Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Концепция демократии марксизма: объективность бытия. Мифы ленинской, советско-официозной интерпретации2013-06-05 23:15:47... опыта деятельности Маркса Энгельса, Ленина ... оценок Марксом и Энгельсом политического опыта ... + развернуть текст сохранённая копия Предлагаю Вашему вниманию следующий параграф из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с.
Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.2.Концепция демократии марксизма: объективность бытия. Мифы ленинской, советско-официозной интерпретации 1.Более пессимистична по сравнению с марксизмом в целом современная оценка политической доктрины марксизма. Так, американский ученый У. Адамсон, отдавая должное марксизму за то, что он "дает метод анализа социально-экономической и политической реальности", в то же время выносит однозначный приговор: "...марксизм как политическая идеология умер"29. Подобный вердикт нашел сторонников и среди советских обществоведов. "Для меня очевидно, - отмечал, к примеру, А.С.Ципко,- что политические вывода и рекомендации Карла Маркса полностью устарели. Они, в частности его учение о диктатуре пролетариата, с самого начала было ложным, имело криминальный привкус"30. После прихода к власти в ряде республик бывшего Советского Союза демократических(и „демократических”) сил и начавшегося вскоре вслед за этим процесса декоммунизации негативное (а в ряде случаев и нигилистическое) отношение к марксистской политической доктрине получило широкое распространение и в средствах массовой информации, стало клише массового сознания. Думается, что такой архирадикальный подход, хотя психологически он и понятен, с научной точки зрения является некорректным и вследствие своей абстрактности, внеисторичности, и в силу того, что, несмотря на огромное количество апологетической литературы, посвященной К.Марксу, Ф.Энгельсу и их учению, практически не было в советском обществознании специальных исследований, анализирующих объективно, беспристрастно, во всей полноте, включая весь корпус трудов основоположников, как политическую доктрину марксизма в целом, так и концепцию демократии в частности. Конечно, в отношении политической доктрины марксизма, прежде всего марксистской концепции государства и права, дело обстояло с количественной стороны благоприятнее, чем с марксистской концепцией демократии31. В советской специальной литературе (в сотнях книг, тысячах статей) сравнительно полно изучались процесс становления и развития марксистской политической доктрины, ее содержание. Основной недостаток этой литературы заключается в коммунистической партийности и подцензурности, что вынуждало авторов грешить против истины. Если же поставить на одну чашу весов работы, появившиеся в СССР и посвященные марксистской концепции государства и права, а на другую чашу - работы, посвященные марксистской концепции демократии, то резко опустится чаша "этатизма". Понятно, что, каков политический режим, таков и социальный заказ. Крайне редки работы, лежащие на чаше, взметнувшейся ввысь. Что же касается качества исследований, посвященных концепции демократии марксизма, то, как и в отношении политической доктрины в целом, все они в максимальной степени, даже по сравнению с другими общественными науками, подвергались партийно-полицейскому диктату и в результате в подавляющем большинстве были, строго говоря, ненаучны. Однако и в неблагоприятных для общественной науки обстоятельствах появлялись сочинения (правда крайне редко), что требовало личного мужества от ученого, в которых авторы максимально адекватно интерпретировали политические взгляды К.Маркса к Ф.Энгельеа, в том числе концепцию демократии основоположников марксизма.32 В перестроечное и в особенности в постперестроечное время публикации такого рода перестали быть аномалией. Количество их, хотя имедленно, но увеличивается. Исследуются различные аспекты темы. Изработ, в которых отстаивается значимость марксистской концепции демократии на основе всестороннего анализа политических мыслей К.Маркса и Ф.Энгельса, следует выделить сочинения А.И.Ковлера,В.Л.Лобера,С.Кравченко,В.Б.Пастухова,Б.Г.Тартаковского и др.33 Ряд публикаций Л.С.Мамута посвящены переосмыслению политической доктрины марксизма в целом, выявлению как ошибочных утверждений, так и положений, не утративших эвристической ценности, историко-научной уникальности34. В раскрепощении сознания советского читателя от политических догм большевистской концепции демократии важную роль сыграло исследование Ю.Буртина35. Трудно также переоценить значение "круглого стола", проведенного журналом "МЭ и МО" в 1988 г., и рубрики журнала "Новое время" - "Из истории политической мысли XX века"36. По сравнению с первым томом (1986 г.) во втором томе коллективного труда "История марксизма-ленинизма" (1990 г.) сделан значительный шаг к адекватному воспроизведению политических взглядов классиков марксизма37. Комплексный анализ воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса на бюрократию - проблему, сопряженную с марксистской концепцией демократии, - осуществил Н.Ю.