Вчера в Санкт-Петербурге завершился финал международного командного чемпионата мира по программированию ACM ICPC. Впервые за 37-летнюю историю этот турнир проходил в России. Главным организатором чемпионата в России был Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО), Яндекс выступал его официальным партнёром. НИУ ИТМО принимал чемпионат не случайно – студенты этого вуза становились чемпионами мира четыре раза за последние 10 лет и в этом году защищали свой титул.
В Санкт-Петербург съехалось 120 студенческих команд со всего мира, ставших лучшими среди более чем 35 тысяч участников из 2322 университетов 91 страны мира с пяти континентов. В состав каждой команды входило три студента и тренер, и, конечно, многие команды поддерживали болельщики.
Забавно было наблюдать, как удивлённо пожилой швейцар «Астории» смотрит на сотни молодых людей в футболках и с рюкзаками, снующих между гостиницами «Англетер», «Астория» и «Ренессанс». Организаторы ACM ICPC всегда селят участников в лучшие отели и делают всё, чтобы впечатление от турнира осталось надолго. К примеру, в 2008 году участники чемпионата жили посреди канадского национального парка Банфф в гостинице, стилизованной под средневековый замок, а в Стокгольме в 2009 году церемония закрытия проходила в зале, где вручают Нобелевские премии. Однако мало что может сравниться с видом из окна на Исаакиевский собор и грандиозной церемонией открытия в Александринском театре. Специально для сотен программистов в зале оркестр исполнил аранжировку на тему известной компьютерной игры Super Mario, а затем на сцене выступила балетная труппа Мариинского театра.
Сам финал проходил в Дворце спорта «Юбилейный». Участники турнира должны были за пять часов решить 11 сложных алгоритмических задач. Все желающие могли посмотреть за битвой команд вживую – Яндекс организовал прямую трансляцию соревнования в интернете. Кроме того, ваш покорный слуга и другие наши сотрудники – призёры и победители чемпионатов мира по программированию – в прямом эфире следили за происходящим. По ходу турнира мы анализировали решения участников и проводили разбор задач для зрителей.
Команда НИУ ИТМО в этом году была явным фаворитом соревнований. В её составе были два чемпиона мира прошлого года Михаил Кевер и Нияз Нигматуллин, а третьим был первокурсник ИТМО Геннадий Короткевич – вундеркинд спортивного программирования и обладатель рекордного количества наград школьных соревнований по программированию. Но их ближайшие соперники из Токийского университета, СПбГУ, МГУ и Шанхайского технического университета не оставляли возможности расслабиться. Также нельзя было сбрасывать со счетов Стэнфорд и команду MIT, в состав которой входил бывший студент МГУ и вице-чемпион мира Илья Разенштейн.
Почти с самого начала соревнования команда НИУ ИТМО вышла на первое место. В какой-то момент они обгоняли ближайшего соперника на две задачи, что для этих соревнований – огромный отрыв. В итоге команда НИУ ИТМО первое место так и не уступила – ребята решили 10 задач из 11 и успешно защитили чемпионский титул. Второе место заняла команда Шанхайского технического университета с 9 задачами, третье – команда Токийского университета, решившая 8 задач. По правилам турнира медали вручаются не только первой тройке, а всем командам, занявшим с 1 по 12 места – команды СПбГУ и БГУ получили серебряные медали, а МГУ и Пермский государственный университет – бронзовые. Поздравляем ребят с завоёванными медалями, а НИУ ИТМО – с пятым чемпионским титулом!
Михаил Левин, руководитель академических программ Яндекса
Сегодня мы открываем набор в Школу разработки интерфейсов. Чему можно научиться в этой школе и кто такие разработчики интерфейсов в Яндексе, вы узнаете из нашего видеоролика.
Мы приглашаем в ШРИ в первую очередь студентов старших курсов или недавних выпускников вузов. Мы ожидаем, что вы имеете базовые знания и небольшой опыт в области разработки интерфейсов.
Обучение в Школе бесплатное, зачисление в неё – на конкурсной основе. Чтобы попасть в Школу, заполните анкету и отправьте её не позже 19 августа.
Занятия начнутся 7 сентября и будут идти в течение месяца в московском офисе Яндекса. В конце курса вас ожидает экзамен. По результатам экзамена лучшие студенты смогут пройти практику в Яндексе.
