Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «этносов»
Тэги: "actiunea, "патриоты, 2012, бедствие, видео(разное),аудио, гарбуз, движение, демократия,свобода,права, игорь, кагул, кагуле, лига, любознательный, михаил, молдова,приднестровье,молдавский, молдовы", молодежь, национал-либеральная, новость, отношение, партия, политика(видео, потасовка, происшествие, р.молдова, россия,ссср,русский, румыноунионисты, русский, тексты), тулянцев, этносы,межэтнические, язык
«Карманная сверхдержава». К истокам грузинского шовинизма 2012-07-08 17:18:08
... "привязанных" этносах невозможен без создания ...
+ развернуть текст сохранённая копия
stoletie.ru/vzglyad/karmann...va_786.htm Современная ситуация как на Северном Кавказе, так и в Закавказье со времён распада СССР была и остаётся объектом как пристального внимания, так и искреннего непонимания со стороны едва ли не всего мирового сообщества. Кавказ обременён великим множеством наболевших вопросов, как стародавних по времени, так и недавно возникших, но только один из них ныне поражает неукоснительной стабильностью и активным нарастанием проблем. Это - вопрос грузинского панкавказского шовинизма. Почему именно грузинского? Откуда именно у этого народа и его законно избранного руководства взялся такой универсальный набор непомерных амбиций на все без исключения случаи в высшей степени многообразной общекавказской жизни? Попробуем проанализировать. Врач, изучая болезнь, начинает с анамнеза - то есть, истории происхождения самого заболевания у данного конкретного больного. Посмотрим же глазами толковых врачей - и проследим развитие, от самого начала и до нынешнего дня, некоего "грузинского синдрома". Вся история грузинского шовинизма уже давно находится внутри самой истории грузино-российских взаимоотношений. Давайте же пристально заглянем туда, внутрь... 1. Грузия имела до того, как пошла "под крыло" к России, уже довольно развитую феодальную систему - в отличие от народов Северного Кавказа. И, к тому же - конфессиональное сродство с Россией. Поэтому она примкнула к империи в целом - вся, не по частям, тут же став форпостом царизма на Кавказе и поставщиком административных и военных кадров. 2. "Грузинского народа" как такового не было. Были картвелы, мегрелы, имеретинцы, лечхумцы, рачинцы, сваны, хевсуры и т.д. История вхождения в состав России застала Грузию в процессе "народообразования", который вообще при таких лишь географически и конфессионально "привязанных" этносах невозможен без создания хоть какой-то общей "национальной идеи", от которой до шовинизма - один шаг. Пример - США: нации - нет, шовинизма - сколько угодно... Царской власти в России было куда удобнее договариваться с какою-то одной администрацией, чем барахтаться в море князей и князьков, старейшин и глав родов Северного Кавказа. Поэтому принцип "разделяй и властвуй" в той политической ситуации к Грузии Россией не применялся, а - наоборот. Её монолитность и централизация всемерно поощрялись. Для взращивания нужных кадров - грузинским феодалам были открыты все пути к получению самого лучшего российского высшего образования. Уже тогда началось выращивание из грузин некоей "кавказской элиты" на то будущее, которого у царской России не оказалось... Но "элита" - осталась. 3. Плодом пункта 2 стало создание в Грузии различного рода "доктрин исключительности", один только пример - статьи Церетели и Чичинадзе в конце XIX века о том, что (цитирую): "...Заселение Абхазии и Черкесии детьми нашей страны должно считаться одним из прекраснейших явлений нашей жизни, которое должно радовать каждого доброжелателя нашего народа...". Поведением во время Кавказской войны и после неё Грузия поставила себя в оппозицию по отношению ко всему Кавказу. Она стала главной и полноценной опорой Российской Империи на Кавказе - и мигом переняла у неё не лучшие, а худшие из имперских черт. 4. Следствием всего предыдущего стал тот парадокс, что именно образованные грузины, помножив это образование на уже привившиеся идеи "национальной исключительности", стали "кузницей кадров" для социал-демократов, эсеров, меньшевиков, большевиков, короче - революционеров. В этой мутной воде смутного времени низшие слои грузинской интеллигенции ловили "рыбку", победив своих же феодалов в части масштаба - пока те пытались править Грузией, эти - начали править Россией. 