Коен — потомок Аарона по отцовской линии. Этимология
Дословный перевод слова коэн на русский язык — священник, который участвует в Б-гослужении, происходящем в Храме (см. Раши на Берешит 47:22, Ибн Эзра на Берешит 41:44). Это слово употребляется в Танахе не только, когда речь идёт о еврейских священниках, которые служат единому Творцу, но и когда говорится о неевреях — жрецах, которые служат различным языческим божествам. Так, например, в разделе Микец упоминается Поти Фера коэн Он, в разделе Ваигаш египетские жрецы называются коаним, а в разделе Шмот Итро назван «коэн Мидьян». Обязанности коенов
Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если они осуществляются коэнами. Помимо работы в Храме, на коэнов возложено указывать народу верную дорогу (см., на пример, Дварим 17:9). Заповеди коенов
Поскольку коаним призваны быть ближе к Творцу, у них есть ряд обязанностей (заповедей), предписанных только им. Выполняемые ими заповеди помогают им достичь близости к Творцу. Халаль
Потомок Аарона, рожденный от запрещенных браков, является халаль и не является коеном. Тем не менее, если халаль служил в Храме, не зная о том, что он халаль, его жертвоприношение постфактум является кошерным. Каждый еврей может уподобиться коену
Рамбам говорит (Законы Шмита вэ-Йовель 13:13), что каждому еврею дана возможность уподобиться коэну. Привожу слова Рамбама:
«И не только одно лишь колено Леви, но и любой человек из приходящих в этот мир, которого подвиг дух его и умудрило сознание его отделиться, чтобы стоять пред Всевышним, и служить Ему, и быть на службе Его, знать Всевышнего; [если он] шёл путём прямым, как его создал Всевышний, и сбросил с шеи своей ярмо множества расчётов, которыми [обычно] занимаются люди, — такой человек освящается, и становится святая святых, и будет Всевышний долей его и уделом его навсегда и во веки вечные, и даст ему в этом мире достаточно, как дал Он коэнам и левитам. Ведь Давид, мир с ним, говорит: “Господь — доля моя и чаша (участь) моя, Ты споспешествуешь судьбе моей”».
Пост (ивр. צוֹם, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона. В посты запрещено есть и пить
Виды постов
Существует два основных видов поста: постоянный и непостоянный. Постоянные посты
Тора заповедала нам только один пост — Йом Кипур, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца изнуряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте…» (Ваикра 16:29). Остальные посты были введены мудрецами в связи с различными печальными событиями. Вот посты, которые были введены нашими мудрецами: 17-го Тамуза, 9-ого Ава, пост Гедальи, 10-го Тевета и пост Эстер.
Четыре поста были установлены пророками в память о разрушении Храма и изгнании сынов Израиля на чужбину. Это «пост четвертого месяца» (17 Тамуза), «пост пятого месяца» (9 Ава), «пост седьмого месяца» (пост Гедальи, приходящийся на 3 Тишрей) и «пост десятого месяца» (10 Тевета), о которых сказано (Зехаръя, 8): Так сказал Г-сподь Цваот: «…Пост четвертого, пост пятого и пост седьмого месяцев…»
17 Тамуза римлянам, осаждавшим Иерусалим, удалось пробить брешь в стене и ворваться в город.
9 Ава были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храм; кроме того, в этот день произошли другие трагические для еврейского народа события.
3 Тишрей был убит Гедалья бен Ахикам, и последние евреи, остававшиеся в Эрец Исраэль после разрушения Иерусалима вавилонянами, были изгнаны оттуда.
10 Тевета вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, которая закончилась разрушением города и Храма.
Еще один пост — Таанит Эстер — был установлен в память о трехдневном посте, объявленном евреями Персидской империи во времена Мордехая и Эстер, когда злодей Гаман задумал истребить их всех до единого. Он приходится на 13 Адара — накануне праздника Пурим.
