Мы закрываем наш хостинг блогов — Я.ру. До конца лета все блоги и клубы перестанут быть доступны. Не беспокойтесь, никакие материалы при этом не пропадут. Уже сегодня у пользователей Я.ру появилась возможность перенести все свои записи в Живой Журнал — создать новый аккаунт или добавить к существующему. Все ваши друзья с Я.ру, которые зарегистрированы в ЖЖ, автоматически окажутся у вас в друзьях и там. Переехать можно до 1 ноября. Кроме того, мы сохраним полный архив каждого пользователя — все записи, комментарии и посты в клубы. Архив вы сможете найти на вашем Яндекс.Диске.
Я.ру был открыт в апреле 2007 года. В 2009 году сервис был одним из четырёх крупнейших блогохостингов в рунете — вместе с LiveJournal, Blogs.Mail.ru и LiveInternet. После этого популярность Я.ру стала уменьшаться — собственно, вместе со спадом популярности блогосферы в целом и ростом соцсетей. Разработка была заморожена, и сервис фактически перестал развиваться.
Сейчас хотя бы раз в месяц обновляется около 0,3% из открытых на сервисе дневников. В сутки появляется в среднем всего 1500 новых комментариев. Очевидно, что большинство людей предпочитает писать и общаться в социальных сетях на других площадках. В такой ситуации поддерживать Я.ру становится сложно и нецелесообразно. Поэтому мы и приняли решение о закрытии.
Изменения ожидают и еще один сервис — Яндекс.Видео. В августе на сервисе останется только поисковая часть — она продолжит работать в полном объёме и будет развиваться и дальше. Загружать новые видеоролики можно будет только на Яндекс.Диск, при этом возможности публичного просмотра будут ограничены. Всё видео, которое вы уже загрузили, также окажется на Диске — и вы бесплатно и навсегда получите место для его хранения. На Диске есть просмотр видео, роликами по-прежнему можно делиться с друзьями. Для многих наших пользователей это более удобный и современный способ хранить свои личные записи.
Спасибо всем нашим пользователям. Но не прощаемся — до встречи на Яндекс.Диске и других сервисах.
На Яндекс.Маркете появилась возможность оплаты заказанного в магазине товара и начала работу система защиты покупателей. Мы анонсировали эти изменения в ноябре 2013 года, когда была запущена единая корзина, и вот они наступили.
Теперь вы можете не просто заказать товар с помощью Яндекс.Маркета, но и оплатить его без перехода на страницу интернет-магазина. Сейчас к оплате на Маркете подключено около 100 магазинов, и их количество будет увеличиваться по мере подписания договоров с нашими партнёрами. Платить можно Яндекс.Деньгами или банковской картой, причём при оплате картой деньги будут сначала заблокированы на вашем счету и списаны только тогда, когда магазин сообщит о передаче товара в службу доставки. До этого момента вы можете отменить заказ, если вдруг передумаете, и заблокированная на счету сумма снова будет в вашем распоряжении. Вам также не придётся беспокоиться о возврате денег, если магазин по какой-либо причине отменит заказ.
Вся история ваших заказов и их статусов будет доступна в разделе «Мой Маркет». Информация оперативно обновляется, так что вы сможете следить за своим заказом с того момента, как вы его сделали, и до получения товара.
Оплата на Маркете призвана максимально упростить процесс заказа товаров в интернете. Система защиты покупателей решает другую важную задачу — помогает вам разрешить спорные вопросы с магазинами. Этой системой могут воспользоваться покупатели, которые заплатили за товар на Маркете. Вот как она работает:
Сегодняшние нововведения по сути означают смену формата Яндекс.Маркета. Раньше Маркет был сервисом поиска и выбора товаров, а теперь мы стремимся помогать вам на всех этапах покупки: от поиска до оплаты товара и разрешения споров. Подобные глобальные изменения всегда происходят постепенно, и нам ещё есть над чем работать. Следите за новостями в блоге Яндекса по метке Маркет и в твиттере Яндекс.Маркета.
В Яндекс.Диске появилась новая возможность — загружать фотографии из социальных сетей сразу в облако. И наоборот — публиковать фото на своих страницах прямо из Диска. Эта возможность особенно пригодится активным пользователям — публиковать снимки можно одновременно во всех популярных соцсетях.