5. Период СССР. Сталин всегда потворствовал мегрелу Берии. А Берия - делал всё возможное для "зачистки" Кавказа и территориальных приращений Грузии. Именно тогда сформировались псевдонаучные доктрины о "пришлости" абхазов и иронцев, об изначальной "грузинскости" территорий Абхазии и Южной Осетии. Да и сами территории - будь то Абхазия или Южная Осетия - были присоединены к Грузии искусственно, волевым решением Сталина. И там целенаправленно и последовательно шло "огрузинивание" на всех уровнях - от языка и национальных культур, преподавания в школах - до установления грузинской кадровой верхушки в аппаратах, как партийном, так и советском в целом, во всей системе исполнительной власти. И — вряд ли Сталин был при этом шовинистом. Ничуть. Просто со "своими" - в первую очередь, Берией - ему было надёжней и удобней. А далее - сплошной эффект домино. Это, плюс наследие царских традиций привело к тому, в частности, что образование для грузин было открыто в СССР, как ни для кого с Кавказа - неограниченно во всех областях. Номенклатурные должности - то же самое, по всему СССР... Косвенным эффектом стало и лидирование грузинского криминального мира в России, как труднонаказуемых родственников целого ряда номенклатурных единиц, и, - нонсенс вообще-то для СССР в целом - практически полнейшая бесконтрольность денежного оборота в Грузии. В отличие от хлопковых республик Средней Азии, грузинские цеховики даже ни в каких приписках для доходов не нуждались... в их сторону у советского МВД, как "родного", так и столичного, всегда были как бы полуприкрыты глаза... 6. Сепаратисты по отношению к СССР были уже тогда. Но, как известно, посеешь ветер - пожнёшь бурю. Взращивая негласно идеи национальной грузинской исключительности - получили, к примеру, того же Звиада Гамсахурдиа. Мало кто помнит сейчас его в 1970-е, когда он жалко оправдывался в программе "Время". Студент Гамсахурдиа тогда создал антисоветскую националистическую организацию, но, схваченный за руку и пощажённый лишь из-за огромного авторитета его отца, профессора и писателя Константинэ Гамсахурдиа, сдал и "подельников", и на всю страну "в ошибках каялся" по ТВ... Но, впрочем, исчез бы он тогда из политики - 1990-е всё равно родили бы других Звиадов, ибо дело уже было сделано. То дело, благодаря которому Андрей Сахаров уже чётко назвал Грузию "малой империей". 7. И вот - не стало СССР, как поля для применения всех тех амбиций, которые взращивались преемственно - русским царизмом, большевиками - не менее двух сотен лет. Но амбиции с двухсотлетними корнями - остались. И мы имеем то, что имеем. А имеем мы, в первую очередь, панкавказские имперские притязания Грузии, причём довольно примитивно, но неуклонно реализуемые при помощи нового "большого брата" в виде США: среди соседей по Закавказью Грузия на абсолютное лидерство, безусловно претендовать не может - нет у неё к тому ни оснований, ни обоснований, да и крепкие армии, созданные Азербайджаном и Арменией друг против друга, легко могут организовать "тёплый приём" любому неуживчивому соседу... А вот вопросы и проблемы Черноморского побережья и Северного Кавказа - в силу ряда общеизвестных исторических причин - используются грузинским руководством в собственных интересах, что называется, по полной программе. Грузия стала упорно претендовать на геополитическое лидерство среди всех тех народов Кавказа, которые с этим согласятся. И для получения этого согласия - активно брать на себя некие международные правозащитные функции. И лучшее, пожалуй, тому свидетельство - воцарившаяся в Грузии некая "двойная мораль" в оценке как очевидных, так и отнюдь небесспорных исторических событий. Так, на диво остро "озаботившись" вдруг в высшей степени неоднозначным вопросом Кавказской войны и заявляя во всеуслышанье о признании Грузией геноцида черкесов царским режимом, грузинские учёные и политики совершенно "не помнят" о собственных "достижениях" Грузии в геноциде осетин. Тбилиси разворошил золу старых адыго-грузинских конфликтов. Грузинские парламентарии, признавшие «геноцид черкесов» царским правительством, грубо и односторонне, в свою угоду, интерпретировали исторические факты и обошли стороной участие самих грузин в Кавказской войне. Как известно, грузинское дворянство составляло существенную часть офицеров отдельного Кавказского корпуса, не говоря уже о собственно грузинских милиционных формированиях. Россия, собственно, вступила в Кавказскую войну из-за стремления помочь единоверной Грузии (которой не только как народа, но