В начале октября мы провели Yet another Conference 2013. Конференцию посетило около 4500 человек, они выслушали более 50 докладов в семи тематических секциях. Если вы по какой-то причине всё пропустили, видеозаписи всех выступлений можно посмотреть здесь. Ну а мы готовы двигаться дальше и сегодня расскажем о мероприятиях Яндекса в ноябре (и немного в декабре).
Вебмастерская В Санкт-Петербурге 16 ноября пройдёт конференция для вебмастеров, интернет-маркетологов, веб-аналитиков и владельцев сайтов. В этот раз она будет посвящена интернет-магазинам. На конференции сотрудники Яндекса покажут, как наши инструменты помогают в решении конкретных бизнес-задач. Вы сможете узнать, как настроить эффективное взаимодействие с коммерческими сервисами Яндекса Директ и Маркет, как превратить посетителей в покупателей при помощи Яндекс.Карт, как настроить Острова и проверить взаимодействие сайта с поиском при помощи Яндекс.Вебмастера и многое другое. Регистрация на конференцию откроется 30 октября.
Научно-технические семинары В ноябре мы проведём два научно-технических семинара. Первый состоится 7 ноября и будет посвящён биоинформатике. Сотрудники Института биоорганической химии РАН Дмитрий Чудаков и Дмитрий Болотин расскажут об основах адаптивного иммунитета, анализе данных массированного секвенирования ДНК, а также о новых методах исследования, диагностики и терапии заболеваний. Второй семинар пройдёт 21 ноября — команда NOC Яндекса и команда Центра прикладных исследований компьютерных сетей представят два разных взгляда на технологию программно-конфигурируемых сетей (SDN). Регистрация на семинары откроется в ближайшее время, следите за новостями на странице семинаров.
BEMup В августе 2013 года мы провели первый BEMup — встречу, посвящённую использованию и развитию БЭМ-технологий. Получилось полезно и интересно, поэтому решили встретиться ещё раз — второй BEMup прошёл в рамках YaC 2013. Очередной, третий и последний в этом году BEMup пройдёт 29 ноября в питерском офисе Яндекса. Мы ждём заявок на доклады от местных разработчиков, использующих в своих проектах БЭМ-технологии. Заявки можно присылать на адрес info@bem.info до 5 ноября. Регистрация на BEMup откроется 7 ноября, следите за новостями на странице встреч по БЭМ и в социальных сетях (Twitter, Facebook, Клуб на Я.ру).
Тестовая среда На следующий день после BEMup, 30 ноября, в питерском офисе пройдет новое мероприятие Яндекса, посвящённое функциональному и нагрузочному тестированию, — «Тестовая среда». На этой встрече сотрудники Яндекса ответят на вопросы из зала и выступят с докладами о том, как использовать анализ данных для нахождения ошибок, о Яндекс.Танке, о подходах и инструментах тестирования мобильных приложений. Мы приглашаем на эту встречу всех тестировщиков, которым интересно обменяться опытом и узнать что-то новое. Участие в «Тестовой среде» бесплатное, но количество участников ограничено. Регистрация откроется в ближайшее время.
План Б В середине декабря в Санкт-Петербурге состоится третья конференция для менеджеров «План Б». Менеджеры разных сервисов Яндекса, таких как Картинки, Диск, Браузер и Карты, поделятся своим опытом в области управления проектами. Кроме того, мы приглашаем других опытных менеджеров выступить на конференции. Присылайте свои заявки с темами и тезисами докладов до 5 ноября на адрес ya-events@yandex.ru (интересующие нас темы докладов вы можете найти на странице конференции). Регистрация на конференцию для слушателей откроется во второй половине ноября.
Я.Студент В октябре состоялось открытие студенческого образовательного проекта Яндекса Я.Студент в МГУ и НИУ ВШЭ. В рамках этого проекта сотрудники Яндекса читают лекции, на которых рассказывают, над какими задачами они работают, как их решают и какие из полученных в вузе знаний им в этом пригодились (например, в МГУ лекции вот такие). В ноябре проект Я.Студент открывается ещё в двух российских вузах — УрФУ (Екатеринбург) и ИТМО (Санкт-Петербург).
За анонсами конференций, встреч и семинаров Яндекса вы можете следить в социальных сетях (Facebook, «ВКонтакте», Twitter), или подпишитесь на новости на странице Яндекс.Мероприятий.
Сегодня много кто решает повседневные задачи на ходу — с телефона. С его помощью можно проверить почту, отправить документы и фотографии, найти ближайший банкомат или построить автомобильный маршрут. Не для всех подобных задач удобно пользоваться клавиатурой, поэтому сейчас одно из самых актуальных направлений мобильной разработки — это управление голосом.
В основе голосового управления лежит технология распознавания речи. В ней задействованы достижения различных областей: от компьютерной лингвистики до цифровой обработки сигналов. На конференции YaC 2013 в начале октября Яндекс представил свою технологию распознавания речи, и сегодня мы хотели бы рассказать о том, как она работает.
