету военного округа в российских Вооруженных силах – «Северный флот — Объединенное стратегическое командование «Север» (СФ-ОСК). Российский Военно-Морской флот, принявшийся активно осваивать арктические районы, давно нуждается в собственном ледоколе, отмечает военный эксперт Владимир Щербаков. – Это актуально не только для арктического побережья. Северные воды Тихого океана и часть Балтики тоже регулярно сковывает льдами. Но, скажем, в Финском заливе хватает рейдовых ледоколов. В Заполярье ситуация сложнее. Если мы перебрасываем корабли по Севморпути на большое расстояние (с Севера на Дальний Восток и наоборот), без ледокольной проводки в зимнее время не обойтись. Все мощные атомные ледоколы, которые способны водить в тяжелых льдах корабли и суда, принадлежат гражданскому ведомству – ФГУП «Атомфлот» в составе Росатома. В советское время, когда приоритет отдавался оборонной сфере (Севморпуть вообще был закрытой зоной для гражданских ведомств), все решалось быстро и по указанию из центра. Страна работала как единый военный комплекс. Сейчас совсем другая ситуация. Чтобы военные могли получить ледокольную проводку, им приходится обращаться в гражданское министерство. То есть с Севера идет запрос в Москву, в Главный штаб ВМФ, оттуда обращение переадресуется гражданским. В общем, нескорая процедура. И еще не факт, что вы получите ледокол. Потому что экономическая и научная деятельность планируется заранее. Может получиться так, что военным нужно срочно перебросить куда-то боевые корабли (оперативная обстановка может измениться в считанные дни), а свободных ледоколов нет, они где-то далеко водят караваны. А телепортацию еще никто не изобрел. Ледоколы это мощные суда, но достаточно медлительные, быстро их не перебросишь. Поэтому военные остро нуждаются в собственных ледоколах в районах дислокации кораблей. «СП»: – А где будет основной пункт базирования военных ледоколов? – На Севере, скорее всего, в Североморске. На Дальнем Востоке - на Камчатке. «СП»: – Военные ледоколы могут быть вооружены? – На них могут поставить вооружение для самообороны. Это малокалиберная зенитная артиллерия, крупнокалиберные пулеметы, что не займет много места. То же касается и ПЗРК. Возможно, установят корабельную турельную пусковую установку «Гибка» с более точным наведением и высокой скорострельностью. Если поставить более мощное оружие, то это уже будет не ледокол. Все-таки его задача лед ломать, а не противника кромсать. «СП»: – Разработчики обещают, что новое судно будет проламывать лед толщиной до 80 сантиметров. Но еще первый советский атомный ледокол «Ленин» без труда справлялся с 2,5 метрами. И даже военные корабли ледового класса проходят ледовые поля толщиной до метра. – Не думаю, что боевой корабль пройдет метровый лед. Но он может выдержать давление льда толщиной в метр, если его будет обжимать с бортов. «СП»: – Российская либеральная общественность уже возмущается по поводу «милитаризации Арктики». Почему России приходится принимать участие в этом процессе? – Да мы не расширяем свое военное присутствие в Арктике, а восстанавливаем его практически с нуля. После того, как в 1990-е годы полностью ушли из региона, примыкающего к Северному полюсу. В новых условиях мы не можем себе позволить такую роскошь. Арктика - форпост России. И не факт, что здесь произойдет прогнозируемое потепление до такой степени, что льды полностью растают. Это еще бабушка надвое сказала. Процесс таяния льдов имеет циклический характер. Восстановление военного присутствия в Арктике требует соответствующего обеспечения. Россия доказывает в международных инстанциях свое право на арктический шельф в целях обеспечения экономических интересов. С тех пор у нашей арктической акватории стали чаще появляться атомные подводные лодки стран НАТО (в основном американские и британские). Хотя они, собственно говоря, и после распада Советского Союза никогда отсюда не уходили. У американцев в Арктике есть научные станции, которые работают под эгидой ВМС США. Канадцы и британцы стараются не отставать. Разумеется, они находятся в Арктике со стороны американского и канадского секторов, обеспечивая подледное плавание своих атомных подводных лодок. Разведывательные корабли НАТО как ходили от Норвегии к нашим водам, так и продолжают это делать. Россия всего лишь