Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «элита»
Станет ли Евразийский союз новым СССР? 2011-10-31 02:57:11
... самосознании политической элиты. Разумеется, ... российская политическая элита рассматривает себя ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Росбалту политолог Андрей Окара. — Россия в лице Владимира Путина предложила окружающим ее странам новое интеграционное объединение — Евразийский союз, который должен прорасти из Таможенного союза и Единого экономического пространства. Зачем это Путину? — Месседж Путина о создании Евразийского союза или, условно говоря, «СССР 2.0», стержнем которого планируется сделать союз России, Беларуси и Казахстана, носит программный характер и может стать идеологическим и политическим мейнстримом нового путинского президентства. Путин уже достиг всего того, чего можно достичь в масштабах российской политики — номинального статуса, реальной власти, денег, восторга девушек, которые «готовы порвать за него». Логично, что ему хочется большего. Создав Евразийский союз, Путин может войти в историю. Подозреваю, что это желание — сейчас для него главная мотивация. — Но ведь сама идея не нова. О Евразийском союзе говорил Назарбаев во времена Ельцина. Где гарантия, что это не очередной предвыборный розыгрыш? — Важно обратить внимание на то, что будет сказано на тему постсоветской интеграции в инаугурационной президентской речи Путина в мае следующего года. Тем более, что теперь нам предложено жить не по концептуальным программам развития, а по программным речам наших двух лидеров. Пока диапазон оценок идеи Евразийского союза широк — от «нуля» (бессмысленная предвыборная «обещаловка») до «бесконечности» (Россия «встает с колен» и приступает к восстановлению евразийской империи). Похоже, сам Путин мечтает о втором сценарии — вспомним его оценку развала СССР как величайшей геополитической катастрофы XX века. Но что в идее Евразийского союза мечта, а что — реальная возможность, будет определено в ближайшие полгода. Пока по характеру информационной кампании вокруг этой темы можно заключить, что власть в ней достаточно сильно заинтересована. Но главное для империи или наднационального объединения — не деньги, а витальная энергия, сверхидея, люди, одержимые новыми перспективами будущего. А что сейчас? А сейчас одна из самых дебатируемых в российском обществе тем формулируется так: «Хватит кормить Кавказ!». Я не оцениваю сейчас причины этих настроений, но вряд ли страна с подобными настроениями способна к какому-либо имперостроительству. — Может ли Евразийский союз быть восточным аналогом ЕС? — Нет, и сразу по нескольким фундаментальным причинам. Потенциальные участники Евразийского союза — это страны с авторитарными политическими режимами, с неофеодальными политическими системами, с доминированием экстенсивного развития, с сырьевыми или полусырьевыми экономиками. В России неблагоприятный климат для бизнеса, для внедрения инноваций, не говоря уже о какой бы то ни было политической или социальной активности. На российской модернизации фактически поставлен жирный крест. Россия в нынешнем виде фактически отказывается от инновационного развития, хотя пропаганда говорит о модернизации и Сколково. Кроме того, Европейский союз — это объединение государств, в котором нет одного-единственного доминатора. В Евразийском союзе никаких альтернатив России как доминатору быть не может хотя бы в силу естественных географических и исторических причин. Ну не могут отношения России и Беларуси (России и Казахстана, России и Киргизии) строиться как отношения Германии и Франции! Ну и еще — вопрос этический. В Евразийском союзе каждая из стран захочет обогатиться или, по крайней мере, решить свои вопросы за счет других. Иначе говоря, пока что нет представления об общем благе, общей выгоде, общих интересах. Впрочем, если учесть, что современная Россия — это государство-корпорация, в котором все ресурсы и возможности принадлежат небольшой группе «акционеров», иначе и быть не может. Акционеры думают, прежде всего, о рентабельности и прибыли, а народ своей страны воспринимают как «непрофильные активы». Что же тут говорить о народах других стран? Можно перечислить ценности, на основе которых существует Европейский союз. И эти ценности привлекательны для тех, кто хочет в него вступить. А на основе каких ценностей будет существовать союз Евразийский? Общее в Европейском и Евразийском союзах — это, по всей вероятности, форма. ЕС — это не федеративное государство, не конфедерация, не обычный международный союз, а некая квазиимперская интеграция нового типа: есть общая валюта (евро), но у некоторых участников — своя (скажем, у Великобритании и Чехии); есть наднациональные органы, но сохраняется суверенитет всех членов, есть Шенгенское соглашение, но не во всех странах оно действует. Возможно, Евразийский Союз тоже станет чем-то таким новым, что сложно определить в категориях современной политической науки и международного права.
