Яндекс выпустил исследование развития интернета в российских регионах по итогам 2013 года. Это уже седьмое подобное исследование. Оно использует статистику разных сервисов Яндекса – Метрики, Новостей, Справочника и Каталога, а также данные о проникновении интернета от Фонда «Общественное мнение» и об аудитории мобильного интернета от исследовательской группы TNS.
Полный текст – со всеми графиками, выводами и сравнениями регионов – можно прочитать на странице исследования. А здесь приведем основные выводы.
По данным ФОМ на осень 2013, в России 66,5 миллионов человек старше 18 лет хотя бы раз в месяц выходят в интернет. Это более 57% всего совершеннолетнего населения страны. 53 миллиона человек (80% всей аудитории) пользуются интернетом ежедневно. Если в 2004 году аудитория интернета делилась примерно поровну – между теми, кто пользуется интернетом каждый день, раз в неделю и раз в месяц, то сейчас уместнее говорить о разделении на две части – большинство, которое использует интернет ежедневно, и все остальные.
Структура аудитории интернета по частоте использования
Темпы роста аудитории интернета продолжают замедляться – в 2013 году количество пользователей увеличилось на 9%, это самый низкий показатель за последние десять лет. Более трети новых пользователей – из сельской местности.
По данным TNS, аудитория интернета становится старше. Пользователи до 35 лет все еще составляют более половины аудитории, однако их доля постепенно снижается. Больше всего детей и молодёжи – в маленьких городах и сёлах, а людей старшего возраста – среди москвичей.
По данным Яндекса, за 2013 год средняя заявленная провайдерами скорость фиксированного широкополосного доступа выросла, а стоимость безлимитного доступа в перерасчете на один Мбит/с снизилась во всех регионах России. Тем не менее, разница между регионами по цене и доступности интернета по-прежнему огромна. Например, за один Мбит/с жители Дальнего Востока платят почти в десять раз больше, чем москвичи. По индексу доступности, учитывающему доходы населения, эта разница ещё больше — примерно в 14 раз.
Фиксированный широкополосный доступ в регионах России
Стоимость одного гигабайта мобильного трафика снизилась в 2013 году на 56%, а разница между самым дорогим и самым дешевым по цене мобильного интернета регионами сократилась почти вдвое.
С предыдущими исследованиями о развитии интернета в регионах России можно ознакомиться здесь.
Яндекс уже много лет поддерживает чемпионаты по программированию. Мы спонсировали тренировочные сборы в Петрозаводске, готовили команды к выступлениям, а не так давно помогали ИТМО с организацией финала ACM ICPC в России. В 2011 году у нас появился свой чемпионат — Яндекс.Алгоритм. Сегодня мы открываем регистрацию на Алгоритм-2014.
Первый Алгоритм получился камерным: он проходил в рамках Летней школы Яндекса. В прошлом году состязания вышли на совершенно новый, международный уровень. В них участвовали 3 000 программистов из 84 стран. Среди них были разработчики Google, ВКонтакте, Фейсбука. Финалисты состязаний встретились в Петербурге, под старинными люстрами дворца князя Владимира Александровича. Необычное место даже для тех, кто видел церемонии закрытия ACM ICPC, одна из которых проходила в зале для вручения Нобелевских премий.
В этом году финал Алгоритма состоится за пределами России — в самом центре Берлина, в нашем новом офисе. Участники чемпионата будут его первыми гостями.
Берлин как нельзя лучше подойдет для финальной игры. В этом городе активное IT-сообщество, и он известен как европейский центр стартап-движения. Финалисты проведут в Берлине три дня. За это время они успеют сразиться в решающем раунде, посетить музеи и пообщаться друг с другом. Все расходы, включая проживание и проезд, Яндекс возьмет на себя.
Как и в прошлом году, в Алгоритме-2014 могут участвовать все желающие – независимо от образования, места жительства и рода занятий. Призовой фонд состязаний составит 540 тысяч рублей. Победитель получит 300 тысяч рублей, награда за второе и третье место — 150 и 90 тысяч рублей соответственно.
