В санкт-петербургском офисе Яндекса работает почти 600 человек. Среди них есть выпускники разных вузов: Политеха, ИТМО, ЛЭТИ. Но чаще всего новые сотрудники приходят в компанию из СПбГУ — практически у каждого четвертого петербургского яндексоида на руках диплом этого университета. Мы надеемся, что таких людей в скором времени будет ещё больше, потому что именно в СПбГУ Яндекс открывает свою новую магистерскую программу по подготовке специалистов в области обработки и хранения данных.
Будущие магистры будут обучаться на кафедре «Информационно-аналитических систем». Учебный план был разработан совместно с Яндексом, так что большую часть времени студенты посвятят изучению математической статистики, параллельного программирования, обработки данных и машинного обучения. Все эти знания, полученные из первых рук не только от преподавателей кафедры, но и от сотрудников Яндекса, позволят выпускникам после учёбы приступить к работе в ведущих IT-компаниях.
Совместная магистратура подразумевает, что студентам предстоит тесно взаимодействовать с Яндексом. Обучение построено таким образом, что часть курсов они будут слушать в университете, а другую — в Computer Science Center. Кроме того, наши сотрудники не только будут читать лекции, но и возьмут на себя научное руководство над студентами в написании исследовательских работ и магистерских диссертаций.
Поступить на кафедру может любой бакалавр или специалист, успешно прошедший собеседование и имеющий высокий средний балл диплома. Обучение в магистратуре ведётся на бюджетной основе, для студентов из других городов СПбГУ выделяет места в общежитии. Занятия начнутся 1 сентября.
Начало образовательным программам Яндекса было положено в 2007 году. Самым первым проектом стала Школа анализа данных. С тех пор компания открыла совместные магистратуры в МФТИ и ВШЭ. Количество студентов постоянно растёт, а многие выпускники сейчас успешно работают в Яндексе и других IT-компаниях.
Евгения Смольникова, руководитель группы по взаимодействию с вузами
Лишиться своего аккаунта на Яндексе — всё равно что потерять ключи от квартиры, где хранятся ваши вещи, кошелёк и документы. Доступ к учётной записи даёт злоумышленникам возможность читать вашу почту, отправлять спам от вашего имени и даже пользоваться вашим кошельком на Яндекс.Деньгах. Возможно, кому-то эти рекомендации по безопасности покажутся очевидными, но в Яндекс каждый день обращаются сотни людей с просьбой восстановить аккаунт. Так что, если вы сами — продвинутый пользователь интернета, покажите этот пост тем, кому он может оказаться полезен — например, старшим родственникам.
Общие рекомендации Ключи от Яндекса — это логин и пароль. И если логин видят многие другие люди — например, адресаты в почте — то пароль должны знать только вы. Поэтому ни при каких обстоятельствах и никаким способом (по почте, устно, в смс) не сообщайте его посторонним людям, даже если они представляются сотрудниками Яндекса. Настоящие сотрудники Яндекса (и, кстати, других организаций тоже) никогда не попросят вас сказать пароль. Все пароли хранятся в системе в зашифрованном виде, никому не известны и никем не используются.
Вот несколько базовых рекомендаций:
• Не сохраняйте пароли при работе на чужом или общественном компьютере. Заходя в почту Яндекса в гостях, стоит отметить специальную галочку «Чужой компьютер» — тогда Яндекс забудет ваш аккаунт на этом компьютере после закрытия браузера, даже если вы не нажали «Выход».
• На собственном компьютере обязательно установите антивирус. Он защитит вас от вредоносных программ, которые, в числе прочего, могут красть пароли или рассылать спам с вашего адреса. Среди надёжных антивирусов есть и бесплатные — например, вот здесь собраны ссылки на них. И даже если антивирус установлен, будьте осторожны: открывайте только те сайты и загружайте только те файлы, в которых полностью уверены. Старайтесь использовать официальные версии программ и регулярно их обновляйте.
• Привяжите к аккаунту актуальный номер телефона — тогда вы сможете быстро и безопасно восстановить доступ, если понадобится.
• При регистрации на Яндексе задайте контрольный вопрос и ответ на него — это пригодится, если доступ утерян, а телефон вы не указали. Однако кроме вас «восстановить доступ» таким образом могут попытаться и злоумышленники. Поэтому отнеситесь к контрольному вопросу и ответу серьёзно. Не выбирайте простые и нейтральные вопросы, ответ на которые легко подобрать или найти — например, с помощью вашей страницы в социальной сети.
Лучше всего придумать контрольный вопрос самому — причём это должно быть что-то такое, что понятно только вам. Например, один из сотрудников Яндекса в детстве считал, что графины называются так потому, что из них пьют графы. Вряд ли хоть один взломщик, не знающий этого, смог бы правильно ответить на контрольный вопрос «Почему графин?».
• Меняйте пароль от Яндекса примерно раз в три месяца — это служит дополнительной гарантией безопасности.
есть в интернете. Также не стоит использовать пароли, которые легко угадать на основе общеизвестной информации о вас. Скажем, Valentina1988 — плохой пароль, если вас зовут Валентина и вы родились в 1988 году.