— Многие эксперты полагают, что ключевой вопрос для Евразийского союза — «украинский». Может ли новое образование состояться без Украины?
— Может. Но это будет абсолютно иное объединение, чем если бы Украина в него вступила. Хотя бы потому, что для всех российских имперских проектов Украина — «золотая акция» и «критическая масса». Даже СССР умер после того, как УССР провела 1 декабря 1991 года референдум о независимости, а в Москве случилось горбачевско-ельцинское двоевластие. Кстати, и сама идея Российской империи пришла в Москву из Украины: автор «Синопсиса» Иннокентий Гизель, гетман Иван Мазепа, Феофан Прокопович, Стефан Яворский — это люди, создавшие имперский дискурс и модель новой российской государственности.
Но на данный момент я не знаю в Украине политических элит, готовых вступать в объединения, в наднациональных органах которого будет заправлять Россия (точнее, Кремль), — за исключением нескольких откровенных политических фриков и маргиналов, которые уже давно ни на что в украинской политике не влияют. Для одних элит вступление и в Евразийский союз, и даже в Таможенный союз невозможно по идеологическим и политическим соображениям. Для других (нынешних соратников Януковича) — по экономическим мотивам: «донецкие» олигархи искренне боятся, что «питерские силовые олигархи» их порвут в клочья. Насколько оправданы подобные опасения, вопрос сложный и умозрительный, но то, что они боятся, — это факт.
Думаю, если надежд «вступить» Украину в Евразийский союз не останется вовсе (а лично у меня их нет), а в Европейском союзе страну не особо ждут, необходимо разработать максимально приемлемый для всех формат, при котором уменьшался бы риск российско-украинских торговых войн и взаимного геоэкономического шантажа. Вероятно, этому может способствовать подписание Украиной договоров о Зоне свободной торговли и внутри СНГ, и с ЕС.
— Подобное российско-украинское взаимопонимание возможно?
— Теоретически да, но на практике главная проблема в российско-украинских отношениях — не политическая, и не экономическая, а, скорее, из области политической психологии. На частном уровне россияне и украинцы замечательно друг друга воспринимают. Но когда речь идет о межгосударственных отношениях — сразу возникает бетонная стена. Российские политики пытаются «наказать», «додавить» Украину: мол, почему вы от нас ушли? Украинские политики время от времени делают в адрес России какие-нибудь мелкие пакости. В результате — когнитивный диссонанс, абсолютное непонимание и нежелание слышать друг друга.
На рациональном уровне очевидно, что Россия и Украина имеют очень много общих интересов. Но лично я не вижу возможностей для российско-украинского взаимопонимания еще лет десять, а то и больше — пока в российской элите не появится поколение, способное воспринимать Украину «на равных», а в украинской элите — поколение, способное мыслить субъектно, самодостаточно и понимающее, что Западная Европа — это вовсе не «земной рай».
— Не является ли Евразийский союз продолжением концепции «Русского Мира», которую пропагандирует РПЦ?
— Очень правильное сравнение! Путинский Евразийский союз, конечно же, следует сравнить с любимой идеей святейшего патриарха Кирилла о «Русском Мире». «Русский Мир» — это немного модернизированная традиционная панславистская концепция, призывающая объединить под властью Московского патриарха всех постсоветских православных славян. И опять-таки, этот концепт «споткнулся» об Украину. Евразийский союз — концепция не панславистская, а евразийская, мотивированная не геокультурными, а геоэкономическими и отчасти геополитическими аргументами.
— Будет ли отличаться Евразийский союз от тех интеграционных моделей, какими были Российская империя или СССР?
— Несомненно. За последнее десятилетие произошла радикальная мутация российского имперского дискурса. Главное концептуальное отличие: Россия 500 лет была империей континентального типа, а теперь возжелала стать империей торгового (морского, островного) типа.
— Идея «либеральной империи» Чубайса — об этом?
— Судя по всему, да. Чубайс ведь проговорился о новом самосознании политической элиты. Разумеется, речь не столько о его статье восьмилетней давности о «либеральной империи», а обо всем новом политико-экономическом укладе. Во-первых, российская политическая элита рассматривает себя как закрытую корпорацию, которой принадлежит вся страна — точнее, все капитализируемые ресурсы страны. И, во-вторых, российский империализм, российская имперская идентичность и воля к экспансии если и существуют, то не в форме традиционного континентального империализма, а в форме торговой колониальной империи.
— А в чем между ними разница?