Состязания будут состоять из шести раундов по 100 минут. Первые два раунда — квалификационные: чтобы пройти в отборочный тур, достаточно решить в любом из них хотя бы одну задачу. Отборочный тур состоит из трех раундов. По их итогам будут выбраны 25 сильнейших участников. Они и поедут в Берлин на финал. Квалификационные раунды состоятся 16 и 25 мая, отборочные — с 1 по 15 июня, финал — 1 августа.
Соревнования пройдут на платформе Яндекс.Contest, отборочные туры состоятся онлайн. Задания обещают быть непростыми: над ними работает международная команда специалистов. Чтобы представить уровень сложности, можно посмотреть разбор заданий за прошлый год. В этом году легче не будет.
Лидия Перовская, куратор академических программ Яндекса
Говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Если так, то сотрудники Яндекса умеют отдыхать, не отходя далеко от своих рабочих мест. Тем более что в наших офисах есть всё необходимое для этого.
У многих из нас сидячая работа. Глаза сильно устают от экрана, а голова — от бесконечного потока информации на нём. Порой хочется просто встать и размяться. Поэтому, ещё в офисе на Самокатной, группа энтузиастов поставила у себя обычный турник и шведскую стенку. «Потом мы начали собирать спортзал, принесли свои штанги, скамью для жима, гантели. Яндекс заметил нашу инициативу и купил нам стойки для жима, блины, универсальную скамью-тренажёр», — вспоминает разработчик Михаил Рублёв. Миша работает в Яндексе уже шесть лет и жмёт лёжа 160 килограммов.
Сейчас в московском офисе есть три хоть и небольших, но полноценных зала, с беговыми дорожками, тренажёрами и столами для тенниса и бильярда. Работают они, как и весь Яндекс, 24 часа в сутки круглый год.
Те, кто любит отдохнуть в тишине, облюбовали для себя библиотеку. Она была создана Ильёй Сегаловичем. Большую часть в ней занимает специализированная литература для разработчиков, дизайнеров и менеджеров. Со временем в библиотеке образовался уголок и для художественной литературы — туда книги приносят сами сотрудники Яндекса.
Библиотека — это практически единственное место во всём офисе, где можно посидеть в абсолютной тишине. В ней нельзя проводить рабочие встречи с коллегами, но хорошо устраивать встречи с самим собой и разбирать те задачи, до которых никак не доходят руки.
В противовес библиотеке, самый шумный способ расслабиться в Яндексе — это музыкальная комната. Правда, до 8 часов действует строгий мораторий на громкие звуки, чтобы не мешать работающим по соседству коллегам. Но тихо играть на пианино или петь вполголоса не запрещается.
История музыкальной комнаты тоже началась с офиса на Самокатной. Один из сотрудников принес бас-гитару, чтобы практиковаться на досуге, а в итоге нашел большое количество единомышленников. Оборудование собирали всем миром, а затем и компания помогла, закупив усилители и инструменты.
«Мне случалось среди бела дня уходить в музыкалку — заниматься вокалом самостоятельно или с преподавателем. Очень заряжает и поднимает настроение. Утром или днём я практикуюсь, а уже вечером мы собираемся и репетируем с моей группой "Музыки"», — говорит Саша Топка, руководитель группы социальных медиа и постоянная участница Яндекс.Джемов. И добавляет, что по-настоящему жарко в музыкальной комнате становится ближе к ночи: большинство коллег уже дома, значит, ручки комбиков можно выкручивать на максимальную громкость.
А ещё в Яндексе можно отдыхать прямо за работой — просто сменив обстановку. Достаточно взять ноутбук и отправиться в кафе, переговорку или выйти на балкон, где светит солнце и дует свежий весенний ветер.
В конце зимы мы анонсировали свою прошивку для смартфонов на Android — Яндекс.Кит. Она сочетает в себе понятный интерфейс, умные технологии и популярные у российских пользователей сервисы. Другими словами, призвана сделать смартфон с операционной системой Android добрым не только внутри. Скоро с Китом можно будет познакомиться лично — смартфон Huawei Honor 3 Yandex доступен для предзаказа со 2 апреля, на днях в продажу поступит другая модель с прошивкой от Яндекса, Explay Flame.
