И возьму с тебя клятву Господом, Б-гом небес и Б-гом земли, что не возьмешь ты жену для моего сына из дочерей кенаани; среди которого я живу;
(Берешит 24:3)
После Акеды, Авраам решил найти жену для Ицхака. Выполнять это задание он послал Элиэзера, но сказал ему, что он не желает брать жену для Ицхака из Кнаана. Авраам не доверял Элиэзеру и поэтому заставил его поклясться. И здесь заключается трудность в понимание Торы, ведь в предыдущем стихе упоминается, что Элиэзер заведовал всем имуществом Авраама. У Авраама было к нему полное доверие. Почему же Авраам не доверял ему, когда речь зашла о поиске жены для его сына?
хаей сара духовный уровеньВ том, что касается духовных вопросов, люди обычно доверяют друг другу. Если кто-то увидит, что бородатый человек обедает в ресторане, то он тоже закажет себе еду в этом ресторане без дальнейших вопросов. Если кто-нибудь скажет ему: «Я думаю, вполне можно поступить так-то и так-то», то он сделает это в следующую минуту без дальнейших расспросов. Однако когда речь заходит о «материальных» делах, люди, как правило, изучают вопрос и стараются получить побольше мнений, прежде чем совершить покупку. Если торговец автомобилями скажет: «Верьте мне…», это для них будет далеко не достаточно.
хаей сара духовный уровеньУ Авраама же все происходит как раз наоборот. Когда речь шла о его деньгах, он назначил Элиэзера управляющим и доверил ему все материальные вопросы. Напротив, в делах духовных, когда супруга Ицхака должна была стать следующей Сарой – женщиной, которая будет не только женой, но и проматерью еврейского народа — здесь он Элиэзеру не доверился.(1)
Как-то Раби Исраэль Салантер добирался в удаленный город. По пути он проезжал через маленький городок и решил отдохнуть в одном постоялом дворе. Владелец постоялого двора, поняв, что его гость – глубоко верующий иудей, подошел к Раби Салантеру и спросил: «Извините, а Вы случайно не шойхет (ритуальный резник)? У меня в хлеву корова, которую нужно зарезать. Я обычно для этого езжу в соседний город. Если Вы – шойхет, то Вы можете избавить меня от этой дальней поездки».
Раби Салантер ответил: «Я не шойхет».
Спустя час Раби Салантер подошел к владельцу постоялого двора и спросил: «Не будете ли Вы так добры одолжить мне немного денег?».
«Одолжить Вам денег?» — переспросил удивленный владелец, «Но ведь я же совсем Вас не знаю! Как же я могу поверить, что Вы вернете мне деньги?».
«Посмотрите, что Вы только что сказали», заметил Раби Салантер. «Когда я попросил Вас одолжить мне деньги — даже небольшую сумму – Вы не стали мне доверять, так как я для Вас незнакомец. Однако когда Вам нужно было зарезать Вашу корову, Вы готовы были положиться на меня, хотя у Вас не было ни малейшего представления, кто я такой! Шхита (кошерный убой животных) требует знания сложных иудейских законов. Почему Вы были так уверены, что у меня достаточно страха перед небесами, чтобы быть настоящим шойхетом…?!»