— СССР, Российская империя, а ранее Московское царство являлись континентальными империями и «тягловыми» государствами. В их основе лежали некие абсолютные сверхидеи — торжество Православия или победа коммунизма, которыми обосновывалась внешняя экспансия. Когда в XVII веке происходило «воссоединение Великороссии и Малороссии», мотивация была такая, что все православные должны жить в одном царстве. А уже потом смотрели — сколько это будет стоить. Также и в СССР — сперва распространение коммунизма во всем мире, а потом — где взять деньги на поддержку просоциалистических режимов в Африке (ясно, что отбирали у собственного народа).
Континентальные империи, как правило, не колонизируют народы. Они пытаются сохранить, словами Константина Леонтьева, «цветущую сложность», но при этом — победить варварство и установить общий для всех цивилизационный порядок. Ну, например, Советский Союз исходил из того, что в Средней Азии должно быть не только всеобщее образование и здравоохранение, но и опера с балетом, и киностудии — как в Москве, Ленинграде или Одессе. Идеология такого государства исходит из некоторых универсалистских предпосылок. Московское царство ощущало себя «катехоном» — последним бастионом, преграждающим путь злу, Российская империя строилась на более рациональной основе, но считалась именно православным идеократическим государством.
Это не значит, что все должны быть православными (хотя император и императрица обязаны), но именно православные считались имперообразующим стержнем. Причем в XVIII–XIX веках империи выстраивались именно по конфессиональному признаку: Австро-Венгерская империя была католической империей, Османская империя была исламской суннитской, Персия — исламской шиитской. В XX веке государства имперского типа уже начали выстраиваться на идеологической основе: Советский Союз — это коммунистическая идеократия, гитлеровская Германия — социал-националистическая.
Как правило, имперская государственность не преследует цели создать единый народ: когда в Российской империи при Александре III очень жестко взялись за русификацию или в СССР при Брежневе заговорили о «едином советском народе», это стало знаком того, что эти государства скоро лопнут. Континентальная империя, в отличие от торговой колониальной, как правило, не исходит из предпосылок, что имперообразующий народ должен существовать за счет эксплуатации всех остальных. Нередко бывает ровно наоборот: имперское ядро живет хуже провинций. Но главное в континентальной империи — это сверхидея, на основе которой имперское ядро «цивилизует» провинции и присоединенные народы. Именно в подобном формате российская государственность существовала на протяжении последних пяти столетий.
— Хотите сказать, что Российская империя на протяжении последних 500 лет не опиралась на критерий экономической рентабельности?
— Было по-разному. Например, современные сибирские автономисты и сепаратисты считают, что Москва всегда относилась к Сибири как к «внутренней колонии». Но критерий рентабельности никогда не был единственным или главным, как это было в торговых империях. Там всегда было четкое разделение на центр и эксплуатируемые колонии, которые включены в империю ровно до тех пор, пока их эксплуатация рентабельна. Как только необходимые ресурсы для удержания колонии превышают уровень дохода от ее эксплуатации, империя распадается. Рентабельность — это главный принцип существования торговых империй, вроде Британской, Испанской, Французской, Голландской или Португальской.
Российская империя и Советский Союз не исходили из критерия рентабельности: в союзных республиках зачастую жилось лучше, чем в имперском ядре — РСФСР (разумеется, за исключением Москвы и Ленинграда). Невозможно себе представить, чтобы на государственном уровне существовали программы по ликвидации дагестанских, грузинских, казахских или белорусских селений, а программа по утилизации «неперспективных» великорусских деревень существовала. Нечерноземье было превращено в пустыню, великорусская деревня Центральной России как фактор общенациональной жизни перестала существовать, об этом — вся советская «деревенская проза» (Белов, Распутин, Астафьев). Недавно попалось совершенно циничное сравнение: нынешние деревни и райцентры Нечерноземья — это хосписы. Звучит убийственно, но я не знаю, что возразить.
— Значит, Евразийский союз — это первая в наших краях империя торгового типа?
— Пока рано говорить о нем с большой долей определенности. Но больше аргументов в пользу того, что он может стать именно торговой квази-империей. Россия не будет вкладываться ни в какие инфраструктурные и «цивилизаторские» проекты в Центральной Азии (с чего бы, когда в самой России — демодернизация и нехватка ресурсов), но получит оттуда приличную волну уже вполне легальной трудовой и прочей миграции — как ее получила вполне успешная Западная Европа: бывшие колонии жестоко мстят своим метрополиям.
— Почему именно сейчас заговорили о Евразийском союзе? Только лишь из-за нового срока Путина или есть объективные причины?