Колпинский38. В той или иной мере рассматривали в "новом прочтении" различные аспекты политической доктрины марксизма в целом, его концепции демократии в частности большое количество авторов:С.С.Алекееев,Е.А.Амбараумов, С.Ю.Андреев,Ю.М.Батурин ,И.Бестужев-Лада , В.Библер,Ю.М.Буртин,Ф.М.Бурлацкий,А.П.Бутенко,Г.Г.Водолазов,Д.А.Волкогонов,Л.Гозман,Л.А.Гордон,Ю.Н.Давыдов,С.Дзарасов,В.Д.Зорькин,Л.Ионин, М.П.Капустин,И.Клямкин, А.И.Ковлер,Ю.А.Красин,В.Н.Кудрявцев,Б.П.Курашвили,Б.М.Лазарев, 0.Лацис,Ю.А.Левада,Г.Лисичкин,Е.А.Лукашова, В.П.Макаренко, Р.А.Медведев,М.И.Мелкумян, А.М.Мигранян, В.С.Нерсесянц, И.К.Пантин, М.И.Пискотин,Е.Г.Плимак,Г.Х.Попов,В.З.Роговин,Я.Г.Рокитянский, А.А.Собчак,Ю.В.Феофанов,Р.И.Хасбулатов,З.М.Черниловский, В.А.Четвернин, Г.Х.Шахназаров,А.Эткинд,А.М.Яковлев,В.Ф.Яковлеви др.39 Вместе с тем парадокс нынешнего состояния политических исследований в странах СНГ состоит в том, что, как и в годы коммунистического диктата, беспристрастных публикаций значительно меньше, чем конъюнктурных. Волна вульгарного антимарксизма буквально захлестнула средства массовой информации. Как уже отмечалось, сочинения современных ниспровергателей К.Маркса и Ф.Энгельса "по банальности, духовной низости, эпигонству и невежеству превысили мировые стандарты"40. Поэтому судить о подлинных политических воззрениях К.Маркса и Ф.Энгельса лишь на основании вышедшей в СССР литературы, документов КПСС или появившихся недавно в странах СНГ исследований явно преждевременно, и стоит пока воздержаться от скороспелых или митингово-базарных оценок.
2.В нашу задачу не входит целостная и полная реконструкция политической доктрины марксизма, хотя, несомненно, она должна быть осуществлена. Мы же будем останавливаться на ряде ее моментов по мере необходимости при исследовании марксистской концепции демократии. Хотя стоит сразу же оговориться (предваряя результаты исследования) , что понять специфику концепции демократии К.Маркса и Ф.Энгельса, без знания политической доктрины марксизма в целом невозможно. Ведь определяющее воздействие на характер пролетарской демократии, по К.Марксу, оказывают именно характер пролетарской власти - диктатура пролетариата - и роль насилия в этой диктатуре. Но и сама марксистская политическая доктрина, в свою очередь, не может быть адекватно истолкована вне контекста социальной философии, экономических и философско-антропологических воззрений классиков марксизма, без учета той роли, которую должно играть в постреволюционном обществе марксистское обществознание. Поэтому первым этапом нашего исследования будет анализ марксистской концепции демократии без учета всего теоретического контекста. Вторым же этапом исследования явится рассмотрение концепции демократии как интегральной части политической доктрины, а затем и всей социальной философии в целом. Лишь после завершения второго этапа исследования - синтеза - возможна аутентичная реконструкция марксистской концепций демократии. 3.Прежде всего следует констатировать, что без преувеличения настоящей terrа incognitaв политической науке в странах СНГ является проблема соотношения взглядов В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, И.В.Сталина, Н.И.Бухарина, других вождей большевизма по вопросам демократии с концепцией демократии К.Маркса и Ф.Энгельса. По отмеченной выше причине связь между большевизмом и марксизмом в указанной области официальным советским обществознанием долгие годы искажалась. Мы разделяем точку зрения Л.С.Мамута, изложенную им в связи с сопоставлением политических взглядов основоположников марксизма с воззрениями В.И.Ленина, что нельзя "более отделываться одними общими словами типа "восстановил", "продолжил", "поднял на новую ступень", "обогатил", "развил". Далеко не прозрачным и простым является данное соотношение. Оперируя набором приевшихся штампов, его не раскрыть"41. Для того чтобы выявить подлинное соотношение политических взглядов В.И.Ленина, других лидеров большевизма с политической доктриной классиков марксизма, необходимо новое, неконъюнктурное прочтение произведений как К.Маркса и Ф.Энгельса, так и вождей большевизма. Проблему аутентичного прочтения классиков марксизма, неоднократно поднимавшуюся коммунистами на Западе по мере их прозревания (например, Э.Фишером в 60-е гг. или еврокоммунистами в 70-е гг.), впервые публично, "во весь голос" в СССР поставил в первые годы перестройки А.Н.Яковлев, продолжавший затем многократно настаивать на ее решении42. Лишь после этого у советских обществоведов, давно понимавших настоятельную необходимость "нового прочтения", но не решавшихся нарушить табу, появилась возможность публично конкретизировать мысль секретаря ЦК КПСС применительно к своим областям исследования. "Новое прочтение" идейного наследия К.Маркса,Ф.Энгельса, В.И.Ленина по вопросам государства, права и политики, продолжая мысль А.Н.Яковлева, резонно подчеркивал Л.С.