Эмоция – накопляемая и накопленная энергия для изменения или сохранения дистанции и процесса контактирования. Эмоция позволяет менять дистанцию до другого и варьировать интенсивность контакта. Эмоция это структурированное полем, останавливаемое возбуждение организма. Возбуждение порождает и останавливает и организм, и среда, т.е. эмоция принадлежит полю, организму и среде. Дистанция – это полевая характеристика, контакт тоже, энергия эмоции существует и в организме, и в среде. Первоисточник эмоции определить сложно, т.к. есть состояние среды и её влияние на организм, и эмоциональная реакция организма на среду, и есть феномены организма, которые размещаются организмом в среде через эмоции. Эмоция идентифицируется организмом через функции Эго и Персонелити. Базовые эмоции – это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Это эмоции: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вина, нежность, радость, удовлетворение, интерес, удивление, благодарность. (их мы и рассмотрим) Аутичные эмоции – это эмоции, переживание которых возможно без субъекта в среде: отвращение, злость, страх, интерес, радость, удовлетворение, удивление. Контактные эмоции это эмоции к субъекту, т.е. это аутичные эмоции, но направленные к субъекту, и ещё нежность, печаль, благодарность. Социальные или оценочные эмоции – это стыд и вина. Сложная эмоция состоит из взаимодействия простых эмоций: например, зависть состоит из злости, интереса и стыда. Отличительной чертой базовых эмоций является то, что они легко преобразовываются в желание и действие. Сложные эмоции переживаются сложно, потому что они требуют одновременного удовлетворения двух и более потребностей (иногда противоположных). Каждая эмоция поддерживает свой процесс изменения дистанции и активности. Переживая эмоцию, человек настраивает себя на определенные действия, поэтому нет негативных или позитивных эмоций, все эмоции являются позитивными. Скорее есть способность к переносимости эмоции. И удовольствие, нежность и радость некоторые не переносят долго, а вину, обиду и злость хранят годами. При контакте эмоция является рамками и формой взаимодействия организма и среды. Приятно/неприятно переживать эмоцию является следствием отношения человека к данной эмоции, исходя из семейного сценария и опыта. Соответственно, деление на полезная/вредная эмоция – это следствие рационализации, подавления или стимулирования переживания. Чередование напряжения и расслабления организма в среде – это влияние эмоции, т.к. любая эмоция есть выражение потребности и готовит к действию, соответственно приводит к напряжению, но при этом и среда активирует в организме эмоцию. А после полного проявления эмоции и удовлетворения потребности напряжение поля уменьшается. Таким образом, эмоции поддерживают спонтанную саморегуляцию, участвуя в процессе напряжения-расслабления. Токсический уровень эмоции – это такой уровень эмоционального возбуждения, при котором эта эмоция доминирует и тормозит появление других эмоций, разрушает контакт организма со средой, сужает восприятие до тоннельного восприятия, организует чрезмерное сосредоточение энергии без разрядки, ведет к потере ориентировки и способности к тестированию реальности, подмене реальности на представления и фантазии о реальности. При этом возникает предельное возбуждение и состояние непереносимости данной эмоции. Деятельность человека и среды направлены на понижение интенсивности токсической эмоции. Токсической эмоцией может быть любая базовая эмоция. В фоне любой ситуации одновременно есть все базовые эмоции. СТРАХ Страх (испуг, боязнь, ужас, паника) – эмоция возникающая при обнаружении опасности. В страхе есть знание о вредном и разрушительном прошлом и стремление избежать повторения опасного опыта в будущем. Страх предупреждает о возможном нарушении границ. Страх проективен, часто отрицает настоящее, игнорирует реальные возможности и ресурсы. Как правило страх связан с интересом к новизне, изменениям и возможной опасности, с желанием противостоять среде или желанием познавать среду. Через страх удовлетворяются потребность в ориентировании и потребность в изменении ( "чего боюсь, того и хочу" ). Действия под влиянием страха: -
Бегство, избегание, игнорирование, отрицание. -
Замирание -
Защита - Нападение
- Контроль
- Прогнозирование
- Регрессия и беспомощность
- Просьба о помощи
- Рационализация
