И эти люди запрещают нам ковыряться в носу Всё, в чем Европейский союз и Соединенные Штаты Америки обвиняли Россию, абсолютно всё всплывает в так называемой «новой энергетической политике Европы» Европейская комиссия опубликовала документ, в котором описаны меры по созданию Европейского энергетического союза. Документ вызвал широкую полемику. Он и впрямь любопытен.
В чем главная традиционная претензия к России? Россия якобы использует энергетику как инструмент политического давления, пытается заменить энергетические, экономические отношения исключительно политическими темами. Что мы увидели в новом документе Еврокомиссии? Мы увидели абсолютно жесткую именно политически мотивированную позицию, которая никакого отношения не имеет к строительству конкурентного энергетического рынка. Если раньше ЕС исходил, по крайней мере, формально, из тезиса, что главная задача – обеспечить конкуренцию на европейском рынке, то теперь он открытым текстом сообщает, что движим политическими желаниями и аргументами. Фактически он делит поставщиков, прежде всего газа, на политически «правильных» и политически «неправильных». К политически «неправильным» относится Россия, а к политически «правильным» – все остальные. По сути дела, прямо говорится о том, что надо по политическим мотивам убирать Россию с рынка любой ценой. То есть ни о какой честной конкуренции речь не идет.
И тут, можно сказать, все маски сброшены. Это раньше вся эта энергетическая политика как-то пыталась прикрыться тезисами о развитии конкуренции. Фактически Европейская комиссия претендует на то, чтобы быть единственным вершителем энергетических судеб Европы. Комиссия требует, чтобы все контракты коммерческих компаний согласовывались с ней. Это абсурд. За что ругали Россию? Дескать, в России такая неправильная система, где политика вмешивается в экономику, а в Европе святой бизнес, чистый и непорочный. Рынок там живет по законам Адама Смита, и политики там в стороне. И вот оно грубейшее вмешательство! Согласовывать экономические контракты с политическим регулятором! Причем политический регулятор может фактически по политическим мотивам открыто сказать: «Нет, ребята, а нам не нравится этот поставщик газа. Нет, давайте-ка мы его уберем. Давайте заменим». Ну, и что это?
В этом плане хорошо, что пока еще не реализована идея председателя Евросовета Дональда Туска, который вообще предлагал все контракты заключать от имени Европейской комиссии, то есть убрать вообще коммерческие компании из цепочки. Пусть Брюссель покупает газ, а потом раздает его по талонам. Ну, это же абсурд? В этом плане мы фиксируем, что капитализм исчезает из Европы. Худшие модели политического администрирования приходят в Брюссель. Брюссель – это бюрократическая структура, которая, как спрут, начинает пожирать бизнес в Европе, начинает пожирать капиталистические отношения, заменяя их чистой бюрократией.
Кстати, и Соединенные Штаты подбросили исключительно политическую идею в свое время, типа, вы не бойтесь с русскими сориться, мы вам дадим правильный сжиженный газ, потому что у нас сейчас такая концепция в США, что мы сжиженный газ «хорошим» странам будем давать по политическим мотивам. Напрямую же это было сказано, что давайте в политических целях будем экспортировать газ. Вот если есть у нас союзники, мы им будем давать газ. А если страны «плохие», мы им ничего давать не будем. Понимаете, это классическая история:
эти люди запрещают нам ковыряться в носу. Сколько говорили про Россию, что она якобы кого-то ограничивает в поставках по политическим мотивам. Здесь прямым текстом говорится, что Европа хорошая, давайте мы ей насыпем СПГ. Вот, кстати, СПГ Европе не насыпят. К сожалению для европейцев, он будет дорогим. В 2015 году довольно серьезные ценовые изменения происходят на рынках, но они вряд ли будут слишком долгосрочными. И Азия вернется к своей роли премиального рынка. Естественно, СПГ пойдет в Азию. Но самое главное, что США не будут увлекаться экспортом, они будут увлекаться производством газа и электроэнергии для собственных нужд. Об этом много раз мы говорили, что все эти идеи Соединенных Штатов – это чисто троянский конь. Европа получит не газ из США. Она получит оттуда поток товаров, произведенных из дешевого газа. Это ошибка, колоссальная ошибка. Но Европа не понимает этого и упорно идет на бойню.