Каждый день Яндекс.Картами пользуются миллионы людей. И каждый из них по-своему — кто-то смотрит пробки, кто-то ищет организации, кто-то строит маршруты, и почти все используют карту для ориентирования. Как должна выглядеть карта, чтобы решать все эти разнообразные задачи? Какие карты хорошие, а какие плохие? Что должно быть нарисовано, а что нет? Подходов огромное множество. Вот, например, некоторые старые карты Москвы:
На этой карте XVII века аккуратно нарисован каждый домик в изометрической проекции, а важные объекты описаны в легенде. Вряд ли она использовалась жителями для ориентирования, скорее её рисовали путешественники для своих альбомов.
Или другая, более поздняя карта 1935 года. На ней подписаны улицы и отмечены важные городские объекты, но не отрисованы домики. Зато по этой карте уже можно ориентироваться.
Как в прошлом были разные подходы к картографированию, так и сегодня у всех картографических сервисов разные взгляды на то, как должна выглядеть карта. Начиная от того, какую информацию в принципе стоит размещать на карте и как её представлять, и заканчивая выбором цвета для улиц и домов. Как разобраться во всём этом и сделать такую карту, по которой было бы действительно удобно ориентироваться? Для себя мы сформулировали ответ на этот вопрос так: хорошая карта — это та, которую пользователи могут быстро и правильно соотнести с незнакомой местностью.
Чтобы глубже понять задачу, мы провели несколько исследований. Сначала мы отправились в путешествие по городам России, Украины и Турции. Мы просили людей за пару минут нарисовать от руки карту их города — так, как они её себе представляют. На карте нужно было отметить места, где они живут, работают и часто бывают. По таким рисункам хорошо видно, как люди воспринимают город: на них часто отмечают ориентиры, которые действительно важны и хорошо запоминаются. Рассматривая такую карту, можно быстро понять, как жители города представляют его устройство, и сделать выводы, которые помогут улучшить читаемость карты. Вот пример одного из таких рисунков:
Это исследование помогло нам сформулировать основные направления развития сервиса, но вопросов оставалось ещё много. Тогда мы использовали другой метод: приглашали людей к нам в офис и просили их объяснить дорогу до какого-то объекта воображаемому другу, используя разные карты. Сами при этом следили за тем, что говорят наши пользователи, на что обращают внимание. Этот опыт тоже оказался полезным, но и его не хватало. Очень хотелось получить какой-то инструмент, который бы помог сравнить несколько разных карт и дать ответ, какая из них более читаемая.
Для следующего исследования использовались панорама и фрагмент карты, к которому она относится. Задача пользователя — сориентироваться на местности и указать на карте точку съёмки. Разным людям мы даём одни и те же места, но разные карты. Таким образом, замеряя время и правильность выполнения задания, мы понимаем, какая из карт легче воспринимается и позволяет быстрее соотнести карту с местностью.
Мы продолжаем проводить подобные тесты и проверять наши многочисленные гипотезы о том, как должна выглядеть по-настоящему хорошая карта. Кое-какие гипотезы уже прошли проверку, и сегодня мы сделали первые шаги к повышению читаемости нашей карты. На Яндекс.Картах появились значки объектов и подписи к ним, а также, например, обновился вид пешеходных улиц:
Теперь музеи, театры, торговые центры и другие ориентиры видны при одном взгляде на карту. И, если вам кто-то объясняет дорогу словами «после церкви направо», вы сразу сможете понять, где это место района на карте.
«За церковью направо, на улицу Льва Толстого».
«По дороге будешь проезжать большое здание Дома музыки, за ним перед мостом налево».
Информацию для подписей мы берём из базы организаций Яндекса, затем упрощаем названия объектов — например, переименовываем «ГОУ СОШ» в просто «Школу», а «Городскую клиническую больницу №… Центрального административного округа» — в «Больницу №…». Это нужно для того, чтобы названия объектов были информативны и легко читались на карте. Все организации мы автоматически ранжируем по степени заметности. В частности, это позволяет правильно подписывать большие торговые центры со множеством организаций. Например, «Мега Теплый Стан», а не Burger King:
Добавление подписей к объектам на картах требует обработки большого количества информации. Поскольку это первый этап работы, на картах могут быть неточности. Мы продолжаем работать над этим, и нам может пригодиться ваша помощь — обо всех найденных ошибках вы можете сообщить через форму обратной связи.
