2016-09-30 13:29:45
... затыкают широкий конец шофара. Нёрф, который ... Труа (день звучания шофара). Этот праздник также ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Как связаны Новый год и мед, Тора и гранат и чем чистят шофар
В этом году Рош Ха-Шана, новый 5776 год по еврейскому календарю, наступил вечером 13 сентября. У этого двухдневного праздника есть множество традиций, касающихся ритуалов, атрибутики и еды, о которых вы могли не знать. Мы отобрали девять и предлагаем ознакомиться с ними в нашей подборке.
Никогда не выпадает на воскресенье
Фото Flickr Dafne Cholet
Первый день Рош Ха-Шана никогда не приходится на воскресенье, среду или пятницу (в этом году праздник отмечают в понедельник и вторник). Поскольку все еврейские праздники начинаются с заходом солнца накануне и заканчиваются с наступлением темноты на следующий день, современный еврейский календарь составлен так, чтобы они не пересекались с Шаббатом. Таким образом Йом Кипур не может выпасть на пятницу или воскресенье, а это означает, что Рош Ха-Шана, который отмечают за 10 дней до него, никогда не приходится на среду или пятницу. Новый год в еврейском календаре также не попадает на воскресенье, чтобы Ошана Раба, седьмой день праздника Суккот, не пришелся на Шаббат, что сделало бы невозможным исполнение определенных праздничных ритуалов. Четыре дня, когда дозволено отмечать Рош Ха-Шана, называются «четверо врат».
Мед и гранаты
Фото Flickr Speleolog
По данным Министерства сельского хозяйства, израильтяне потребляют 4000 тонн меда в год. В один только месяц Тишрей они потребляют 2000 тонн. При этом для производства одной банки меда пчелы должны собрать нектар с 5-8 миллионов цветов.
Что касается гранатов, то в течение Рош Ха-Шана израильтяне поглощают около 6 тысяч тонн этих рубиновых плодов, тогда как общее потребление составляет 14 тысяч тонн в год. Израильские селекционеры вывели различные сорта гранатов – одни слаще, другие дольше хранятся. Согласно информации министерства, в среднем израильтяне съедают три граната на человека в год, и два из них – на Рош Ха-Шана.
Блюда из рыбы
Гефилте фиш. Фото Flickr Grafinci
Рош Ха-Шана в буквальном переводе с иврита означает «голова года». Некоторые еврейские общины во время праздничной трапезы традиционно едят голову рыбы или ягненка (или курицы). Другие общины не едят голову рыбы, а украшают ею праздничный стол.
Эта традиция уходит своими корнями в Мишне Тора, где говорится: «Сделает тебя Г-дь главою, а не хвостом». В ашкеназских общинах принято есть рыбу (обычно гефилте фиш), поскольку это древний символ плодородия и изобилия.
Согласно данным министерства сельского хозяйства, в среднем израильтяне съедают один килограмм рыбы в месяц, но на Рош Ха-Шана это число удваивается. В месяц Тишрей израильские потребители покупают 800 тонн карпа (в другие месяцы – 250 тонн), 750 тонн тилапии (в другие месяцы – 550 тонн) и 250 тонн кефали (в другие месяцы – 170 тонн).
Сладости
Фото Flickr Lismi171
Рош Ха-Шана может похвастаться множеством ритуалов для гурманов. Практически все общины воздерживаются от маринованных продуктов (чтобы год не был кислым). Некоторые традиции предписывают избегать орехов, поскольку числовое значение еврейского слова «эгоз» («орех») совпадает со значением слова «хет» («грех»). Тем не менее, существует множество вкусных продуктов, которые можно позволить себе в Новый год. Принято есть яблоки в меду и изюм (чтобы год был сладким), гранаты (раввины утверждают, что в этих плодах 613 семян – столько же, сколько заповедей в Торе), круглую халу (символизирует цикличность года), морковь (символ добрых дел), свеклу (символ изгнания врагов) и, конечно, рыбу (см. выше).
Новый год отмечают в седьмом месяце
Фото Flickr Andreea S.