восстанавливает свой потенциал сдерживания. Если мы создадим Северный флот, который будет насчитывать до 200 боевых кораблей, тогда можно будет всерьез говорить о полноценной мобилизации. В постсоветский период нам удавалось поддерживать на достаточном уровне только стратегические подводные ракетоносцы как составляющую российской ядерной триады. На них выделялись достаточные средства и в первоочередном порядке. В свою очередь, многоцелевой атомный подводный флот у нас серьезно сократился по численности. Подводные лодки этого класса списывались десятками. Ничего взамен не строилось. На воду удалось спустить только одну такую лодку - «Гепард», которая в составе 24-й дивизии Северного флота сегодня базируется в Гаджиево. Да и то «Гепард» еще советского проекта. И лишь летом текущего года принята на вооружение Северного флота России многоцелевая АПЛ «Северодвинск». «СП»: – Насколько вероятен открытый военный конфликт между ведущими державами с целью раздела арктического «пирога»? – На мой взгляд, военные в странах НАТО сознательно нагнетают обстановку. В том числе - для увеличения расходов на свою оборону. Из России рисуют образ врага, чтобы было против кого защищаться и «пилить бюджет». Наше руководство не может не принимать в расчет активность наших геополитических соперников за Полярным кругом. В то же время не стоит преувеличивать, что кто-то может поставить под контроль арктические ресурсы на российском шельфе. Тогда придется завоевывать всю страну, побережье которой переходит в шельф. Я с трудом представляю себе, как американцы будут пробиваться через полюс, чтобы защитить свои буровые платформы у берегов Евразии. Гораздо большую опасность для нас представляет экономическая война, которая может сопровождаться посягательством на наши арктические ресурсы юридическим путем. Российские власти сейчас пытаются доказать в ООН, что хребет Ломоносова - это продолжение нашего континентального шельфа. Наши конкуренты (Дания, Канада) оспаривают это утверждение (на кону не только доступ к арктическим кладовым, но и безопасность Севморпути – прим. ред.). История учит тому, что для победы в споре недостаточно правовых аргументов. Для этого нам и нужно восстановить свое военное присутствие в Арктике. Сегодня мы даже не знаем, кто плавает и что делает под нашими льдами. Российские военные сейчас активно осваивают Новосибирские острова, напоминает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Ледокол позволит Минобороны обеспечить круглогодичную проводку кораблей к тем арктическим территориям, где будут восстанавливаться объекты ВС РФ. Не меньшее значение имеет возможность совершать походы боевых кораблей Северного флота в течение всего года. В осенне-зимний период это становится проблематично в силу естественных причин. За ледоколом может пройти любой корабль, включая атомный ракетный крейсер «Петр Великий». В нынешних геополитических условиях наличие в составе ВМФ атомных ледоколов для нашего военного ведомства вещь абсолютно необходимая. Поскольку позволяет получить большую свободу рук и не так зависеть от погодных условий. «СП»: – Существует ли в мире что-то подобное этому проекту? – Военный ледокол - это условное наименование. В принципе, все ледоколы - суда двойного назначения. Из военной составляющей там, очевидно, будет система связи, навигации. Хотя на военное время не исключена установка каких-то средств самообороны. «СП»: – Что заставило Москву задуматься о защите своих интересов в Арктике? – Это связано с усилением военной активности практически всех без исключения приарктических государств. А это, в первую очередь, страны НАТО. Поэтому мы должны иметь здесь соответствующий контрсиловой потенциал. Во-вторых, этот регион крайне перспективен с экономической точки зрения. Речь, в первую очередь, идет об огромных запасах углеводородов. Наконец, Арктика до сих пор не разделена, здесь есть целый ряд спорных территорий. Особенный интерес представляет шельфовая зона. Наши дипломаты должны уверенно чувствовать себя на переговорах, имея за спиной серьезную военную поддержку. В противном случае нас никто не будет слушать. С учетом пространственного расположения России, Арктика представляет собой потенциальный театр военных действий. Здесь крайне активны американцы и британцы. Многоцелевые атомные подводные лодки стран НАТО находятся здесь практически на постоянной основе. Очевидно, они занимаются не мирными полярными исследованиями. СвободнаяПресса