и как единого целого на тот момент не существовало), раздираемой Османской и Иранской империями, а также набегами лезгин и других северокавказских племён. Участие грузинской аристократии и дворянства в этой войне на стороне России было и масштабным, и искренним. У народов Северного Кавказа хорошо развита историческая память, и резолюция грузинского парламента не сможет ее перечеркнуть. Можно вспомнить и события 1921 года, когда шовинистически настроенное грузинское офицерство, вышедшее из недр царской армии и создавшее своего рода собственное национальное белогвардейство, развернуло боевые действия на территории Осетии (тогда ещё не Северной или Южной, а - до Сталина и Берии просто Осетии - с целью "очистки территорий до перевала" (то есть - современных югоосетинских) и заселения их исключительно грузинами (тогда эти планы были сорваны и разбиты вдребезги Красной армией). Или - события 1992 года, когда Гамсахурдиа сперва "не глядя" подписал документ, согласно которому Южная Осетия и Абхазия вообще не входили в состав Грузии, а потом, "опомнившись", ринулся карать, требовать и наводить порядки - сперва в Южной Осетии, потом - в Абхазии... Итогом чего стал тот же самый геноцид осетин и абхазов, но тогда Грузии опять-таки помешали - и отряды добровольцев со всего Северного Кавказа, и российские ВДВ... Недавно, в 2008 году, третье повторение "осетинской истории", и опять Грузия действует по геноцидной модели - но реакция России оказывается на сей раз мгновенной: Южную Осетию быстрым и мощным ударом освобождает Российская армия... Так вот - согласно этой двойной грузинской шовинистической морали, любые из вышеперечисленных действий Грузии - это не геноцид, нет, что вы! Это "действия по сохранению территориальной целостности Грузии" (!), а вот действия хоть царского правительства, хоть современного российского руководства по сохранению территориальной целостности России - вот это, безусловно, конечно же геноцид и оккупация, при этом о своих территориальных приращениях в результате действий той же самой России в лице большевиков - грузинские историки с политиками дипломатично помалкивают... Ответ на всё довольно прост и очевиден: надеясь в силу временного (именно, что временного!) совпадения своих внутрикавказских интересов с глобальными интересами США иметь в качестве опоры американские военно-политический авторитет и неисчерпаемый кошелёк, грузинские политики пытаются вернуть давно утраченный (если он вообще был когда-либо) авторитет Грузии на Северном Кавказе, и использовать все накопившиеся за всю обозримую историю проблемы и обиды, хоть подлинные, хоть мнимые, народов Северного Кавказа на Россию, для получения некоей "пятой колонны" в тылу российского фронта на потенциальной русско-грузинской войне. Для получения ножа в российскую спину или тарана в российские ворота - в зависимости от конкретных обстоятельств - суть дела от этого ничуть не меняется. Всё чаще и чаще напоминая своими решениями и действиями гитлеровцев, идя на любые связи и контакты с любыми националистами Северного Кавказа, даже теми, кто воевал в 1990-е против самих грузин, Грузия хочет получить на Северном Кавказе своюих собственных коллаборационистов. Что ж, узнав, к примеру, силу черкесского отпора в Абхазии, в Грузии благоразумно поняли, что легче приручить, чем бороться. При этом нигде и никогда не упуская возможности назвать сепаратистами осетин и абхазов, грузинские власти теперь готовы чествовать и величать патриотами любых сепаратистов в российской части Кавказа... Своими чересчур вольными заигрываниями с историческим прошлым власти Грузии открыли ящик Пандоры, и рискуют навлечь на страну встречные обвинения в этногеноциде. Исторического и современного материала более чем достаточно. Прежде всего, основания обвинить Тбилиси в этнических чистках имеют южные осетины как народ, в наибольшей степени пострадавший от политики унитаризма (в период существования Грузинской демократической республики (1918-1921 гг.), в начале 1990-х и в 2008 гг.). Причем, в отличие от научно немотивированного обвинения Российской империи в намеренном уничтожении адыго-черкесских народов и племён, для последнего обвинения имеется документальная база. Определенные элементы геноцида можно обнаружить при анализе политики современного Тбилиси в отношении национальных меньшинств: армян, аджарцев-мусульман, турок-месхетинцев, которым препятствуют вернуться на историческую родину. Вряд ли стоит сомневаться, что прецедент, созданный самим парламентом Грузии, не подтолкнет их лидеров к выдвижению исков в международные инстанции и парламенты отдельных государств. Об историческом наследии Грузии, больше других выигравшей от результатов Кавказской войны, заселения адыго-абхазских земель и царского «подарка» в виде Абхазии и Южной Осетии, сделанного «кремлевским грузином», к сожалению, стараются сегодня не вспоминать те, кто идёт на подобное сотрудничество с новодельной грузинской "карманной сверхдержавой", насквозь пропитанной безудержным и закономерным, в силу вышеприведённых причин, шовинизмом.