Исследования дали нам огромный материал для работы, и мы продолжим улучшать читаемость Яндекс.Карт. Следите за новостями в блоге Яндекса по метке «Карты» или в блоге Яндекс.Карт.
Обновлённые карты доступны в России, Украине, Беларуси и Казахстане — как в веб-версии, так и в мобильных приложениях Карт, а также в API.
Михаил Высоковский, менеджер продуктов сервиса Яндекс.Карты
Сегодня мы запустили Яндекс.Город. Это сервис, который поможет вам быстро выбрать нужную организацию — будь то ближайший салон красоты, ресторан для празднования дня рождения или хороший боулинг-клуб. Яндекс.Город учитывает при поиске ваши конкретные пожелания (например, наличие веранды или гостевой парковки) и показывает подробности — в том числе рейтинг и отзывы посетителей. Любую организацию можно найти через строку поиска, и у каждой есть своя карточка, с фотографиями и справочной информацией.
В интернете огромное количество площадок, где пользователи делятся мнениями о самых разных организациях. Это очень здорово, но на чтение всех отзывов, особенно если они разбросаны по десятку сайтов, обычно нет ни времени, ни желания. Чтобы сэкономить время наших пользователей, в Яндекс.Городе мы показываем на страницах организаций рейтинг и самые информативные части наиболее полезных отзывов.
Быстрее всего выбрать подходящее место можно с помощью рейтинга организации. Рейтинг основан на мнениях людей и представляет собой одно число — от 0 до 10. Если рейтинга недостаточно, все подробности можно узнать из отзывов. Отзывы — одна из самых технологически интересных и сложных частей Яндекс.Города. Их нужно собрать, отфильтровать и проанализировать, отделив отзывы ботов от мнений живых людей, а информативные сообщения от бессодержательных. Чтобы показывать в Городе только достоверные и полные отзывы, мы создали специальную технологию. И в этой публикации расскажем, как она работает.
Сбор и анализ отзывов Сначала мы вручную отобрали сайты с самым качественным контентом и договорились с ними. Это один из немногих ручных этапов работы, почти всё остальное происходит автоматически. Мы собрали и систематизировали все отзывы и оценки посетителей этих сайтов. Кроме того, мы использовали отзывы пользователей Яндекса на наших сервисах — такие отзывы проходят модерацию.
В самом общем виде технология работы с отзывами выглядит примерно так:
Собранные отзывы с сайтов партнёров фильтруются — таким образом отсеиваются, например, отзывы с обсценной лексикой и дубли. Кроме того, все отзывы обязательно проходят проверку на достоверность. Для этого используется несколько автоматических систем, которые отфильтровывают подозрительные отзывы — те, которые могли оставить боты или недобросовестные авторы. Алгоритм анализирует их и принимает решение, учитывая историю публикаций автора, его индивидуальные особенности, динамику и качество добавленных отзывов об организации.
Извлечение фактов После фильтрации в базе остаются только достоверные отзывы, содержащие полезную информацию. Однако и таких отзывов может быть очень много, поэтому необходимо тщательно проанализировать их тексты, чтобы выделить самые ценные и найти в них наиболее важные фрагменты. Есть отзывы простые — например, «Кофе холодный, зато атмосфера супер». Их анализировать просто. А есть большие и подробные, над которыми нужно серьёзно поработать, чтобы получить ёмкие и информативные сниппеты — то есть те фрагменты, которые будут показаны в карточке организации.
В обычном тексте данные не структурированы. Это не удивительно, ведь люди делятся впечатлениями, а не заполняют анкету. Чтобы понять, какая часть отзыва наиболее информативна, нужно извлечь из него факты — языковые конструкции, содержащие параметр и его характеристику (например, «чай» — «восхитительный»), и понять, положительно или отрицательно они характеризуют организацию. Кроме всего прочего, тут важно учитывать, что для выбора организации больше подходят впечатления о каких-то её качествах, а не, допустим, о погоде за окном.
