... ту сторону кино,
, краеведческий музей, 24 ... ту сторону кино,
, краеведческий музей, 24 ...
art ma-zaika | "Кино - это способ достичь какой-то истины." - А. Тарковский |
24 августа в Энгельсском краеведческом музее в рамках Года Кино, Дня города Энгельса и Дня российского кино состоялось торжественное открытие выставочного проекта "По ту сторону кино". Эта выставка была создана совместно с Саратовским областным методическим киновидеоцентром.
Заместитель министра культуры Саратовской области Владимир Баркетов рассказал, что в год кино удалось узнать много нового и интересного о том как происходило становление российского кино. На территории Саратовской земли еще с начала XX столетия кино начало свои первые шаги и в Покровске были организованы 03 кинопрокатные организации, которые работали вплоть до начала войны. Работали замечательно, даже снимали художественные фильмы. Владимир подчеркнул, что при знакомстве с выставкой был удивлен представленным экспонатам. Он даже не представлял, что такая аппаратура существовала.
Кинематограф прошел большой путь от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от пленочного до цифрового. Представленная выставка является результатом многогранной и творческой работы организаторов и создателей экспозиции, которые отчасти решили показать закулисье удивительного мира кино.
Директор Энгельсского краеведческого музея Дмитрий Решетов рассказал, что главным достижением года кино является любовь зрителей, любовь людей, которые живут в нашей стране. Организация выставки оказалась осложнена тем фактом, что многие из мероприятий года кино уже состоялись, а организаторам всегда хочется рассказать какую-то особую историю, историю жизни целой отрасли, людей, которые посвятили этому делу всю свою жизнь.
"Когда мы говорим о кино всегда на память приходит три профессии: это режиссер, актеры и сценаристы. И это правильно, они формируют образ кино. Но помимо них существует огромное количество профессий без которых кинематограф не состоялся бы - это монтажеры, звукорежиссеры, операторы, киномеханики и многие другие. Кино - это не театр, в нем важное место занимает техническое воплощение сценарных идей и для сотрудников музей было очень важно показать как снимается фильм, как это все монтируется, на каком оборудовании демонстрируется." - подчеркнул директор музея.
На выставке представлены различные виды оборудования - раритетные камеры, проекторы, предметы киноиндустрии, фотографии киноактеров, известных актёров, наших земляков, афиши художественных фильмов, съемки которых проходили на Саратовской земле.
Директор Саратовского областного методического киновидеоцентра Ирина Бережная отметила, что в течение этого месяца проводятся знаковые мероприятия года кино, в число которых входит и открытие этой выставки. "В век технологий, айпадов и интернета очень хотелось бы, чтобы наша молодежь увидела как становилось кино и частью которого была эта раритетная кинотехника" - подчеркнула Ирина. Также она выразила слова благодарности ветерану кино, почетному кинематографисту Николаю Логвину, который сделал возможным представить 2/3 части экспозиции. В течение 50 лет он работает в кино и на протяжении многих лет собирал представленные экспонаты.
После открытия прошла экскурсия по экспозиции. Экскурсовод рассказала, что в 1935 году в Покровске была создана организация кинофикации "Мир кино". Демонстрация фильмов осуществлялась на оборудовании, которое представлено на выставке. Наиболее раритетным из аппаратов является киноаапарат братьев "Pathe". Фирменный знак на корпусе свидетельствует о производстве аппарата во Франции. Также в нашем регионе в 30-е гг демонстрировались фильмы при помощи кинооборудования фирмы "Bauer", в 20-е-30-е гг начинают не только демонстрировать, но и снимать фильмы. В 1927 году на базе немкино был снят первый художественный фильм "Мартин Вагнер". Интересен он тем, что в нем снимались не только профессиональные актеры. Второстепенные роли были предложены жителям города Покровска. На протяжении 30-ых-40-ых гг. кинофикацией снималось достаточное количество киножурналов и, в том числе, художественных фильмов. Уже тогда, в 30-е гг. существовала и школа киномехаников. Работа была очень активная и трудоемкая и порой показы проводили в неприспособленных условиях (например, в неотапливаемых помещениях). В 1947 году школа возобновила свою работу и заведение преобразовалось в училище киномехаников. В дальнейшем на протяжении 40 лет было выпущено множество профессионалов по этой профессии. Студенты училища учились работать на таком оборудовании как киновидеокамеры "Парус" и других, которые можно увидеть в числе экспонатов выставки.
