12 сентября Яндекс внесли в реестр организаторов распространения информации – как и некоторые другие интернет-компании, например, ВКонтакте и Mail.ru. Судя по вопросам, которые мы получаем со всех сторон, это событие беспокоит многих наших пользователей, и все довольно плохо представляют себе, что происходит. Попробуем объяснить, как сейчас это выглядит с нашей точки зрения.
1 августа вступили в силу поправки к закону об информации. Эти поправки получили неофициальное название «закона о блогерах» – именно это название до сих пор многих путает.
Дело в том, что поправки состоят из двух разных блоков. Первый блок вводит такое понятие как «организатор распространения информации» – этот тот, кто обеспечивает работу систем, позволяющих пользователям обмениваться сообщениями. Согласно принятым поправкам, организаторы обязаны в течение шести месяцев хранить – на территории России – всю получаемую информацию о пользователях своих сервисов и совершенных ими действиях. Речь идёт только о факте совершения того или иного действия – иными словами, организаторы должны хранить, например, всю информацию об отправке того или иного письма или загрузке того или иного файла, но не содержание этого письма или файла.
Важно отметить, что закон не обязывает интернет-компании собирать больше информации, чем они и так использовали, чтобы обеспечить нормальную работу своих сервисов. Они обязаны хранить только то, что уже есть, а не разрабатывать какую-то специальную функциональность для сбора и хранения новых данных. Например, если сервис не предусматривает регистрацию и авторизацию пользователей, он не обязан её вводить. Или если у сервиса нет данных о браузере пользователя – ему не надо начинать собирать эту информацию. Ознакомиться с полным списком данных, которые, согласно закону, необходимо хранить – при условии, что они и так есть у сервиса – можно, например, здесь.
Кроме того, первый блок поправок детализирует процесс предоставления данных уполномоченным органам – тем, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. По определённой процедуре они могут запросить у организатора информацию о любом пользователе и о действиях, которые он совершал.
Вообще говоря, подобные процедуры существовали и раньше. По закону правоохранительные органы вправе запросить у любой организации необходимую им информацию — при наличии законных оснований и при соблюдении законной процедуры. С этой точки зрения, принципиально ничего не поменялось. Также важно, что доступ к содержимому почтового ящика пользователя – то есть его полученным, отправленным письмам – по-прежнему возможен только на основании постановления суда.
Роскомнадзор начал вести реестр организаторов распространения информации. По требованию правоохранительных органов туда вносится название сервиса и контактные данные его владельцев. Это своего рода адресная книга. Само по себе попадание в реестр ничего не меняет – соблюдать закон о хранении данных обязаны все организаторы, вне зависимости от того, оказались они в реестре или нет.
Блогеров касается второй блок поправок. Согласно ему, у блогеров появляются дополнительные обязанности, схожие с обязанностями СМИ. Появление этих обязанностей зависит от посещаемости – если у блогера больше 3000 посещений в сутки, он должен сам обратиться к Роскомнадзору и зарегистрироваться в другом реестре. Юридически реестр организаторов распространения информации и реестр блогеров – совершенно разные вещи, между собой не связанные. Яндекс внесён именно в реестр организаторов распространения информации.
Сегодня мы перезапустили сервис Яндекс.Музыка. Главная задача нового сервиса – открывать для людей музыку. Ту, которую они ещё не слышали, но которая им понравится.
Константин Воронцов, руководитель сервиса Яндекс.Музыка:
В мире очень много музыки. «Очень много» означает, что её куда больше, чем человек может не только послушать, но и вообще осознать.
Давайте попробуем представить. В каталоге Яндекс.Музыки сейчас 17 миллионов треков. Каждый день мы добавляем тысячи новых композиций, в некоторые дни – десятки тысяч. Существуют музыкальные базы данных, которые знают о 30 миллионах треков. Чтобы прослушать такой каталог хотя бы один раз, понадобится больше двухсот лет. Двести лет постоянного звучания музыки.
И вот, приходит живой человек на какой-нибудь музыкальный сервис и задаётся простым, казалось бы, вопросом: «а что бы мне сейчас послушать?» Ответ вроде бы тоже простой: можно предложить слушателю популярную музыку, она же всем нравится, потому и популярная. Нюша, Rihanna, Григорий Лепс, Сплин, Lady Gaga и другие исполнители, чьи лица смотрят на вас с каждой афиши, и чьи песни звучат на каждой второй радиостанции, – действительно лидеры чартов. Только вот в чём подвох: никакого артиста, даже самого популярного, на Яндекс.Музыке не слушает и 10% пользователей. Нас – пользователей сервиса – больше 10 миллионов. И мы все очень разные. Очевидно, и ответ на вопрос «а что бы мне послушать?» у каждого из нас свой.
Последние два года мы занимались тем, что искали ответ на этот вопрос – для каждого свой. Мы научили сервис открывать для наших пользователей новую музыку. Такую, про которую они могут сказать – «Вот! Это то, что надо! В самую точку».
Открытие – важное слово. В мире столько музыки – новой, старой, любой – что неважно, сколько вам лет, сколько дисков у вас дома на полке, сколько треков в телефоне и сколько гигабайт на компьютере. С точки зрения музыкальных ощущений, у всех всё впереди. Всегда можно найти что-то новое для себя. Ведь у музыки, как и у многого другого, есть такая особенность – даже самые любимые, заслушанные до дыр песни нельзя слушать вечно. Время от времени хочется чего-то ещё.