Уже (или ещё?) не понимают, что подобно тем самым власовцам для Гитлера, они для Грузии - инструмент, средство, способ, метод, просто пушечное мясо, наконец - в общем всё, что угодно, но только не равноправные союзники и партнёры. Стремясь поступить с теми же черкесами примерно так же, как дедушка Ленин обошёлся с батькой Махно, Тбилиси именно так в итоге и поступит, если ей всё же удастся добится своего. Природа самого шовинизма просто не допускает иных решений. Иначе будет утрачена самая суть мнимой (но уже давно и устойчиво мнимой) грузинской "избранности". Доктрины избранности в истории, увы, давно не новы. Самые разные народы, бесконечно различные расово, культурно, экономически - в разные времена побывали в этой "медовой ловушке" - будь то римляне, скандинавы, монголы, японцы, немцы... Результат всегда был один и тот же: вначале много пафоса, решительное сплочение, стремительный подъём, а далее - море крови и страданий и - закономерная катастрофа в финале. Теперь вот и Грузия готовится шагнуть в эту добротно утоптанную идейными предшественниками яму. Быть может, её лидеры полагают себя настолько избраннее прочих избранных, что всерьёз надеются на иную развязку, чем единственно возможную, каковую давно уже предписал сам ход всемирной истории? Константин Субботин 05.07.2012 | 13:08 Специально для Столетия
Тэги: абхазия, бедствие, грузинский, грузия, и.сталин, история, любознательный, мировой, ннг, отношение, происшествие, россия,ссср,русский, сепаратизм, ссср, ссылка, украина,белоруссия,другие, шовинизм, этносы,межэтнические, ю.осетия, язык
Десять московских диаспор.Как и чем живут таджики, чеченцы, африканцы и другие "представители нетитульных национальностей" 2012-07-04 02:27:10
+ развернуть текст сохранённая копия
Десять московских диаспор Как и чем живут таджики, чеченцы, африканцы и другие "представители нетитульных национальностей" Москва — большой многонациональный город, но чем дальше, тем больше сама мысль об этом начинает вызывать испуг у горожан: «это больше не моя Москва», «вокруг одни таджики», «пусть строят свои мечети у себя дома». Противостояние по линии «коренные — понаехавшие» или даже проще — «русские — не русские» становится все ожесточенней, а разговоры о миграции и ассимиляции вызывают у среднестатистического москвича только глухое раздражение. Происходит это отчасти и потому, что «представители нетитульных национальностей» по-прежнему остаются для многих москвичей terra incognita. БГ выбрал семьи, представляющие десять московских диаспор — больших и крохотных, обосновавшихся в Москве давно и сформировавшихся совсем недавно, — и попросил их подробно рассказать о своей жизни и отношениях с городом, а фотограф Юрий Иващенко снял их портреты. Интервью: Марина Арсенова, Елена Верховская, Вячеслав Иващенко, Дина Куркова, Дмитрий Опарин АССИРИЙЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ АРМЯНЕ АГУЛЫ ТАДЖИКИ ЧЕЧЕНЦЫ АФРИКАНЦЫ УЗБЕКИ УДИНЫ ТАТАРЫ МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Тэги: агулы, азербайджанец, армения,армянский, армянин, ассириец, африканец, биология,психология,социология, большой, город, диаспора, любознательный, мнение, москва, москвы, ннг, общество,семья, отношение, россия,ссср,русский, ссылка, таджик, татарин, удин, узбек, украина,белоруссия,другие, человек,его, чеченец, эксперт, этносы,межэтнические, язык, язык,арцах(н.карабах)
Александр Механик:Советская пробка, которую не выбьешь... 2012-06-29 23:40:10