— В начале 1990-х Россия не имела сил и энергии для поддержания имперского статуса — она сжалась до формата середины XVII века. Сейчас ситуация иная: ресурс экстенсивного развития исчерпывается, а конъюнктура мировых цен на нефть и газ такова, что для самосохранения необходимы новые ресурсы, которые можно привлечь в формате торговой империи.
— И все-таки, Евразийский союз способен сделать жизнь на постсоветском пространстве лучше?
— Хотелось бы в это верить. Однако сделать жизнь лучше может только переход к субъектному и инновационному развитию — спрыгивание с «иглы» ресурсной экономики, переход к новому технологическому укладу, создание возможности для самореализации энергичных и конструктивных людей, выстраивающих точки и очаги роста. А собирание нескольких экстенсивных проектов под одним скипетром едва ли способно дать интенсив и синергетический эффект. Хотя, конечно, если акция «Порву за Путина» будет проходить в масштабах всего будущего Евразийского Союза, — это будет грандиознейшее герлз-шоу! Власти.нет
Тэги: <<русский, в.путин, демократия,свобода,права,правосудие, диссонанс, евразийский, история, кирилл, когнитивный, континентальный, любознательный, мейнстрим, мир>>, мировой, модернизация, ннг, патриарх, политика(видео, политика,геополитика, политический, россия, россия,ссср,русский, союз, ссср-2, ссылка, тексты), украина, украина,белоруссия,другие, элита, язык
Националисты и либералы заодно? 2011-10-26 12:58:03
... , что нынешние властные элиты сумеют сделать выводы ...
+ развернуть текст сохранённая копия
stoletie.ru/print.php?ID=106219 Реплика по поводу статьи Сергея Сергеева «Чего хотят русские?» Каждый народ, да и каждый человек желает быть хозяином в своём доме. Но для каждого народа как, опять же, для каждого человека не менее важен вопрос: а каким должен быть этот дом? Как мне представляется, ответ очевиден. Россия должна быть не «маленькой компактной страной», о которой мечтал покойный Егор Гайдар, а великим, могущественным государством. Величие и мощь государства для русского человека всегда были предметом личной гордости, можно даже сказать, частью его ощущения мировой гармонии. Кстати, это одна из причин раздражения современных русских чванством заокеанской державы, принявшим совершенно непотребный характер после распада СССР. С проектами «как нам обустроить Россию» выступают, что естественно, все политические силы. Однако, в отличие от начала нулевых, ныне всё громче раздаётся голос т.н. несистемной оппозиции. По моему мнению, представителям этой оппозиции - как либеральной, так и националистической, явно не хватает понимания ценности и хрупкости государства. Государственники кажутся им либо продажными циниками, либо невеждами и дураками, а иногда - чудаковатыми мазохистами, ну а уважение к власти – плоским сервилизмом и психологией «выпоротого человека». В этих утверждениях, с моей точки зрения, проглядывает презрение к нашим предкам – строителям империи, которые, на самом деле, были подлинные «мужи силы», а также, сознательная или бессознательная дискредитация русской державности в пользу какой-то иной государственности. Разве не ясно, что не будь у русских великой страны, они не имели бы ни социальных и национальных свобод, а возможно, исчезли бы, как множество племён и народов, не сумевших выстоять в извечной исторической борьбе. Между тем призывы к свержению «коррумпированных антинациональных элит» не являются для нашей истории чем-то новым, если не считать замены термина «эксплуататоры» на броское «баблоцентристы». В прошлом веке Россия пережила две (как минимум) революции. Выиграли русские как нация в 1917 или 1991 годах?.. В 1920 году бывший член ЦК кадетской партии академик В.И. Вернадский запишет в дневнике: «Никогда в истории не было примера, чтобы мозг страны, интеллигенция, не понимала, подобно русской, всего блага, всей огромной важности государственности». Похоже, время и исторический опыт не излечили до конца старой болезни, бациллы которой, увы, поразили даже некоторых профессиональных историков. Как написал один современный мыслитель, русские в случае своего единства «обретают силу лазерного луча, способного прожечь любую броню». Это верно в случае, когда единство охватывает отношения не только соплеменников, но и отношения народ – власть. При таком единстве мы действительно непобедимы. Вообще, соединение в рядах несистемной оппозиции либералов и националистов для русской политической истории кажется противоестественным. Но времена меняются. Некоторые идеологи современного «русского» национализма выступили как «близнецы-братья» отечественных либералов, у большинства которых ясно выражено презрительно-нигилистическое отношение к исторической русской государственности и какое-то просто биологическое непонимание русской идеи (не путать с завиральными «откровениями» Вл. Соловьёва). Националисты всё чаще выступают с резкой и, в целом, несправедливой критикой «коленопреклонённых обожателей - мифотворцев» т.