Мамут, предписывает категорический отказ от презумпции непогрешимости и непререкаемости (заимствованной из арсенала богословия) идей основоположников43. Одна из специфических трудностей в исследовании марксистской концепции демократии для советских ученых до начала процесса деленинизации состояла не только в необходимости топтаться в жестко очерченном, догматизированном и канонизированном мире идей партийных документов, но и в обязанности неуклонно следовать за оценками и выводами анализа В.И.Ленина в ситуациях, когда предмет исследования вождя большевизма и советского обществоведа совпадал. В частности, выводы В.И.Ленина в работе "Государство и революция" в отношении сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса "Манифест коммунистической партии”, "18-е брюмера Луи Бонапарта", "Гражданская война во Франции", "Критика Готской программы" и других предопределяли результаты исследования до его проведения. Дело вовсе не в том, что В.И.Ленин всегда ошибочно интерпретировал взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса, а прежде всего в том, что в тех случаях, когда исследователь приходил к другим выводам и оценкам, чем В.И.Ленин, у него не быловозможности выразить печатно свою точку зрения. И, зная об этом, ему не оставалось ничего другого, как становиться на комментаторско-систематизаторский путь исследования и заниматься апологетикой. Что же касается адекватности интерпретации В.И.Лениным классического наследия, то, как мы убедимся в дальнейшем, он воспринимал политические воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса зачастую конъюнктурно, сквозь призму революционной ситуации в России летом 1917 г. или гражданской войны, ставя во главу угла интересы завоевания и удержания власти. Кроме того, В.И.Ленин не всегда учитывал многоплановость, объемность содержания марксистской политической доктрины, противоречивость эволюции взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса, неоднозначность их теоретического наследия. Все это лишний раз убеждает в необходимости "нового прочтения". Примером “нового прочтения" (хотя и небесспорного) многих известных, а также оставшихся в тени произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, затрагивающих проблему демократии, может служить сборник статей и выступлений главного теоретика компартии Японии Т.Фувы "Исследование демократии в научном социализме. Из опыта деятельности Маркса Энгельса, Ленина", вышедший в 1990 г. в Токио44. То, что в КПСС с трудом пробивалось к жизни с конца 80-х гг. - свободное научное исследование - в компартии Японии стало явью еще в 70-е гг., когда она, перейдя на платформу еврокоммунизма, отказалась от догматического толкования социалистических идей. 4.Первый вопрос, который перед нами встает, когда мы начинаем анализировать политическую доктрину К.Маркса и Ф.Энгельса, состоит в правомочности самой постановки вопроса о существовании классической марксистской' концепции демократии, объективности бытия этой концепции. С формальной стороны возможны два ответа: "да" или "нет". Оба они представлены в специальной литературе. Парадокс заключается в том, что и положительный ответ советской апологетической литературы, и отрицательный ответ антимарксистской литературы по сути дела тождественны в том, что фальсифицируют подлинные представления К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам демократии. Однако имеется еще и третий вариант ответа, совмещающий оба подхода: "да и нет". Именно такой амбивалентный ответ попытался аргументировать В.Л.Лобер. Обоснование им отрицательного момента амбивалентного ответа зиждется на двух посылках. Во-первых,у Маркса де отсутствуют теория демократии как таковая, подход к демократии как к абстракции, как к явлению. Во-вторых, Маркс занимается демократией не самой по себе, а главным образом в связи с проблемой государства. Правда, В.Л.Лобер тут же добавляет, что тем не менее подход Маркса к проблеме демократии через призму государства позволил ему в своих работах (называются два сочинения 1843 г.: "К критике гегелевской философии права" и "К еврейскому вопросу") поставить ряд фундаментальных вопросов, раскрывающих его понимание концепции демократии45. По нашему мнению, классическая марксистская концепция демократии, безусловно, существует как сумма взглядов, система знаний К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам демократии, причем взглядов развивающихся, неоднозначных, теоретически неравноценных, противоречивых.По своей структуре эти воззрения гетерогенны, неоднородны: одни элементы по своему характеру были научными и гуманистическими .другие - утопичными, идеологическими, антигуманными. В силу этого концепция не носит целостного характера, не завершена. Говоря о марксистской концепции демократии, следует различать два момента: I) полемические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса по проблемам демократии, материализованные в текстах не непосредственно, а опосредствованно, через исследование сопряженных проблем государства и путей пролетарской революции и 2) изложение ими своих политических взглядов в произведениях, посвященных специально проблемам демократии. Специальных произведений или значительных фрагментов в сочинениях, гдe главным объектом анализа являлась бы демократия, действительно у К.Маркса и Ф.