... нации — этнос, общая культура или ... всех населяющих страну этносов видения будущего этой ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Рисунок: Игорь Шапошников Хотя во всем мире слово «нация» — одно из самых употребительных в современном политическом лексиконе, однозначного определения этого понятия нет. Более того, известный английский политолог Бенедикт Андерсен называл нации «воображаемыми сообществами». Все это не мешает нациям быть реальными субъектами общественных и международных отношений. А принадлежность к той или иной нации — естественная и необходимая часть самоопределения любого жителя нашей планеты. Но раз нет общего представления о том, что такое нация, то тем более нет общепринятого представления о том, когда и как нации возникли и каковы для этого необходимые условия. Что есть российская нация После распада Советского Союза перед гражданами новой России, в первую очередь перед ее политической элитой, встал вопрос: кто мы? к какой нации мы принадлежим? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, ведь подавляющее большинство граждан России — этнические русские. Но простое обозначение России как русского государства порождает проблему отношения к нему многочисленных национальных меньшинств. Достаточно вспомнить, как бились представители национальных республик при обсуждении новой Конституции России в 1993 году за название Российская Федерация, чтобы понять, что для них принадлежность к своей национальной автономии и их квазигосударственный статус — безусловные ценности. Кстати, это проблема многих многонациональных государств с доминирующей нацией. Так, Испания в своей конституции, принятой после падения франкизма, была провозглашена неделимым государством испанской нации, но баски и каталонцы в конституциях своих автономий провозгласили их территориями своих наций. Боясь раскола страны, центральное правительство не решилось что-либо предпринимать, и в результате испанская конституция как бы повисла в воздухе. Простое введение слова «россияне» для обозначения общей для всех населяющих Россию этносов нации тоже не дало результата. Хотя оно явным образом отсылало к ностальгическому для многих образу «новой исторической общности — советский народ». Но именно поэтому вызвало скорее ироническое отношение к себе, особенно со стороны тех, у кого советское вызывает далеко не ностальгические воспоминания. Так же как объявление о существовании российской политической нации, уже на примере западных политических образцов, просто на основании того факта, что в России проходят выборы и существуют демократические институты. Хотя бы потому, что и выборы, и демократические институты еще не стали в России неотъемлемой частью национального сознания. То есть на вопрос о том, что лежит в основании российской нации — этнос, общая культура или общие политические институты, ответа так и нет. «Эксперт» уже обращался к проблеме национального строительства в России, например в статье «Нации не создаются толерантностью» (см. № 9 за 2011 год), в которой отмечалось, что «нации основываются на базе общего для всех населяющих страну этносов видения будущего этой страны, общих символов, ценностей и исторического мифа в высоком смысле этого слова, то есть истории, передающей представление о месте нации в мире, о ее предназначении, о героях и героических событиях». Возвратиться к обсуждению проблемы «кто мы?» нас подтолкнул выход работы известного российского политолога Святослава Каспэ «Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай». Святослав Каспэ в своей книге задается той же проблемой, что и «Эксперт» в своей статье, но подходит к ней с другой стороны, отмечая уже в самом начале, что «всякая осмысленная стратегия nation-building должна сегодня в первую очередь предусмотреть работу с политическими ценностями». Свою точку зрения Каспэ основывает на серьезном теоретическом анализе, но мы не будем заниматься разборкой теоретических оснований, разработанных автором, несмотря на всю их важность, поскольку, на наш взгляд, ценностный характер национального строительства интуитивно ясен каждому обывателю, если он всерьез задумывается о том, кто же он есть. Независимо от того, как позиционирует себя гражданин России в своем самоопределении, он будет искать опору в определенном ценностном ряду. Это касается не только России. Это видно на примерах других стран и наций, особенно США и Франции, в значительной мере сконструировавших себя на основе определенных ценностей. Святослав Игоревич Каспэ — профессор Высшей школы экономики, лауреат премии в области общественно-научной литературы «Общественная мысль» за 2008 год, которую вручает Институт общественного проектирования, за книгу «Центры и иерархии: пространственные метафоры власти