е. наших религиозных мыслителей конца XIX – начала XX века. Они же заговорили о «жвачке русской идеи» и, как следствие, высказали требовательное пожелание русским «смены идентичности». Как тут не вспомнить типологически близкие тесты незабвенного Ильича - «О национальной гордости великороссов» или «От какого наследства мы отказываемся». Что же предлагается взамен? А вот что - «наибольшее количество благ» для русских. Кто спорит, блага необходимы, но как национальная идея это просто катастрофа умирающего «общества потребления». Смысл национальной идеи состоит в понимании миссии и назначения нации и человека, её стержень должен находиться в области идеального, а не опошляться сиюминутным и гнить в мещанских грёзах телесного комфорта. Признаюсь, я слишком высокого мнения о русских, чтобы сводить их бытие лишь к устроению земного быта. Конечно, понимание ценности государства, важности общественной стабильности, без которой невозможно никакое развитие, конечно, не мешает честному русскому гражданину и патриоту видеть вопиющие недостатки, а иногда и проступки (мягко говоря) власти и бороться с ними (но не с самой властью). Прежде всего, в современной России существует, причём давно, фактическое национальное неравенство. Многие малые нации имеют свои республики, управляемые, как правило, местными этнократиями, даже в тех случаях, когда русское население сопоставимо по численности с титульной народностью. В то же время было бы странным, даже комичным официально именовать, скажем, Владимирскую область – русская Владимирская область. Думаю, правы те политики и публицисты, которые считают необходимым отказ от ставшего архаическим, опасным и неэффективным советского национально–административного деления. Кроме того, в высшей степени опасная практика финансирования имеющих высокие демографические показатели национальных образований за счёт вымирающей русской провинции начинает, с моей точки зрения, превращаться из ошибки в преступление. Если добавить сюда постоянную угрозу жизни, здоровью и чести русского человека со стороны нахлынувших мигрантов, которые в не такие уж далёкие времена скандировали - «чемодан, вокзал, Россия», а то и просто убивали «колонизаторов», положение становится просто угрожающим как для русской нации, так и для государства. Очевидно, что в этих условиях политика, особенно в национальной сфере, должна быть подвергнута серьёзной коррекции. В условиях капитализма, где национальная конкуренция, в значительной мере, перешла в область экономическую, русские всегда будут проигрывать хорошо организованным кланам восточных торговцев. Поэтому необходимы специальные программы социальной защиты русских, вкупе с программами поддержки национального предпринимательства. Миграцию необходимо поставить под жёсткий государственный и общественный контроль. Русская культура, язык, образование не должны финансироваться по остаточному принципу. Ну и конечно, необходимо создание политических и общественных структур, в чью задачу входило бы представительство на всех властных уровнях именно русских интересов. Таким образом, можно смело утверждать – русские хотят мощного, динамичного, справедливого государства, унаследовавшего лучшие черты, как Российской империи, так и Советского Союза. Надеюсь, что нынешние властные элиты сумеют сделать выводы из предыдущих ошибок и найти путь к консолидации всех, русских и нерусских, граждан нашего великого Отечества. Уверен, что честное и справедливое удовлетворение наших национальных интересов не принесёт ущерба интересам других народов России, а напротив, будет способствовать их наиболее полному и справедливому удовлетворению. В созидании Русского дома лишними могут быть только враги. Александр Ефремов 24.10.2011 | 13:23 Специально для Столетия
Тэги: властный, власть, демократия,свобода,права,правосудие, идея, либерал, любознательный, мировой, наука, националист, национальный, оппозиция, отношение, политика(видео, политика,геополитика, россия, россия,ссср,русский, русский, социо-гуманитарные, ссылка, тексты), элита, этносы,межэтнические, язык
Мировая элита просто не созрела своевременно 2011-10-16 21:54:21
... . Европейские элиты (и русская элита в частности ... анклавы. Русская элита осознало своё реальное ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Если США завалятся и уйдут в изоляцию в мире вспыхнет куча войн. Мировой порядок рухнет, возникнет другая реальность. Европа в данный момент не может перехватить управление. Очень вероятно, что в самой Европе вспыхнет несколько войн. После поражения Британской Империи во Второй Мировой войне СССР и США на пару более 20 лет разбирали Британскую Империю, Французскую Империю и т.д. Разбирали медленно, по кирпичику, что бы здание реальности не обвалилось. После краха СССР США уже сами разбирали завалы и удержали ситуацию. Вспыхнуло только несколько маленьких войн. Единой мировой элиты нет. Есть группы с самыми противоположными интересами. Европейские элиты (и русская элита в частности) не хотят кормить американских негров и с удовольствием скинули бы всё и ушли жить в анклавы. Русская элита осознало своё реальное место в современном мире (в уголке у туалета) и тоже бы на острова с удовольствием бы свалила. Группы американских элит ситуация устраивает, они цари горы. И уходить и закрываться на островах им не хочется, когда у них вся планета под рукой. Видно, что они готовятся к последней схватке за власть.