Как происходит извлечение фактов, лучше всего показать на примере. Возьмём такой отзыв:
«В дурном настроении я брёл по Невскому проспекту, мимо проносились толпы туристов, город был наполнен рокотом автомобилей, а из свинцового цвета неба лил дождь. "Что ж, в этом весь Петербург", — подумал я и свернул на Большую Конюшенную улицу. Уже на подходе к Конюшенной площади я заприметил яркую вывеску — "Бар слона". И, несмотря на то, что каламбур в названии, на мой вкус, был простоват, я решил выяснить, какие марки портвейна там подают.
Как и следовало ожидать, меня встретили: сигаретный дым, шум беснующейся молодежи и грохот современной "музыки" во всем её великолепии. Я занял место у бара, и почти сразу на меня обратил внимание расторопный бармен.
Выбор портвейна в заведении оказался замечательным, я выбрал привычный PORTO CRUZ, незамедлительно его получил и занялся изучением обстановки: интерьер определенно радовал глаз, и атмосфера, несмотря на шум, была приятной».
Для начала алгоритм постарается выделить фрагменты текста, похожие на факты (конструкции вида «параметр + характеристика»).
Очевидно, что далеко не все конструкции, похожие на факты, нам подходят. На следующем этапе алгоритм с помощью специальных словарей выделяет только те параметры и характеристики, которые относятся непосредственно к организации.
Словари, с которыми сверяется наш алгоритм, содержат несколько тысяч параметров, характеристик и значений этих характеристик (значение может быть положительным или отрицательным), которые мы потом используем при расчёте рейтинга. Словари помогают понять, что пара «бармен — расторопный» нам подходит, а «небо — свинцового цвета» — нет. А также, что характеристика «расторопный» имеет положительное значение.
Как видно, в первой части отзыва преобладают эмоции, а во второй — впечатления о заведении. Поэтому для страницы организации в Яндекс.Городе алгоритм может предложить такой сниппет:
«...почти сразу на меня обратил внимание расторопный бармен. Выбор портвейна в заведении оказался замечательным… интерьер определенно радовал глаз, и атмосфера, несмотря на шум, была приятной…»
Чтобы пользователь сразу видел важные факты об организации, в веб-версии Яндекс.Города мы выделяем их в тексте отзыва. Выглядит это так:
О некоторых популярных объектах пользователи пишут много и охотно. Алгоритм может отобрать для одной организации несколько сотен отзывов. Чтобы пользователю было проще с ними работать, мы ранжируем отзывы с учётом их свежести и информативности. Выше в списке оказываются последние отзывы из тех, которые содержат достаточно фактов.
Пока алгоритм извлечения фактов из текста лучше всего работает с отзывами о ресторанах и гостиницах. В дальнейшем мы научим его анализировать отзывы и о других организациях.
Расчёт рейтинга С помощью выделенных из текстов отзывов параметров, их характеристик, а также оценок пользователей, их лайков и дислайков мы можем превратить каждый отзыв в число. Это и есть основа для расчёта рейтинга организаций.
Как и любой рейтинг, рейтинг организаций в Яндекс.Городе ценен, только если он будет объективным и устойчивым к накруткам. Поэтому, помимо отзывов и оценок, при расчёте рейтинга мы учитываем множество факторов, причём с разным весом. На рейтинг влияют, например, свежесть отзыва и качество источника. Рейтинг появляется на странице организации только после того, как мы накопим достаточное число достоверного материала для его расчёта.
Для некоторых категорий организаций Яндекс.Город умеет показывать рейтинг отдельных аспектов. Например, для ресторанов по отдельности могут оцениваться кухня, сервис или интерьер, а для гостиниц — размещение и питание. Алгоритм извлечения фактов из текста соотносит факты, полученные из отзыва, с аспектами и даёт аспектам положительную или отрицательную оценку.
Иногда какая-нибудь мелочь вроде количества льда в коктейле может сыграть решающую роль при выборе бара на вечер пятницы. А узнать о таких вещах обычно можно только из отзывов. Поэтому делитесь мнениями о кафе, барах и других организациях, чтобы и вам, и другим людям выбирать было проще. Чем больше полезных отзывов, тем полнее будет информация в Яндекс.Городе.
Сервис Яндекс.Город работает по всей России. В Яндекс.Город можно попасть с компьютера — на gorod.yandex.ru или смартфона — приложение доступно в App Store и Google Play.