Полноценно пользоваться смартфоном на Ките можно буквально с первых минут — в нём предустановлены полезные приложения, например, Поиск, Почта и Карты (а авторизоваться во всех приложениях Яндекса достаточно один раз на старте). Игры и соцсети так же не придётся искать — их пользователь в несколько кликов выберет из заранее подготовленного списка. И, конечно, на новый телефон с Китом легко перенести контакты со старого аппарата.
Интерфейсом Кита стала новая версия трёхмерной оболочки Яндекс.Shell. Все приложения и информеры аккуратно размещаются на практически любом количестве рабочих столов. Прошивка унаследовала «бесконечную» телефонную книгу — она умеет определять номера организаций, даже если их не записывали. То есть, если вам звонят или вы набираете телефон какой-нибудь фирмы из справочника организаций Яндекса (а их там больше трёх миллионов), Кит сразу определит название. Работает и в обратную сторону — в записной книжке найдутся контакты ближайших кафе, банков, аптек и т.д.
Первая версия прошивки создавалась специально для России, мы учитывали потребности и привычки пользователей. Например, клавиатура Кита умеет подсказывать следующее слово в правильном падеже, а при вводе пароля показывает сразу две раскладки, чтобы было удобно вводить «gfhjkbnfrjujdblf». Свободно владеет русским языком и мобильный браузер: понимает ошибки, опечатки и может открыть нужный сайт по описанию — например «аэрофлот». Как и во всех остальных версиях, в браузере Яндекса для Кита есть технология Турбо. Она, среди прочего, ускоряет загрузку страниц и экономит интернет-трафик, то есть деньги с мобильного счёта пользователя.
Высшая школа экономики и Яндекс открывают новый факультет — компьютерных наук. Там студенты смогут получить полноценное высшее образование в области computer science. А кроме того — диплом государственного образца.
Новый факультет компьютерных наук — это «большой» факультет. В Высшей школе экономики так называются структурные объединения, отвечающие за целую предметную область. Факультет объединит нынешние отделение программной инженерии и отделение прикладной математики и информатики, а кроме того, там появится новый департамент — больших данных и информационного поиска. Он создается на основе базовой кафедры Яндекса, которая с 2008 года есть в Вышке. Деканом факультета станет Иван Аржанцев — доктор физико-математических наук, профессор мехмата МГУ и руководитель группы академических программ в Яндексе.
Академические и образовательные программы Яндекса существуют много лет. Самый известный проект компании в этой области — Школа анализа данных (ШАД), которая появилась семь лет назад. Это бесплатные двухгодичные курсы для старшекурсников и выпускников математических специальностей. Курсы там читают преподаватели российских и зарубежных вузов, а у всех учащихся есть возможность пройти стажировку в Яндексе. За время своего существования ШАД стала очень известной и востребованной. Возникла идея использовать этот опыт для обучения младшекурсников — и эту идею поддержало руководство Вышки. Вместе с ВШЭ мы хотим создать факультет компьютерных наук мирового уровня — первый в России.
Руководителем образовательной программы в бакалавриате будет Антон Конушин, кандидат физико-математических наук, доцент ВМК МГУ. Предполагается, что в результате обучения студенты получат и весь набор профессиональных навыков программиста, и глубокие знания по фундаментальной математике. Начиная со старших курсов они смогут выбрать для себя одно из направлений современной информатики и либо углубиться в академическую науку, либо попробовать себя в практической работе.
В магистратуре нового факультета будет несколько направлений, в том числе, и программа базовой кафедры Яндекса — «Анализ интернет-данных». Читать курсы в бакалавриате и в магистратуре будут и преподаватели ВШЭ, и преподаватели ШАД, и специалисты Яндекса.
Поступать на первый курс можно уже этим летом. Всего планируется набрать 180 человек на бюджетные места, кроме того, будет и платное обучение.