Энгельса нет (за исключением вышеупомянутых: "К критике гегелевской философии права" и "К еврейскому вопросу"), но свое понимание проблемы демократии, свою концепцию демократии они высказывали опосредствованно неоднократно, прежде всего через рассмотрение трех проблем: государства, диктатуры пролетариата и путей революции. 5. Мало какие идеи К.Маркса и Ф.Энгельса в советском обществознании истолковывались столь превратно, интерпретировались так произвольно по сравнению с подлинным смыслом первоисточников, как концепция демократии. Можно выявить целую гирлянду мифологем по этому поводу в советской историографии марксистской политической мысли. А.Один из основных, едва ли не главный политический миф, господствовавший в официальном срезе общественного сознания бывшего СССР на протяжении почти семи десятилетий, заключался в том, что К.Маркс и Ф.Энгельс, указывая на установление пролетариатом демократического строя, рассуждая о пролетарской демократии, подразумевали под этими понятиями во всех случаях установление некой особой пролетарской, социалистической демократии, на порядок выше буржуазной, противоположной ей. Во избежание недоразумений следует специально подчеркнуть, что советская политическая мифология прошлых лет, указывая на противоположность буржуазной и социалистической демократии в концепции К.Маркса и Ф.Энгельса, имела в виду именно противоположность политических форм, политических институтов, методов и форм осуществления функций государственной власти. Другими словами, речь, к примеру, шла отом, что К.Маркс и Ф.Энгельс уже в 1845 г. полагали, что пролетариат, устанавливая, завоевывая демократический строй, тем самым устанавливает принципиально новые политические институты, государственные демократические формы по сравнению с демократическими политическими институтами, существовавшими в капиталистическом обществе46. Б. Еще один миф, связанный с первым и касающийся периода становления концепции марксизма, заключался в следующем: молодые К.Маркс и Ф.Энгельс в начале 40-х гг. придерживались идеалистических и революционно-демократических взглядов. По мере же того, как у них складывалось материалистическое понимание истории и осуществлялся переход от революционного демократизма к научному коммунизму, они соответственно переходили от абстрактно-идеалистического понимания проблем демократии к идее диктатуры пролетариата, знаменующей собой разрыв с буржуазной демократией47. В.Другая разновидность этого мифа, более распространенная, сформировалась путем умолчания проблематики демократии, которую К.Маркс и Ф.Энгельс разрабатывали на протяжении десятилетий творчества48.Если прочитать многочисленные сочинения, посвященные становлению и эволюции политических воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса, то сложится представление, что классики марксизма основное внимание уделяли, наряду с проблемами государства, проблемам диктатуры пролетариата. Что же касается проблем демократии, то, с точки зрения авторов этих сочинений, К.Маркс и Ф.Энгельс их не разрабатывали, а если и затрагивали, то мимоходом, являясь при этом адептами специфической пролетарской демократии, противоположной "буржуазной".
Из последних работ в качестве примера упомянем книгу А.С.Ципко "Насилие лжи, или Как заблудился призрак", в которой автор в ряде случаев односторонне анализирует тексты классиков, замалчивая их концепцию демократии и не замечая, что К.Маркс и Ф.Энгельс при определенных условиях вовсе не противопоставляют диктатуру пролетариата "буржуазной" демократии и отнюдь не всегда пишут о необходимости насилия, страха при диктатуре пролетариата. Поэтому безоговорочное утверждение А.С.Ципко о том, что "нетерпимость Ленина к политической свободе... от марксистского убеждения, что буржуазные права исвобода, буржуазный парламентаризм и свобода печати должны пасть в ходе победоносной пролетарской революции”49, явно некорректно. Однако далее А.С.Ципко не совсем последовательно для самого себя отмечает, что учение К.Маркса "содержит в себе сразу два отрицающих друг друга ответа... В текстах Маркса можно найти подкрепление для любого экономического, политического решения"50. Не беремся судить о всех аспектах марксизма, но концепция демократии марксизма действительно амбивалентна, хотя и не безусловно. Основание для последнего мифа - назовем его "белое пятно демократии" или "фигура умолчания" - действительно есть, на что мы уже обращали внимание. Прав в данном случае Ю.Буртин, отмечающий, что для классиков марксизма "тема демократии не имеет...самостоятельного значения, а рассматривается лишь как определенная грань двух других важнейших для них вопросов: о диктатуре пролетариата, во-первых, о судьбе государства в сложившемся коммунистическом обществе, во-вторых"51 . Но Буртин прав лишь отчасти, ибо полная правда заключается в том, что несамостоятельность тематики демократии в теоретических исследованиях К.Маркса и Ф.Энгельса отнюдь не означает, что классики марксизма недостаточно внимания уделяли демократии в рамках вышеупомянутых самостоятельных тем, а также темы, которая почему-то вообще не упоминается Ю.