Демонстрация фильмов осуществлялась в кинотеатрах. Одним из первых дореволюционных кинотеатров являлся кинотеатр "Эльдорадо" (1910г). Впоследствии его переименовали в "Ударник" (1933г). Премьера фильма "Мартин Вагнер" также состоялась в нем. На тот момент кинотеатр назывался "Эхом" (1928г). 12 декабря 1938 года прошло торжественное открытие кинотеатра "Родина". Здание строилось московскими архитекторами и по планам вмещало до 500 зрителей. Это место до сих пор является любимейшим, среди кинолюбителей города.
В 60-ые гг. в наименовании кинотеатров вошла космическая тематика. Так в 1962-64 годах появились кинотеатры "Спутник" и "Восток". К сожалению до наших дней сохранились не все из данных зданий. Здание "Ударника" было утрачено в 2014 году, кинотеатр "Восток" тоже прекратил свое существование.
В городе Саратове в 1956 году проходили съемки фильма "Необыкновенное лето" и по фотографиям, представленным на стендах, можно судить насколько интересно они проходили.
Также на выставке представлены образцы техники с помощью которой осуществлялся показ фильмов. Представленная киноаппаратура необходима для демонстрации пленочных фильмов и в настоящее время не используется. Представлены как передвижные киноаппараты, так и стационарные. Их большие размеры говорят о том, что профессия была сложной и для овладения профессией необходимо было мастерство и навыки, которыми овладевали на протяжении нескольких лет.
Кроме того, выставка знакомит с перемоточным столом и столом для проверки качества пленки, так как во время показа пленка очень часто нагревалась и деформировалась. Чтобы фильм вышел в прокат необходимо было проверить его качество и составить технический паспорт. На выставке демонстрируется паспорт недавно вышедшего на экраны фильма "Легенда 17".
До открытия экспозиции мне удалось пообщаться с Николаем Логвиным, который рассказал, что экспозиция содержит фактически все типы пленок и устройств с помощью которых производился показ фильмов. так в кинотеатре "Саратов" показ осуществлялся на широкоформатных пленках - 70мм, кинотеатр "Экран" - тоненькой пленкой 35 мм на специальном оборудовании.
За одну секунду во время пленочного показа проходило 24 кадра и для показа односерийного фильма требовалось до 3000м пленки. В настоящее время фильмы хранятся и расписываются на таких же установках, им дают прокат на киноустановки. Завтра участники ночи кино смогут посмотреть старые фильмы с установки КН-20, которая также представлена на выставке. Современные фильмы будут демонстрироваться на видеопроекционной системе.
Николай приехал в Саратов по распределению из ростовского кинотехникума 04 августа 1966 года и начал работать преподавателем киномеханики на месте кинотеатра "Темп". По тем временам готовилось 30 групп киномехаников для саратовской области и других областей. В то время было 2500 киноустановок, поэтому и была потребность в профессии. Сейчас же работает чуть больше сотни киноустановок. Ранее с Саратове было 16 кинотеатров, многие из них оказались утрачены.
Оборудование современных кинотеатров примерно идентичное. В настоящее время кинотеатры отходят от больших залов и кинотеатры стараются иметь несколько кинозалов на 50-80 мест. Они позволяют разнообразить прокат в одно время.
Кинотеатры проработали на пленке до 80-ых-90-ых гг XX века. На сегодняшний день технология кинопоказа поменялась.
Кинопроектор из одного из сел Пугачева.
Киноаппаратная для перемотки фильма.
Стационарный аппарат, используемый в кинотеатрах и на крупных сельских киноустановках. Выпускался Ленинградским оптико-механическим заводом. Управлялся одним человеком и довольно просто.
Первый прототип отечественного пленочного кинематографа. Он не цельный, в нем нет наматывающего устройства, В нем присутствует зубчатый барабан и 2 петли.
Фото: © Copyright ma-zaika.ru