Кого называют новыми друзьями Европейского союза? Здесь тоже нет никаких откровений, и страны все замечательные – Туркмения, Азербайджан, в перспективе Иран, Алжир. Все демократические, прекрасные государства, не то что эта ужасная Россия. Остается только руками развести. Но что интересно: можно много говорить о том, что газ из этих стран в Европу не придет. Хотя сейчас активно пиарят Иран, и Соединенные Штаты опять суперактивно даже своего союзника Израиль об колено ломают. Вот сейчас скандал в связи с визитом Нетаньяху в Штаты и его призывом к парламентариям не идти на поводу у Ирана и не соглашаться с разрешением атомной программы. Но США активно проталкивают идею, что Иран стал нормальной страной. Понятно для чего они это делают – для того, чтобы европейцам сказать: «Ну, вот еще Иран у вас есть, бросайте вы этих русских. Иран нормальная страна, мы с ними договоримся». Иран, конечно, совершенно не поменялся, и все это знают. Кстати, не так давно иранское руководство прямо заявляло, что если Европа будет давить на Иран, они оставят ее без энергоносителей. Прямым текстом! Россия себе такого никогда не позволяла. Иран это себе позволяет, и он европейцами считается надежным поставщиком. Абсурд, но, тем не менее, это происходит, и США эту идею активно проталкивают.
Про Туркмению говорить не приходится, здесь Европа опоздала давно, и никакого Транскаспийского газопровода не будет, потому что Туркмения уже фактически под контролем Китая. И никакого Транскаспийского газопровода КНР Туркмении строить не даст. Это даже не вопрос позиции России, хотя и она остается жесткой. Азербайджан даст Европе весь газ, который у него есть. Это 10 млрд кубов второй очереди Шах-Дениза. Мы об этом много раз говорили. Вот единственный газ, который Европа может получить. Что касается Алжира, то там ресурсная база слишком невелика и поставки по естественным причинам будут сокращаться.
Но что интересно. Если Европейский союз так уверен в справедливости своей энергетической политики, это означает одно: он должен сейчас строить расширенную инфраструктуру для приема вот этого политически правильного газа из Ирана, Туркмении, Египта, откуда угодно. А это означает, что ЕС сейчас должен начать строительство газопроводов с границы Турции и Греции на юг и восток. Это было бы логично. И вот тут Евросоюз окажется заложником своих собственных решений. Очень любопытно, что, когда Россия говорит о строительстве Турецкого потока, Европа отвечает: «Нет, мы ваш газ брать не будем с турецко-греческой границы». «Хорошо, вы наш газ брать не будете. А какой вы газ брать будете?» - «Мы будем брать туркменский газ». – «Хорошо, берите туркменский газ, только постройте инфраструктуру». Собственно, мы это и просим: пусть ЕС, если он действительно верит в свою энергетическую политику, пусть он завтра начинает строить инфраструктуру с турецко-греческой границы на север Италии, в австрийский Баумгартен либо через Болгарию с Балкан, либо прямо через Македонию и Балканы в Венгрию и Австрию. Начинайте строить, вы же верите в этот газ! А потом мы проверим, насколько Европейский союз честен сам с собой. Есть ведь «третий энергетический пакет», который предполагает конкуренцию поставщиков газа за доступ к инфраструктуре. Если верите в эту энергетическую политику, стройте трубы, а потом обеспечьте Россию возможностью конкурировать с той же Туркменией или Ираном, и мы посмотрим, чей газ будет на границе Турции и Греции, а чьего газа там не будет. Отсюда уже и какие-то решения будут приниматься. Если вы верите сами в то, что вы пишите, начинайте строить. К 2020 году будет понятно, кто был прав, а кто изначально врал.
Константин Симонов. «Expert Online»
ertata
... т.н. «Третьего
».
Это ...
В экономических войнах противников принято называть партнерами. Не отступая от традиции, скажем, что наши европейские партнеры четко обозначили цель своей очередной подлой атаки: энергетика.
Правда, для этого им придется провести в Объединённой Европе «сквозную консолидацию» управления отраслью, больше похожую на тихий путч. Во всяком случае, и России, и многим в самой Европе планы энергетических властей Евросоюза рисуют настоящую антиутопию: футуристическую, но тоталитарную.
Выяснилось это так. Пока внимание мира было приковано к Пекину и Брисбену, в тихой, тихой Братиславе, на скучном, скучном заседании так называемого «Tatra summit», были аккуратно очерчены и опубличены контуры грядущей энергетической структуры ЕС. Жесткой наднациональной структуры управления, которая поставит в удобную себе позу любого внесистемного поставщика «из третьих стран». Кроме, понятное дело, США.
Мейнстримная. «большая» пресса, — у них и у нас! — странным и аккуратным образом обошла это событие своим вниманием. Но вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович многое рассказал, за что ему большое спасибо.
=> http://www.nucnet.org/all-the-news/2014/11/14/new-com..
Переведём и прокомментируем.
Вот что гордый пан комиссар выболтал (и вряд ли выдумал: по крайней мере, заявления опубликованы на уважаемом ресурсе, подотчётном Европейскому Ядерному Сообществу — группе, объединяющей 60+ ядерно-энергетических корпораций, ядерщиков 22 стран ЕС, и, в довесок, представителей Израиля).