Буртиным и вскользь упоминается В.Л.Лобером: проблема формально-демократического и относительно мирного пути социалистической революции. Последняя тема имеет самостоятельное значение в теоретическом наследии классиков, она достаточно полно ими разрабатывалась на протяжении почти полувека.и непосредственно сопряжена с проблематикой демократии. По мнению же политических мифологов, приращение, приумножение знаний в политической доктрине марксизма произошло за счет перехода К.Маркса и Ф.Энгельса от представлений, основывающихся на ценностях политической демократии (так называемой "буржуазной демократии”), к представлениям, основывающимся на ценностях диктатуры пролетариата. Вообще-то, концепция путей революции в целом, формально-демократического и относительно мирного пути в частности интерпретируется вплоть до последнего времени сплошь и рядом искаженно. К примеру, Р.А.Медведев, исследуя проблему большинства в социалистической революции, строит свою концепцию на основе мнения классиков марксизма, якобы категорически противопоставлявших демократические, без военно-бюрократической машины политические условия США и Англии, где только и был возможен относительно мирный путь, с одной стороны, иавтократические и военно-бюрократические политические условия континентальной Европы, где такой путь был-де, принципиально невозможен - с другой. Однако при этом Р.А.Медведев странным образом замалчивает важнейшие тексты позднего Ф.Энгельса, согласно которым в Германии 90-х гг. существовала конкретная возможность относительно мирного и формально-демократического пути революции, а не только принципиальная возможность такого пути в 70-х гг. в Англии иСША, а также в Швейцарии, Голландии и Франции, о чем также писали К.Маркс и Ф.Энгельс и о чем умолчал Р.А.Медведев52 . Г. Поэтому мы вправе ставить вопрос о том, что к "белому пятну демократии" в историографии марксизма примыкает и "белое пятно формально-демократического пути революции".Фактической фальсификацией, также берущей свое начало от Ленина, а затем повторенной тысячекратно в писаниях отечественных обществоведов, вплоть до последнего времени, является, во-первых, подмена анализа формально-демократического - относительно мирным путем (хотя, конечно, они взаимообусловлены), а во-вторых, сведение всей концепции формально-демократического пути пролетарской революции, развиваемой Марксом и Энгельсом почти в течение полувека, к спорадическим высказываниям Маркса 70-х гг., мол-де допускавшего принципиальную возможность такого пути в Англии и США в 70-е гг. ХIХ в. только в виде исключения53. Д. Еще один миф, искаженно отображающий марксистскую концепцию демократии, связан с ленинской интерпретацией Марксовой идеи о необходимости слома буржуазного государства. Этот миф в силу того,что его автором являлся В.И.Ленин, сфальсифицировавший по данной проблеме подлинные взгляды классиков марксизма в своей работе "Государство и революция", был растиражирован в советской литературе бесчисленное количество раз. Напомним, что, согласно В.И.Ленину, классики марксизма после революции I848-I85Iгг., сформулировав положение - являющееся главным, по его мнению, в учении марксизма о государстве - о необходимости слома буржуазной государственной машина, не указывали-де при этом в 1852 г., чем сломанная государственная машина может быть заменена. И лишь после Парижской коммунны на основе ее опыта К.Маркс определил те государственные институты, которые должны будут прийти на смену сломанным54.При этом В.И.Ленин в отличие от К.Маркса вовсе не дифференцировал содержание термина "слом" применительно к 1852г. Е. Продолжением этого мифа является другой, состоящий в одностороннем преувеличении, вплоть до абсолютизации, выводов и оценок Марксом и Энгельсом политического опыта Парижской коммуны и противопоставляющий "буржуазную" демократическую республику как-де государственную форму буржуазной демократии - принципиально новому типу и виду республики наподобие Парижской коммуны - Республике Советов, созданной стихийным творчеством народа и являющейся единственно адекватной полугосударственной формой пролетарской демократии. Нет нужды пояснять, что "великая" политическая утопия Ленина - "Государство и революция" - целиком посвящена обоснованию именно этого мифа. И. Наконец, своего рода интегральной фальсификацией является миф, согласно которому обе концепции демократии марксистская и ленинская - в целом тождественны. Вслед за вождем большевизма, сознательно фальсифицировавшим тексты классиков с целью обосновать и "освятить" ссылкой на них свою политическую доктрину и оправдать узурпацию, террор и диктатуру, установленную после Октября 1917 г. в России, такую же позицию как единственно возможную широко и усиленно пропагандировал и официальный советский "марксизм-ленинизм". Ее придерживается, в частности, и Ю.Буртин в своей работе "Ахиллесова пята исторической теории Маркса"56. Парадоксально, что автор, анализирующий уязвимые места Марксовой теории общественного развития, солидаризируется с теми, кого он критикует - идеологами канонизированного марксизма-ленинизма.
