В этот день приступают к утренней молитве раньше, чем обычно, чтобы после ее окончания успеть провести последнюю трапезу, в ходе которой можно есть хамец, и которая должна завершиться до конца четвертого солнечного часа.
В ходе этой молитвы не читается Мизмор летода — «Благодарственная песнь», ибо в обычные дни песнь благодарения исполняют как бы от имени тех, кто должен был во времена Храма приносить благодарственную жертву и, по существу, вместо нее, — но в канун праздника Песах эта жертва в Храме не приносилась. Пост первенцев
Во всех общинах Израиля с давних времен существует обычай, согласно которому первенцы постятся в канун Песаха — в память о чуде, спасшем их от казни, которая поразила всех первенцев Египта.
Подробнее про Пост первенцев читайте отдельную статью. Работа в канун праздника Песах
Канун праздника Песах отличается от кануна субботы и кануна всех других праздников тем, что после полудня в этот день запрещается работать. Более того, есть отдельные общины, в которых принято не работать с самого начала дня (однако в большинстве общин принято не работать только со второй половины дня).
Этот запрет связан с традицией, которая существовала во времена Храма: когда человек готовился принести жертву, этот день становился для него праздничным, и ему было запрещено работать в этот день так же, как и в праздничные дни, установленные Торой. В канун праздника Песах каждый еврей обязан был совершить пасхальное жертвоприношение, поэтому этот день стал праздничным для всего народа, несмотря на то, что Храма сейчас не существует. Коль скоро пасхальная жертва приносилась только во второй половине солнечного дня, после полудня, то и запрещение работать относится только ко второй половине дня. Какая работа запрещена в канун праздника Песах?
Любую «полную» работу, такую, которую делают от начала до конца, -запрещено делать в канун Песаха как за плату, так и бесплатно. Например: запрещено шить новую одежду, стирать или стричься.
В случае, если это частичная, «неполная» работа, ее можно делать в канун праздника Песах только для себя, либо для другого, но при условии, что такую работу делают бесплатно. Поэтому в канун праздника Песах можно подшить какую-то одежду, почистить обувь и т.п.
Разрешается делать любую работу в канун пасхального праздника, если поручить ее работнику-нееврею.
Следует подстричься и подстричь ногти до полудня. Тот, кто не успел этого сделать, может подстричься у парикмахера-нееврея и во второй половине дня. Но у парикмахера-еврея запрещено стричься во вторую половину дня даже бесплатно. Однако тот, кто забыл подстричь ногти в первой половине дня, может подстричь их во второй половине дня.
В канун пасхального праздника можно производить все виды работ, которые разрешаются в холь а-моэд. Уничтожение и аннулирование хамеца
Есть хамец в канун Песаха разрешается только до конца четвертого временного часа. Весь хамец, оставшийся в доме по завершении этой трапезы и не проданный нееврею, сжигается до шестого временного часа. После сожжения хамеца хозяин произносит завершающую формулу аннулирования всего оставшегося в его распоряжении хамеца:
«ВСЯ ЗАКВАСКА И ВЕСЬ ХАМЕЦ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В МОЕМ ВЛАДЕНИИ, КОТОРЫЕ Я НЕ УВИДЕЛ И КОТОРЫЕ Я НЕ УНИЧТОЖИЛ, ПУСТЬ БУДУТ АННУЛИРОВАНЫ И СТАНУТ НИЧЕЙНЫМИ, КАК ПЫЛЬ ЗЕМНАЯ».
Следует не ограничиться этой формулой, а аннулировать хамец в своем сознании. Запрет есть мацу в канун Песаха
В канун Песаха запрещено есть мацу на протяжении всего дня, чтобы, когда человек станет вкушать мацу в лейл а-седер, было очевидно, что он ест ее во имя исполнения заповеди. Есть традиции, согласно которым уже с начала месяца Нисан запрещено есть мацу.
Нужно остерегаться, чтобы не есть в канун Песаха много пищи, дабы не насытиться и не испортить себе аппетит на лейл а-седер. автор текста: рав Реувен Куклин
Согласно закону Торы, в дни Песах запрещено есть хамец, а также получать от его поедания какое-либо удовольствие (включая продажу хамеца). Кроме этого, Тора запретила, чтобы хамец был во владении еврея (принадлежал ему) в эти дни, как сказано (Шмот, 13:7): «Да не будет виден хамец… во всём твоём владении». Всё это запрещено не только в сами дни Песах, но и накануне праздника Песах, начиная с полудня.
Постановления мудрецов
Чтобы отдалить еврея от греха, мудрецы запретили получать удовольствие от хамеца, а также владеть им, начиная с 6-ого временного часа, а употребление хамеца в пищу запрещено, начиная с 5-ого временного часа.
Поскольку часы, упомянутые выше, зависят от часового пояса и приходятся в каждом месте на различное время, поэтому жителям любого населенного пункта следует выяснить, до которого часа им разрешено владеть хамецом и получать от него удовольствие и до которого часа разрешено его использовать.