Тэги: мировой, простой, своеврем, созреть, элита
Bugatti Veyron: Самый скоростной автомобиль 2010 года 2011-10-09 17:32:41
+ развернуть текст сохранённая копия
В 21 веке скорость стала не просто
одним из определяющих факторов
современного мира, но и наркотиком, увлечением, способом получить острые
ощущения. Автомобильный спорт давно уже вышел за пределы гоночных трасс
и кортов и вылился на городские улицы.
Тэги: автомира:, элита
Сергей Михеев: «Русским объясняют, что русским быть стыдно» 2011-10-06 22:53:55
stoletie.ru/print.php?ID=103519 ...
+ развернуть текст сохранённая копия
stoletie.ru/print.php?ID=103519 Э.В.:Хотя бы в одном документе должна быть графа об этнической принадлежности... Публицист, генеральный директор Центра политической конъюнктуры говорит о том, какая борьба идет в России за право быть русским - Сергей Александрович, вы ведь в депутаты Госдумы не баллотируетесь? Тогда мы не нарушим запрета президента, который потребовал ни в коем случае не использовать тему межнациональных отношений в предвыборной кампании. В советские времена эта самая тема сводилась к неизменному рассказу о дружбе всех и вся. Сегодня же – главным образом к сообщениям о постоянных конфликтах, происходящих в центральной России. А что такое вообще «тема межнациональных отношений»? Вы верите, что в обозримом будущем мы будем смотреть фильмы про любовь русской свинарки Глаши и дагестанского пастуха Мусаиба? - После распада Союза мы продолжаем вести какое-то странное существование. С одной стороны, мы отказались от советской идеологии и критикуем советский период. Но с другой - на практике постоянно пытаемся применять те подходы, которые существовали в СССР, только в каком-то однобоком варианте. То ли по наитию, то ли сознательно пытаемся воспроизводить советскую модель в ее достаточно плоском виде. Давайте будем честны между собой: в СССР дружбы народов, такой, во всяком случае, которая увековечена известным фонтаном на ВВЦ, не существовало. В действительности мы имели дело с достаточно жесткой и хорошо продуманной системой, которая попросту изолировала народы друг от друга, и тем самым снимала угрозу возможных конфликтов. С одной стороны, деление по национально-территориальному признаку имело свои недостатки – всю мощность этой мины замедленного действия мы увидели при развале Советского Союза. С другой – позволяло удерживать людей на территории их коренного проживания. Таким образом, в советское время разные народы, что называется, «не пересекались», мы видели друг друга большей частью на экранах телевизоров, «по телевизору» и дружили. А там, где встречались, напряжение в межнациональных отношениях присутствовало почти всегда. Только вот его радикальные проявления очень жестко подавлялись властью, по шапке получали все, вне зависимости от национальной принадлежности. То есть в советские времена присутствовала иллюзия дружбы народов(?не иллюзия. - Э.В.) – но она поддерживалась строгой привязкой людей к территории проживания, существовал институт прописки. Массовая миграция внутри СССР фактически была запрещена – если на то не было разрешения властей. Народы продолжали существовать в ареалах постоянного проживания, и перемешивались достаточно слабо. Кроме того, в СССР существовал довольно глубоко проработанный идеологический проект глобального характера, который обосновывал дружбу народов как таковую: мы все двигались к коммунизму и боролись за справедливость для всех, независимо от национальности. Теперь ничего подобного нет. Призыв обогащаться - как национальная идея - к консолидации отнюдь не ведет. Наоборот, обогащаться удобнее поодиночке или в составе сплоченной группы. Например, этнической. Сегодня же в России мы имеем дело с очень странной моделью: власть хочет сохранить «советский уровень» межнационального согласия, отменив при этом все сдержки и противовесы, существовавшие во времена СССР. Этот странный подход, кстати, присутствует во многих других сферах нашей жизни, например, в вопросе политической лояльности. Власть требует от народа такой же «любви» к себе, которая была в советское время. При этом полностью отказывается от того социального пакета и тех обязательств, которые брала на себя КПСС. «Сбрасывает за борт» все, что ей неудобно, но одновременно продолжает культивировать слегка измененную систему советских идеологем, думая, что на этом «гвоздике» все будет само собой держаться. Нет, не будет, там, где народы входят в соприкосновение, испокон веков возникали напряженность и конфликты. В первую очередь это касается тех народов, которые представляют различные цивилизационные проекты. Посмотрите, ведь нет у нас конфликтов на межнациональной почве между