Социальные сети давно переросли стадию «для друзей» и вышли на уровень «для мира». Практически у каждой компании сегодня есть если не ворох корпоративных аккаунтов (Facebook, Twitter, Instagram, ВКонтакте), то хотя бы парочка страниц и фанатская группа. Во многих случаях сказанное сотрудником в онлайне работодатель будет отслеживать, просматривать, делать выводы. Об этом не стоит забывать ни дома, ни, тем более, сидя на рабочем месте.
издевательского комментария» стюардессы Аэрофлота. Она цинично высмеивала катастрофу Sukhoi Superjet-100:
Буквально через несколько дней авиакомпания заявила об увольнении Екатерины Соловьевой (@4katrin) уже через свой Twitter-аккаунт.
Правда, Екатерине довольно быстро предложили работу офис-менеджера в столичном офисе крупнейшей российской социальной сети ВКонтакте.
Следующей на очереди была Светлана Колотушкина, представитель пресс-службы Mail.ru. В ходе горячей дискуссии (ВК против Одноклассников), @SvetlanaKolot проявила недюжинный патриотизм и излишнюю разговорчивость. Правда, что именно стало причиной увольнения, так и не ясно: то ли онлайн-активность Светланы, то ли ее поразительная работоспособность. Любовь Зайцева, сотрудник пресс-службы Mail.ru, позже дала комментарий о том, что Светлана Колотушкина в Mail.ru Group никогда не работала.
Третьим (или вторым, но точно реальным) случаем стало увольнение менеджера по работе в социальных сетях «Сбербанка» Екатерины Лобановой. От официального @sberbank в Twitter Екатерина опубликовала сообщение:
Вскоре после этого Екатерину уволили.ВКонтакте здесь тоже не прошли стороной:
Cвоим мнением по поводу увольнений сотрудников за сообщения в Twitter с нами поделился Андрей Азаров, эксперт в сфере SMM:Считаю, что случаи увольнения из-за Twitter-постов возможны. Стоит только разграничить, за что (и как) стоит наказывать. Во-первых, это разглашение коммерческой тайны. Во-вторых, неуважительные отзывы о продукции, потребителях. В-третьих, ответы от лица компании. Возможны и другие случаи, но эти основные.
Примечательно, что кто угодно может завести фейковый аккаунт от имени своего коллеги и выложить, например, что-то секретное. Скорее всего, никто не будет в этом разбираться. Для служб безопасности Twitter недалеко ушел от понятия биттер и плоттер. Что-то непонятное и неизвестное.
В ситуации со „Сбербанком“ и „Аэрофлотом“ сочеталось и оскорбительное высказывание о потребителях, и грубое нарушение этики. Насколько необходимы увольнения? Я считаю, что беседа с человеком (выговор, лишение части бонуса) даст больший эффект,
Иван Тютюнджи, руководитель пресс-службы HeadHunter, считает, что:
У компаний должны существовать правила поведения сотрудников в социальных медиа — это пойдет на пользу обеим сторонам. Но это должны бытьправила-помощники, а не свод запретов. Большинство неудачных записей работников о своей компании случаются не из-за злого умысла, а потому что сотрудник просто не знает как себя вести в неоднозначных ситуациях. Базовые нормы морали и профессиональной этики в таком гайде прописывать, думаю, нет смысла, потому что человек не может вести себя некорректно и непрофессионально только социальных сетях, скорее это комплексная проблема конкретного сотрудника, и она будет выражаться у него во всем и везде, не только в интернете.
Если подбирать людей внимательно и профессионально, а затем относиться к ним уважительно, как к взрослым думающим людям, помогая в сложных вопросах публичной активности, то и мониторить их аккаунты будет не нужно.В случае с Екатериной и „Сбербанком“, очевидно, тактические задачи по количеству ретвитов заслонили собой стратегическую цель всей работы. Нужно всегда помнить, что коммуникационные инструменты существуют не сами по себе, а для решения бизнес-задач.
Зарубежный опыт
Из-за своего неординарного чувства юмора пострадал известный комик Гилберт Готфилд (Gilbert Gottfried), который опубликовал ряд шуток о землетрясениях в Японии 12 сентября 2011 года:
Серия постов стоила юмористу (в этот раз профессиональному) работы: крупнейшая в Японии страховая компания Aflac отказалась от его голоса в озвучке рекламного ролика.
Курьезная ситуация произошла со Скоттом Баротшевичем (Scott Bartosiewicz), social media strategist в New Media Strategies. Зайдя по ошибке под корпоративным аккаунтом Chrysler, Скотт опубликовал следующий твит:I find it ironic that Detroit is known as the #motorcity and yet no one here knows how to fucking drive.
После этого Скотт был уволен, а компания Chrysler отказалась продлевать контракт с New Media Strategies.
Для полного набора российскому медиапространству не хватает крупной Twitter-утечки. Так, например, бывшая участница сериала Glee Николь Кроутер (Nicole Crowther) опубликовала ряд сюжетных спойлеров, за что была уволена. Продюсер сериала, Бред Фалчак (Brad Falchuk) в ответном посте сказал:Надеюсь, Вы [Николь] способны хоть на что-то вне сферы развлечений.Цукерберг не пригласил Николь на работу.
Ранее один из менеджеров Microsoft был уволен за обсуждение в Twitter ряда особенностей нового гаджета Nokia, который попал ему в руки качестве тестового образца. В своих постах Джо Марини описал характеристики, внешний вид и особенности работы смартфона под новейшей операционной системой.
И если в России число подобных увольнений вряд ли достигает 5–10 в год, то на Западе это не столько зарождающийся тренд, сколько объективная реальность. Еще в середине 2010 года The Huffington Post TECH опубликовала список самых громких Twitter-увольнений. Среди поплатившихся за свою излишнюю откровенность были известные спортсмены, политики, актеры.
Возможно, в скором времени в каждом контракте отдельной строкой будут прописаны рамки онлайн-активности каждого конкретного сотрудника. В любом случае, все взаимодействия становятся все прозрачнее, думать приходится все больше — в социальных сетях следить за каждым может не только работодатель, но и коллеги, и потенциальные будущие работодатели. Российские пользователи очень беспечны и часто забывают о настройках приватности, а зря.