Чтобы избежать запрета «да не будет виден хамец», согласно Торе, достаточно сделать одну из двух вещей: 1) уничтожить хамец, находящийся во владении еврея; 2) аннулировать его. Однако мудрецы, опасаясь, что еврей не сделает каждую из этих вещей подобающим образом, постановили сделать эти обе вещи.
Проверка хамеца
Проверку на наличие в доме остатков запрещенного квасного (БдикатХамец) следует делать в ночь с 13-го на 14-ое Нисана, сразу же после выхода звёзд. К проверке следует предварительно подготовиться, основательно очистив места, которые намериваются проверить.
В самом начале ночи молятся маарив и сразу же после молитвы начинают проверку. Перед проверкой говорят благословение на БдикатХамец:
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Владыка вселенной, который освятил нас Своими заповедями и дал нам повеление об уничтожении хамеца.
После благословения запрещено разговаривать до начала проверки. Также на протяжении всей проверки не следует разговаривать о вещах, не касающихся проверки, чтобы не отвлекаться от неё.
Саму проверку следует производить при помощи свечи или фонаря.
Еврей обязан проверить все места, находящиеся в его владении, в которых есть вероятность, что в них был внесен хамец.
Хамец, который хозяин оставляет на завтрашний день для еды или для продажи, следует до проверки положить в укромное место, где он наверняка сохранится. И также хамец, найденный при проверке и подлежащий сожжению назавтра, нужно поместить в мешок, завязать его и положить в укромное место, где он сохранится, дабы к завтрашнему дню хамец не рассыпался. Кроме того, следует положить хамец в такое место, где хозяин завтра наверняка увидит его и не забудет сжечь.
После проверки немедленно следует уничтожить хамец.
«Вся закваска и весь хамец, которые находятся в моем владении, которые я не увидел и которые я не уничтожил, пусть будут аннулированы и станут ничейными, как пыль земная».
Главная часть процедуры уничтожения хамеца — мысленная, то есть человек должен твердо решить, что весь хамец, находящийся в его владении, как бы не существует и совершенно ему не нужен, и что он подобен пыли или вещи, которая ни на что не пригодна.
Как было указано выше, хамец следует сжечь до конца пятого временного часа.
Хотя человек и аннулирует хамец ночью, сразу после проверки, тем не менее, и днем также, после сожжения хамеца, следует уничтожить его еще раз; при этом необходимо упомянуть весь хамец, сказав: «Вся закваска и весь хамец, которые находятся в моем владении, которые я увидел и которые я не увидел, которые я уничтожил и которые я не уничтожил, пусть будут аннулированы и станут, как пыль земная». автор текста: рав Реувен Куклин
Принадлежат ли нам наши тела или они даны нам лишь взаймы? Вопрос: Каков подход иудаизма к взаимоотношениям человека и его тела? Насколько человек контролирует свое тело и каковы его обязательства?
В Торе сказано, что человеческое тело было создано «Би’тцелем Элохим» – по образу Божьему – и является собственностью Творца. Человек получает как бы опекунские права на свое тело и не должен наносить своему телу вред или разрушать его, как не должен управляющий рыскать по квартирам дома, которым он нанят управлять.
Эта простая концепция применяется ко всем видам медицинских процедур. Тора запрещает нанесение татуировок, потому что они навсегда портят тело подобно граффити, уродующему красивое здание (Ваикра, 19:28).Прокалывание мочек разрешается, потому что это не вызывает необратимых изменений, и проколы затянутся, если не носить серьги постоянно. Не вдаваясь в эстетические рассуждения, можно сказать, что теоретически прокалывать допускается любую часть тела, если такие изменения носят лишь временный характер. В Торе мы видим, что Ривка носила кольцо в носу! Здоровый образ жизни и Тора
Обязанности человека по отношению к своему телу не ограничиваются вышесказанным. Он обязан защищать свое тело от вреда и делать все возможное, чтобы возместить любой нанесенный ущерб. Поэтому каждый должен вести здоровый образ жизни и обращаться за медицинской помощью в случае необходимости. Интересно, что одним из самых первых сторонников профилактической медицины был Рамбам, который отмечал бесценную пользу пребывания на чистом воздухе, здорового питания и физических упражнений.
Еврейский закон поощряет профилактические действия, направленные на защиту собственного тела, в частности, прохождение диагностических обследований, которые могут спасти жизнь, например, маммографии и колоноскопии. Также следует прививать себя и своих детей, чтобы наверняка избежать болезни, которую таким образом можно предотвратить. Вредные привычки, такие как курение сигарет, запрещены многими галахическими авторитетами и порицаются остальным обществом. Это особенно справедливо в отношении пассивного курения, которое вызывает болезнь и смерть сторонних лиц, подвергаемых воздействию табачного дыма.
