2017-08-07 11:33:19
твердите про себя: «Гам зу ле-това!» — «И это к лучшему!» Даже если вы и не совсем понимаете, почему ...
+ развернуть текстсохранённая копия
твердите про себя: «Гам зу ле-това!» — «И это к лучшему!» Даже если вы и не совсем понимаете, почему страдаете, — все равно взывайте в Господу, и Он поможет вам выдержать испытание. «Жизнь как призвание», с. 208
2017-03-12 12:33:15
... за исключением Книги Эстер, существование которой ... отличается Мегилат Эстер — Книга Эстер от всех ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Наши мудрецы учат:
«В Книге Мишлей сказано: “Она заклала свою жертву, разлила вино [в кубки]…”» (Мишлей, 9) В этом стихе речь идет об Эстер, которая, когда над всем Израилем нависла угроза, устроила пир для Ахашвероша и Гамана и напоила их вином. Гаман считал, что ему оказана великая честь, не понимая, что Эстер расставила ему ловушку. Напоив его вином, Эстер спасла свой народ.
Далее в этом стихе следует: «…и накрыла стол свой». Эти слова следует понимать так: «Она утвердилась в обоих мирах — этом и будущем.
Все еврейские праздники в будущем будут отменены — кроме Пурима».
Более того: в будущем, после прихода Машиаха, будут отменены все Книги Пророков и Писаний — за исключением Книги Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование пяти Книг Торы. Законы, содержащиеся в Устной Торе, никогда не будут отменены. Но несмотря на то, что, как предсказал пророк Йешайя, все беды, постигшие в прошлом Израиль, будут забыты («Ибо забыты все прежние горести и скрылись они от глаз моих» — гл. 65), это не относится к истории Пурима. Ведь в Книге Эстер сказано: «И эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер, 9).
Чем же превосходит Пурим остальные еврейские праздники?
Дело в том, что все остальные праздники освящаются Израилем. В будущем, когда праздничным, субботним станет весь мир, они уже ничем не будут выделены. В Талмуде сказано: «Свеча в полдень — чем она может помочь?» Но Пурим освящен не народом Израиля, а непосредственно открывшейся миру Святостью Всевышнего, а она сохранится и останется выделенной и в будущем светлом мире.
Чем же отличается Мегилат Эстер — Книга Эстер от всех остальных частей Писания? Дело в том, что назначение всех других Книг Пророков — разъяснить слова Торы, укрепить веру в них, способствовать соблюдению евреями заповедей. Но в будущем, после прихода Машиаха, истина восторжествует во всех своих проявлениях, исполнятся все предсказания пророков, и все люди будут изучать Тору и ее законы столь же полно, как и до грехопадения Адама, до появления пророков и составления их книг. Но Книга Эстер отличается от них всех — она лишь начало нового повествования, повествования об уничтожении Амалека. Когда после прихода Машиаха Всевышний избавит Израиль от всех его врагов и окончательно сотрет самую память об Амалеке, когда Его Имя приобретет свою подлинную полноту и заполнит Вселенную, тогда все живое будет прославлять Всевышнего и Его деяния и прежде всего — уничтожение Амалека со времен Мордехая и Эстер и до времен Машиаха. автор текста: рав Элияу Ки Тов
2017-03-09 02:27:43
... остальных отношениях Таанит Эстер ничем не отличается ... невозможно. Поэтому Таанит Эстер, если он ...
+ развернуть текстсохранённая копия
День битвы — день поста
13-е Адара (или 11-е, в случае, когда 13-е выпадает на Шаббат) — день поста, день Таанит Эстер. Он установлен в память о том, как Мордехай, Эстер и весь народ Израиля постились 13-го Адара, в день, когда «враги евреев предполагали одолеть их, а получилось так, что сами евреи одолели своих врагов; [и] собрались евреи в своих городах…» (Эстер, 9). В этот день сыны Израиля постились и просили Всевышнего о победе в битве со своими врагами. В свое время Моше тоже постился перед сражением с Амалеком. Этот пост означал, что Израиль не при помощи одной грубой силы надеется победить врага, но прежде всего обращается с молитвой к Небесам, и Небеса в милосердии своем дают ему силы одержать победу. Поэтому и во времена Мордехая Израиль постился перед тем, как сразиться с врагом, собиравшимся его уничтожить. В память об этом посте был установлен на грядущие времена пост Таанит Эстер — чтобы мы помнили, что Всевышний знает, когда мы попадаем в беду, слышит каждого, кто в посте и молитве искренне возвращается к Нему, поступая так же, как наши отцы в трудные времена. Намек на пост
Намек на пост 13-го Адара содержится в свитке Эстер, где сказано: «И они установили для себя и для своих потомков посты и молитвы» (Эстер, 9). Почему называется в честь Эстер?
