... умерла Ирина Михайловна
. Мама
Вчера скоропостижно и безвременно умерла Ирина Михайловна Шилова. Мама
may_antiwar, но дело не в этом.
Она была необыкновенным человеком. Уникальным. Единственным в своем роде.
Я дружил с ней больше 20-ти лет.
Про ее профессиональные таланты киноведа, редактора, историка кино я могу судить только со стороны, по тому, насколько востребована как профессионал она была до последних дней жизни. Но я знаю, насколько она любила свое дело, кино, как переживала за отечественное кино, сколько делала для того, чтобы оно не умерло окончательно и, наоборот, возродилось.
Тоже, в общем, со стороны, я могу судить о ее таланте не преподавателя, не наставника, а доброго гения для десятков и даже,
вероятно, сотен молодых сценаристов, режиссеров, операторов, кинокритиков, которым она, как это ни высокопарно звучит, дала путевку в жизнь. Сегодня многие из них стали стали известными и успешными, но на место людей, получавших помощь и поддержку от Ирины Михайловны, приходили новые молодые творцы, которых она брала под свою опеку., учила, продвигала, а то и даже помогала деньгами.
Ирина Михайловна была щедрым во всех отношениях и даже жертвенным человеком. Это звучит несколько пафосно, но она на самом деле жила для других: для многочисленных учеников, для кино, для детей и внуков. Ее небольшая квартира на Павелецкой всегда была открыта для студентов, учеников, подопечных - всех, кому были нужны ее совет и помощь. Она считала неестественным и ненужным, кроме самого необходимого, делать что-то для себя. Даже тратить время и силы на врачей, к сожалению.
При этом она всегда занималась только тем, что ей было интересно и что она считала важным.
О чем я точно могу судить, так это о ее человеческом таланте и рассказывать, и слушать других. И слова и внимание, причем искренние, у нее находились для любого: от маститых режиссеров до водопроводчика и старушки-соседки. Это редко бывает, но ей на самом деле были интересны люди, каждый человек.
Еще я точно знаю, что она никогда не переставала учиться; общепризнанный авторитет, она была открыта для нового, уважала чужое мнение, старалась услышать и понять других, не боялась задавать вопросы.
Ирина Михайловна родилась в 1937-м году, училась в школе при Сталине, лично знала десятки тех, кто сейчас уже стал для нас легендарными историческими фигурами, от Надежды Мандельштам до Андрея Тарковского. Она не была революционером, диссидентом,но никогда и не поступалась своей совестью и принципами. Политика не была сферой ее непосредственных интересов,она считала что сфера кино, сфера культуры, в которых являлась профессионалом, она может сделать гораздо больше. Но у нее всегда была ясная гражданская позиция. И, кстати, эта позиция категорически отвергала сложившийся в нашей стране режим, убивающий, среди прочего, и культуру.
Жизнь ее совсем не была простой и безоблачной, но, мне кажется, она была,несмотря ни на что, очень интересной и счастливой. Ирина Михайловна останется недостижимым примером для многих и, в частности, для меня. Недостижимым, но таким, к которому стоит стремиться.
Она была человеком, который сыграл большую роль в моем формировании (мы познакомились, когда мне было 20), и останется человеком, с которым я всегда буду сверять то, что делаю и буду делать. Теперь, когда ее уже нет, когда спросить ее мнения уже нельзя, я буду пытаться представить, что бы она сказала, как бы отнеслась, буду пытаться соответствовать...
Мы договаривались встретиться с Ириной Михайловной на следующей неделе. Не встретимся...
Трудно это себе представить...
Соболезную, Анна и Филипп.
Вечная память Ирине Михайловне.