Посты Йом Кипура, 17 Тамуза, 9 Ава, 3 Тишрей и 10 Тевета приходятся на тот самый день, когда произошло событие, в память о котором было решено установить пост. Иначе обстоит дело с Таанит Эстер.
Эстер, Мордехай и все евреи, жившие в столице персидского государства Шушане, постились в тот страшный год три дня — 13-го, 14-го и 15-го Нисана, то есть пост захватил начало праздника Песах. Мудрецы разрешили тогда поститься в праздник, потому что речь шла о жизни и смерти для всего еврейского народа. Однако в будущие времена было решено поститься 13 Адара, в день, когда евреи Персидской империи готовились напасть на своих врагов, то есть в канун праздника Пурим.
Пост «четвертого месяца» был назначен вначале на 9 Тамуза, день, когда вавилоняне пробили стену Иерусалима. Но после разрушения Второго Храма раббан Йоханан бен Заккай и мудрецы его поколения перенесли день поста на 17 Тамуза — день, когда римляне ворвались в Иерусалим. Мудрецы поступили так потому, что оба события произошли в одном месяце и, следовательно, их можно оплакивать в один день, а также потому, что разрушения Второго Храма было еще большим несчастьем, чем разрушение Первого — ведь после первого разрушения Храм был вскоре восстановлен, а после второго — нет.
Относительно поста Гедальи существуют определенные разногласия. Некоторые считают, что Гедалья был убит 3 Тишрей и мы постимся в самый день его убийства. Согласно другой точке зрения, он был убит 1 Тишрей, в первый день Рош Гашана, и поэтому мы переносим пост на третье число. Разница между постами
Существует разницам между Йом Кипуром и 9-ым Авом и другими постами. Пост Йом Кипура и 9-го Ава начинается утром, в то время как пост Йом Кипура и 9-го Ава начинаются уже с вечера. Законы постоянных постов
О законах постоянных постов можно причитать тут. Непостоянные посты
Есть возможность, что вся община примет на себя пост. Обычно причина для принятия поста всей общиной – множество бед. Также есть возможность отдельному человеку принять на себя пост. Личные посты
Человек может также принять на себя личный пост. Есть различные причины для личных постов: для исправления дурного сна, для искупления грехов, если упал свиток Торы или тфилин. Законы личного поста
Если отдельный человек собирается поститься, он должен принять на себя эту обязанность во время молитвы Минха предыдущего дня, то есть, произнося благословение: «Услышь голос наш…» он должен подумать, что принимает на себя обязанность поститься, а прежде, чем произнести: «Да будут угодны…», пусть произнесет текст: «Господин всех миров, вот я перед Тобой в посте…» (как приводится в сидурах) (в сидуре «Врата молитвы» этого текста нет — перев.). И хотя после этого человек ест и пьет, пока не поднимется заря, это не мешает ему принять пост с вечера. И также, если человек хочет поститься несколько дней подряд, хотя он и будет есть и пить в ночи, разделяющие эти дни, ему достаточно принять на себя пост один раз. Но если человек принимает на себя обязанность поститься несколько дней не подряд, например, понедельник-четверг-понедельник, ему следует каждый раз принимать на себя пост в молитве Минха, читаемой накануне. источник: www.imrey.org
Предлагаем вашему вниманию три великолепные красочные, насыщенные иллюстрациями книги "об этом. Приходит на ум фраза известных классиков отечественного юмора:-"...Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью...".
Так получается, что несмотря на то, что на дворе уже давно вышагивает 21-й век, подавляющее большинство наших соотечественников в плане интимных отношений находится на том же уровне, что и Эллочка Щукина - в плане разнообразия использования русского языка.
Ребята. Смотрите, учитесь, выбирайте и будьте счастливы! То количество фотоматериала, которое есть в представленных книгах - вам в помощь!