ПРИМЕЧАНИЯ 29Цит. по кн.: ЧепуренкоА. Ю. Одиссея марксизма.Указ.соч.С.6. 30Освобождение духа.Указ.соч. С.347. 31См., например: История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С.Нерсесянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юридическая литература, 1988. С.461-500; Марксистско-ленинское учение о государстве и праве: История развития и современность/ Редкол.:Н.В.Витрук, Л.С.Мамут и др. М.: Наука, 1977. С.18-49; Маркс и современная политическая теория/ Редкол.: Г.Х.Шахназаров и др.М.: Политиздат, 1986. - 127. с. ; История политических учений.Ч.II./Под ред. К.А.Мокичева. М.: Высшая школа», 1972. C.3-I40; имногие другие. 32См.,например:Багатурия Г.А.Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе М.: Политиздат,1972.С.83-84. По смежной проблеме В.А.Почепков значительной степени аутентично интерпретировал воззрения В.И.Ленина в работе "Ленин и проблемы мирового революционного процесса" (Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 103 с.). Приходится также поражаться тому, как могли появиться на свет в конце 60-х гг. две книги по методологии обществознания, делающие честь любому издательству и в начале 90-х гг.: Историческая наука и некоторые проблемы современности. Статьи и обсуждения/Ред. кол.: М.Я.Гефтер (отв.ред.), А.Я.Грунт и др. М.: Наука, 1969. - 429 с.; Философские проблемы исторической науки / Отв.ред. А.В.Гулыга,Ю.А.Левада. М.: Наука, 1969. - 319 с. 33См.: К о в л е р А. И. Исторические формы демократии: проблемы политико- правовой теории. М.: Наука, 1990. С.242-251;Л о б е р В. Л. Демократия: отзарождения идеи до современности. М.: Знание, 1991. С.19-32; КравченкоС. В поисках демократической власти // 1991. №9. С .41-49; ПастуховВ. Б. К исторической оценке некоторых взглядов марксизма на буржуазную демократию// СГП.1990.№9. С.95-102; Материалы Энгельсовских чтенийсм.:МосоловВ. Г. О новых подходах в марксоведении (К 170-летию со дня рождения Ф.Энгельса) // ВИ КПСС. 1991.№ 3. С.139-142. Наряду с докладом Б.Г.Тартаковского интересны выступления Я.Г.Рокитянского и Н.Ю.Колпинского, доклад А.Ю.Чепуренко; Материалы "круглого стола"см.: Выгодский В. С., ФедоровскийН.Г. К новому осмыслению теоретического наследия Маркса и Энгельса// ВИ КПСС. 1990. № 9. С.148-155. Здесь по интересующей нас теме выделяются доклад Н.Г.Федоровского, а также выступления Я.Г.Рокитянского, Н.Ю.Колпинского и Б.Г.Тартаковского. 34См.:Мамут Л.С. Учение Маркса о государстве требует переосмысления //ОНС. 1991. № 5. С.100-108. 35См.: Б у р т и н Ю. Ахиллесова пята исторической теории Маркса.Указ.соч. С.3-48. 36См.: Круглый стол "МЭМО" по теме: "Западная демократия и проблемы современного общественного развития" // МЭМО. 1988. № 11. С.5-18; 1989. № 2. С.71-84; НВ. 1989-1992. №1-52. 37Сравните первый и второй тома: История марксизма-ленинизма. Формирование, развитие и распространение марксизма, утверждение его в рабочем движении. 40-е годы XIX века - 1871 г./ Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС; Редкол.: В.Ю.Самедов и др. М.: Политиздат, 1986. С.266-269 , 350-353 и др.; История марксизма-ленинизма. Марксизм в период формирования массовых социалистических партий IIИнтернационала (70-90-е годы XIХ в.) Ч.I/Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; Редкол.: С.С.Волк и др.М.: Политиздат, 1990.С.66-74, 85, 103-106. 38К о л п и н с к и й Н. Ю. Маркс и Энгельс о бюрократии // ВИ КПСС. 1991. № 5. С.58-72. 39Естественно, мы не можем привести все публикации перечисленных авторов. Ограничимся тем, что укажем на сборники (в хронологическом порядке), где содержатся статьи большинства из них: Иного не дано. М.: Прогресс, 1988. 680 с.; В человеческом измерении/ Под ред. и с предисл. А.Г.Вишневского. М.: Прогресс, 1989.- 488 с.; Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа Ред.-сост. Ф.М.Бородкин и др. М.: Прогресс, 1989. - 592 с.; Пульс реформ(Юристы и политологи размышляют)/ Сост. Ю.М.Батурин.