Надёжный пароль должен состоять не менее чем из восьми символов, в нём должны присутствовать заглавные буквы, цифры и специальные знаки (!, $, %, @,*, + и другие). Чем больше символов разных видов будет в пароле, тем сложнее он для взлома. Яндекс.Паспорт умеет оценивать степень надёжности пароля и показывает её при помощи специальной шкалы, которая видна при регистрации или смене пароля.
Главное — не переусердствуйте. Составляйте пароли так, чтобы вам самим было легко их запомнить: используйте значимые для вас, но непонятные другим слова, сочетания знаков, цифры. Например, так: MetEora03! — используются строчные и прописные буквы, цифры и восклицательный знак, а запомнить его легко, потому что это название и год выхода альбома группы Linkin Park.
посте о фишинге.
Ещё один распространённый способ кражи аккаунта — это непосредственно взлом: подбор пароля или ответа на контрольный вопрос. Вот поэтому так важно, чтобы они были надёжными.
И наконец, третий способ — это вирусы, ворующие данные. Яндекс умеет предупреждать о заражённых сайтах на странице результатов поиска и на других сервисах. Об антивирусной системе Яндекса мы рассказывали в одном из предыдущих постов.
И никогда не вводите пароль от Яндекса на страницах, не имеющих к нему отношения, — скажем, сайтах магазинов или в социальных сетях. Если они его от вас требуют, это подозрительно.
Яндекс.Паспорта.
Мы рекомендуем указать в своём Яндекс.Паспорте настоящие имя, фамилию и актуальный номер телефона. На этот номер вы получите код восстановления, если забудете пароль или кто-то поменяет его без вашего ведома. Обычно человек постоянно пользуется телефоном и оберегает его от попадания в чужие руки, поэтому мы считаем этот способ восстановления самым безопасным. Даже если злоумышленники взломают ваш аккаунт и сменят пароль, они не смогут просто удалить ваш номер — для этого им понадобится ввести код из смс, получить которое можете только вы.
Второй по надёжности способ — это восстановление при помощи контрольного вопроса. Если вы помните ответ на него, то сразу попадёте на страницу смены пароля.
Если же вы не привязали номер и забыли ответ на контрольный вопрос, вы сможете получить ссылку для восстановления на «запасной» электронный адрес. Но будьте осторожны с этим способом — если кто-то взломал ваш аккаунт на Яндексе, он мог взломать ваш аккаунт и на другом сервисе.
в техподдержку Яндекса и подробно расскажите, что произошло. Чтобы вернуть доступ, вам понадобится доказать, что аккаунт действительно принадлежит вам. В первую очередь мы обращаем внимание на личные данные, указанные на Яндекс.Паспорте, — именно поэтому там лучше указать свои реальные имя, фамилию и дату рождения.
Наши рекомендации по защите аккаунта на Яндексе подходят и для других сайтов тоже. Самое главное — будьте внимательны, используйте надёжные пароли, держите их в секрете и не поддавайтесь на провокации в духе «всё заблокировано, срочно спасайтесь!» И, конечно, не стоит использовать на нескольких сервисах один и тот же пароль — ключи от разных дверей должны быть разными.
Сегодня более 70% писем в Яндекс.Почте приходится на разного рода новостные рассылки: предложения о скидках, уведомления от интернет-магазинов и социальных сетей. Специально для отправителей таких рассылок Яндекс.Почта запускает сервис Почтовый офис. Благодаря ему авторы рассылок смогут получить подробную статистику читаемости писем и оценить эффективность своей работы, а пользователи, мы надеемся, будут получать меньше бессмысленных писем и неинтересных им предложений.
Почтовый офис даёт подробную информацию о том, как пользователи читают рассылки: какие письма сразу отправляют в спам, какие открывают, но тут же удаляют, а какие дочитывают до конца. Кроме того, можно узнать, в какое время суток пользователи читают больше писем и сколько времени в среднем на это тратят.
Почтовый офис предоставляет не только статистику чтения писем, но и социально-демографические характеристики их получателей: пол, возраст, интересы и уровень дохода. Эти данные определены с помощью технологии Крипта и полностью обезличены. Кроме того, статистика предоставляется только по накоплению определённого объёма данных. Это значит, что авторы рассылок никогда не узнают ничего о вас лично, но смогут получить представление об интересах аудитории в целом и адаптировать свои рассылки в соответствии с этими интересами.
Почтовый офис позволяет экспортировать статистику по рассылкам в любую другую систему посредством публичного API. Для того чтобы начать пользоваться Почтовым офисом, авторам рассылки достаточно указать свой домен на странице сервиса. Статистика начнёт собираться через минуту после того, как владение доменом будет подтверждено.
Сегодня вышла новая версия мобильного Яндекс.Браузера — с поддержкой синхронизации и новых платформ. Браузер для планшетов на базе Android можно скачать в Яндекс.Store и Google Play, приложение для iPhone находится на модерации и появится в App Store в ближайшие несколько дней.