Страх переживается всем организмом. Можно выделить два типа страхов: 1. Витальные страхи: Страх смерти, Страх безумия, Страх боли и болезни, Страх бессилия, голода 2. Социальные страхи: Страх ситуаций: нищеты, успеха, близости 3. Страх переживаний: беспомощности, бессилия, унижения, ответственности, отвержения (одиночество – это следствие отвержения. Экзистенциальное одиночество – это данность. Бывает одинокое одиночество, следствие отвержения или утраты, и свободное одиночество.) Страх похож на отвращение увеличением дистанции, но в страхе есть энергия для контакта с опасностью, для исследования опасности, разоблачения и победы. Токсичный страх – это ужас и паника. Контактный страх – страх, боязнь. Аутичный – ужас, испуг. ЗЛОСТЬ Злость (раздражение, неприязнь, досада, возмущение, сердитость, гнев, ярость ненависть, бешенство) – это эмоция для изменения существующей ситуации, для изменения и дистанции, и объекта или субъекта контактирования. Если мишенью злости являются изменения отношения, ситуации, то она конструктивна. В случае если невозможно изменить отношения,то злость становится аннигиляционной и направляется или на объект, вызывающий злость, или на себя, на сам организм, или на разрыв отношений, т.к. разрыв отношений это тоже "уничтожение" объекта ( "Он для меня больше не существует" ). Но после внешнего прерывания отношений злость сохраняется в виде желания мести, чувства вины. Внутренние отношения не завершены, и злость является источником энергии для восстановления и трансформации отношений. Причиной злости могут быть голод, боль и страх. Голод или дефицит возбуждают злость в организме для поиска и добывания из среды необходимых элементов среды, для преодоления сопротивления среды. Самый естественный ответ на боль – это злость, которая необходима для уничтожения источника боли. Страх, обозначая опасность в среде, активирует злость для защиты. Злость поддерживает целостность и защиту границ. Злость может быть покрывалом от других, болезненных эмоций, т.к. злость является хорошим обезболивающим и надежным источником энергии. Часто за злостью могут стоять стыд, вина, нежность, горе, страх и другие эмоции. Когда человек начинает переживать болезненное состояние от вины или стыда, то для обезболивания и уничтожения обидчика легко возникает злость. В любой трансформации отношений есть энергия злости. Чтобы построить новое, нужно изменить, разрушить старое. Злость – контактное чувство для уменьшения дистанции. Токсическая злость – это ярость, бешенство. ОТВРАЩЕНИЕ Отвращение (брезгливость, пресыщение, пренебрежение, омерзение, гадливость). Эта эмоция возникает при нарушении границ организма, при котором произошло отравление и разрушение. Отравлять могут запахи, отношения, внешний вид, способ поведения среды. Отвращение – это эмоция для отвержения и удаления с минимумом прикосновения, или, как минимум, для того, чтобы отвернуться. Если организм не может отторгнуть, то он сам отдаляется подальше от объекта отвращения. Отношения при отвращении не развиваются, дистанция увеличивается до тех пор, пока отвращение не сливается с эмоциональным фоном. Отвращение помогает поддерживать целостность и границы, удаляя за пределы организма и за его границы всё, что его разрушает. При этом важно выделять в отношениях со средой отравляющие и поддерживающие отношения Отвращение похоже на страх, т.к. обе эти эмоции увеличивают дистанцию, но отвращение предполагает отдаление и забывание, а страх – отдаление вместе с вниманием к опасности, и потом взаимодействие, т.к. в страхе есть энергия для контакта. Злость и отвращение надо хорошо дифференцировать. Часто среда вызывает отвращение, а человек привычно пытается переживать раздражение и начинает ошибочно приближаться, тем самым, усиливая отвращение. Усиливающееся отвращение вызывает ещё большую злость, и так далее, вплоть до аннигиляционной агрессии. В нашей культуре отвращение табуировано, подавлено, что и приводит, согласно Ф.Перлзу к жадности и корысти. ПЕЧАЛЬ Печаль (грусть, тоска, уныние, скорбь, горе). Эта эмоция помогает завершить отношения, создать новую целостность организма и восстановить границы. Печаль это энергия для завершения процесса потери и утраты. При потере происходит увеличение дистанции помимо желания, воли и контроля. Организм теряет ресурсы: поддержку среды, и внутренние ресурсы, или то и другое. Вместе с утратой приходит внутренняя боль и пустота, которые надо пережить и потом найти чем заполнить внутреннюю пустоту. Печаль помогает проститься с отношениями и согласиться с реальностью. Если привязанность была глубока, то после её утраты возникает ощущение пустоты, и человек может поддерживать