Список книг: 1. Анна Хупер - Кама сутра для любовников 21 столетия, 2007г. 2. Трейси Кокс - 100 позиций для страстного секса, 2011г. 3. Рэнди Фокс - Библия секс позиций, 2004г.
2016-12-12 17:36:26
Из книги "Великие Израиля". Публикуется с любезного разрешения издательства "Швут ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Из книги "Великие Израиля". Публикуется с любезного разрешения издательства "Швут Ами"
Раби Хаим бар Ицхак из Воложина (р. Хаим Воложинер; 5509-5581 /1749-1821/ гг.) – ближайший ученик Виленского Гаона; основатель Воложинской ешивы, «матери всех ешив».
Детство и юношество
Родился в белорусском городке Воложине седьмого сивана 5509 /1749/ года, на второй день праздника Шавуот.
В тот же день в Вильно принял мученическую смерть на костре праведный гер р. Авраам бен Авраам – граф Потоцкий (Гдолей адорот).
Рассказывают, что в тот час, когда р. Хаиму предстояло появиться на свет, в их доме, богатом книгами, занимался выдающийся законоучитель р. Арье-Лейб Гинзбург (Шаагат арье). И хотя роженица Ривка испытывала нестерпимую боль, из ее уст не вырвалось ни одного стона – она сдерживалась, чтобы не отвлекать мудреца от его размышлений. Узнав о такой самоотверженности, проявленной ради Торы, р. Арье-Лейб благословил роженицу, пожелав, чтобы родившийся сын стал великим знатоком Торы (там же).
В детстве и юности Хаим учился у р. Арье-Лейба Гинзбурга, ставшего главным раввином Воложина и открывшего там ешиву.
Знакомство с Виленским Гаоном
В 5528 /1768/ году девятнадцатилетний р. Хаим познакомился с Виленским Гаоном и стал одним из его первых учеников.
Он перенял от Гаона умение упорно трудиться на пути познания Торы. Однажды он пожаловался Гаону на то, что, углубленно изучив раздел Талмуда Моэд (Праздники) уже двадцать раз, он все-таки не чувствует себя эрудитом в этом разделе. «За двадцать повторений ты бы хотел стать эрудитом?!» – изумился Гаон. «Сколько же раз нужно повторить?» – спросил р. Хаим. «Человек обязан повторить изученное сто один раз, – ответил Гаон, – а затем повторять бесчисленное количество раз, все дни своей жизни» (Сарей амеа 2:2).
Раввин Воложина
В возрасте двадцати пяти лет р. Хаим стал раввином г. Воложина, однако три-четыре раза в году по-прежнему навещал Гаона и каждый раз оставался у него в течение месяца.
Как правило, р. Хаим привозил с собой длинный перечень проблем, с которыми он сталкивался при самостоятельном изучении Торы, – и Гаон помогал ему находить их верное решение (Р. Дов Элиах, Агаон с. 153-154).
После смерти Виленского Гаона, последовавшей в 5558 /1797/ году, р. Хаим стал общепризнанным духовным лидером литовского еврейства.
Ешива в Воложине
Седьмого тишрея 5563 /1802/ года р. Хаим объявил о создании ешивы в Воложине. В этой ешиве он стремился воплотить методы преподавания и изучения Торы, воспринятые им от Гаона.
Первоначально в его ешиве занималось около десятка юношей из самого Воложина, но постепенно число учеников возросло до двухсот – они прибывали со всех концов Белоруссии и Литвы.
Р. Хаим принял на себя все заботы об учениках, предоставив им возможность целиком сосредоточиться на занятиях. На собранные пожертвования было построено особое здание, где учащиеся оставались и на ночь. Р. Хаим отменил обычный порядок, при котором ешиботники столовались у жителей города, и устроил в ешиве специальную комнату для еды (Гдолей адорот).
Р. Хаим построил расписание занятий в ешиве так, что они не прерывались ни на минуту в течение суток.