По данным Яндекс.Метрики, в России более 60 процентов пользователей мобильного интернета выходят в сеть с помощью смартфонов на базе iOS или Android; доля этих операционных систем на планшетах в России достигает почти 100 процентов. Летом мы выпустили мобильный браузер для iPad и смартфонов на базе Android, и теперь, с выходом новой версии и добавлением новых платформ, вы сможете пользоваться Яндекс.Браузером где угодно.
Мобильный Браузер стал ещё удобнее благодаря тому, что в новой версии появилась синхронизация данных между устройствами. Это значит, что вы сможете начать работу на домашнем компьютере и продолжить на смартфоне или планшете — и наоборот. В этой версии реализована синхронизация закладок, виджетов Табло и некоторых других элементов. В будущем возможности синхронизации будут расширены.
Помимо синхронизации, Браузер ускоряет загрузку страниц при медленном интернете благодаря режиму Турбо, в нём есть Табло с часто посещаемыми сайтами, Умная строка и поддержка голосовых запросов, которыми особенно удобно пользоваться на мобильном. Яндекс.Браузер умеет и то, чего не умеет никакой другой: например, показывать на планшетах страницу результатов поиска и сами результаты на одном экране, чтобы вы могли выбрать то, что вам нужно, без переключений между вкладками.
Добавлено в 16:20: P.S. Одновременно с выходом новой версии мобильного Браузера мы, как и обещали, открываем доступ к бета-тестированию новой десктопной версии Браузера. Скачать бета-версию можно здесь.
Сколько времени вы тратите на проверку почты? Для большинства людей просмотреть письмо — минутное дело: открыли страницу, пробежались по тексту и вернулись к другим делам. Однако не для всех это так просто. Сегодня мы немного расскажем о том, как адаптировали лёгкую версию Яндекс.Почты для незрячих пользователей.
Незрячие люди делают в интернете то же самое, что и любые другие пользователи: ищут ответы на вопросы, обмениваются письмами, читают новости и подбирают изображения. Для этого они пользуются специальными программами экранного доступа, которые зачитывают всё, что находится на экране, и помогают совершать различные действия при помощи клавиатуры. Например, это программы JAWS и NVDA для Windows, а также VoiceOver, предустановленная в Mac OS X. Для корректной работы этих программ сайты должны соответствовать международному стандарту разработки WAI-ARIA, то есть должны быть размечены особым образом.
Стандарт WAI-ARIA предполагает добавление в код страницы специальных элементов. Эти элементы никак не влияют на отображение страницы в браузере, они лишь описывают содержимое страницы понятным программе языком. Если сайт соответствует стандарту, программы экранного доступа могут правильно интерпретировать не только текст, но и динамические или интерактивные элементы вёрстки, например, кнопки и формы регистрации.
Думать об адаптации Почты мы начали около двух лет назад, а активную разработку вели около года. Чтобы узнать, как незрячие люди пользуются Почтой и чего им в ней не хватает, мы пошли самым простым путём — спросили их об этом. Мы пригласили в офис около десяти человек и провели исследование интерфейсов Почты. Отзывы и пожелания этих людей помогли нам узнать о проблемах, о которых мы сами никогда бы не подумали.
Например, по умолчанию программы экранного доступа читают всё содержимое страницы по порядку: сверху вниз, слева направо. Однако эта последовательность не всегда самая лучшая и удобная — иногда основные элементы находятся в середине или в нижней части страницы. Выслушав пожелания пользователей, разработчики разметили содержимое страниц так, чтобы незрячему пользователю было удобно с ними работать. В адаптированной версии Почты программы экранного доступа сначала видят и называют главные смысловые разделы: список папок, список писем и перечень доступных пользователю действий, а также отмечают переход между этими разделами. Для того чтобы незрячий пользователь мог зарегистрироваться в Почте, мы добавили на страницу регистрации звуковую капчу.
После внесения изменений мы предложили незрячим пользователям протестировать адаптированную версию Почты. Они регулярно работают с Почтой и составляют руководства для разработчиков, описывая существующие в ней проблемы. Иногда мы пытаемся поставить себя на место незрячих пользователей — например, один из тестировщиков завязывал себе глаза, чтобы на собственном опыте проверить, насколько удобно пользоваться адаптированной Почтой. И сейчас можно сказать, что незрячему пользователю лёгкой версии Яндекс.Почты доступны те же возможности, что и зрячему.
Главная сложность, с которой мы столкнулись при разработке, в том, что даже при соблюдении стандартов разные программы экранного доступа, браузеры и даже отдельные их версии по-разному ведут себя с сервисом. То, что прекрасно работает в одной программе, может совсем не работать в другой. Эту проблему мы решали вручную — долго и кропотливо проверяли работу Почты с каждой программой в каждой версии всех поддерживаемых браузеров.
Привести наши сервисы к стандарту WAI-ARIA — одна из прироритетных для нас задач, и адаптация Почты — это лишь первый шаг. Новая платформа Яндекса «Острова» разрабатывается с учётом внедрения этого стандарта, и следующий этап нашей работы, адаптированную страницу результатов поиска в островном интерфейсе, мы сможем представить уже в 2014 году.