ertata
Тэги: авиация., арктика, арктический, армия,, вмф, впк, геополитика, геополитика., запад., ледоколы, новости., обороноспособность, политика, политика,, россия, русская, северный, смп, события., техника, технологии., флот, флот,, шельф
«Даже если мы начнем строить бани в Арктике, то на Западе скажут, что они для ракетных войск» 2014-10-09 20:13:34
... российского континентального шельфа. Артур Чилингаров ... российского континентального шельфа в Охотском ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Развитие Арктики сегодня все больше становится вопросом политическим, ведь связан он с внешней границей российского континентального шельфа. Артур Чилингаров, человек, который всю жизнь занимается изучением континента, связывает главную проблему России по Арктике с Конвенцией ООН по морскому праву, которая была ратифицирована в 1994 году. Дело в том, что до Конвенции было секторное деление Арктики. «Была граница от Кольского полуострова до Северного полюса. Это были полярные владения СССР. Конвенция же предусматривает разделение морского пространства – внутренние воды», - уточнил спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, выступая на заседании «Меркурий-клуба». Эксперты призвали вернуться к «полярным владениям СССР» и даже отказаться от соблюдения Конвенции, если это потребуется. Обозначил проблему в своем выступлении и президент клуба, академик Евгений Примаков. По его мнению, оформление внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане – это одна из главных проблем российской Арктики. Примаков, с одной стороны, отметил успехи — пленум комиссии ООН по континентальному шельфу согласился с доводами России по расширению российского континентального шельфа в Охотском море за счет той части, которая раньше считалась открытой. Но если вспомнить «полярные владения СССР», этот факт прозвучал негромким хлопком. Академик отметил, что необходима постоянная кропотливая работа с правительствами государств в отстаивании российских прав на другие участки континентального шельфа. В зале заседания «Меркурий-клуба» повис немой вопрос о том, зачем же мы вообще ратифицировали эту Конвенцию?! Последние четыре года Роснедра совместно с Министерством природных ресурсов проводили работы по определению границы российского континентального шельфа. После этих работ активизировались все приполярные и полярные страны, рассказал легендарный Чилингаров. «В августе 2014 года Норвегия открыла свою дрейфующую станцию. Это говорит о том, что они претендуют на очень многие пространства Ледовитого океана. Есть много вопросов и у других арктических стран. Активизировалась и КНР, которая строит свои ледоколы, организует экспедиции», — рассказал ученый-полярник. Участники заседания нашли «счастливчиков» из России, которые получили выгоду от определения границ Арктической зоны. Ими оказались белые медведи! «Теперь, когда Арктическая зона получила границы, она стала объектом статистического наблюдения. Благодаря решению президента «Роснефти» белых медведей России, наконец, подсчитают. До этого оценки очень сильно расходились», — рассказал гендиректор ЗАО «Международный центр развития регионов» Игорь Меламед. Как выстрел прозвучало выступление представителя российской науки из Санкт-Петербурга, который заявил, что «Арктика для всего человечества, а не только для России». Зал возмутился легким шумком. Выступающий следом первый заместитель председателя комитета Государственной думы по международным делам Леонид Калашников отметил проявление правового нигилизма в отношении Арктики. «Мы вдруг решили отказаться от всей Арктики и провели линию. Если мы не будем следовать Концепции, то мы многое не потеряем. Не следует допускать слова, что это не наша территория», - четко обозначил депутат. В то же время, пока другие страны борются за Арктику, российские специалисты выражают обеспокоенность в недофинансировании ее исследований. Пока же вице-премьеру Игорю Шувалову поручено сделать аудит программ, на основании которых был сверстан «арктический» бюджет на этот год. Не дай бог, чтобы проблемы Арктики попали под сокращение бюджета, отметили участники клуба. «По отдельным