образовавшуюся пустоту в ожидании возвращения и восстановления отношений. Если пустота достаточно объемна и нет ресурсов для проживания печали, то возможна и работа по восстановлению границ не может быть завершена, и возникает тоска или острое горе. Признание пустоты и факта, что отношений больше не существует, самое сложное в работе с горем или токсической печалью. Энергия печали направлена на признание пустоты, бессилие удержать контакт, на проживание пустоты и её заполнение. Если другой был значим, то после работы печали, он остается в структуре Я, но уже занимает меньше места и пустота наполняется воспоминаниями, а не фантазиями и надеждами. Часто чувство вины заполняет эту пустоту, сохраняя надежду на прощение и восстановление отношений. Если есть вина, значит, возможно, после наказания и прощения, произойдет возобновление отношений. Аутичному клиенту завершить горевание легче. Горе – это токсическая печаль. СТЫД (ОТВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ). Стыд (смущение, замешательсво, застенчивость, робость, скромность, неудобство, растерянность) – это интроецированное ребенком отвращение, отвержение и игнорирование родителей к самому ребенку. Позже, во внутренней речи, это отвращение звучит так: "Я отвратителен сам для себя. Как мне стыдно быть таким, какой я есть сейчас. Я готов сгореть от стыда, провалиться сквозь землю. Я краснею и прячусь" . Отвращение родителей является для ребенка отвержением, лишением их любви, и ребенок готов разрушить свое неугодное Я, отказаться от части себя, но остаться в контакте с родителями. Таким образом, ребенок, интроецируя стыд, обучается быть в контакте и соответствовать ожиданиям. Стыд – это социализированное отвращение к себе. Энергия стыда возникает из противопоставления идеального Я и оцененного Я, это напряжение между тем образом, каким человек хочет быть или выглядеть, и тем, каким себя оценивает. Оценка создается из самооценки и внешней оценки. Стыд останавливает актуальный контакт, т.к. человек, испытывающий стыд, считает себя недостойным этого контакта, и он должен либо изменить себя, либо уйти. Энергия стыда – это энергия для изменения и преобразования своего Я. Стыд сопровождает любое изменение я, например обучение, демонстрацию своих новых достижений и приобретений. ВИНА (ЗЛОСТЬ НА СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СТРАХ НАКАЗАНИЯ). Человек совершил действие, которое принесло или приносит вред или разрушение другому человеку. Это разрушение может быть реальным, а может быть только предполагаемым. Для торможения таких действий среда возбуждает чувство вины. Также как при переживании стыда, в чувстве вины есть осуждающая значимая фигура, которая злилась на деятельность ребенка, наказывала его и обучила его быть виноватым при определенных действиях. В дальнейшем человек сам испытывает вину для остановки своих действий. Среда, обвиняя, может манипулировать человеком через вину. Вина останавливает текущее действие и эту энергию незавершенного действия перенаправляет на завершение ситуации, т.е. предполагает просьбу о прощении за причиненный вред, принятие наказания, искупление и возмещение этого вреда, получение прощения и продолжение отношений. Вина возможна только в зоне ответственности человека. Вина растворяется в прощении от другого, восстановления и признания границ. Вина предполагает прощение, искупление и наказание, поэтому дистанция будет и на удаление и на сближение. Токсическая вина – это переживание вины за события поля вне зоны ответственности человека. Такая вина поддерживает иллюзию всемогущества, захвата и управления другим через присвоение себе чужой ответственности, а реальные границы при этом игнорируются. НЕЖНОСТЬ Нежность, симпатия – переживание открытости к контакту и доступности для другого человека, усиливает и насыщает энергией процесс контактирования, раскрывает границы. Это эмоция максимального сокращения дистанции, вплоть до слияния, но слияние в нежности подвижное и позволяет легко восстанавливать автономность. Нежность сохраняет границу между Я и Ты, и позволяет образовывать Мы. Нежность иногда вызывает стыд. Энергия нежности берется из потребности в привязанности и близости. РАДОСТЬ Радость – это эмоция, поддеживающая процесс передачи важной и ценной собственности от человека в среду, процесс выделения из организма в среду. Радость поддерживает и укрепляет отношения и контакт, расширяет границы. Радость переживается при излучении любви, знаний, заботы, агрессии. Дистанция сокращается, контакт насыщается. Радость, поддерживая процесс выделения, может не учитывать возможность среды по усваиванию выделяемого организмом. Нежность и радость могут быть агрессивны, если теряются обратные связи организм-среда. Причина радости в избытке. Токсичная радость – это эйфория. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ Удовлетворение поддерживает процессы поглощения и усвоения, дистанция сокращается вначале до минимальной, а потом удовлетворение поддерживает здоровое слияние, при котором взаимодействие максимально полное, а границ нет (усвоение еды в желудке). По мере насыщения удовлетворение уменьшается. Процесс поглощения регулируется парой отвращение и удовлетворение. В процессе поглощения и последующей ассимиляции удовлетворение ослабевает, т.к. возникает насыщение, а отвращение нарастает (самые вкусные кусочки еды это первые кусочки). Далее есть момент, когда удовлетворение по силе равняется растущему отвращению, это самое время для прекращения поглощения и увеличения дистанции до, например, еды. При радости важно сохранить чувствительность к партнеру и не перекормить его, а при эмоции удовлетворения – важно сохранить чувствительность к себе. Радость и удовлетворение поддерживают экологичный обмен в цикле контакта. Токсическое удовлетворение может быть неразборчивостью и ненасыщаемостью. УДИВЛЕНИЕ Удивление поддерживает ориентацию в пространстве, времени и ситуации, останавливает или суживает процесс взаимодействия, фиксирует дистанцию, усиливает границы. Удивление фиксирует внимание на изменениях в поле и дает энергию для ориетировки в нем. Удивление поддерживает спонтанную саморегуляцию, а способность видеть новое в обычном и очевидном поддерживает удивление. Контроль блокирует удивление. Часто удивление затмевается испугом, если уровень тревоги высокий. Причина удивления в изменчивости поля. Удивление блокируется усталостью, т.к. нет сил к адаптации к новому в среде. Токсическое удивление – это шок. ИНТЕРЕС Интерес – это эмоция, поддерживающая сближение и постепенное усиление процесса контактирования. Сокращение дистанции медленное при условии, что другой остается отдельным субъектом со своими границами. Энергия интереса поддерживает контакт через обнаружение, раскрытие и изменение новых фигур. Интерес сохраняется, пока есть новизна и привлекательность различий, и нет слияния, а субъект интереса не захватывается и не подчиняется. Токсический интерес – подглядывание. БЛАГОДАРНОСТЬ Благодарность помогает завершить и прекратить данный контакт, но не отношения. После выражения благодарности дистанция увеличивается, энергия контакта убывает, границы закрываются. Благодарность – это эмоция постконтакта, которая создает новые границы, т.к. поле изменилось в результате контакта. Если в контакте были радость и удовлетворение, и возникли насыщение и легкость, то благодарность возникает легко. Если в контакте переживались злость, отвращение, вина или стыд, то благодарность возникает не столь просто. Если контакт завершается, а благодарность не возникает, то можно предполагать чувство вины, которое продлевает процесс контактирования и мешает завершению контакта. Неадекватная и многократная благодарность унижает. Токсическая благодарность – преклонение и фанатизм. СМОТРИМ НА СТЫД: ВСТРЕЧА С ЦЕЛОСТНОСТЬЮ ЭТОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА "Работать со стыдом – значит работать с привязанностью, интимностью, выставлением, с приятием необходимости строить вместе" .Ж.М.Робин "Ничто так не ослабляет, не парализует, как стыд. Это переживание, которое поражает из глубины, оставляет без ресурсов, заставляет уступать внешнему влиянию, делает добычей того, кто ему подвержен" (Vivian Forrester) Стыд – нормальное событие в нашей жизни, это очень распространенное переживание, вызываемое множеством случайностей, и в то же время оно игнорируется и замалчивается, потому что испытывать его считается признаком слабости. Его корни восходят к возврату, предшествующему ясной памяти, нужно идти к новорожденному и к малышу, совершающему первые шаги. Встреча с этим переживанием воспринимается как чувство "не быть достаточно", в смысле потери нашей идентичности, или чувство поражения. Интересно, что слово СТЫД по-аглийски и по-немецки (shame-shande) черпает свое значение в индо-европейском корне kam/kem, что означает накрывать, завалакивать, прятать. Также интересны итальянские корни – vergognia илиverecondia, или испанский – verguenza. Латинский глагол vereri, от которого они происходят, означает "бояться" или "находиться в ужасе" . Любопытно наконец-то, что от того же глагола происходит итальянское слово riverire – склоняться, кланяться кому-то. (Русское слово стыд происходит от "остужать", "охлаждать", "замораживать" . Находим таким образом три основные элемента в опыте стыда: заволакивать, испытывать ужас и склоняться перед кем то. Не в состоянии находиться перед тобой, я боюсь, что ты можешь открыть насколько я недостоин тебя – поэтому предпочитаю спрятаться и опустить взгляд. "Стыд- это чувство "первородного греха", не действия, когда я совершил эту или иную ошибку, но попросту того факта, что я "упал" в мир, посередине вещей и нуждаюсь в посредничестве других, чтобы быть тем, что я есть. Стыд и страх быть застигнутым в состоянии обнаженности… тело символизирует нашу объективную действительность без защиты… это состояние быть чем то… чем то униженным зависимым… раздавленным чувством того, что ничего не стоишь" . (Сартр, 1943) Вина – это чувство, которое сопровождает опыт совершения чего-то плохого, нарушения моральных кодексов или законов и находящая облегчение или обновление в исповеди, раскаянии или наказании.. Освободиться от стыда – значит принять возможность разочаровать другого и свой собственный идеал. Я не такой как ты, я не такой, как ты ожидаешь чтобы я был, и могу не стыдиться этого. Кто парализован стыдом не имеет тела, в том смысле, что он его не чувствует, оно отсутствует в контакте с собственными чувствами. Не быть на высоте своего идеала: это болезненное осознавание собственного расстояния от идеала часто порождает переживание стыда. Мы стараемся идеализировать учителя и знания, которые он имеет, стараемся найти модели, с которыми можем идентифицироваться, которые можем изучать и через которые можем расти. Индивидуальная разница в реакциях стыда проявляется с раннего детства и зависит как от личностных различий, так и от различных ответов, полученных в процессе социализации; в частности, от воспитательных моделей которые, особенно в нашей культуре, отягощено базируются на стыде. Разница полов интересным образом проявляется в переживании стыда. Для мальчиков более критическими ситуациями являются неуспехи в сферах, утвержденных в качестве важных для самоопределения (достижения и способности) и сексуальной сфере (преждевременная эякуляция и недостающие эрекции). Для женщин – это ситуации в которых присутствует внешний аспект и представление на обозрение других (смущение более присуще девочкам), а также не успешность в межличностных отношениях (близкие и семейные отношения, дружба). Пара, в которой чувство стыда присутствует постоянно, интимность, близость скована и зажата. Мужчина и женщина, которые вступают в близкие отношения, часто игнорируют и недооценивают тот факт, что чувственный, эмоциональный опыт одного и второй могут быть глубоко различны. Эти различия "могут послужить причиной проблем не по вине одного или другого, но из-за недоразумений и ошибочных интерпретаций, которые имеют место" .(M.Levis) В таких отношениях развязываются ссоры и глубокие молчания, новый стыд и изолированность. Часто игра настолько тонка, что нет возможности раскрыть её. Стыд сдерживает, парализует и делает немым. Когда в паре один из партнеров наполнен "атакой" стыда, контакт прерывается: выход одного может запускать в другом чувство дистанцированности или даже покинутости, что случается в отношениях в данный момент. Танец отношений превращается, таким образом, в "кружение в пустоте" . Это проблематично как в период развития идентичности пары, так и в продолжении отношений – для осознания различности нужд и для перевода этих нужд на уровень общих целей. Ясно, не все контрасты пары основываются на разнице между мужчиной и женщиной, и не всё, что касаемо стыда, может увеличить и уменьшить разницу между полами, - но полезно не забывать об эмоциях и чувствах, или лучше о том, что сотворяется из чувств и эмоций. Стыд причиняет боль душе, деформирует восприятие, замораживает тела, может приводить на грань безумия. Тихо-тихо, почти без боли, - также, как почти без боли входил в нас с обесценивающим взглядом родителя слишком взыскательного, - или с торопливым, лишенным любви жестом взрослого, невнимательного, черствого, далекого. Если хотим, чтобы это растение не укоренилось в будущих поколениях в формах всё более искаженных, нужно смотреть ему в лицо, звать по имени, называть громким голосом, узнавать как нечто, что принадлежит нам и принадлежит другому, который смотрит: "Самое худшее, что может случиться, если стыдиться – это верить в то, что ты единственный испытываешь это чувство" . (Эрно). Нужно пройти вновь, с тем кто нас лечит или кого лечим мы, терпеливо, маленькими шажками, с пониманием и способностью прощать, по тем болезненным тропинкам, которые заставили нас спрятать его от нас самих прежде чем от других. ЗАВИСТЬ И УНЫНИЕ ИСТОРИЯ ВОПРОСА Зависть и уныние знакомы каждому, но сила этих эмоций и способность овладения ими различны. Зависть более универсальна, чем принято думать. Хельмут Шток именовал зависть как "базовую антропологическую категорию" . Ницше говорил об "экзистентной зависти" . М.