и западная политическая форма». Проблема, за которую он взялся в своей новой книге, не просто важная, она, если можно так выразиться, животрепещущая. А основательность, с которой Каспэ подошел к ее решению, — фундаментальная. И тем интереснее поспорить с уважаемым автором. Французский пример для России Проблема ведь заключается не только в том, чтобы сформировать национальные ценности, она скорее в том, возможно ли в такой стране, как Россия, с ее драматической историей, создать нацию с едиными ценностями, по крайней мере в настоящее время. Что надо сделать, чтобы этого добиться? И кто может это сделать? Пример Франции показывает, что даже если существует некое преобладающее представление о национальных ценностях, отношение к ним граждан может существенно различаться. Как отмечает Каспэ, уже «аббат Сьейес, задавшись в своей знаменитой брошюре вопросом “Что такое третье сословие?” и уверенно ответив на него “Третье сословие есть совершенная, завершенная [complete] нация”, тем самым сознательно и намеренно вывел за пределы нации первое и второе сословия — каковое намерение и было в целом реализовано в ходе французского революционного nation-building, между прочим, до сих пор сохраняющего свой парадигматический статус». Но ведь первое и второе сословия не менее категорично отстаивали свою принадлежность к французской нации, что вылилось практически в столетнюю гражданскую войну, которую пережила Франция в XIX веке. Оказалось, что нация была одна, а ценности у разных ее представителей были разные. Более того, разными были даже их представления о том, когда и как французская нация возникла. Одни, «правые», выводили и до сих пор выводят происхождение Франции по меньшей мере от галлов, другие, «левые», — из Французской революции. Как пишет об этой проблеме исторического и все еще не изжитого противостояния бывший президент республики Жискар де Эстен в своей книге «Французы», до настоящего времени «разрыв между правыми и левыми в культурном плане сохраняет привкус столкновения между сторонниками Республики и ее более или менее скрытыми противниками. Подобное восприятие придает спорам практически непримиримый характер, как если бы их участники принадлежали к двум несовместимым друг с другом сообществам. Определения “правые” и “левые” воспринимаются не как варианты одной и той же позиции, но, напротив, содержат в себе мощный потенциал отторжения и разрыва». Тем не менее в настоящее время можно говорить, что во Франции у носителей разных исторических ценностей есть общие демократические, республиканские ценности, в верности которым клянутся все от крайне правых до крайне левых. Чтобы этого достичь, Франции пришлось пережить Вторую мировую войну и поражение от Германии, после которого те, кто не признавал ценности республики и революции, как, например, сторонники лидера французских ультраправых Шарля Морраса, перешли на сторону Гитлера и в конце концов оказались исключены из французского общества, а те, кто выступил против нацистов, объединились вокруг этих ценностей. Хотя и это объединение достаточно условно. Как написал в своей статье «Ленин и ленинизм сегодня и послезавтра» («Эксперт» № 1 за 2010 год) Эммануил Валлерстайн, «одним из основных способов достижения консенсуса во французском обществе стало допущение разных, порой противоречащих одна другой интерпретаций того, что происходило во время Французской революции и кем считать Наполеона. В результате различные группы французского общества празднуют, в сущности, разные революции, в зависимости от своих политических предпочтений». Но если во Франции и через двести лет после революции сохраняется национальный раскол, и ценностный и исторический, то тем более это справедливо для России, что демонстрирует нам, возможно, не желая этого, в своей книге и сам Каспэ, когда переходит от теоретических построений к практическим предложениям о том, как нам построить российскую нацию. Сколько в России сакрального Как замечает Каспэ, «в любом обществе неизменно наличествует конститутивный элемент, который может быть обозначен как сакральное… он существует всегда и в этом смысле является вневременным». Проблема, которой не замечает Каспэ, состоит в том, что в России в силу ее исторического развития наличествует как минимум три или даже четыре основания такого рода сакрального: имперская история, революция 1917 года, причем в двух ее ипостасях, февральской и октябрьской, Великая