Ночь он разделил на несколько смен, и когда одна из них уходила спать, другая приступала к занятиям. Так происходило даже в ночи праздников и шабатов, и только на исходе Йом кипура р. Хаим предоставлял возможность всем ученикам отдохнуть – и тогда он оставался в учебном зале один и занимался до глубокой ночи, пока кто-нибудь не сменял его. Объясняя свой подход к режиму занятий, р. Хаим писал: «Если бы, не дай Б-г, случилось так, что весь избранный народ прервал занятия святой Торой хотя бы на одно мгновение, то в тот же миг Вселенная перестала бы существовать и все миры постигла конечная катастрофа. И даже один человек из народа Израиля, бескорыстно занимающийся нашей святой Торой, обладает силой, позволяющей поддерживать существование всех миров и всего Творения» (Нефеш ахаим 4:25).
В 5568 /1808/ году по инициативе р. Хаима в Землю Израиля переселилась группа последователей Виленского Гаона, возглавляемая р. Менахемом-Менделем из Шклова, а спустя год – вторая группа, руководимая р. Сеадьей из Вильно и р. Исраэлем из Шклова.
Группа последователей Виленского Гаона в Земле Израиль
Именно р. Хаим, организовавший материальную поддержку этих переселенцев, побудил их приобрести участки пахотной земли и виноградники, чтобы выполнять заповеди, связанные с сельскохозяйственным трудом на Земле Израиля (Сарей амеа 6:11).
Р. Хаим попросил их придерживаться порядка молитв, принятого сефардами и хасидами, чтобы не вносить раскола в еврейскую общину Святой Земли (там же 2:20).
Р. Хаим Воложинер был одним из самых авторитетных законоучителей поколения – к нему обращались со спорными вопросами из многих общин всего еврейского мира.
Однако большинство его респонсов погибло в большом пожаре, охватившем Воложин в 5575 /1815/ году. Сохранившиеся респонсы и алахические решения собраны в книгу Хут амешулаш (Тройная нить).
Р. Хаим постоянно поддерживал связь с Советом еврейских представителей, созданным в Санкт-Петербурге по «высочайшему повелению» императора Александра I.
Без совета и благословения, полученного от р. Хаима, руководитель этой депутации Зундель Зонненберг не предпринимал никаких серьезных шагов. В 5578 /1818/ году р. Хаим сам приехал в Санкт-Петербург, чтобы через еврейских представителей воспрепятствовать планам правительства по русификации и «христианизации» еврейского населения. Благодаря его энергии и настойчивости, осуществление проекта, связанного с «просвещением» евреев, было отложено на неопределенное время (Сарей амеа 2:25).
Уже став общепризнанным главой поколения, р. Хаим никогда не указывал в своих письмах и респонсах, что он главный раввин и руководитель знаменитой ешивы, – до последних лет жизни он подписывался просто: «Хаим, уроженец Воложина» или «Хаим, меламед из Воложина» (Сарей амеа 2:21).
В годы старости р. Хаим передал преподавание в ешиве своему сыну и ближайшему ученику р. Ицхаку (р. Ицеле из Воложина).
Однако порой он тайком приходил в лекционный зал и, укрывшись за печкой, со сладостным отцовским волнением слушал увлекательные уроки сына (там же 4:1).
Смерть и духовное наследство
Р. Хаим умер в Воложине четырнадцатого сивана 5581 /1821/ года, в возрасте семидесяти двух лет.
Перед смертью он завещал сыну продолжить два главных дела своей жизни: сохранить воложинскую ешиву и опубликовать книгу Нефеш ахаим (Душа жизни), над которой он работал в течение многих лет.