Акустическая модель
Если сказать голосовому поиску «Лев Толстой», смартфон услышит не имя и фамилию, не два слова, а звуковой сигнал, в котором звуки плавно перетекают друг в друга, не имея чётких границ. Задача системы распознавания речи — восстановить по этому сигналу, что было сказано. Ситуацию осложняет то, что одна и та же фраза, произнесённая разными людьми в разной обстановке, будет давать совершенно непохожие друг на друга сигналы. Правильно интерпретировать их помогает система акустического моделирования.
Когда вы произносите голосовой запрос, например, в Яндекс.Навигаторе, смартфон записывает его и отправляет на сервер Яндекса. На сервере запись разделяется на много маленьких фрагментов (фреймов) длиной 25 миллисекунд, внахлёст, с шагом 10 миллисекунд. То есть из одной секунды вашей речи получается сто фреймов.
Дальше каждый из них пропускают через акустическую модель — функцию, которая определяет, какие звуки вы произнесли. На основе этих данных система, натренированная методами машинного обучения, определяет варианты слов, которые вы видите в результатах поиска. Мобильный Браузер в ответ на запрос «Лев Толстой» найдёт сайты о великом писателе, а Навигатор и Карты предложат улицу Льва Толстого.
Точность результатов напрямую зависит от того, насколько хорошо система определяет произнесённые звуки. Для этого достаточно точным и полным должен быть фонетический алфавит, с которым она работает.
Пользователи в разных странах и регионах решают с помощью интернета одни и те же задачи: общаются, развлекаются, находят полезную информацию. Поэтому основные темы поисковых запросов везде почти одинаковы. Главные различия обычно географические: местные топонимы (названия городов, районов, улиц и т.п.), названия региональных организаций и интернет-сайтов, а также локальные новости и известные люди.
Помимо географических понятий поисковые запросы различаются диалектными словами. Эти слова отражают особенности повседневной жизни и обычно выходят из местного разговорного языка. Яндекс проанализировал поисковые запросы российских пользователей и выделил такие слова, характерные для той или иной местности. Диалектные слова удалось выделить не во всех исследованных регионах — например, в запросах из Москвы такие слова обнаружить не получилось.
Зато в других регионах их нашлось предостаточно. Вот лишь некоторые из них:
Култышка
В Приморском крае култышкой называют женскую причёску. Пример запроса: [как сделать красивую култышку].
Похвастушки Похвастушки — это выложенные в интернет фотографии поделок и рукоделия. Наиболее распространено в Челябинской области. Пример запроса: [похвастушки швейные].
Унтайки
С унтайками всё просто. Так называют женские унты. Наиболее распространено в Красноярском крае. Пример запроса: [сколько стоят женские унтайки].
Ципилина
Ципилинами называют картофельные зразы, фаршированные мясом. Наиболее распространено в Калининградской области. Пример запроса: [ципилины рецепт с фото].
Фантомашка
Фантомашка — это стереоизображение. Наиболее распространено в Нижегородской области. Пример запроса: [фантомашки сложные].
Присушить Присушить означает «приворожить», «очаровать». Наиболее распространено в Воронежской области. Пример запроса: [что делать, если тебя присушили].
Перетяг
Перетяг — это рекламный плакат, растянутый между двумя зданиями. Наиболее распространено в Самарской области. Пример запроса: [печать перетягов].
Все эти слова встречаются в поисковых запросах пользователей данных регионов более чем в пять раз чаще, чем в среднем по России. Полный список региональных слов, а также карту распределения этих слов по регионам можно изучить на странице исследования.
Яндексу, как любому разработчику мобильных приложений, интересно и полезно знать своих пользователей. Откуда они, какие у них устройства, какой язык интерфейса предпочитают, какая у них скорость соединения с интернетом и как именно они используют наши приложения.
Мы испробовали много разных аналитических инструментов для изучения аудитории, платных и бесплатных. Одни сообщали нам количество пользователей наших приложений в России. Другие шли чуть дальше — можно было узнать, с каких устройств и какое количество сессий было в Москве. И лишь немногие предоставляли нужные данные в режиме реального времени.
Как правило, на создание сложных аналитических отчётов с помощью этих сервисов уходило много времени и сил. Мы же хотели знать больше, получать информацию здесь и сейчас и делать это без проволочек. Поэтому мы создали свой инструмент для анализа аудитории мобильных приложений.
С 2008 года нам (а с 2009 и всем желающим) помогала Яндекс.Метрика — она измеряла трафик, изучала поведение пользователей и эффективность рекламы на сайтах. Метрика отлично разбирается в статистике, и мы научили её работать не только с вебом, но и с приложениями. Сегодня мы открываем Метрику для приложений для всех разработчиков. Бесплатно.