Отечественная война и революция 1991 года. И у каждого из этих оснований есть свои сторонники, которые пытаются, каждый на своем сакральном, выстроить свои связи между ним и остальными событиями российской истории, рассматривая одни из них как предпосылки, а другие — как неизбежные следствия либо печальные исключения или искривления исторического процесса. Это пыталась сделать и советская власть, выстраивая цепочку зачастую сомнительных исторических связей между православными святыми, царскими полководцами, вождями крестьянских восстаний, борцами с самодержавием и большевистскими героями. Но Каспэ не хочет смиряться с ценностным и историческим расколом российского общества и, как когда-то Сьейес отсекал от французской нации все связанное со старым режимом, предлагает отсечь от российской нации все связанное с советским идеологически и институционально, поскольку, как он пишет, «недифференцированное “советское” — своего рода “пробка”, закрывающая канал вменяемой и продуктивной коммуникации о сценариях nation-building в России». Ключевым для преодоления советского прошлого, по мнению Каспэ, является отделение от него Великой Отечественной войны, 1418 дней которой «используются для оправдания 74 лет большевизма». Между тем, замечает Каспэ, «отделить войну от “советского”, как выясняется, можно», ссылаясь при этом на мнение патриарха Кирилла, который предложил рассматривать Победу как «чудо». Остается только задаться вопросом, почему чудо было явлено советскому, коммунистическому, режиму в 1945 году, а не царскому, православному, в 1917-м. Ясно, что это не объяснение. Кстати, такая попытка отделить событие от режима не нова для нашей истории. В свое время точно так же советская власть пыталась отделить победу 1812 года, и не только ее, от царского режима. Проблема того, как зависят достижения того или иного режима от его характера, не решается так просто, как это предлагает Каспэ. Взять хотя бы наши достижения в космосе. Казалось бы, при чем тут характер власти? Как пишет Каспэ, «воспроизводимость пилотируемой космонавтики в совершенно ином институциональном контексте экспериментально доказывает неправомерность выстраивания тут жесткой каузальной связи (точно так же, как ничего naturaliter “капиталистического” нет, скажем, в ядерной энергии)». Это, конечно, так, но в том, что нищая, разоренная войной страна сумела в кратчайшие сроки восстановиться и даже добиться победы в космосе над страной, которая на войне только нажилась, бесспорно, есть результат способности плановой экономики к величайшей мобилизации ресурсов. Это же касается и победы в войне. Другое дело, что цена этой мобилизации зачастую была ужасной. Но это вечный вопрос из разряда таких: стоят ли красоты Петербурга жизней многих тысяч крестьян, погибших при его строительстве? Мы должны помнить обо всех этих жертвах российской истории и чтить их, но достижения петровского и сталинского времени не отделить от их имен. И от Петербурга тоже не отречься. О том, что общественная система Советского Союза имеет значение при оценке результатов войны, пишут те же Иммануил Валлерстайн и Георгий Дерлугьян в статье «История одного падения» («Эксперт» № 1 за 2011 год): «Успех этой стратегии развития (предложенной советской властью. — “Эксперт”) был подтвержден победой в 1945 году и породил много подражаний по всему миру в различных социалистических и националистических цветах». Сакральность революции Но как ни важна была победа в войне, по-настоящему ключевым моментом в истории России и всего мира в ХХ веке была революция 1917 года, о которой Каспэ совсем не вспоминает, хотя, чтобы десоветизировать российскую историю, необходимо в первую очередь рассчитаться с революцией, поскольку именно она сформировала советский ценностный ряд. Воспоминания о нашей революции в настоящее время оттеснены на задний план общественного сознания. Но возвращение к ней неизбежно, поскольку самое важное, что остается от революции в памяти потомков, — это ценности, которые она привнесла в общество. И, «вышибая пробку советского», мы неизбежно должны ответить на вопрос, как к ним относиться. Во-первых — это утверждение трудовой морали через неприятие праздности и воспитание отношения к труду как главному делу жизни. Знаменитое выражение «трудовые будни — праздники для нас», эта неоднократно осмеянная реклама советского образа жизни, вполне может быть рекламой буржуазного образа жизни в его протестантской