Книга вышла в свет через три года после смерти автора, в 5584 /1824/ году. В этой книге нашла отражение кабалистическая традиция, воспринятая р. Хаимом от Виленского Гаона. Р. Хаим формулирует фундаментальные законы, определяющие взаимозависимость «макромира» и «микромира» – Вселенной и человека. Выполняя волю Всевышнего, отраженную в Его Торе, человек «добавляет Небесам силы» и способствует воплощению Б-жественного плана Творения. Вместе с тем, совершая преступления, человек «ослабляет силу Небес» и провоцирует катастрофические процессы, разрушающие Вселенную. По мысли р. Хаима, «Иерусалимский Храм разрушили, в сущности, не Невухаднецар и Тит», но сами евреи: своими грехами они «осквернили Высший Храм» в духовных мирах – и лишь поэтому чужеземцы получили возможность разрушить «нижний Храм», сложенный из каменных глыб и бревен. «Человек является движущей силой и живой душой и высших, и нижних миров, – утверждал р. Хаим, – ибо все они управляются в соответствии с его поступками, как объяснено выше» (Нефеш ахаим 1:4).
По словам р. Хаима, именно «человек служит основной обителью Шехины на Земле: ведь, если человек освящает себя выполнением всех заповедей, …он сам становится Храмом в буквальном смысле этого слова, и в нем пребывает Б-г» (там же).
Сходный круг идей был отражен и в книге Руах хаим (Дыхание жизни), составленной на основе уроков по трактату Авот (Наставления отцов), данных р. Хаимом в ешиве. Открывая своим слушателям глубочайшие тайны кабалы, р. Хаим в то же время подчеркивал, что между сокровенной и общедоступной частями Торы не существует жесткой границы: «Все секреты и тайны Торы, на самом деле, совершенно открыты и подробно разъяснены в ней, но только наши глаза застланы непроницаемой пеленой – и если человек бескорыстно изучает Тору, Всевышний открывает его глаза и срывает с них слепящую пелену» (Руах хаим 6:1).
Его комментарии, относящиеся к Танаху и притчам Талмуда, были собраны в книгу Биурей рабейну Хаим ми-Воложин (Разъяснения нашего наставника Хаима из Воложина).
Воложинская ешива – любимое детище р. Хаима – стала прообразом для десятков и сотен других ешив, основанных ее выпускниками по всей Белоруссии и Литве, а затем – в далекой Америке и на Земле Израиля.
Сохранилось ошеломляющее предсказание, сообщенное р. Хаимом одному из его ближайших учеников. «Ты должен знать, сынок, что наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а ешивы искоренены. Но затем они будут восстановлены в далекой Америке, которая станет последней остановкой еврейского народа на пути к геуле (конечному избавлению)». «На пути к конечному избавлению, – разъяснял он, – Тора сменит вне Земли Израиля десять центров: Вавилон, Северная Африка, Египет, Италия, Испания, Франция, Германия, Польша, Литва и последний центр – в Америке». В течение полутора веков, из поколения в поколение, это предсказание передавалось лишь как теоретическая возможность – до тех пор, пока не разразилась вторая мировая война (Толдот бейт Воложин). источник: www.imrey.org
Меарат а-махпела (מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה) – в переводе с иврита «двойная пещера» («меара» — «пещера», «махпела» -«двойная, парная»). Меарат а-МахпелаОпределение
Меарат а-Махпела – это пещера, которая находится в городе Хеврон, где захоронены четыре пары: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Леа. Название
В Талмуде приводится спор между Равом и Шмуэлем, почему эта пещера названа «Махпела». Один из них считает, что она так называется, поскольку в ней были захоронены четыре пары (как приводится выше). Другой считает, что она так называется из-за ее двойного строения. История
Меарат а-Махпела ночьюВ книге Зоар сказано, что Меарат а-махпела – это место наиболее близкое к раю. Адам увидел чудесный свет, излучающийся из нее, и из этого понял ее превосходство. Он захоронил там свою жену Хаву и желал был сам захороненным там. После смерти Адама его сын Шет захоронил его там.
