Не секрет, что некоторые сайты в интернете представляют опасность. Угрозы могут быть самые разные: от относительно безобидных вредоносных программ до таких, которые дают злоумышленникам доступ к вашему компьютеру. Мы уже писали о мошенниках, использующих имя Яндекса для обмана пользователей, а сегодня открываем серию публикаций о безопасности в интернете. В постах с тегом «безопасность» в блоге Яндекса будут публиковаться полезные рассказы о том, как избежать уловок злоумышленников и оградить себя от наиболее распространённых угроз.
Интернет вызывает большой интерес у мошенников — в интернете люди совершают банковские операции, пользуются электронными платёжными сервисами, обмениваются конфиденциальной информацией. Естественно, возможность получить контроль над чужим банковским счётом или аккаунтом в социальной сети привлекает злоумышленников, и часто они просто выманивают нужную информацию у доверчивых пользователей. Такой вид интернет-мошенничества называется фишинг, и именно о нём мы хотим сегодня рассказать.
Фишинг — это обман пользователя с целью получения его личных данных, таких как логин, пароль, номер телефона или банковской карты. Фишинг больше всего распространён в почтовых системах, социальных сетях, интернет-банкинге и электронных платёжных системах. Типичный сценарий выглядит так: пользователь получает по электронной почте письмо якобы от сервиса или организации, услугами которых он пользуется. Адрес отправителя письма похож на настоящий, причём варианты могут быть самые разные. Например, почту Яндекс.Денег мошенники подделывают так:
Чтобы избежать неприятностей, необходимо принимать разумные меры предосторожности. Если вы получили по электронной почте письмо, в котором вам предлагают перейти по какой-то ссылке и ввести личные данные, обратите внимание на следующие детали:
• Адрес отправителя. Если письмо от любой крупной организации приходит с бесплатного почтового сервиса вроде @yandex.ru, @mail.ru или @gmail.com, то это очень подозрительно. Крупная организация — например, банк — может позволить себе собственный почтовый домен. Кроме того, помните, что никакие сервисы и организации никогда не запрашивают ваш логин, пароль и другую конфиденциальную информацию по электронной почте.
• Обращение в письме. Если банк или организация, услугами которой вы пользуетесь, обращается к вам «Уважаемый клиент», высока вероятность того, что письмо фишинговое. Банки и другие организации знают, как зовут их клиентов.
• Содержание письма. Если в письме вам предлагают принять безусловно выгодное решение в сжатые сроки — например, воспользоваться уникальной скидкой или специальным предложением, относитесь к этому критически. Мошенники часто используют психологические приёмы, чтобы притупить вашу бдительность. Кроме того, не доверяйте письмам с сообщениями вроде «ваш аккаунт заблокирован» или «ваш аккаунт удалён». Если вы получили такое письмо, не переходите по ссылкам из него — зайдите на сайт организации или сервиса проверьте сами, всё ли в порядке с аккаунтом.
Стоит с большой осторожностью относиться к любым ссылкам в подозрительных письмах. Ссылка может выглядеть правильно, но при этом вести на фишинговый сайт. Если навести курсор на ссылку, высвечивается реальный адрес, на который она ведёт. Например, вот ссылка на главную страницу Яндекса, которая ведёт на страницу этого блога: http://www.yandex.ru. А на этой иллюстрации — письмо, в котором и содержание, и неверная ссылка указывают на фишинг:
Ещё один популярный способ заманить пользователя на фишинговый сайт — рекламные блоки или всплывающие баннеры. Чаще всего по клику на них пользователь попадает на сайт, где его просят ввести номер телефона для проверки или подтверждения чего-либо. Описание причины такой «проверки» на сайте может быть разным. Например, «докажите, что вы не робот», «получите деньги на счёт» или «вы выиграли приз, введите номер для связи». После ввода номера и SMS-подтверждения пользователь оказывается подписан на платную рассылку или услугу, за которую с его счёта снимаются деньги.
Чтобы не попасться на уловки мошенников, стоит очень внимательно относиться к просьбам ввести ваш логин, пароль, номер телефона и другие личные данные где бы то ни было. Делать это можно лишь при полной уверенности в безопасности и необходимости операции. Например, в ситуации, когда вы восстанавливаете забытый пароль или настраиваете SMS-уведомления на каком-либо сервисе. Если вы перешли на сайт по ссылке из письма, прежде чем вводить данные, проверьте, совпадает ли адрес сайта с официальным сайтом организации — нет ли в нём опечаток.