Метрика для приложений работает с iPhone, Android или Windows Phone. В ней мы объединили всё, что сами хотели бы от инструмента для разработчиков приложений. Прежде всего, понятный интерфейс, в котором нет ничего лишнего, — всего за несколько кликов вы можете найти ответ на любой вопрос об аудитории ваших приложений.
Отчёты могут включать любую комбинацию следующих параметров: географическое положение пользователя, версия приложения, тип и версия ОС, вид устройства (планшет или смартфон), модель и производитель, разрешение экрана, язык интерфейса, сотовый оператор, тип соединения, действия и сессии пользователей.
Например, можно узнать, сколько новых пользователей из Москвы и Санкт-Петербурга за неделю совершили встроенные покупки в вашем приложении версии 1.01 со смартфона Samsung Galaxy S4:
Или количество уникальных пользователей приложения версии 1.10 из России, проведших в приложении от 30 до 60 секунд, с разбивкой по устройствам:
Метрика для приложений в том числе предоставляет подробные отчёты о «падениях» вашего приложения. Если, конечно, оно падает. Например, вы можете узнать, сколько раз упало у российских уникальных пользователей приложение версии 1.02 на планшетах за неделю:
Или недельную статистику падений на разных устройствах:
Метрика для приложений показывает не только статистику за прошлый месяц, неделю или день. Данные обновляются каждую минуту — следить за использованием приложения можно практически в реальном времени.
Чтобы воспользоваться Метрикой для приложений, зарегистрируйтесь на appmetrica.yandex.ru, получите ключ api_key и интегрируйте SDK Яндекс.Метрики мобильных приложений в ваше приложение. Отчёты начнут генерироваться уже через минуту после завершения этого процесса.
В следующей версии Метрики мобильных приложений, над которой мы уже вовсю работаем, в дополнение к аналитическим появятся маркетинговые инструменты. С их помощью разработчики смогут видеть источники трафика, воронки, конверсии и многое другое. Следите за новостями, а если есть вопросы — задавайте их в комментариях.
Александр Кочубей, менеджер проектов отдела разработки мобильных сервисов
Как технологическая компания мы с удовольствием следим за тем, что делают другие технологические компании, и пользуемся плодами их труда. В частности, при обустройстве офисов мы стараемся применять максимум технологий, которые могут сделать нашу жизнь удобнее.
Возьмём систему кондиционирования. В одном из наших зданий вообще нет обычных кондиционеров, которые вместе с прохладой часто приносят простуду. Помещения мягко охлаждаются с помощью пластиковых трубочек с водой, которые находятся в стенах и потолке. Они оплетают здание наподобие кровеносной системы. Поэтому мы не втыкаем в стены иголки и гвозди — может образоваться небольшой фонтанчик. Излишнему нагреванию (и охлаждению) комнат препятствуют также энергосберегающие шторы: они не дают теплу проникать в помещение летом и покидать его зимой через окно. Такие шторы есть не везде – мы тестируем их на части помещений.
Несмотря на то, что нас довольно много, у нас не шумно. Все дело в потолке — во многих комнатах он выполнен из специальных акустических материалов. В разрезе они похожи на стекловолокно. Звуковые волны прекрасно проникают через эту поверхность и уже не возвращаются. Кроме того, звук хорошо держат двойные стеклянные перегородки, которые мы часто используем в качестве стен.
Все, кто бывал в Яндексе, наверняка видели вертикальные газоны. Только в одном московском офисе примерно 100 квадратных метров зелени. Вся эта буйная растительность, конечно, требует ухода. Чтобы мы не ходили целыми днями с лейками, полив и дренаж происходит автоматически. Вода подается электронасосами, а излишки отводятся с помощью дренажной системы. Пульт управления этой системой выглядит как небольшой аккуратный шкафчик. В канистре – удобрения, которые подмешиваются к воде.
Везде в наших офисах есть Wi-Fi – в комнатах, в столовой, на лестницах, на парковке. Вы можете перемещаться по зданию, не теряя сеть. Ваш ноутбук или мобильный будет автоматически переключаться с одной точки доступа на другую. Количество точек доступа зависит от размера офиса. Например, в Москве, где мы занимаем три корпуса по несколько этажей, таких точек около 150. А чтобы сотрудники не испытывали проблем с сотовой связью, в офисах стоят усиливающие антенны некоторых сотовых операторов. Поэтому мы можем спокойно говорить по мобильному даже под землей — то есть на парковке.
Работу внутренней сети Яндекса обеспечивают серверные и коммутационные комнаты — маленькие дата-центры. Серверы, которые там стоят, поддерживают работу корпоративной почты и других внутренних сервисов. Кстати, в серверную московского офиса наши гости могут заглянуть — через панорамное окно в стене.
И еще одна вещь, которая очень помогает нам в работе, — это система видеоконференции. Такие системы есть во многих наших переговорках, что позволяет общаться с коллегами из других стран и городов, глядя им в глаза.