Вы можете себе представить празднование Нового года 1 июля? Рош Ха-Шана знаменует начало года в иудаизме, но его отмечают в седьмом месяце еврейского календаря. В «Хомеш шени» («Книге Исхода» в Торе) сказано, что первым месяцем года должен быть весенний месяц Нисан. Почему же мы отмечаем его сейчас? Существует множество интерпретаций. Толкователи Мишны утверждают, что смысл вавилонского названия седьмого месяца Тишрей – «новое начало». Согласно Мишне, в иудаизме есть четыре новогодних дня: 1-е Нисана – для восхождения царей, 1-е Тишрея – для календарных лет, шаббатних лет, юбилейных лет и посадки растений, 1-е Елула (или 1-е Тишрея по другим источникам) – для маасера (десятины скота и урожая) и 1-е Швата (или 15-е Швата в наши дни) – для деревьев. Согласно Талмуду, в первый день месяца Тишрей были созданы Адам и Ева.
Закопай шофар
Фото Flickr Matt Ray
Шофар (бараний рог) – важный атрибут Рош Ха-Шана, поскольку он призывает к покаянию во время Ямим нораим (периода от Рош Ха-Шана до исхода Иом-Киппур). Чтобы рог считался кошерным для использования, в нем не должно быть хрящей. Согласно информации иерусалимского фонда «Ави Хай», существует специальная техника для очистки рогов, но лучшим способом считается закопать его, чтобы жуткие твари земные съели лишние ткани.
Чтобы держать шофар в чистоте и избежать неприятных запахов, современные эксперты советуют пользоваться уксусом и перекисью водорода. Один из самых простых способов для очистки рога – гравий (как правило, аквариумный) и мягкий, круглый и упругий мяч Нёрф. Когда в полый рог засыпают гравий, им затыкают широкий конец шофара. Нёрф, который позиционируется как первый мяч для игры в помещениях, мягкий и пластичный, поэтому его легко извлечь.
Двухдневный праздник
Фото Flickr Arun Selvaraj
Раньше Рош Ха-Шана отмечался один день, но коммуникационные проблемы превратили его в двухдневный праздник.
Еврейский календарь основан на лунном цикле, и новый месяц начинается с новолунием. Казалось бы, достаточно посмотреть на небо, чтобы получить убедительное доказательство новолуния, но провозглашать новолуние мог только раввинский совет в древнем Иерусалиме (и позднее в Явне), который затем отправлял гонцов по всей земле для информирования общественности. Поскольку в древние времена не было автомобилей, телефонов и компьютеров, новость часто приходила уже после начала месяца. Когда праздник стал двухдневным, все смогли отмечать его вовремя. Обычай прижился, несмотря на то, что в современном мире очень легко выяснить, когда начинается новый месяц.
Разные названия одного праздника
Фото Flickr shira gal
У Рош Ха-Шана много названий. В Торе он упоминается как Йом Ха-Зикарон – День памяти (не путать с израильским днем памяти павших солдат и жертв терроризма) или Йом Труа (день звучания шофара). Этот праздник также известен как Судный день, поскольку, согласно легенде, именно на Рош Ха-Шана Г-дь судит наши прошлогодние поступки и решает судьбу на следующий год. Считается, что впервые слова «Рош Ха-Шана» прозвучали из уст пророка Йехезкеля, хотя он имел в виду не святой день, а начало года.
Синагога вместо вечеринок
Синагога на улице Дохань, Будапешт. Фото Flickr Jan lyall
Рош Ха-Шана, хоть и является Новым годом по еврейскому календарю, но отмечается без шумных вечеринок и шампанского, в отличие от Нового года в григорианском календаре. На Рош Ха-Шана запрещено работать, и предполагается, что большую часть времени вы должны провести в синагоге. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар.
2016-09-03 17:41:22
... Йом-Кипур в шофар трубят не только ... школах. В Израиле, шофар можно услышать в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Недорогие услуги аренда автовышки любой модели.
* * * в течение всего месяца элул, предшествующего Новому году.
В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, например, в еврейских школах. В Израиле, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.