Кляйн писала, что, возможно, зависть ощущается самым большим грехом, так как портится и повреждается объект, являющийся источником жизни. Деструктивная зависть предполагает кражу у объекта того, чем он обладает и его порчу. Яростная зависть подрывает способность к удовлетворению и получению удовольствий, поскольку именно удовольствие и вызванная им благодарность смягчает деструктивный импульс зависти и жадности. Вечно голодный, нищий и раздраженный, неспособный к благодарности характер. По К.Наранхо в основе зависти лежит нарциссическая проблематика. Зависть связана с тщеславием, так как присутствует стремление к недостижимому, сопровождающееся ощущением ущербности и бесполезности. К.Наранхо пишет о "мокрой и сухой зависти" . Сухая зависть апатична – "пустыня" . Мокрая зависть, страстная – "трясина" . ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Зависть – аффективно-когнитивная структура, включающая в себя оценку, сравнение, антиципацию (предвосхищением обладанием), и переживания стыда привязанности, вины, интереса. Зависть маркирует предполагаемые и достижимые ценности. Эмоциональные составляющие зависти: злость для изъятия, разрушения отвращения к нынешнему состоянию и стыд для перехода к другому состоянию предполагаемое удовлетворение от обладания для концентрации на достижении. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Мы завидуем тем, кто представляет для нас угрозу. Угрозу нашему представлению о самом себе. Объект зависти обладает чем-то, что высоко ценится завистником. Зависть сопровождается восприятием чьего-то превосходства, чувством досады, огорчения, унижения, злости. Нередко присутствует неприязнь к тому, кто превосходит, желание или причинение ему вреда. Считается, что чем короче социальная дистанция, тем более вероятно возникновение зависти. Возможна прилипчивость, зависимость, реакции разочарования и лишения. Это страстное стремление иметь то, чего якобы у человека нет. Это описание "мокрой зависти" . Она может вызывать бессилие, апатию, уныние. Что важно, в этом случае, внешне зависть безмолвствует. Астения – дословно раздражающая слабость. Раздражение может выступать, как реакция на отсутствие или низкую оценку полем деятельности человека. Слабость, как результат ретрофлексивного возбуждения, не приносящего удовлетворения. Типичный портрет завистника мог бы быть следующим. Изысканность, творчество – это способ, которым он пытается стать лучше, чем есть на самом деле, проявляя в этом процессе определенную дисциплинированность. Его идеала являются скорее эстетическими, чем этическими. Наряду с дисциплинированностью, которая может принимать мазохистский характер, чертами суперэго типичного завистника являются целеустремленность и стремление действовать по правилам. Сильное суперэго способствует характерному чувству вины, стыда, ненависти к себе (разумеется, скрытой) и самоуничтожения. В современной литературе этот тип называется по-разному – нарциссический, депрессивно-мазохистский и т.д. самый распространенный способ компенсации – интроекция, внесения в себя "хороших объектов", как результат неспособности любить самого себя. Мы много говорим о конкуренции, но если вдуматься, возможно, конкуренция, как действие, порождено завистью, как переживанием. РАЗВИТИЕ. Гипотеза. В основе астении лежит подавленная зависть, или другими словами, грандиозная неосознаваемая самость, не позволяющая вступить в деятельную конкуренцию. Попробуем рассмотреть процесс развития зависти. В начале возникает интерес при восприятии окружающего мира и оценка составляющих этого мира, сравнение со своим миром, миром своей собственности. При обнаружении ценности вне мира предполагается радость от обладания объектом или от применения способностей, удовлетворение от познания, удовольствие от получения нового опыта. Далее возможно либо переживание восхищения, либо зависти. Восхищение развивается, если внешняя ценность не