Этот пост — Таанит — был назван в честь Эстер потому, что в свое время она первая начала поститься и сказала Мордехаю: «Иди, собери всех евреев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня; не ешьте и не пейте три дня, ни ночью, ни днем, и я с моими служанками буду так же поститься» (Эстер, 4). И хотя Таанит Эстер установлен в память о другом посте (ведь трехдневный пост Эстер и Мордехая состоялся 13-го, 14-го и 15-го Нисана, сразу же после того, как стало известно, что Гаман 13-го Нисана разослал письма, обязывающие убивать евреев, а мы постимся 13-го Адара в память о посте перед битвой), тем не менее, мы называем его в честь Эстер в память о том, что она первая прибегла к посту, когда народ Израиля оказался в опасности. Облегчения в таанит Эстер
Таанит Эстер не является одним из четырех постов, установленных в память о разрушении Храма, так что он прямо не упоминается в Танахе. Поэтому он во многих случаях соблюдается не так строго, как другие посты. К примеру, 13-го Адара не постятся беременные и кормящие женщины, а также и другие слабые здоровьем люди, особенно страдающие во время поста. В молитву в этот день включается отрывок Анейну, в Шахарите и Минхе читается Ваехалъ, кроме того, утром читаются молитвы Слихот, напечатанные в сидурах, — словом, во всех остальных отношениях Таанит Эстер ничем не отличается от других постов. Если выпал на шабат
Если день 13-го Адара выпадает на субботу, пост переносится на четверг, 11-е Адара, а не откладывается на воскресенье, потому что это — день праздника Пурим. Посты не принято переносить на пятницу, поскольку пятница непосредственно предшествует субботе. Кроме того, в дни поста обычно читают Слихот и покаянные молитвы, которые тоже не принято читать перед субботой. Есть еще одна важная причина: в пятницу готовится пища на субботу, которую необходимо пробовать, чтобы она получилась вкусной, а в пост это невозможно. Поэтому Таанит Эстер, если он выпадает на субботу, переносится на четверг.
Следует иметь в виду, что пост 10-го Тевета — единственный, который иногда выпадает на пятницу, но не переносится на другой день. Молитва Минха
В Таанит Эстер не включают Таханун (покаянную молитву) в послеполуденную молитву Минха. Многие надевают перед чтением Минхи в этот день праздничную одежду, потому что чтение Мегилы начинается сразу же после этого.
Установленный нашими мудрецами для всего народа обычай поститься 13-го адара соблюдается в память о двух постах, объявленных в дни Мордехая и Эстер. Первый пост: все евреи Персии постились три дня, когда в месяце нисан (на Песах) злодеем Аманом был вынесено решение об уничтожении евреев. Второй пост: они же постились 13-го адара — перед тем как выйти воевать, защищаясь от врагов. Наш пост 13-го адара называется именем царицы Эстер, отправившей Мордехаю послание: «Иди, собери всех евреев, пусть постятся об мне».
Рамбам пишет: «Этот пост принято соблюдать, чтобы мы помнили, что Всевышний видит и слышит всякого человека в его беде, когда он постится и возвращается к своему Творцу всем сердцем, и что Тора велит нам молиться, если всем грозит беда».
В этом году пост Эстер начинается 9 марта с восходом солнца (перенесен с субботы). С рассвета до вечера, пока не появились звезды, запрещено есть и пить. Тот, кто поел или попил по ошибке (или даже умышленно), обязан продолжить пост. Утром не чистят зубы и не споласкивают рот. Можно есть и пить беременным и кормящим женщинам, а также больным. Но даже тому, кто может есть, не следует получать от пищи удовольствие, ибо он свободен от запрета на еду, но не от того, чтобы скорбеть со всем народом.
Утром читают специальные молитвы — слихот, в которых мы просим избавить нас от всех несчастий и простить наши грехи. Читается также молитва Авину-Малкену. В синагоге свиток Торы достают и утром на шахрит, и днем на минху.
В конце поста, перед наступлением Пурима, готовятся к празднику: надевают праздничную одежду, наводят порядок в доме — чтобы, придя из синагоги, войти в дом и увидеть, что стол уже накрыт. С наступлением вечера все еще запрещено есть хлеб — пока не прочтен Свиток Эстер, но пробовать фрукты, мясо и рыбу — можно. В это время запрещено также спать — из опасения, что прилегший на минуту человек крепко заснет и пропустит чтение Свитка Эстер. Полный текст...
Пост (ивр. צוֹם, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона. В посты запрещено есть и пить
Виды постов
Существует два основных видов поста: постоянный и непостоянный. Постоянные посты
Тора заповедала нам только один пост — Йом Кипур, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца изнуряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте…» (Ваикра 16:29). Остальные посты были введены мудрецами в связи с различными печальными событиями. Вот посты, которые были введены нашими мудрецами: 17-го Тамуза, 9-ого Ава, пост Гедальи, 10-го Тевета и пост Эстер.