Это могут быть не только новинки. Существует множество почти забытых талантливых музыкантов. У них есть своя аудитория, пусть и не гигантская, и они вполне могли бы понравиться кому-нибудь ещё. Но как им найти дорогу к вашим наушникам?
Да и новинкам приходится непросто. Для многих людей основным источником знаний о новой музыке являются радиостанции. Наверно, не все задумывались, сколько разных треков они крутят. На большинстве популярных звучит 300-500 треков в год, максимум. Бывает и гораздо меньше. Например, на Ибице, мировой столице электронной танцевальной музыки, есть станции, которые крутят 40-50 треков. А ведь для того, чтобы сохранять аудиторию, им нужно иногда ставить в эфир вечные хиты.
Создавая новую Музыку, мы – команда сервиса – постоянно держали в голове это потрясающее разнообразие. Мы считаем, что разнообразие жизненно важно для музыки как для части мировой культуры. И мы не хотим, чтобы она замыкалась на десятке популярных форматов и сотне звёздных артистов. Поэтому мы сделали такой сервис, где вы сможете легко и с удовольствием знакомиться с музыкой, интересной лично вам. Сервис будет советовать вам музыку, основываясь на том, что вам нравится и что слушают ваши друзья. А также – актуальные композиции из окружающего мира: музыку главных фестивалей, фильмов, радиостанций, ту, которую слушают ваши любимые исполнители.
Попробуйте новую Музыку, слушайте, узнавайте, делитесь впечатлениями и идеями. Добро пожаловать в эпоху великих музыкальных открытий!
Всего несколько десятков лет назад люди узнавали о новостях раз в какое-то время, из газет, по телевизору или по радио – и им хватало. Теперь же, благодаря интернету, мы постоянно следим за событиями и сразу узнаём обо всём. Быть в курсе происходящего помогают Яндекс.Новости — крупнейший в рунете новостной агрегатор, автоматически составляющий картину дня на основе материалов нескольких тысяч изданий.
Каждый день робот Новостей обрабатывает более ста тысяч сообщений и объединяет их в сюжеты с помощью технологии извлечения фактов. Результат этой работы вы можете видеть на главной странице Яндекса и на странице Яндекс.Новостей. А теперь — ещё и в мобильном приложении для iPhone.
На первом экране приложения показаны самые актуальные события дня — те, о которых СМИ пишут больше всего прямо сейчас. Последние новости спорта, культуры или экономики можно узнать в соответствующих рубриках, а если в мире происходит что-то особенно важное — к регулярным рубрикам добавляется ещё одна, посвящённая актуальной теме.
Когда видишь любопытную новость или статью, не всегда есть возможность остановиться и вдумчиво её прочесть. А если упустить время, материал «уползёт» вниз ленты, и его потом сложно будет найти. Чтобы этого избежать, мы предусмотрели возможность откладывать новости в «библиотеку». Сохранить и прочитать позже — например, в дороге — можно и отдельные заметки, и сразу несколько новостей.
Чтобы сохранить что-то интересное, его нужно сначала найти, а сделать это в новостном потоке не так уж просто. Решить эту задачу помогает раздел «Мои новости», в котором вы можете собрать сообщения избранных СМИ и новости на интересные вам темы. Чтобы добавить тему, достаточно набрать в поиске ключевое слово, например, «астрофизика» или «iPhone», и сохранить этот запрос в «Моих новостях».
Кроме того, в ленту «Моих новостей» можно добавить публикации ваших друзей в социальных сетях: Твиттере, Фейсбуке, ВКонтакте и Живом Журнале. Эти публикации будут отображаться вместе с сообщениями СМИ. Так что вы увидите в ленте и выбранные вами новости, и материалы, которыми поделились ваши друзья — интересные им заметки или ссылки. К ссылкам, которые они опубликуют, автоматически подтянутся соответствующие сюжеты в Яндекс.Новостях.
«Мои новости» полностью синхронизируются с веб-версией Яндекс.Новостей. Если вы уже составили ленту на сервисе, она автоматически появится и в приложении, как только вы авторизуетесь.
Скачать приложение Яндекс.Новости для iPhone можно здесь. В дальнейшем мы планируем выпустить версию и для платформы Android.
Яндекс учредил стипендию имени Ильи Сегаловича – для студентов и аспирантов факультета компьютерных наук в ВШЭ. Стипендия создана для того, чтобы поддержать и поощрить людей, интересующихся наукой и технологиями. Выдаваться она будет за успехи в учёбе и научной деятельности.
Первых стипендиатов определят в первый день рождения факультета – 1 апреля 2015 года. Решение о назначении стипендии будет принимать конкурсная комиссия из преподавателей факультета, среди которых – ведущие разработчики Яндекса.
Всего на выплату стипендий в течение года предусмотрено 3 миллиона 420 тысяч рублей. Эти деньги будут распределены между десятью студентами-бакалаврами, тремя студентами магистратуры и тремя аспирантами. В течение года с момента присуждения стипендии они будут получать соответственно по 10, 20 и 25 тысяч рублей каждый месяц. В будущем, когда факультет вырастет, стипендий тоже может стать больше.
Сейчас на факультете компьютерных наук ВШЭ и Яндекса учится 204 олимпиадника. Сначала планировалось 180 бюджетных мест, но из-за огромного конкурса количество мест увеличили.