Люди обращаются к поиску по самым разным поводам. Примерно 30-40% поисковых запросов связаны с решением конкретных задач, которые возникают в повседневной жизни, — например, [купить холодильник], [ремонт ноутбука], [король лев смотреть].
Лучший способ ответить на такого рода запрос — это предложить пользователю решение задачи. К примеру, сразу же показать ему мультфильм про Короля Льва или дать телефон мастерской по ремонту ноутбуков. Этот подход к поиску Яндекс развивает в рамках программы «Интентный поиск».
Интенты (от англ. intent) — это желания и намерения пользователя; то, что он держит у себя в голове, когда вводит поисковый запрос. Часто это какое-то действие, которое человек собирается совершить с интересующим его объектом. Например, запрос [король лев] может означать, что пользователь хочет посмотреть фильм, скачать его или послушать саундтрек. Кроме того, возможно, он ищет вовсе не фильм, а книгу с таким же названием. Все это и есть интенты — желания, которые стоят за запросом пользователя.
Цель интентного поиска – понять, какую задачу пытается решить человек, и предложить наилучшее решение. Этот подход отличается от традиционного. Если обычный поиск стремится найти документы, наиболее релевантные словам запроса, то интентный идет дальше и ищет решение задачи.
Интентный поиск не сводится к какому-то одному поисковому продукту или продуктам. Он работает и в подсказках, и в формировании результатов поиска в целом. Например, интент «найти организацию и связаться» Яндекс отрабатывает, показывая рядом с сайтом компании ее адрес и телефон. А в ответ на интент «послушать музыку» в результатах поиска появляется музыкальный плеер.
За одним и тем же запросом могут стоять разные цели и желания. Поэтому интентный поиск зачастую предлагает сразу несколько решений, чтобы человек мог выбрать наиболее подходящее. Примером могут служить диалоговые подсказки, которые появляются прямо под поисковой строкой. Так, в ответ на запрос [чарли чаплин] поиск предлагает пользователю уточнить, что именно ему нужно — биография, фото или фильмография.
Что дает интентный поиск пользователю? Прежде всего, возможность сразу получить готовое решение вместо отсылки к документам. При этом поиск не навязывает свое решение пользователю, а скорее вступает с ним в диалог. У человека всегда есть возможность поправить поисковую систему и направить ее в нужное русло.
Как быстро найти в интернете почтовый клиент для iPhone, навигатор для iPad или тетрис для Android? Пользователям Яндекса не обязательно искать все это в мобильных сторах. В прошлом году мы запустили поиск приложений на смартфонах, а сегодня такая возможность появилась и в веб-поиске.
Допустим, вам понадобилось установить на устройство приложение. Например, карты. Наберите простой запрос [карты на айфон] или [карты для андроида] – Яндекс поймет вас, даже если вы не знаете точного названия, и покажет на странице результатов поиска подходящие популярные приложения из AppStore и Google Play.
Если вы не указали платформу, Яндекс предложит результаты для iPhone, iPad и устройств на Android.
Хотите посмотреть все приложения, найденные по запросу? Выберите свою платформу и переходите к поиску приложений. Для каждого из них Яндекс покажет описание, рейтинг и стоимость, а также ссылку на QR-код, чтобы вы могли сразу перейти в магазин приложений с мобильного устройства.
Для тех, кого интересуют только бесплатные приложения, на странице результатов поиска есть специальный фильтр.
Новые возможности как в мобильном, так и в большом поиске пока доступны только российским пользователям.
Поиск приложений – это очередной запуск в рамках программы «Интентный поиск», о которой мы подробно расскажем в одной из следующих публикаций.
Яндекс запускает Trinity — новую Почту, позволяющую экономить время в деловой переписке.
В новой Почте все письма открываются на одной странице, они сразу сгруппированы по теме. Например, если в переписке с темой «Подготовка к презентации» уже много писем и участников, всю дискуссию легко прочитать в виде ленты на одной странице. Trinity позволяет сосредоточиться на главном — быстром чтении писем и работе с ними.