М.: Прогресс, 1989. - 378 с.; Осмыслить культ Сталина/ Ред.-сост. Х.Кобо. М.:Прогресс, 1989. - 656 с.; Социализм: между прошлым и будущим/ Ред.-сост. В.П.Киселев, И.М.Клямкин. М.: Прогресс, 1989. - 424 с.; Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: Политиздат, 1989. - 512 с.; СССР: демографический диагноз/ Сост. В.И.Мукомель. М.: Прогресс, 1990. - 696 с.; Драма обновления/ Сост. и общ ред. М.И.Мелкумяна. М.: Прогресс, 1990. - 680 с.;Вождь. Хозяин. Диктатор: Сборник/ Сост. А.М.Разумихин. М.: Патриот. 1990. - 575 с.; Право и власть/ Сост. А.А.Протащик. М.: Прогресс, 1990. - 528 с.; Через тернии/ Сост. А.А.Протащик. М.: Прогресс,1990.- 792 с. Понятно, что при этом мы не касаемся вопроса о том, в какой мере аутентично воспроизводятся политические воззрения основоположников марксизма, хотя по этому поводу как раз и существуют большие сомнения. Так, например, удивляет, что С.С.Андреев в своей статье "Политический режим и политическая демократия" (СПН. 1992. №2-3. С.10- 22), раскрывая заявленную тему отчасти с марксистской, отчасти с большевистской позиций (что, естественно, является личным делом ученого), в обоснование их ухитрился делать ссылки только на Ленина, видимо, полагая, что взгляды последнего по данному вопросу тождественны с концепцией демократии К.Маркса и Ф.Энгельса. Еще более поразительно, что в статье Е.Чобу, посвященной марксистской политической доктрине (См.: Ч о б у Е. Марксизм и политика // Политика (Кишинев). 1991. № 5. С .14-22), нет ни слова о концепции демократии основоположников марксизма. 40Марксизм: проблемы, противоречия, перспективы//ВМУ.Сер.12. 1990. № 5. С.48. 41Пульс реформ.Указ.соч. С.99. 42См.: ЯковлевА. Н. Общественные науки на новом этапе перестройки // ВВШ.. 1988. №2. С.7; Он же. Социализм: от мечты к реальности // К-ст. 1990. № 4.С11. Не случайно две уже подзабытые работы Э.Фишера в соавторстве с Ф.Мареком носят симптоматичные названия: "Что действительно говорил Maркс?" и "Что действительно говорил Ленин?” [Fischerе. (unterMitarbeit von M агеk F.).Was Marx wirklich sagte? Wien; Frankfurt; Zurich, 1963; FischerE., M a r e k F. Was Lenin wirklich sagte? Wien; Munchen; Zurich, 1969]. 43См.: Пульс реформ.Указ. соч. С.91; Мамут Л.С. Учение Маркса о государстве требует переосмысления. Указ.соч.С.100-108. 44См.: Фува Т. Исследование демократии в научном социализме// ОMP. 1991. № 9. С.44-47. 45Л о б е р В. Л. Указ. соч. C.19. 46См.,например: История марксизма-ленинизма.Формирование, развитие и распространение марксизма, утверждение его в рабочем движении.Указ.соч. С.268-269; История политических учений. Ч.2: Учебник / Под ред. К.А.Мокичева.Указ.соч. С.23; Корню О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс.Жизнь и деятельность. 2-е изд., доп. T.I. 1818-1844. М.: Прогресс, 1976. С.595. 47См.: История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. В.С.Нерсесяяца.Указ.соч.С.495-496; ОйзерманТ. И. Формирование философии марксизма. 2-е изд., дораб. М.: Мысль, 1974.С.190-276. 48См., например: История философии. Т.З/ Под ред. М.А.Дынника и др. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.39-41. 49Ципко А.С. Насилие лжи, или Как заблудился призрак. М.: Молодая гвардия,1990. С.20, 47, 49-50 50Там же. С.78. 51 Б у р т и н Ю. А. Указ.соч. С.З. 52См.:МедведевР.А.Проблема большинства и меньшинства в социалистической революции // ВИ КПСС. 1990. № 7. С.66. Специально для Р.А.Медведева, перечисляем соответствующие, тексты Ф.Энгельса: К критике проекта социал-демократической программы 1891 года. - Соч. Т.22. С.237: К США и Англии Ф.Энгельс добавляет Францию; Социализм в Германии. - Соч. Т.22. С.252-253: Здесь упомянута, причем с цифровыми прогнозами, Германия. А раньше, 4 февраля 1886 г., в письме к Ф.Д.Ньювенгейсу Ф.Энгельс пишет о Голландии и Швейцарии. - Соч. Т.36. С.368-369. Голландию как предположение называл и К.Маркс. - Соч. T.I8. С. 153-154. 53См.: Ленин В. И. ПСС. Т.37. С.104, 247. 54Там же. Т.ЗЗ. С.28-31, 40-56. 55Там же. С.36-56. 56См.: Б у р т и н Ю.А. Указ. соч. С.5, 13. Тэги: а.с.ципко, демократия, демократия,свобода,права, доктрина, к.маркс, к.маркса, концепция, ленинизм, любознательный, марксизм, миф, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, социо-гуманитарные, текст, тексты), учение, ф.энгельса, философия Бульвар Роз - первая в России модная улица (Энгельс, 01.06.13)2013-06-02 04:10:37... модная улица, Энгельс, 01 июня ... модная улица, Энгельс, 01 июня ... июня в Энгельсе состоялось открытие ... + развернуть текст сохранённая копия