В настоящее время Брюсселем формируется Европейский Энергетический Союз (European Energy Union), — еще одна суперструктура, которая намерена жестко нагнуть поставщиков европейских энергоресурсов. Прежде всего — нас, Россию.
Поразмыслим над тезисами в фундаменте этого «Энергетического союза Европы».
Начало вполне иезуитское: «Пять столпов Энергосоюза ЕС».
1) безопасность, солидарность и доверие;
2) завершение формирования внутреннего энергорынка;
3) сдерживание спроса на энергоресурсы;
4) «декарбонизация» (отказ от углеводородов) структуры энергетики ЕС;
5) исследования и инновации.
А также сельское хозяйство и за мир во всём мире, блин.
Впрочем, сразу после ритуально-лирического запева Шефчович быстро переходит к конкретике. И здесь — спасибо ему за формулировки: их почти не пришлось переводить с обтекаемого евро-сленга.
— «Необходимо перестать думать об энергетических рынках как национальных территориях».
Читай: «Четвертый рейх Евросоюза не признаёт национальных границ». Как минимум, в энергетике.
— «Необходимо изучить возможность совместной покупки газа».
Этим ранее уже грозил (или грезил?) во время очередного обострения Эттингер. Фактически, речь идет об открытом ценовом сговоре потребителей, организуемом на глазах у изумлённой публики непосредственно надгосударственными органами Еврозоны.
— «Необходимо диверсифицировать наши источники энергии и маршруты и снизить высокую энергетическую зависимость нескольких государств-членов».
И для нас, и для ЕС диверсификация маршрутов — задача стратегической безопасности. Но можно спорить, что здесь под «диверсификацией» подразумевается вовсе не скорейшее завершение «Южного потока».
— «Ни одна из стран-членов ЕС не должна менять свою энергетическую систему без предварительной консультации с партнерами по союзу, так как это может иметь огромные последствия для их систем».
Читай: «Любой чих в национальной энергетике — только с санкции Брюсселя».
— «Переговоры с поставщиками из третьих стран должны стать абсолютно прозрачными».
ЕС имеет право ветировать любой проект, не соответствующий его политическому курсу.
И главное, завершающее «перехват власти»:
— «ЕС должен стать стороной в таких переговорах».
Чтобы, с одной стороны, нагибать потенциального поставщика всей мощью суперструктуры, а с другой — иметь возможность в зародыше торпедировать «угрозу» своей политике, буде государство-член вспомнит о своих интересах, отличных от коллективно-ЕСовского, и о своем некогда существовавшем суверенитете.
Ну и, конечно же, в списке задач — полная имплементация т.н. «Третьего энергопакета».
Это еще одно политическое оружие. Правда, России уже знакомое. Впервые о Европейском энергетическом союзе заговорил в 2009 г. бывший польский премьер Ежи Бузек, который тогда председательствовал в Европарламенте. Кстати, в следующем году тот же Бузек впервые озвучил идею совместной закупки газа, а тогдашний польский премьер Дональд Туск — идею общей «европейской энергетической безопасности».
Поляки много работают в европейских комиссиях и комитетах. Они солидарны, влиятельны политически, отлично играют на мифах и страхах, умеют проводить свои идеи сквозь любые препоны евробюрократии. Так что «Европейский энергетический союз» быстро набирает обороты, на ходу оформляясь в мощную структуру, которая объединит энергоресурсы, инфраструктуру и… переговорные силы.
Объединяются не только ресурсы — в Братиславе было сказано, что объединяются переговорные усилия «с третьими странами», то есть с США.
Рассчитывают, что этим мощным совместным тараном можно будет вынести любую крепость. От нефтяных княжеств до гонконгских-шанхайских банков. Возможны и более грандиозные масштабы…
И не стоит надеяться на то, что евробюрократия любит подолгу запрягать, и тянуть котов за Яценюка, как это делается при решении проблем Украины.
Нет. Когда им хочется, там умеют принять необходимый комплект мер весьма быстро.
Это уже на своей шкуре познала атомная энергетика Европы и США — со своим неприлично нулевым уровнем выбросов. Каковую атомную энергетику нагрузили запредельными и бессмысленными расходами под флагом ядерной безопасности, — а на самом деле, в видах снижения её рентабельности, опять же неприлично высокой на фоне субсидируемой по самую крышу возобновляемой энергетики. И теперь целой отрасли с оборотами в сотни миллиардов долларов осталось лишь тихо попискивать о нерыночных методах продвижения возобновляемой энергетики.
Прав, выходит, товарищ Главнокомандующий: «Такая комфортная жизнь, когда надо думать только том, чтобы побольше нефти и газа добыть, а всё остальное можно купить, немножко уже в прошлом».
Похоже, это «такая комфортная жизнь» вскоре может ещё немножко ускориться в своём погружении во тьму старого, доброго, навсегда прошедшего прошлого.
Вечерний Политрук
ertata