проектам в арктическую зону будет вложено до 2020 года порядка 145 млрд руб. А все вопросы с глобальной инфраструктурой, с локальной инфраструктурой 12 зон развития, все эти вопросы остались без финансирования», — рассказал Игорь Меламед. И добавил, что на саму госпрограмму по развитию арктической зоны сегодня не выделяется ни рубля. Участники встречи подняли важный вопрос о наращивании военного присутствия в Арктике. Прозвучали слова о том, что Россия не должна делать упор на военное освоение этого региона. Впрочем, хороший ответ на это дал журналист, первый председатель ВГТРК Олег Попцов, который отметил, что «даже если мы начнем строить бани в Арктике, то западная пресса скажет, что это бани для ракетных войск». Депутат Калашников подчеркнул, что на последнем заседании Парламентской ассамблеи НАТО все три дня звучала тема Арктики. «Мы не должны останавливаться и успокаиваться в отношении этого региона», — отрезвил некоторых присутствующих депутат. О необходимости комплексного подхода к развитию Арктики говорил замглавы ВЭБа Андрей Клепач. По его словам, надо определиться с шагами и закрепить их на госуровне. «Есть отдельные проекты по ледоколам, по линии Минобороны, по восстановлению аэродромов, но нет решений о комплексном развитии территорий! Надо выработать эти подходы, а это означает комплексное развитие. Все области этого региона крайне разные, нам нужен план ключевых мероприятий», — сказал Клепач. Председатель Движения развития Юрий Крупнов, комментируя предложения участников заседания, отметил: «Конвенция ООН по морскому праву создает большие неудобства и организует дележ Арктики, безусловно, не в пользу России. Но дело не только в том, чтобы пересмотреть подписание этой Конвенции, а в том, чтобы предложить миру план по Арктике. В следующем году 8-10 июля пройдут саммиты БРИКС и ШОС, на которых Россия должна представить такой план. Важно предложить план на этих саммитах, потому что это всемирные площадки, где соберутся основные по населению страны мира. План по Арктике должен объединять как хозяйственные интересы, связанные с капитальными захватами шельфов, так и задавать мощный эколого-сберегательный спектр. Потому что основная проблема – не превратить Арктику во всемирную помойку. Сегодня основным игроком в Арктике станет тот, кто предложит наиболее экологически безопасный и технологически состоятельный план по освоению Арктики. Это проблема номер один. Не стоит забывать, что Арктика – это уникальные запасы пресной воды. Но в то же время это тяжелый и затратный по всем условиям хозяйственный объект. Поэтому решить эту проблему невозможно без создания седьмого технологического уклада. Важно понимать, что дальнейшее чрезмерное увлечение формальными административно-правовыми режимами Арктики приведет к тому, что Запад нас передавит, потому что у него больше инструментов в виде ООН и возможности использовать ООН. Если Россия не станет лидером, то потеряет и конкретные континентальные возможности. Именно поэтому надо срочно делать план по Арктике, чтобы выйти в лидеры и решать правовые задачи на другом уровне». Накануне.RU
ertata
Тэги: арктика, арктики, владения, запад, запад., конвенция, континентальный, морскому, оон, освоение, полярные, праву, природа, природа., россия, русская, ссср, шельф, экология, экология.
Добыча газа на морском шельфе Украины достигла рекордного показателя 2013-10-11 22:52:21
... газа на морском шельфе Украины достигла рекордного ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Представители “Черноморнефтегаз“ заявили, что был достигнут исторический максимум по такому показателю, как добыча газа. Добыча газа на морском шельфе Украины достигла рекордного показателя читать далее
Тэги: газ, добыча, мире, новости, украина, шельф
Правовое регулирование использования участков континентального шельфа Российской Федерации, не связанного с извлечением природных ресурсов - Решение контрольной работы для заочника 2012-12-29 09:01:49
Читать дальше
+ развернуть текст сохранённая копия
Читать дальше
Тэги: заочник, извлечение, использование, континентальный, контрольный, правовой, природный, работа, регулирование, ресурс, решение, российский, связанный, участок, федерация, шельф
Главная / Главные темы / Тэг «шельф»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|