русскими и украинцами, русскими и белорусами, более того, у нас почти нет конфликтов между русскими и молдаванами, хотя они входят в иную этническую группу. Все потому, что они относятся к одному цивилизационному проекту: христианскому, православному. А практически все «разборки» возникают на почве столкновения, например, христианского и мусульманского цивилизационных проектов - достаточно обратиться к истории, а затем посмотреть, что происходит сегодня. Так что для России подобный конфликт – явление вовсе не исключительное. Поэтому действия наших властей, которые объявляют о своем запрете на обсуждение темы межнациональных отношений, схожи, скажем, с указом о том, что отныне в России обязана быть только солнечная погода. Но дожди от этого, как известно, идти не перестанут. - «Русский народ есть особенный народ в свете, который отличается догадкою, умом, силою. Бог дал русским особые свойства», - так когда-то сказала императрица Екатерина II. Вот из этих ее двух фраз вытекают сразу несколько вопросов. По порядку: имеет ли право так говорить глава государства, не разжигала ли Екатерина II межнациональной розни в стране? - Императрица отлично понимала: государство, которым она управляет, держится на русских. Как на этносе, так и на цивилизационном проекте. Совершенно очевидно, что это государство возникло как государственный проект русских, поддерживалось как форма существования и борьбы русских за их выживание в этом мире, а впоследствии – как продвижение русского цивилизационного проекта, который с давних времен совпадал с проектом православным. В идеологически-религиозном плане он был православным, после падения Византийской империи Россия стала наиболее крупным носителем православного религиозного сознания. К нему можно относиться как угодно, принимать или отвергать, но факт остается фактом: такой проект существовал и существует. - Вопрос второй: она была права? - Естественно! Таким образом она записывала основной этнос в свои союзники. - И вопрос третий: применительны ли эти ее слова к сегодняшнему дню? - Думаю, к сожалению, к нынешним реалиям они применимы меньше. Это связано с процессом внутреннего кризиса, который мы наблюдаем среди самих русских. Разумеется, можно до бесконечности искать внешних врагов - они действительно существуют и сделали немало для того, чтобы мы оказались в кризисном состоянии, там, где мы есть сейчас. Но одновременно следует признать: сам русский этнос существует в состоянии некоего внутреннего самоидентификационного кризиса. Начался он давно, но наиболее остро проявляется с момента разрушения Российской империи и прихода новой, советско-коммунистической идеологической системы, которая основывалась на интернационалистских мифах западноевропейского производства. Развивался кризис по мере уничтожения православного проекта, этим советская власть какое-то время занималась особенно активно. А продолжился в 1991-м, когда русских фактически призвали даже отказаться от идеи традиционной государственности, провозгласив бессмысленность и никчемность всего нашего цивилизационного проекта как такового и необходимость стать в очередь к дверям «более развитой» западной цивилизации. С момента распада Советского Союза русские попали в положение разделенного народа, и таковым в подобных масштабах он стал фактически впервые с момента обретения собственной, единой государственности. - Подробно останавливаюсь на этой фразе императрицы еще и потому, что недавно экспертам-лингвистам поручили установить: не содержит ли пропаганды расовой исключительности и не направлен ли против других этнических групп лозунг «Русские – вперед!», который звучал во время событий на Манежной площади. Одни специалисты дают положительный ответ, другие с ними не соглашаются. А как вы понимаете эти слова? - Думаю, вопрос заключается в том, кто и какой смысл вкладывает в этот призыв. Лозунг расшифровывается программой, если бы мы сказали, что у нас есть план действий под названием «Русские – вперед!», и он подразумевает то-то и то-то, тогда следовало бы давать оценку этим положениям. Но само по себе словосочетание экстремистским считаться не может, в конце концов, в таком случае подобные претензии можно предъявить и любому другому этносу. За сам факт упоминания своего стремления двигаться вперед приписывать пропаганду расовой исключительности?.. Подобные трактовки, на мой взгляд, сродни пропаганде гомосексуализма на Западе: практически любое упоминание о норме воспринимается и оценивается как гомофобия. Подход и в том, и в другом случае одинаков, скажете, что «натуралов» в обществе подавляющее большинство – и вам припишут факт гомофобии. Произнесли «Русские – вперед!»