В основу Trinity лёг привычный для почтовых клиентов вид: список писем и сами письма расположены на одной странице. Для этого был полностью переработан знакомый всем дизайн Яндекс.Почты и её функционал. Мы убрали всё, что не относится непосредственно к работе с Почтой: рекламу, темы оформления, дополнительные настройки, открытки и видеописьма.
Дизайн Почты получился лаконичным и строгим. Вы можете выбрать способ отображения списка писем — вертикальный или горизонтальный, а также настроить ширину или высоту блоков на свой вкус.
Новая Почта находится в бета-режиме, но доступна без приглашений: любой желающий уже сейчас может включить её в Настройках. В ближайшее время Trinity будет предложена по умолчанию всем пользователям Яндекс.Почты для домена. Для всех остальных изменения произойдут только по их желанию.
Trinity прошла внутреннее тестирование на сотрудниках Яндекса — многие из них уже долгое время пользуются этой Почтой в профессиональных целях.
На этой неделе Яндекс.Деньги запустили совершенно новый проект:
Это специальное приложение для смартфонов плюс маленький mPOS-терминал, вставляющийся в разъём для наушников — вместе они помогают проводить оплату карточкой «на бегу», только с телефоном. Первыми Яндекс.Кассу протестируют московские таксисты компании «Такси Ритм», партнёра Яндекс.Такси. Четыре машины с терминалами Яндекс.Кассы — уже в городе!
Чуть позже мы планируем установить терминалы ещё в 200-300 машин, собрать отзывы и начать публичное тестирование сервиса. И вот как это работает сейчас.
Скриншоты в полном размере, собранные в одну линию, можно посмотреть здесь.
У таксиста есть смартфон с приложением и аккуратный переносной mPOS-терминал. Пассажир с его помощью может расплатиться карточкой — любой: банковской картой Яндекс.Денег, дебетовой картой или кредиткой.
В конце поездки водитель вводит сумму со счётчика и показывает её пассажиру.
Пассажир подтверждает сумму; если ему хочется, добавляет к ней чаевые (в процентах от поездки — на выбор). Затем набирает на экране смартфона номер своего мобильного.
Пока не возвращая телефон водителю, пассажир сам проводит картой через ридер.
Расписывается на экране смартфона (пальцем) и забирает свою карточку.
Возвращает смартфон водителю и говорит «Спасибо».
Примерно в этот же момент на введённый выше номер мобильного приходит SMS с чеком-подтверждением оплаты.
SellbyCell (технологический провайдер сервиса) и банк ВТБ 24 при поддержке платежной системы MasterCard.
Чем такие мобильные ридеры лучше обычных банковских терминалов? Они легче, они дешевле, их можно носить в кармане. С ними удобно работать интернет-магазинам и службам доставки (цветов, документов, продуктов, пиццы). И приложение, и «насадка» на смартфон делают процесс оплаты карточкой на ходу быстрым и комфортным.
Сейчас проект находится в экспериментальной стадии, и у нас в офисе есть «пилотный терминал». Примерно так это выглядит в реальной жизни:
Команда Яндекс.Денег и Яндекс.Кассы
Ездим в булочную на такси в рамках уникального эксперимента
Знаете ли вы, какие элементы одежды прославились благодаря Хемингуэю и Одри Хепберн и что за предмет гардероба скрывается за геометрическим термином «трапеция»?
Тест-игра «Разбираем гардероб», которую мы подготовили вместе с командой журнала «Афиша», позволит знатокам моды похвастаться знаниями, а новичкам в этой сфере – узнать много интересного.
Когда мы готовили сервис покупки одежды на Яндекс.Маркете – garderob.yandex.ru, нам самим понадобилось стать экспертами в этом вопросе. Мы ходили на лекции об истории моды, подписались на всевозможные журналы, чтобы быть в курсе трендов, и даже устраивали импровизированные семинары для своих коллег. А на презентации сервиса некоторым из нас довелось поучаствовать в настоящем модном показе!
А кто вы – просто любитель красиво одеваться или вполне состоявшийся модный эксперт? Пройдите тест, поделитесь результатом с друзьями и не забудьте периодически применять свои знания на практике – на сервисе garderob.yandex.ru.