Отказ от лечения Иудаизм не признает право на отказ от эффективного лечения, которое не несет значительных рисков. Если лечение опасной болезни не предполагает серьезных побочных эффектов, на него следует согласиться. 180105085_XSС другой стороны запрещено подвергать людей опасному экспериментальному лечению за исключением случаев, когда оно с высокой долей вероятности дает положительный результат и не имеет эффективной альтернативы. Кроме того, неизлечимо больной пациент, испытывающий неукротимую боль, может отказаться от паллиативного лечения, если оно не дает разумных гарантий выздоровления. Никто не может жертвовать свое тело в научных или медицинских целях, например, для подготовки будущих врачей. Тело после смерти
Защищать тело необходимо даже после смерти. Тора требует немедленного захоронения всех, включая преступников (Дварим 21:23). Без уважительной причины запрещается осуществлять какие-либо проникновения в тело, потому что оно создано по образу Божьему. Общепринятое в еврейском законе мнение, сформулированное в XVIII веке раввином Йехезкелем Ландау, запрещает аутопсию и трансплантацию за исключением случаев, когда таким образом можно спасти человеческую жизнь. Поскольку тело не принадлежит человеку, галахический консенсус заключается в том, что никто не может жертвовать свое тело в научных или медицинских целях, например, для подготовки будущих врачей.
Одним из современных ученых, которые занимались вопросом запрета на причинение вреда своему телу, был рабби Моше Файнштейн. В то время как диета по медицинским причинам, безусловно, является допустимой, рабби Файнштейн изучал проблемы соблюдения диеты из одних лишь тщеславных побуждений, что лишает организм удовольствий от еды и может повлечь за собой значительные неудобства. Он постановил, что диета, даже если она направлена только на похудение с целью улучшения внешнего вида, является допустимой, потому что польза от чувства удовлетворенности собой больше, чем от лишнего десерта!
Кроме того, рабби Файнштейн считает, что проведение пластических операций разрешается не только для устранения изъянов внешности, но и, в некоторых случаях, для повышения самооценки. Он рассуждает, что высокая самооценка является ощутимым благом, которое, при определенных обстоятельствах, может перевесить запрет на причинение вреда самому себе.
Итак, мы видим, что обязанность уважать и охранять свое тело далеко не ограничивается неучастием в рискованных действиях, но включает также ведение здорового образа жизни. Кроме того, частью этой обязанности являются профилактика и активное лечение заболеваний. Фактически требование уважать свое тело продолжает действовать даже после смерти.
Хала — это часть теста, которую Тора заповедует отделять для коэна. Этимология
Раши (Бамидбар 15:20) объясняет, что «хала» — это тортил на французском языке (т.е. всем известный торт). По-видимому, та часть теста, которую необходимо дать коэну, так называется из-за ее важности. Источник заповеди
«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г‑споду возношение в поколениях ваших»
(Бемидбар, 15:20-21). Смысл заповеди
Сефер а-хинух (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души». На ком лежит обязанность отделять халу?
Заповедь отделения халы от теста лежит на каждом еврее, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине – хозяйке дома. В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно. Где отделяют халу?
В соответствии с заповедью Торы, мицва об отделении халы выполняется только в Эрец Исраэль, когда там проживает большинство еврейского народа. Однако наши мудрецы постановили отделять халу даже за пределами Эрец Исраэль и даже в наше время, чтобы эти законы не были забыты. От чего отделяют халу?
Изначально следует отделить халу от сырого теста. Если забыли отделить халу от сырого теста, ее следует отделить от испеченного хлеба. ХалаОт какого количества теста отделяют халу?
Если тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более[1], следует отделить халу и сказать благословение на это отделение. Если для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг., нужно отделить халу, но не говорить благословение на ее отделение. Если для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки, нет обязанности отделять халу. Как отделяют халу?
Отделяют от теста кусочек величиной с «кезаит» (примерно пол яйца)
В случаях, когда полагается произнести благословение (см. выше), говорят следующее:
Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.
Затем говорят: «Пусть это станет хала» – и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.
Сжигание Халы Хала во время Храма и в наше время
Во время Храма, когда коэны были ритуально чистыми, хала давалась коэну, и он, его жена и его дети ели ее. Поскольку в наше время нет ритуально чистых коэнов, халу не дают коэну, сжигают или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро. Запреты, связанные с халой, и наказание за них
Запрещено чужаку (еврею, который не является коэном) есть халу.
Даже коэну запрещено есть халу, когда он находится в состоянии ритуальной нечистоты. Также запрещено коэну есть халу, когда хала в состоянии ритуальной нечистоты.
Наказание тому, кто намеренно нарушил эти запреты, – смерть в руках Небес.
[1] Это по мнению Хазон Иша. Рав Хаим Наэ считает, что, если есть в тесте 1,666 кг., на ее отделение можно сказать благословение.
В наше время все больше и больше переходят на покупки в сети интернет. Если раньше люди покупали товар или заказывали услуги на специальных сайтах и интернет магазинах, то с 2010 года все больше начинают набирать социальный бум. Одной из площадок для продаж интернета стала социальная сеть Вконтакте. Только постает вопрос как найти клиентов в такой огромной сети.