Во время чемпионата мира футболом интересуются все. Растёт интерес — растёт и количество поисковых запросов об игроках, командах и матчах. Только в период группового этапа турнира — с 12 по 27 июня — российские пользователи задали почти 12 миллионов поисковых запросов о чемпионате мира. Мы решили проанализировать эти запросы и узнать, какие игроки и сборные пользовались наибольшей популярностью в разных регионах России.
Логично, что российские пользователи в основном интересовались сборной России и её соперниками по группе: командами Алжира, Бельгии и Южной Кореи. Следом за ними команды, которые с самого начала считались фаворитами турнира: Бразилия, Испания, Нидерланды и Германия. Если абсолютная популярность сборных в среднем по России одинаковая, то относительная разнится от региона к региону. Например, на Дальнем Востоке больше спрашивали о команде Южной Кореи, а в Санкт-Петербурге чуть больше запросов было о командах Италии, Англии и Уругвая.
Около двух миллионов запросов содержали имена игроков или тренеров этого чемпионата. Лидером по количеству запросов в поиске Яндекса стал аргентинец Лионель Месси, следом за ним вратарь сборной России Игорь Акинфеев и бразильский форвард Неймар. На основе популярности игроков мы составили символическую «сборную поиска по футболу», в которую попали шесть россиян:
Пожалуй, если бы такая сборная выступала на чемпионате мира, у неё были бы все шансы дойти как минимум до четвертьфинала.
Больше информации, а также карту футбольных интересов пользователей из разных регионов России ищите на странице исследования.
Завтра, 2 июля, в московском офисе Яндекса пройдёт семинар, посвящённый новому эксперименту Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН). Для нужд эксперимента Яндекс предоставит ЦЕРНу свои технологии обработки данных, а студенты и исследователи Школы анализа данных будут работать вместе с учёными ЦЕРНа.
В результате эксперимента под названием SHIP могут быть обнаружены частицы, которые позволят расширить Стандартную модель и по-новому взглянуть на устройство Вселенной. Пока это только проект — в головах и черновиках. Путь от идеи до запуска нового детектора займёт не меньше семи лет.
На семинаре Андрей Голутвин, профессор Имперского колледжа Лондона, научный консультант директора ЦЕРН, расскажет о самом эксперименте SHIP, а руководитель группы академических проектов Яндекса Андрей Устюжанин — о том, как могла бы выглядеть эффективная и масштабируемая модель хранения, обработки и анализа данных для нужд такого эксперимента. Создание такой системы — очень сложная задача, она требует уникального сочетания навыков и знаний из разных областей: фундаментальной науки, инженерии данных, распределённых систем и программирования.
Яндекс сотрудничает с ЦЕРНом с 2011 года, когда мы начали предоставлять ЦЕРНу свои серверные мощности. В апреле 2012 специалисты Яндекса разработали поиск по событиям эксперимента LHCb. В январе 2013 Яндекс стал ассоциированным членом европейского Центра ядерных исследований в рамках проекта CERN openlab, а у учёных из ЦЕРНа появился доступ к технологии машинного обучения Матрикснет и новым вычислительным мощностям.
Вы можете посмотреть онлайн-трансляцию семинара на странице мероприятия. Во время семинара докладчики будут отвечать на вопросы, заданные в твиттере с хэштегом #yascience или по Skype.
Несколько дней назад на главной странице Яндекса появился вертикальный рекламный баннер. Выглядит он так:
Привычный горизонтальный также продолжает работать — хотя одновременно вы их, конечно, не увидите. На главной странице всегда один баннер.
По клику вертикальный баннер можно развернуть на три четверти экрана — тогда он превращается в полноценную промостраницу, на которой можно, например, посмотреть ролик или поиграть в игру.
Прежде чем запустить новый баннер, мы провели длительный эксперимент. Он показал, что пользователям интересен такой формат — 42%, почти половина всех, развернувших баннер, вовлекаются в интерактив.
Больше об эксперименте с вертикальным баннером и особенностях нового формата рекламы читайте в блоге рекламных технологий Яндекса.
Ну а если вы не хотите видеть никаких баннеров на главной странице Яндекса, то рекламу на ней можно выключить совсем.
