Каждый день в Яндекс.Почту приходят сотни миллионов писем. Около 90 % из них — это рассылки и уведомления, от которых даже не всегда можно отписаться. Непрошеная корреспонденция заполняет почтовые ящики и мешает в них ориентироваться.
Мы считаем, что наличие инструмента для отписки должно стать обязательным требованием ко всем массовым рассылкам. Это принятая практика во многих странах мира, где такие требования регулируются законом или крупными игроками рынка. Несмотря на то, что на уровне почтовых служб у нас такие правила тоже существуют, далеко не все авторы рассылок их соблюдают.
С помощью технологии Маркер, которая позволяет распознавать разные типы писем и типы отправителей, мы проанализировали, какие рассылки приходят в Яндекс.Почту. Это позволило нам по-новому взглянуть на некоторых отправителей и содержание их писем. Оказалось, что в сутки в Яндекс.Почту поступает порядка 15 миллионов писем от скидочных сервисов, и в 12 % из них нет возможности отписаться. Новостные сайты присылают около 50 миллионов писем, в 12 % из них нет инструментов для отписки. Примерно 10 миллионов рассылок приходит от интернет-магазинов, 15-20 % из них — тоже без возможности отписаться.
Мы хотим защитить наших пользователей от ненужных им писем. В конце мая в Яндекс.Почте появится возможность отписаться от рассылки, даже если её авторы этого не предусмотрели. Пользователю достаточно будет один раз отказаться от рассылки, и он больше не будет её получать.
Этот шаг никак не повлияет на отправителей рассылок, в которых есть возможность отписаться. Они смогут, как и раньше, сами управлять своими отношениями с подписчиками. Тем, кто пока не добавил в рассылки возможность отписаться, рекомендуем сделать это до конца мая. Во избежание недоразумений советуем также перепроверить, работают ли существующие алгоритмы отписки. Иначе люди станут пользоваться нашими.
Раньше люди выбирали телефон по характеристикам. Сравнивали размеры экрана, мегапиксели камер, объём памяти, качество звука, время работы без подзарядки. Сегодня, когда даже самые простые смартфоны умеют почти всё, технические характеристики отходят на второй план, а на выбор влияют дополнительные факторы. Такие, как простота использования и полезная «начинка». Важно, чтобы приложения в новом телефоне были не просто балластом, а открывали возможности для использования смартфона в соответствии с вашими потребностями.
На недавней конференции Mobile World Congress в Барселоне компания Nokia представила новые устройства на базе Android: смартфоны Nokia X, Nokia X+ и Nokia XL. Первая из этих моделей уже появилась в российских магазинах, и мы рады сообщить, что Яндекс станет основным поиском во всех смартфонах этой линейки. На всех смартфонах предустановлено приложение Яндекс.Поиск, а другие приложения Яндекса можно скачать в магазине приложений Яндекс.Store. В моделях Nokia X+ и Nokia XL Яндекс.Store будет предустановлен с самого начала, а в Nokia X появится через некоторое время, после обновления прошивки.
Телефоны Nokia пользуются огромной популярностью в России и СНГ. Многие из вас наверняка сменили не один телефон, но всё ещё помнят ту самую первую трубку Nokia. Возможно, это даже была легендарная Nokia 3310 — один из самых продаваемых телефонов в истории, который прочно вошёл в интернет-фольклор. Nokia давно присутствует в России и известна тем, что внимательно относится к потребностям клиентов из разных стран и адаптирует продукты под разные рынки. Это направление работы очень важно и для Яндекса: мы делаем сервисы с учётом интересов и географического положения наших пользователей. В этом цели Яндекса и Nokia совпадают.
Наши компании давно сотрудничают — например, в 2006 году мы выпустили поисковый плагин для смартфонов Nokia, а в 2011 году поиск Яндекса появился на аппаратной кнопке российских моделей Nokia на Windows Phone. Мы рады, что наше сотрудничество продолжается с выходом новых смартфонов Nokia на Android.
По ощущениям многих автомобилистов, в последние полтора-два месяца ситуация на дорогах Москвы стала немного лучше, хотя до хорошей ей ещё далеко. Это можно объяснять самыми разными причинами — или их комбинацией. Например, тёплой малоснежной зимой или Олимпиадой, на время которой многие уезжали в Сочи. Мы проанализировали влияние ещё одного фактора — введения платных парковок в центре Москвы.
1 июня 2013 года автомобильная парковка стала платной в пределах Бульварного кольца, а с 25 декабря — внутри всего Садового. Мы сравнили загруженность Москвы в разных зонах — внутри Садового кольца, между Садовым и ТТК и между ТТК и МКАД. Для сравнения использовались три типичных будних дня февраля 2013 и 2014.