01 июня в Энгельсе состоялось открытие первой в России модной улицы - Бульвара Роз. Чтобы добраться до неё из Саратова пришлось ехать на автобусе 284б.... Как выяснилось кондуктор на линии уже знает все последние новости с этого бульвара и разъяснила пассажирам чё да как там происходит. На деле оказалось весьма неплохо. В полдень на бульваре состоялось торжественное открытие скульптуры "Танцующая пара". На открытых площадках можно было обнаружить множество местечек, где люди с радостью фотографировались. В течение всего праздничного дня на площадке работали клоуны и мимы московского уличного театра "Высокие братья". Сцена также не пустовала, на ней то и дело мелькали звёзды популярных телепроектов, таких как: "Битва хоров", "Большие танцы" и "Минута славы", поддержать праздник пришли местные таланты. С 18:00 публика смогла насладиться творчеством популярной саратовской рок-группы метро, на площадке постоянно розыгрывались призы от торговой марки "Белая долина", все участники праздничных мероприятий получали в подарок йогурт. В районе 20:40 состоялось поедание большого праздничного торта, а в 21:30 - торжественное открытие поющих фонтанов. К сожалению на двух последних акциях не присутствовала, так как уехала в Саратов в районе 16 часов. Ну а когда добиралась до города, то удалось выяснить что последний автобус на саратов отправляется в 21:00, что свидетельствует о том, что домой бы после открытия фонтанов я попала бы только на такси((( Ну а такие траты не были предусмотрены в моём и без того нулевомбюджете(((( На этом праздничная программа не заканчивается, мероприятия продолжаться вплоть до 8 июня:
2 июня: "Танцующий бульвар" 12:00 Мега-марафон детских коллективов г.Энгельса 3 июня: Английский вечер 18:00 Фестиваль уличной моды "Street-fashion" 4 июня: Испанский вечер 18:00 Представление уличного театра "Коррида" 5 июня: Немецкий вечер 18:00 Барбекю-шоу от ТМ "Филеево" 6 июня: Французский вечер 18:00 Кулинарное шоу от сети магазинов "Предметы кухни" 7 июня: Итальянский вечер 18:00 Интерактивный проект "Матрёшки-шоу" - уникальная возможность в режиме реального времени поменять свой имидж с помощью профессиональных стилистов 8 июня: День любви на "Бульваре Роз" 11:00 - 16:00 Торжественное открытие "Стены любви". Закладка первых "сердец любви" свадебными парами.
Фото: © Copyright ma-zaika.ru Тэги: афиша, братья, бульвар, высокий, конкурс, любви, модный, мороженый, обзор, пара, поющий, праздник, продажа, развлечение, регион, репортаж, роза, россии, россия, саратова, событие, стена, танцующий, тест, товар, торт, улица, фонтан, энгельс Состояние саратовского моста воочию!2013-05-26 01:04:57... через Волгу, Саратов - Энгельс, 25 мая 2013 ... через Волгу, Саратов - Энгельс, 25 мая 2013 ... + развернуть текст сохранённая копия art ma-zaika | Мы не хотим погибнуть! |
На момент своего открытия в 1965 году это был самый длинный мост в Европе. К тому же его плавные изгибы и решетчатые конструкции делают железобетонное сооружение необыкновенно изящным... На сегодняшний день о состоянии моста через Волгу уже много и писалось, и говорилось, а ощутить всю остроту проблемы и сказать, нет закричать, что мост пора закрыть, можно просто пройдя по нему. Всю дорогу наблюдается такая картина, только недалеко от пляжа можно увидеть более менее не тронутые временем ограждения(((
ДалеЕ>>