Сколько времени вы тратите на проверку почты? Для большинства людей просмотреть письмо — минутное дело: открыли страницу, пробежались по тексту и вернулись к другим делам. Однако не для всех это так просто. Сегодня мы немного расскажем о том, как адаптировали лёгкую версию Яндекс.Почты для незрячих пользователей.
Незрячие люди делают в интернете то же самое, что и любые другие пользователи: ищут ответы на вопросы, обмениваются письмами, читают новости и подбирают изображения. Для этого они пользуются специальными программами экранного доступа, которые зачитывают всё, что находится на экране, и помогают совершать различные действия при помощи клавиатуры. Например, это программы JAWS и NVDA для Windows, а также VoiceOver, предустановленная в Mac OS X. Для корректной работы этих программ сайты должны соответствовать международному стандарту разработки WAI-ARIA, то есть должны быть размечены особым образом.
Стандарт WAI-ARIA предполагает добавление в код страницы специальных элементов. Эти элементы никак не влияют на отображение страницы в браузере, они лишь описывают содержимое страницы понятным программе языком. Если сайт соответствует стандарту, программы экранного доступа могут правильно интерпретировать не только текст, но и динамические или интерактивные элементы вёрстки, например, кнопки и формы регистрации.
Думать об адаптации Почты мы начали около двух лет назад, а активную разработку вели около года. Чтобы узнать, как незрячие люди пользуются Почтой и чего им в ней не хватает, мы пошли самым простым путём — спросили их об этом. Мы пригласили в офис около десяти человек и провели исследование интерфейсов Почты. Отзывы и пожелания этих людей помогли нам узнать о проблемах, о которых мы сами никогда бы не подумали.
Например, по умолчанию программы экранного доступа читают всё содержимое страницы по порядку: сверху вниз, слева направо. Однако эта последовательность не всегда самая лучшая и удобная — иногда основные элементы находятся в середине или в нижней части страницы. Выслушав пожелания пользователей, разработчики разметили содержимое страниц так, чтобы незрячему пользователю было удобно с ними работать. В адаптированной версии Почты программы экранного доступа сначала видят и называют главные смысловые разделы: список папок, список писем и перечень доступных пользователю действий, а также отмечают переход между этими разделами. Для того чтобы незрячий пользователь мог зарегистрироваться в Почте, мы добавили на страницу регистрации звуковую капчу.
После внесения изменений мы предложили незрячим пользователям протестировать адаптированную версию Почты. Они регулярно работают с Почтой и составляют руководства для разработчиков, описывая существующие в ней проблемы. Иногда мы пытаемся поставить себя на место незрячих пользователей — например, один из тестировщиков завязывал себе глаза, чтобы на собственном опыте проверить, насколько удобно пользоваться адаптированной Почтой. И сейчас можно сказать, что незрячему пользователю лёгкой версии Яндекс.Почты доступны те же возможности, что и зрячему.
Главная сложность, с которой мы столкнулись при разработке, в том, что даже при соблюдении стандартов разные программы экранного доступа, браузеры и даже отдельные их версии по-разному ведут себя с сервисом. То, что прекрасно работает в одной программе, может совсем не работать в другой. Эту проблему мы решали вручную — долго и кропотливо проверяли работу Почты с каждой программой в каждой версии всех поддерживаемых браузеров.
Привести наши сервисы к стандарту WAI-ARIA — одна из прироритетных для нас задач, и адаптация Почты — это лишь первый шаг. Новая платформа Яндекса «Острова» разрабатывается с учётом внедрения этого стандарта, и следующий этап нашей работы, адаптированную страницу результатов поиска в островном интерфейсе, мы сможем представить уже в 2014 году.
Мы не замечаем, как тратим время на мелочи. Например, на то, чтобы пометить письмо прочитанным, в среднем уходит от 2 до 5 секунд: выделяем письмо, находим кнопку и кликаем на неё. При ежедневной активной работе с почтой секунды могут превратиться в минуты, что, согласитесь, недопустимо — рядовые действия не должны занимать столько времени.
По многочисленным просьбам мы сделали в Яндекс.Почте возможность управления с клавиатуры. Вы можете использовать более 20 различных сочетаний клавиш. Например: - чтобы выбрать письмо, используйте пробел или «Shift + вниз»; - чтобы открыть страницу написания письма, нажмите «c» или «w»; - чтобы пометить письмо прочитанным, выберите его с помощью пробела и нажмите «q».
C помощью стрелок вверх/вниз можно перемещаться по списку писем, а клавишами вправо/влево — переходить от списка писем к списку папок.
Подсказку по всем горячим клавишам вы всегда можете посмотреть, нажав на «?» на клавиатуре.
Трогательные и добрые плюшевые медвежата Me to You известны во всём мире. Серый мех, голубой нос и заплатки — по этим признакам вы всегда безошибочно их узнаете. Этих мишек можно встретить в виде мягких игрушек, на открытках, детской канцелярии, одежде, товарах для творчества, а с сегодняшнего дня — и в вашей Яндекс.Почте.
Установите новую тему оформления Яндекс.Почты «Me to You», чтобы романтичные и милые медвежата поднимали вам настроение каждый раз, когда вы заглядываете в свой почтовый ящик.
Эта тема — «живая», она меняется в течение суток. В ней ровно сто самых разных мишек: по утрам вас будут встречать сонные медвежата, днём — бодрые и активные. Вечером они будут готовиться ко сну, а ночью вы увидите их мирно спящими в своей постели.
Установить новую тему оформления вы можете в Настройках.
Пусть тема с медвежатами Me to You сделает вашу осень немного теплее.
Каждый из нас время от времени что-то забывает. Например, купить муку, позвонить маме или написать квартальный отчёт.
Яндекс.Почта приходит на помощь – она будет помнить обо всех ваших делах за вас. Используя Дела в Яндекс.Почте, вы сможете записывать свои планы и задачи прямо на страницах вашей Почты.
мобильное приложение Яндекс.Почта. Например, составив список покупок на компьютере, вы сможете отправиться в магазин со своим телефоном и вычёркивать купленные продукты на ходу. На сегодняшний день Дела в мобильной Яндекс.Почте доступны для iPhone и телефонов на платформе Symbian.
Вы также можете за пару секунд поделиться списком дел с другими людьми, просто переслав его на любой почтовый адрес. Это легко сделать как с компьютера, так и с мобильного телефона – например, если вы в дороге.
Чтобы начать пользоваться Делами, включите их на странице Настроек.
Многие из вас не только читают письма на иностранном, но и пишут друзьям и партнерам на неродном языке. Яндекс.Почта приходит на помощь: теперь вы можете быстро переводить и то, что пишут вам, и собственные письма – причём прямо во время их написания.
Чтобы воспользоваться синхронным переводчиком, включите его, нажав на кнопку «Переводчик» на странице написания письма. Наш полиглот знает английский, украинский, польский и турецкий.
Если же вы прекрасно знаете языки, но забыли одно слово – переводчик переведет только его, не изменяя написанный вами текст.