Четыре поста были установлены пророками в память о разрушении Храма и изгнании сынов Израиля на чужбину. Это «пост четвертого месяца» (17 Тамуза), «пост пятого месяца» (9 Ава), «пост седьмого месяца» (пост Гедальи, приходящийся на 3 Тишрей) и «пост десятого месяца» (10 Тевета), о которых сказано (Зехаръя, 8): Так сказал Г-сподь Цваот: «…Пост четвертого, пост пятого и пост седьмого месяцев…»
17 Тамуза римлянам, осаждавшим Иерусалим, удалось пробить брешь в стене и ворваться в город.
9 Ава были разрушены Первый и Второй Иерусалимский Храм; кроме того, в этот день произошли другие трагические для еврейского народа события.
3 Тишрей был убит Гедалья бен Ахикам, и последние евреи, остававшиеся в Эрец Исраэль после разрушения Иерусалима вавилонянами, были изгнаны оттуда.
10 Тевета вавилоняне приступили к осаде Иерусалима, которая закончилась разрушением города и Храма.
Еще один пост — Таанит Эстер — был установлен в память о трехдневном посте, объявленном евреями Персидской империи во времена Мордехая и Эстер, когда злодей Гаман задумал истребить их всех до единого. Он приходится на 13 Адара — накануне праздника Пурим.
Посты Йом Кипура, 17 Тамуза, 9 Ава, 3 Тишрей и 10 Тевета приходятся на тот самый день, когда произошло событие, в память о котором было решено установить пост. Иначе обстоит дело с Таанит Эстер.
Эстер, Мордехай и все евреи, жившие в столице персидского государства Шушане, постились в тот страшный год три дня — 13-го, 14-го и 15-го Нисана, то есть пост захватил начало праздника Песах. Мудрецы разрешили тогда поститься в праздник, потому что речь шла о жизни и смерти для всего еврейского народа. Однако в будущие времена было решено поститься 13 Адара, в день, когда евреи Персидской империи готовились напасть на своих врагов, то есть в канун праздника Пурим.
Пост «четвертого месяца» был назначен вначале на 9 Тамуза, день, когда вавилоняне пробили стену Иерусалима. Но после разрушения Второго Храма раббан Йоханан бен Заккай и мудрецы его поколения перенесли день поста на 17 Тамуза — день, когда римляне ворвались в Иерусалим. Мудрецы поступили так потому, что оба события произошли в одном месяце и, следовательно, их можно оплакивать в один день, а также потому, что разрушения Второго Храма было еще большим несчастьем, чем разрушение Первого — ведь после первого разрушения Храм был вскоре восстановлен, а после второго — нет.
Относительно поста Гедальи существуют определенные разногласия. Некоторые считают, что Гедалья был убит 3 Тишрей и мы постимся в самый день его убийства. Согласно другой точке зрения, он был убит 1 Тишрей, в первый день Рош Гашана, и поэтому мы переносим пост на третье число. Разница между постами
Существует разницам между Йом Кипуром и 9-ым Авом и другими постами. Пост Йом Кипура и 9-го Ава начинается утром, в то время как пост Йом Кипура и 9-го Ава начинаются уже с вечера. Законы постоянных постов
О законах постоянных постов можно причитать тут. Непостоянные посты
Есть возможность, что вся община примет на себя пост. Обычно причина для принятия поста всей общиной – множество бед. Также есть возможность отдельному человеку принять на себя пост. Личные посты
Человек может также принять на себя личный пост. Есть различные причины для личных постов: для исправления дурного сна, для искупления грехов, если упал свиток Торы или тфилин. Законы личного поста
Если отдельный человек собирается поститься, он должен принять на себя эту обязанность во время молитвы Минха предыдущего дня, то есть, произнося благословение: «Услышь голос наш…» он должен подумать, что принимает на себя обязанность поститься, а прежде, чем произнести: «Да будут угодны…», пусть произнесет текст: «Господин всех миров, вот я перед Тобой в посте…» (как приводится в сидурах) (в сидуре «Врата молитвы» этого текста нет — перев.). И хотя после этого человек ест и пьет, пока не поднимется заря, это не мешает ему принять пост с вечера. И также, если человек хочет поститься несколько дней подряд, хотя он и будет есть и пить в ночи, разделяющие эти дни, ему достаточно принять на себя пост один раз. Но если человек принимает на себя обязанность поститься несколько дней не подряд, например, понедельник-четверг-понедельник, ему следует каждый раз принимать на себя пост в молитве Минха, читаемой накануне. источник: www.imrey.org