По данным Яндекс.Пробок, среднее время проезда по Москве в вечерний час пик в феврале 2014 сократилось на 6% по сравнению с прошлым февралем. Внутри Садового кольца загруженность уменьшилась на 18%, а за его пределами — только на 3%. 15% разницы между этими показателями — это, вероятнее всего, и есть эффект от введения платных парковок.
Ситуация чуть-чуть ухудшилась только между Садовым кольцом и ТТК. Вероятно, это происходит потому, что многие автомобилисты, которые раньше парковались в самом центре, теперь оставляют машины за пределами Садового кольца.
В 2013 году российские пользователи Яндекс.Музыки более двух с половиной миллиардов раз прослушали композиции 18 тысяч разных исполнителей. Из этих тысяч мы выбрали 20 самых популярных по количеству прослушиваний — в целом по России и в каждом из регионов в отдельности.
Общероссийский топ возглавил Григорий Лепс, следом за ним идут Стас Михайлов и Нюша. Топ на три четверти состоит из российских исполнителей, однако в него попали и пять зарубежных артистов: Enigma, Eminem, Rihanna, Lana Del Rey и украинский дуэт Потап и Настя. На долю 20 самых популярных исполнителей пришлось около 13 процентов всех прослушиваний за год.
Региональные списки популярных музыкантов во многом совпадают с общероссийским. В частности, во всех без исключения топах присутствуют пять исполнителей: Григорий Лепс, Стас Михайлов, Нюша, Натали и Елена Ваенга, однако обычно совпадений больше. Например, топ Москвы и области отличается от общероссийского всего тремя исполнителями — это группы «Ленинград», «Сплин» и «Би-2».
Стоит отметить, что абсолютная популярность исполнителей в регионах — это лишь часть общей картины. В каждом регионе можно выделить целый ряд исполнителей, которых там слушают заметно чаще, чем в среднем по России. Эти исполнители могут быть не очень популярны, но их можно назвать характерными для данного региона. Мы составили списки таких характерных исполнителей, оставив среди популярных музыкантов только тех, кого в данном регионе слушали как минимум в полтора раза чаще, чем в среднем по России.
Картина получилась совсем иная. Скажем, хит-парад исполнителей, характерных для Москвы и Санкт-Петербурга, возглавляет Земфира, для Псковской области — Боб Марли, а для Ивановской — Милен Фармер. В Еврейской автономной области в список характерных исполнителей попал Чайковский, а в Курской — Гендель.
странице исследования.
P. S. Прошлым летом мы опубликовали исследование музыкальных предпочтений пользователей Яндекс.Музыки. На интерактивной карте мы изобразили размер и сходство аудиторий самых популярных исполнителей по состоянию на июль 2013 года. Изучить эту карту можно здесь.
Задача Яндекса — делать сервисы для людей. Сервисы, которые хорошо знают мир вокруг и понимают интересы пользователей. Яндекс — международная компания. Сейчас мы работаем в России, Украине, Беларуси, Казахстане и Турции. Технологии и базовые продукты для всех рынков одинаковы. Но для каждой из этих стран мы разрабатываем свои сервисы таким образом, чтобы они решали местные, локальные задачи, соответствовали миру вокруг наших пользователей.
Поиск Яндекса использует разные алгоритмы ранжирования в разных странах — и даже в отдельных регионах, в зависимости от местных ресурсов и местной специфики. Главная страница выглядит по-разному у пользователей из разных стран и городов. Для кого-то это yandex.ru, а для кого-то yandex.ua или yandex.com.tr. На Яндекс.Новостях тоже есть разные новостные выпуски, которые агрегируют новостные источники из разных стран и, соответственно, показывают разную новостную картину для каждой страны. И так далее.
Сейчас мы — и не только мы — столкнулись с новой ситуацией. После референдума в Крыму президент России подписал международный договор о присоединении Крыма и Севастополя к России. Конституционный суд Украины признал Крымский референдум противоречащим Конституции Украины. Мы работаем для своих пользователей из разных стран и отражаем для них ту действительность, которая их окружает. Поэтому мы начинаем вносить изменения в работу своих сервисов.
В ближайшее время изменения появятся на главной странице Яндекса, в Поиске и Новостях. Например, новости Крыма станут частью российского выпуска новостей, а СМИ Крыма в российском выпуске перестанут отмечаться как иностранные. При этом в украинском выпуске новостей изменений не произойдет. Наши пользователи из Крыма, зашедшие на www.yandex.ru, увидят российский Яндекс, а на www.yandex.ua — украинский. Кроме того, у них всегда есть право выбора — они могут переключить домен и выбрать ту или иную картину мира.
Все наши сервисы достаточно сложны технологически. И мы не можем мгновенно их перестроить. В дальнейшем и Яндекс.Карты станут разными для разных стран — то есть Крым там будет отображаться в соответствии с официальной позицией каждой страны. Изменения коснутся всех сервисов Яндекса, для которых это актуально.
Мы считаем, что именно такое решение наилучшим образом служит интересам наших пользователей.