является необходимой, а достаточной. Зависть возникает, если внешняя ценность предполагается необходимой и сопровождается сравнением себя и других, переживанием стыда от нехватки чего-либо в мире собственности и/или во внутреннем мире. Также может возникнуть и чувство вины, что действия человека не приводят к ожидаемым результатам, и в его жизни не возникает или не происходит что-то важное и ценное. Далее возможны планы достижения объекта зависти, и вновь переживания вины и стыда за мысли о способах достижения. Так же может пробудиться страх презрения и отвержения, как проекции собственного отвращения. ЗАЩИТА ОТ ЗАВИСТИ. Дальнейший способ обращения с этими переживаниями зависит от предрасположенности к тому или иному способу обращения со своими эмоциями и методам защиты от зависти. Предположительно, зависть можно избежать следующими способами: 1. Обесценить объект зависти – нет ценности, нет и зависти. 2.Унизить обладателя ценности в чём то другом. Пример – анекдоты об интеллектуальных способностях "новых русских" . 3. Устремиться к чему то ещё более грандиозному, чем выделенная ценность, и тем самым косвенно её обесценить. Как правило, эта новая грандиозная ценность обладает полной ненужностью и бесполезностью для стремящегося к ней, поэтому стремящийся старательно избегает возможности достичь это новое грандиозное и ненужное. 4. Заняться аутотренингом – "а я всё равно лучше, умнее, способнее" . 5. Начать мстить, например, поцарапать гвоздем новую дорогую иномарку. 6.Погрузиться в бесконечные апокалиптические фантазии разрушения. 7. Заняться собой – унижать себя, обвинять. Потратив энергию для достижения на самобичевание. 8. Каждый может добавить свой индивидуальный способ. ЗАВИСТЬ КАК ЗАЩИТА. Зависть переживается не только к предполагаемой и достижимой ценности, возможна зависть как защита. Например, можно испытывать зависть к ненужному и недостижимому объекту или качеству, ограждаясь завистью от реальных действий. Симптомом ложной зависти является разочарование. Если ценность объявлена как желанная, но таковой реально не являлась, то при достижении или получении этой ценности и возникает разочарование, т.к. интроецированная ценность, приведшая к возникновению зависти, не утоляется достижением этой ценности, поскольку не является подлинной ценностью. При ложной зависти приобретенные ценности перестают замечаться как ценности. Так называемая черная зависть имеет два контекста – уничтожение другого (отнять, разрушить, лишить, обесценить) и бесконечное приобретение ненужного и неценного для получения престижа, для получения привязанности, для выигрыша в конкуренции. Черная зависть маскирует ценность не являющейся индивидуальной ценностью, а возможно социальной, референтной, интроецированной. Как следствие – переживание нарциссической ничтожности в силу бессилия достичь условно желаемого. Черная зависть – защита от реального контакта со средой. ЗАВИСТЬ У НАРЦИССИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. Зависть недоступна осознаванию у нарциссической личности, так как вся жизнь их проникнута завистью. Склонность к сильной зависти сопровождается стыдом и чувством омерзения оттого, что личность испытывает эти крайне социально неодобряемые чувства. Нарциссы убеждены в собственной талантливости, гениальности и постоянно испытывая страх разочарования со стороны окружающих, предпочитают отказываться от конкуренции, мотивируя это астенией. Их можно назвать "домашние гении" . Возбуждение есть, а реализоваться оно не может. Здесь два аффекта – ярость или уныние. Вступая в борьбу, предлагая другим себя и плоды своей деятельности, они находятся на грани жизни и смерти. В случае неудачи это заканчивается ментальной смертью, так как возможно будет разрушен основной стержень их жизни: "Я гениален" . Таким образом астения может являться защитой от краха. Предполагается, что тот, кто ничего не делает, имеет право на ошибку. В то же время астения может являться защитой от зависти. Весьма сложно для нарциссической личности признать, что есть кто-то умнее и талантливее, чем он. Признать необходимость различий, заложенных самой природой. И их непреодолимость. Последнее, в свою очередь, связано с осознаванием, что не всё возможно контролировать, что случайность нередко определяет существенно важные оценки. Нарциссическая личность пытается найти закономерности, правила, гарантирующие ей успех и признание у окружающих. И даже будучи успешной постоянно живет в тревоги предвосхищения отрицательной оценки. (с) Лев Черняев |