Кроме того, всегда проверяйте, защищено ли соединение с сайтом, на котором вы вводите конфиденциальные данные: адрес должен начинаться с
Средства борьбы с фишингом предусмотрены во многих программах: браузерах, почтовых клиентах, антивирусах. Некоторые сайты блокируют переход по фишинговым ссылкам, а антиспам-фильтры крупнейших почтовых сервисов неплохо умеют распознавать фишинговые письма. Антивирус, который обязательно должен быть установлен на компьютере, также способен заблокировать фишинговую атаку.
Однако полагаться исключительно на программы не стоит. Самый надёжный залог вашей безопасности — это внимательность. Даже опытные пользователи часто игнорируют предупреждения браузера или антивируса, принимая их за стандартные отписки или чрезмерную осторожность компьютера (пусть иногда это так и есть). Никто ведь не читает лицензионных соглашений при установке игр и программ, и мошенники успешно пользуются привычкой пользователя пролистывать скучную информацию. Будьте внимательны.
Арина Банникова, аналитик отдела безопасного поиска
Наши аналитики изучили все российские организации, в названиях которых встречаются имена. По данным Яндекс.Справочника, всего таких компаний в России около шести тысяч. Чаще всего для названий выбирают женские имена — в 75% случаев.
Наибольшей популярностью пользуются звучные, жизнеутверждающие имена. Тройка самых распространённых: Виктория, Ника и Надежда, причём ни одно из них не входит в десятку самых распространенных женских имён в России. По данным исследования «Популярные имена в России», среди интернет‑пользователей больше всего Елен, Ольг и Наталий. А вот самое популярное мужское имя, можно сказать, совпадает с самым частым в названиях — если считать, что Алекс — это уменьшительное от Александра. Вот как выглядит топ-10 имён в названиях организаций и социальных сетях (жирным выделены имена, не пересекающиеся в топах организаций и соцсетей):
Женские имена
Мужские имена
Место
в названиях организаций
в социальных сетях
в названиях организаций
в социальных сетях
1
Виктория
Елена
Алекс
Александр
2
Ника
Ольга
Александр
Сергей
3
Надежда
Наталья
Максим
Дмитрий
4
Мария
Екатерина
Руслан
Андрей
5
Вита
Анна
Влад
Алексей
6
Натали
Татьяна
Феликс
Максим
7
Елена
Юлия
Tom
Евгений
8
Светлана
Анастасия
Иван
Владимир
9
Алиса
Ирина
Марк
Иван
10
Катюша
Мария
Антошка
Михаил
Некоторые имена значительно чаще встречаются в каком‑то одном регионе. Например, в Санкт‑Петербурге имя Пётр встречается в восемь раз чаще, чем в среднем по стране, в Приморском крае в названиях распространено имя Влад, в Башкортостане — Салават, а в Самарской области — Лада. Понятно, что в данном случае это, скорее, не имена людей, а слова, связанные с названием города и маркой автомобиля. Если такие слова не учитывать, то наиболее характерным для Петербурга будет имя Марк, для Башкортостана — Изабелла, а для Приморского края — Елена.
Подробнее об именах в названиях организаций читайте на странице исследований.
Квартирный вопрос испортил очень многих и до сих пор продолжает портить. Поиски квартиры часто оказываются очень нервным и неприятным занятием. Чуть-чуть облегчить задачу могут некоторые интернет-сервисы. Конечно, они не избавят вас от мошенников и не гарантируют работающую канализацию, но сэкономить немного времени помогут. В этом списке нет собственно сервисов с объявлениями о квартирах — например, Яндекс.Недвижимости, — но про них вы и сами знаете.
Карты Самый очевидный в данном случае сервис. На карте можно сразу увидеть, где расположен дом. Правда ли там пять минут до метро? Действительно ли район такой зелёный? Есть ли поблизости обещанные школы, детские сады и магазины?
Панорамы Панорамы дают возможность пристально посмотреть на сам дом и улицу. На них можно увидеть много интересного — например, трамвайные рельсы. Некоторые любят, когда под окнами ходит трамвай, а некоторые — нет. Можно оценить плотность застройки, количество припаркованных машин и вообще — рассмотреть, что находится рядом с домом. В конце концов, вам в нём жить.
Пробки С помощью Пробок можно примерно оценить, что будет происходить у вас под окнами, если они выходят на дорогу. Если вы ищете квартиры в свободное от работы время, текущая загруженность вашей будущей улицы может оказаться не очень показательной — по вечерам пробок явно меньше. Воспользуйтесь прогнозом пробок — выберите любой день недели и посмотрите, что происходит в час пик вокруг выбранного дома.