Позже, после смерти праматери Сары, Авраам приобрел у Эфрона Меарат а-Махпела за 400 шекелей и захоронил ее там. В последствии там был захоронен сам Авраам и также его два сына – Ицхак и Яков. Также жены Ицхака и Якова – Ривка и Леа – были захоронены в Меарат а-Махпела. По этой причине город, в котором находится Меарат а-Махпела, называется Кирьят Арба, что в переводе обозначает «город четырех», ведь четыре пары были там захоронены.
Талмуд рассказывает, что Эсав препятствовал захоронению в ней Яакова, поскольку желал, чтобы он сам был захоронен там (Эсав знал, что только четыре пары могут быть там захоронены). Тогда Хушам бен Дан отрубил ему голову. По словам Мидраша, голова скатилась в Меарат а-Махпела и был там захоронена.
Во время Второго Храма над Меарат а-Махпела было построено большое здание для молитв. Во время римского правления это здание служило синагогой.
Примерно 1500 лет назад христиане построили там церковь. После мусульманского завоевания мусульмане разрушили церковь и построили мечеть. Примерно 900 лет назад крестоносцы снова превратили это место в церковь. Потом Цалах а-Дин, когда завоевал это место, снова построил там мечеть. С тех пор оно является святим и для мусульман. До недавнего времени мусульмане разрешали евреям подниматься только до седьмой ступеньки по направлению к Меарат а-Махпела. Только после Шестидневной Войны снова появилась возможность молиться в Меарат а-Махпела. Меарат а-Махпела 100 лет назад Меарат а-Махпела 100 лет назад Место молитвы
Испокон веков Меарат а-Махпела была местом для молитвы, поскольку там молитва слышится лучше – в заслугу праотцов, захороненных там. Талмуд рассказывает, что Калев, когда опасался дурного влияния разведчиков, пошел в Меарат а-Махпела, чтобы попросить у Творца спасти его. И, действительно, Всевышний спас его от этого дурного влияния. В заслугу того, что Калев пошел туда молиться, ему был пообещан в удел город Хеврон – место, где находится Меарат а-Махпела. Попытки проникнуть внутрь пещеры Cквозь эту решетку можно увидеть нижний уровень пещеры, где на 15-ой глубине захоронены праотцы Cквозь эту решетку можно увидеть нижний уровень пещеры, где на 15-ой глубине захоронены праотцы
Проход в пещеры был закрыт на сразу же после того, как Саладин завоевал место, где нахидтся Меарат а-Махпела. Хотя крыша в круглой комнате была пробита, и декоративная решетка была помещена над ним.
В 1967 году, после Шестидневной войны, территория пещеры попала в руки израильских армии, и Моше Даян, министр обороны Израиля, который был еще и археологом-любителем, пытался получить доступ к могилам. Не имея представления о входе через сердад (на арабском: переход), Даян сосредоточил свое внимание на шахте, видимой из-под декоративной решетки, надеясь найти кого-то достаточно стройного, чтобы пролезть через шахту к комнате ниже. Даян в конце концов нашел худую 12-летнюю девочку по имени Михаль и послал ее в комнату с фотоаппаратом.
Михаль исследовала круглую комнату, но так и не смогла найти квадратный камень в полу, ведущий к пещере. Однако ей удалось исследовать проход и найти ступеньки, ведущие к поверхности, но выход был заблокирован большим камнем (вход рядом с михраб).
В 1981 году Seev Jevin, бывший директор управления древностей Израиля, вошел в проход после того, как группа еврейских поселенцев из Хеврона вошли в круглую комнату через вход вблизи михраб и обнаружил там квадратный камень, преграждающий вход в пещеру. В докладах отмечается, что после входа в первую пещеру, которая, казалось Jevin пустым, он нашел проход, ведущий к второй овальной комнате, меньшей, чем первая, в которой находились керамические осколки и винный кувшин.
Были приняты и дополнительные попытки проникнуть внутрь пещеры.