Искать изображения в интернете доводилось практически каждому. До 80% пользователей в России ищут картинки не реже нескольких раз в неделю, а четверть — каждый день. Если записать поисковые запросы только пользователей Яндекс.Картинок за один день и издать их в виде книг, получится целая библиотека размером 640 томов. В общем, ищут картинки много и часто, причём с самыми разными целями. Чтобы приблизить людей к достижению этих целей, команда Яндекс.Картинок регулярно проводит исследования, и сегодня мы хотим рассказать о результатах одного из них.
Недавно мы решили выяснить, какие задачи пользователей Яндекс.Картинки решают лучше, а какие — хуже. Сначала провели серию интервью: общались с людьми и выясняли, как они обычно ищут изображения в интернете и почему именно так. А затем проверили полученные гипотезы количественно, опросив онлайн около 2500 пользователей. Результаты оказались очень интересными.
Для каких-то из этих задач удобно и логично использовать поисковую систему. Например, поиск позволяет быстро найти фотографии автомобиля, осенний пейзаж или мем для иллюстрации поста в соцсети. Но абстрактные задачи, связанные с поиском картинок, поисковик не всегда решает хорошо. Если вы хотите найти что-то красивое и вдохновляющее, то как это сделать? Что ввести в поисковую строку? Для такой задачи формулировка поискового запроса — самая большая сложность.
Так родилась идея проекта, который мы запускаем сегодня на Яндекс.Картинках. Каждый день мы выбираем и публикуем на главной странице сервиса одну фотографию. Новый день — новое фото. В течение дня вы можете бесплатно скачать фотографию, а все снимки прошлых дней доступны для просмотра в архивной галерее. Все снимки сделаны профессиональными фотографами, и за каждым из них стоит история.
Вера Егорова, менеджер по маркетингу Яндекс.Картинок:
Сюжеты работ самые разнообразные. Одни авторы исследуют малоизвестные уголки планеты, другие — наблюдают за животным миром, третьи что-то увлеченно рассматривают в микроскоп, четвёртые — любуются архитектурой… Перечислять можно до бесконечности. Каждая фотография — не просто красивый снимок. Это увлекательная история и знакомство с интересным человеком, который её рассказал.
Например, сегодня на главной странице Картинок работа российского фотографа и эколога Игоря Шпиленка. О себе Игорь пишет, что половину своей жизни он проводит в полевых условиях: то в лесах Брянщины, то на Камчатке. Игорь считает своим долгом и целью «показать красоту дикой природы российских заповедников и национальных парков и пробудить у людей желание сохранить эти места».
На фотографии, которую мы выбрали для первого дня, — лениво потягивающаяся лиса. Удивительный кадр: не каждому повезёт запечатлеть дикое животное в таком расслабленном состоянии и так близко! Игорь очень много времени проводит в заповеднике, по соседству с лисами. Животные привыкли к нему и ведут себя самым непринуждённым образом.
Выпускники Школы анализа данных 2014 года Михаил Колупаев и Вячеслав Алипов завоевали бронзовые медали командного чемпионата мира по программированию ACM ICPC 2014 в составе команды НИУ ВШЭ. Финал чемпионата состоялся на этой неделе в Екатеринбурге.
Примечательно, что Михаил и Вячеслав отпраздновали выпускной в Школе анализа данных всего неделю назад, причём за время обучения они сдали рекордное количество курсов — 20 и 19 соответственно. Третьим участником команды НИУ ВШЭ был Александр Куприн, ещё недавно работавший в Яндексе.
Первое место на ACM ICPC 2014 заняла команда СПбГУ, в состав которой входили Егор Суворов и Дмитрий Егоров — студенты питерского Computer Science Center, созданного при участии Школы анализа данных. Золотые медали чемпионата (по правилам ACM ICPC золото вручается первым четырём командам) также получили команды МГУ, Пекинского университета и Национального университета Тайваня.
Поздравляем победителей и призёров чемпионата! И напоминаем, что в августе 2014 года в Берлине пройдёт финал индивидуального чемпионата по программированию Алгоритм-2014, организованного Яндексом.