ипостаси. На сходство протестантской и коммунистической морали обратил внимание известный писатель и публицист Александр Кустарев: «Внешнее сходство между протестантским и советско-коммунистическим синдромом бросается в глаза и взывает к осмыслению. Только в этих двух умонастроениях Нового времени откровенно провозглашен и доминирует деятельно-созидательный и природопреобразовательный дух». В то же время в современном российском общественном сознании фактически восторжествовало представление о том, что свобода и собственность утверждаются не ради свободного труда, а ради праздности. А тяжелый труд — участь неудачников. Но разве все это лишает трудовую мораль ценности? Во-вторых — это искреннее, хотя в чем-то даже карикатурное стремление нашей революции буквально воплотить в жизнь христианское «блаженны нищие духом», подвергнутое в новой России такому же осмеянию, как ленинские «кухарки, управляющие государством». Образы Шарикова и Швондера как символ нашей «хамской» революции стали нарицательными и противопоставляются светлому образу высокой интеллигентной аристократичности. Но, если вдуматься, эти образы олицетворяют пропасть, разделявшую дореволюционное общество, преодолеть которую смогла только революция. И так же, как на смену поколению наглых растиньяков эпохи раннего капитализма пришли их дети, отвергнувшие в 1968 году буржуазную растиньяковщину, так на смену шариковым и швондерам, этим пролетарским растиньякам, пришло поколение их правнуков, многие из которых с ужасом и стыдом вспоминают прошлое своих прародителей. Но им следует помнить, что именно революция 1917-го позволила им самим стать новыми Преображенскими. Значительная часть нашей новой экономической и политической элиты, в том числе считающей себя демократической, не понимает этого и проникнута презрением к тем, «кто опоздал», ко всем этим шариковым, как ретроспективно в 1917 году, так и в настоящее время. Но разве это обстоятельство лишает ценности стремление к равенству? И в-третьих — это утверждение социальной справедливости. Можно сколько угодно говорить о неудаче советского проекта, о невозможности достижения социальной справедливости, но точно так же можно говорить о невозможности «свободы, равенства, братства». И как после Французской революции мир стал более свободным, так и после нашей революции мир стал более справедливым. И хотя сейчас справедливость в нашей стране не в почете, это не лишает ее ценности. Наконец, если уж где-то и можно было говорить о победе мультикультурализма, то, конечно, в Советском Союзе. За семьдесят с небольшим лет советской власти основная часть этнических сообществ, обитавших на территории царской России, обрела характер современных наций, полноценную национальную культуру, а часто — и впервые за всю историю своего существования — письменный язык, полноценное национальное самосознание и полноценную национальную территорию. Как отметил крупнейший британский историк Эрик Хобсбаум, «именно коммунистический режим принялся сознательно и целенаправленно создавать этнолингвистические территориальные “национально-административные единицы” (то есть “нации” в современном смысле) — создавать там, где прежде они не существовали или где о них никто всерьез не помышлял…». Для оценки достижений этой политики достаточно сравнить современный Афганистан, где в местных медресе до сих пор обсуждается вопрос о правильности гелиоцентрической системы, и советскую Центральную Азию, сохранившую, несмотря на все потери последних лет, не только всеобщую грамотность, которой до сих пор нет во многих азиатских странах, но и обязательное среднее образование, и разветвленную систему современного высшего образования. Можно, наверное, считать все эти ценности «пробкой», которая не дает нам заняться национальным строительством, но в стране всегда найдутся люди, которые будут выстраивать свое представление о нации, основанное именно на этих ценностях.
Тэги: <<россияне>>, nation-building, вов,вмв, демократия,свобода,права, заметка, исторический, история, каспэ, коммунизм,большевизм, любознательный, мировой, миф, наука, нация, неангажир., общегосударственный, отношение, политика(видео, политолог, российский, россия, россия,ссср,русский, сакральный, святослав, социо-гуманитарные, ссср, ссылка, тексты), франций, ценность, этносы, этносы,межэтнические, язык
Главная / Главные темы / Тэг «этносов»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|