Поиск Иногда можно и без плана квартиры понять, как она устроена. Если квартира находится в типовом доме, достаточно знать его серию. Точнее, достаточно знать, что она бывает — об остальном можно спросить у Яндекса. Два запроса — [адрес серия дома] и [серия дома планировка с размерами] — и половину квартир можно не смотреть. И так понятно, что не подходят.
Надо только учитывать, что геоинформационные сервисы показывают города и жизнь в них несколько более радужно, чем на самом деле. На Панорамах всегда лето и светит солнце, Карты выкрашены в приятный оранжевый цвет, а прогноз пробок, хоть и умный, но всё-таки лишь прогноз. И только Поиск ничего не приукрашивает.
Карты — очень понятный сервис. Они помогают людям найти нужный адрес или составить маршрут, а иногда и просто сориентироваться в пространстве. Это базовая функция любых карт, и она довольно очевидна. Интернет добавляет к ней новые возможности — например, поиск нужных организаций и информации о них. Теперь организации можно не только искать, но и пользоваться их услугами — сегодня на Яндекс.Картах появилась возможность заказать столик в ресторане, записаться на стрижку или на приём к врачу.
Тысячи организаций предоставляют нам информацию о своих услугах и времени работы. Часть из них передаёт данные в реальном времени, так что пользователь видит, какие часы свободны для записи. Более того, записываясь во многие салоны красоты или больницы, можно выбрать не только время, но и конкретную услугу и специалиста, к которому вы хотите попасть. (Официанта в ресторане выбрать пока нельзя, но мы всегда готовы к экспериментам.) Пока эта возможность доступна не для всех организаций и в основном в Москве, но развитие сервиса и охват других городов — это лишь вопрос времени.
Сейчас с помощью Яндекс.Карт можно воспользоваться услугами более 10 тысяч организаций в Москве и более двух тысяч — в Санкт-Петербурге. Кроме того, новая функциональность доступна жителям Новосибирска, Омска, Екатеринбурга и некоторых других городов России.
Про печеньки и пуфики в офисах Яндекса знают уже, наверное, все, но одними печеньками сыт не будешь. В московском офисе есть и другие прекрасные явления — например, балконы.
Балконы — это популярное альтернативное место работы, а заодно и отдыха. На семи этажах московского офиса Яндекса можно найти восемь балконов. Три из них расположены на шестом этаже, два совсем небольших — на пятом, и по одному балкону на остальных этажах, кроме первого и четвёртого.
Самый большой и густонаселённый балкон находится на шестом этаже. В общем-то, это даже не совсем балкон, а что-то вроде открытой террасы, куда можно подняться по главной лестнице сразу двух корпусов. Главная особенность этого балкона — вместительный круглый шатёр, под которым можно укрыться и от солнца, и от дождя. Ещё здесь есть качели и напольные шахматы, в которые частенько кто-нибудь сражается. Когда-то тут стоял гамак, в котором прекрасно отдыхалось — особенно вечером, когда спадает жара. Но сейчас он переехал внутрь здания.
На балконе шестого этажа иногда проводят официальные мероприятия и встречи. Например, в 2012 году там состоялась пресс-конференция, посвящённая запуску мобильной Яндекс.Музыки. Не факт, что есть связь, но этот запуск вошёл в десятку самых крупных за год.
Однако чаще сотрудники Яндекса используют балкон для неформальных целей. Здесь празднуют дни рождения, играют в настольные игры и даже проводят мастер-классы по танцам. А по ночам любители астрономии наблюдают с балкона в телескоп звёздное небо.
Ещё один интересный балкон находится на третьем этаже и выходит во внутренний дворик. Мы называем его линзой, а иногда — летающей тарелкой. Дело в том, что в холодное время года, когда все остальные балконы закрываются, он «обрастает» пластиковыми стенами и по форме становится очень похожим на тот самый космический объект. По ночам балкон подсвечивается синим, что только усиливает сходство.
На седьмом этаже, неподалёку от кабинета Аркадия Воложа, находится балкон под кодовым названием «Парус». В форме паруса сделан навес, а под ним располагается дощатый настил, напоминающий палубу корабля. Отсюда открывается отличный вид на центр Москвы: храм Христа Спасителя, Кремль, четыре из семи московских высоток и Шуховскую башню.
Все мы очень ценим возможность во время работы выйти на свежий воздух, переключиться, полюбоваться панорамой. Так что приходите в Яндекс — у нас есть балконы.