Все праздники свидетельствуют о Мессии. Рош а Шана — не исключение. В книге Йоханнана мы можем прочесть слова Мессии о празднике Йом Труа.
25 Да, именно! Говорю вам, наступает время, по сути, оно уже наступило — когда мёртвые услышат голос Божьего Сына, и те, которые прислушаются к нему, воскреснут.
26 Ибо подобно тому, как Отец имеет жизнь в Себе Самом, он дал Сыну жизнь, которую тот имеет в себе самом.
27 Кроме того, Он дал ему власть производить суд, потому что он Сын Человеческий.
28 Не удивляйтесь этому — наступает время, когда все находящиеся в могиле услышат его голос
29 и выйдут, творившие добро к воскресению жизни, а творившие зло - к воскресению осуждения. (Н.З. Д.Штерн Иоан.5:25-29)
Во-первых "шма"!
Мертвые должны услышать не мимолетно, а так, чтобы прислушаться. Это говорит о состоянии человеческого сердца по отношению к Богу Израиля: по преступлениям и грехам оно мертво.
1 Ангелу мессианской общины в Сардисе напиши: 'Вот послание от того, кто имеет семисложный Дух Божий и семь звёзд: Я знаю, что ты делаешь - о тебе говорят так, словно ты жив, но на самом деле ты мёртв!
2 Пробудись, и укрепись в том, что осталось, пока и это не умерло! Ибо я обнаружил, что дела твои несовершенны в глазах моего Бога.
3 Итак, вспомни, что ты принял и слышал, и повинуйся этому, и отвернись от своего греха! Так как если ты не пробудишься, я приду, как вор; и ты не знаешь, в какой момент я сойду на тебя. (Н.З. Д.Штерн Откр.3:1-3)
Чтобы изменить что-либо в своей жизни угодным Господу способом, необходимо проснуться для Мессии настолько, чтобы совесть стала чувствительной для покаяния. Это дает нам возможность вернуться к нашему Небесному Отцу.
Проявленная милость — основание для суда!
Умерев за наши преступления, Мессия предлагает нам милость и расположение, чтобы на основании Его жертвы мы имели возможность научиться слушаться заповедей жизни. Милость Божья была проявлена нам для испытания наших сердец: будем ли мы послушны истине или возлюбим свои амбиции, прихоти, идеи? Родители прощали и миловали нас ради чего? Чтобы мы научились верным, правильным поступкам. Милость подталкивает нас к правильным изменениям. Поэтому, если кто-либо эксплуатировал Божью милость для утверждения своих амбиций и гордого "Я", то он занимался не доверием Богу, а аутотренингом, внушая себе, что Бог любит его и помилует, несмотря ни на что. В Мессии проявлена великая милость к грешникам, чтобы далее совершить справедливый и безапелляционный суд. Если мы хотим в чем-либо оправдаться перед Богом или исправить какие-либо поступки, то мы живем во время апелляции. Иешуа — наш ходатай, адвокат.
Воскрешение мертвых.
Иешуа вдохновлял наших праотцов тем, что они не избегут суда Божьего ни в коем случае. Многие оправдывают себя тем, что творят добро. Но есть разница в том, чтобы творить добро человеческое и добро Божье. Это очень просто понять. Многие люди сегодня воспринимают однополые браки, как добро, но по заповедям Божьим — это зло, за которое душа будет судима. Сегодня популярно поклоняться разным идеям и божествам, или вообще отрицать Бога в принципе, но заповедь требует: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Список можно продолжить, но суть одна: Без восстановления живых отношений с Богом Израиля через Мессию Иешуа невозможно даже начать творить Божье добро. Мы оправдываемся не нашими добрыми делами, а Божьими добрыми делами.
Итак, наступило время проснуться, воскреснуть из мертвых, чтобы Машиях освятил наши души небесной радостью Мессианского Царства.
Сегодня вечером я пошла в ближайшую синагогу. Хотелось послушать шофар, возвещающий об окончании Судного дня. Войти не удалось, двор уже был заполнен, и я с трудом нашла место на скамейке неподалеку.