Ознакомиться с программой и больше узнать о Школе вы можете здесь. Если у вас останутся вопросы, предлагаем посмотреть видеозаписи лекций прошлогодней Школы.
Удачи! Ждём вас в ШРИ.
Марина Максимова, менеджер по организационным вопросам
Каждый знает что такое тултип. Кто-то находит их крайне полезными, а кто-то обходит стороной. Судьба предрешила отнести меня к первой категории.
На разработку собственного варианта подсказок меня натолкнул Tipsy Tooltip используемый в Twitter Bootstrap. По началу я пользовался им, но все возможности плагина мне были не нужны и, будучи перфекционистом, лишний код смущал естество. Решил: напишу-ка я то, что нужно мне и ни строчкой больше. Написал и осмеливаюсь поделиться рецептом с сообществом. Авось кому-то приглянется…
Ознакомиться с рецептом
Интернет-почту придумали ещё в прошлом веке как средство общения. Постепенно она эволюционировала, но не менялась принципиально. Улучшались интерфейсы, увеличивалась скорость доставки писем и размер почтовых ящиков, но главное назначение почты оставалось прежним.
Между тем в интернете появилась масса новых сервисов. Сегодня люди общаются в соцсетях, оплачивают в интернете счета и делают покупки, а в их почтовые ящики сыплются сотни уведомлений. Личные письма составляют сейчас всего 10% почтовых сообщений, остальное — это подписки, регистрации, сообщения соцсетей, интернет-магазинов и т.д. Они требуют совершенно другого сценария работы, нежели личные письма. Например, купон на скидку нужно распечатать, а место и время встречи — запомнить или записать. Глядя на это, мы решили сделать для разных типов писем соответствующие инструменты. С их помощью пользователи смогут быстрее и проще решать свои задачи.
Для реализации этой идеи мы разработали технологию Маркер, которая умеет распознавать тип письма. Она создана на основе машинного обучения и наших знаний в области извлечения фактов из текста. Маркер распознает уже около 15 типов сообщений — это письма между людьми, разного рода уведомления от соцсетей, банков и интернет-магазинов. Для каждого типа писем на сервисе появятся соответствующие инструменты. Они уже внедрены для электронных авиабилетов, сообщений скидочных сервисов и приглашений. На очереди — другие типы писем.
Как Яндекс.Почта помогает решать задачи, можно показать на примере. Представьте, что вы получили электронный билет на самолёт. Сервис выделит его в списке писем, извлечёт из текста данные о рейсе и покажет их прямо в заголовке письма. Если вы захотите, Почта пришлет вам также напоминание о рейсе на телефон с помощью СМС. За сутки до вылета авиабилет переместится в начало списка писем, в нём появятся данные о погоде в городе прилета и ссылка на онлайн-регистрацию. Вам останется только зарегистрироваться на рейс и одеться по погоде.
Новые сценарии работы с письмами срабатывают автоматически — без каких-либо усилий со стороны вебмастеров. Например, чтобы Почта распознала приглашение на конференцию, отправителю не нужно делать ничего специально. Однако в дальнейшем владельцы сайтов смогут влиять на представление их сервисов в Почте — через нашу новую поисковую платформу Острова. Так, если авиакомпания сделает для поиска Яндекса форму онлайн-регистрации, она будет доступна и в Яндекс.Почте.
Новый подход к работе с почтой касается не только входящей корреспонденции, но и написания писем. Для того чтобы людям было проще договориться, в Почте появятся Живые письма — интерфейс для коллективного написания и редактирования сообщения. С его помощью все участники переписки смогут видеть текущий вариант текста, который будет меняться прямо на глазах. Работать с таким письмом удобнее, чем просматривать всю переписку, чтобы понять, кто что сказал и о чем договорились. Сравните:
Посмотреть, как работают Живые письма, и записаться на тестирование можно уже сегодня.
Интернет постоянно меняется. Вероятно, в будущем появятся новые типы писем, для которых мы тоже придумаем свои инструменты. Мы уверены, что почта должна стать более интерактивной — например, чтобы сервис сам следил за статусом заказа в магазине или проверял на сайте авиакомпании, не отменили ли рейс пользователя. Когда-нибудь почта всему этому научится, и мы уже работаем над этим.
Слово «срочно» есть примерно в каждом тысячном поисковом запросе к Яндексу. Наши аналитики выяснили, в каких типах запросов оно встречается чаще всего.