? Значит, вы – расист! - Для тех, кто не помнит: в анкетах, которые советские граждане заполняли при приеме на работу или выезде за рубеж, был пресловутый «пятый пункт», где следовало указать свою национальность. Многие считали его дискриминационным и антисемитским. Сегодня нет ни «пункта в анкете», ни графы «национальность» в паспорте. Все мы стали «россиянами». Но русские хотят быть русскими. Почему? - Думаю, русские продолжают оставаться русскими. Другое дело, что их качества – под действием внешних обстоятельств – к сожалению, меняются не в лучшую сторону. Это так. Все достоинства русских, о которых говорила Екатерина II, действительно продолжают присутствовать в народе, помогают нам выживать и добиваться каких-то успехов. Но как извне, так и внутри России предпринимаются очень серьезные усилия для того, чтобы мы максимально перестали быть самими собой. Грубо говоря, нас хотят заставить разменять эти качества на эгоизм, абсолютную нетерпимость друг к другу, нежелание работать, вечное пьянство, пристрастие к сомнительным удовольствиям и бесконечное «ржание», которое изрыгает телевизор. Определенных успехов в этом направлении добиться удалось, давайте признаем. Что касается пятой графы, уверен, что попытка отменить национальность как таковую обречена на полный провал. К тому же, она противоестественна, почитайте Библию, и узнаете: людей на национальности разделил сам господь Бог. Когда же вы думаете, что своими указами ставите себя выше Бога, то советую подумать о степени своей самоуверенности. Не верите? Посмотрите на многовековую историю: деление людей на этнонациональные и разные культурные проекты имеет глубочайшие корни, которые одним росчерком пера не перерубить. Национальность отменить невозможно – это аксиома. Но есть и еще один момент: в России существует совершено очевидный перекос. Забыть свою национальность предлагают только русским, остальным народам, наоборот, предлагают максимально гордиться их происхождением. Посмотрите, как и при советской власти в двадцатые годы, так и после распада СССР мы видим мощнейший, поддерживаемый властью, всплеск самоидентификации и рост самосознания на национальных окраинах. Повторю: этот процесс стимулируется на государственном уровне, а забыть о своей национальности предлагается только нам, русским. У нас сохраняются национальные субъекты федерации, каким же образом можно бороться с «пятой графой», если внутри самой страны существуют этно-национальные государственные объединения? Ну, попробуйте предложить тем же чеченцам забыть о том, что они чеченцы - пусть с таким заявлением выступит тот, кто ратует за «всеобщую толерантность» и прочие «демократические ценности». Хотел бы я посмотреть, что будет с человеком, который попытается сказать им, что, мол, с этого момента они никакие не чеченцы, а «простые россияне»… - Хотел вас обрадовать. Тем же лингвистам, которым поручили исследовать лозунги «Манежки», дали задание проанализировать высказывание «Я - русский человек». Так вот, они пришли к выводу: эта фраза «является нейтральной, так как не воздействует на психику». Скажите, а что, при развитии «толерантности» и «мультикультурализма» в России в обозримом будущем признание того, что ты русский, может быть расценено как проявление экстремизма? - В идеале именно этого и хотели бы многие из тех, кто разжигает всевозможные проблемы в России, так называемая «демшиза». Вот она к этому и стремится. Их раздражает сам факт существования русских в мире. Вот так – и не иначе. - И – последнее. Россия с ее историей может превратиться в страну, где живут «иваны, не помнящие родства»? - Россию уже много раз стремились сделать именно такой. В 1991-м мы наблюдали еще одну серьезнейшую попытку в этом направлении, и успех, увы, был достигнут. Не всеобъемлющий и не окончательный, правда. Для русских это должно быть сигналом к более трезвому взгляду на мир и пониманию того, что идет борьба за выживание нашего народа. За право быть русскими. И – вообще, за право русских быть. О себе же лично могу сказать: «Слава Богу, что я русский!».
Беседу вел Виктор Грибачев Специально для Столетия
Тэги: <<русские, биология,психология,социология, вперед!>>, демократия,свобода,права,правосудие, дружба, заметка, любознательный, межнациональный, народ, наука, национальный, неангажир., ннг, отношение, политика(видео, политолог, постсоветский, пространство, россия, россия,ссср,русский, россиянин, русофобия, русский, социо-гуманитарные, ссср, ссылка, тексты), человек,его, элита, этносы,межэтнические, язык
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Главная / Главные темы / Тэг «элита»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|