Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «armanet»
Русская баня, или С Новым годом! 2010-12-29 23:36:00
"Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у ...
+ развернуть текст сохранённая копия
"Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция".
Из кинофильма "Ирония судьбы, или С легким паром!".
Памятная монета: Национальные обычаи и обряды стран-членов ЕврАзЭС. Русская баня.Серия: Международная монетная программа стран-членов ЕврАзЭС.
Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2010 г. Тираж - до 500 шт. Диаметр - 39,0 мм. Толщина 3,3 мм. Масса - 33,94 г.
Металл: серебро 925/1000 - 31,10 г. хим. чист. металла. Качество - пруф. Оформление гурта: 300 рифлений.
Реверс монеты: на фоне звёздного неба в центре - покрытая снегом русская баня, перед ней - тропинка в снегу, ведущая к водоему, на переднем плане - фигура женщины, купающейся в водоеме, окаймлённом стилизованным изображением кадки, слева - берёзовый веник, справа - группа елей и эмблема ЕврАзЭС, вверху по окружности - надпись: "РУССКАЯ БАНЯ". Художник: С.А. Козлов. Скульптор: А.И. Молостов. Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Русская баня.
Когда точно появилась баня на Руси, никто не знает. Кажется, она была всегда - так неразрывно связан ее образ с русской историей. Одни ученые считают, что баня завезена на Русь якобы арабами или спартанцами. Другие же предполагают, и вполне обоснованно, что она является собственным изобретением славян. Третьи утверждают, что первая баня проделала путь с Востока на север через славянские племена. [...]
На Руси первые документальные упоминания о бане содержатся в «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), составленной летописцем Нестором- монахом Киево-Печерского монастыря. Из текстов Нестора совершенно очевидно следует, что задолго до XII века баня на Руси была абсолютно обыденным явлением.
В этой летописи Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье на киевском холме на берегу Днепра (место, где возвышается красивейшая Андреевская церковь), а после, спустившись с холма, продолжил путь вверх по течению реки. Так дошел он до северных земель, где находится современный Новгород. В тех краях Андрей стал свидетелем поразившей его картины: люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз. С толпой странников вернулся Андрей в Рим, где и рассказал об увиденных им чудесах: «Видел бани древены... И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Есть и много известных исторических фактов, которые описывает Нестор и в которых баня так или иначе выступает характерной чертой образа жизни древних русичей.
[...] русская баня и в беднейшей деревушке, и в богатом купеческом или боярском доме, и в царских покоях, и в доме богатого промышленника начала XX века, и в современной усадьбе практически одинакова. Ее конструкция настолько оптимальна и непритязательна, что не претерпела практически никаких изменений в течение многих веков. Русская баня ничем не напоминает роскошь хамама или римских терм: ни количеством помещений, ни размерами, ни величием и красотой архитектуры. Тем не менее ей оказался отпущен гораздо более долгий век, если не бессмертие.
Имелись три основные разновидности русской бани: «по-черному», или курна, «по-белому», а также баня в русской печи - лазня, влазня. Бани традиционно строились на берегу речки, озера или, по крайней мере, близко от колодца. Баня «по-черному» - самая древняя. Она не имела дымохода, ее стены были дочерна закопчены, откуда и произошло название. Она представляла собой крошечную бревенчатую избушку с очень низким потолком, разделенную на две комнатки. В первой комнате устраивался предбанник, то есть ставились одна-две лавки и вешался крюк для одежды. Вторая комната отводилась под парную. Интерьер парной состоял из трех предметов: полка, печи и большой бочки или лохани с водой. Пол часто устилали хвойными ветками, соломой. Полок располагался на высоте приблизительно 1,5м. Весь угол занимала печь-каменка, которая топилась дровами. Над печью проделывали очень маленькое открывающееся окошко. Дверь между предбанником и парной закрывалась очень плотно: от этого зависела температура бани. Когда баню протапливали, дым шел непосредственно в комнату, а после выходил через открытое окошко. Когда дрова перегорали и выветривался весь угар, окошко закрывали. После этого баню необходимо было «пропарить» - мокрым веником обтереть стены и потолок. Так удалялась часть копоти со стен, а кроме того, от распаренного дерева поднимался специфический банный аромат. На каменку плескали воду, после чего все помещение наполнялось паром. После этого можно было париться? лежа на полке, хлестая себя веником, время от времени выбегая на свежий воздух, окунаясь в реку или в снег. Мылись, обычно, в самой бане, стоя на полу в лохани и поливая себя из ковша. Баня «по-черному» была распространена от западных границ России до Крайнего Севера. Она очень легко строилась, поэтому при освоении нового места во время постройки дома семья иногда долго ютилась в бане, которая возводилась в первую очередь и в считанные дни. Позднее появилась и баня «по-белому», в которой дым не попадал в помещение парной, а выходил через дымоход. Печь в такой бане имела три уровня: нижний, пустой, - поддувало, средний - очаг, где горели дрова, и верхний - наваленные крупные камни. Когда дрова перегорали полностью и выходил весь угар, заслонку в трубе закрывали, а на камни плескали воду, чтобы поддать пару. В городах в основном строилась баня «по-белому». По этому же принципу возводились и общественные бани, которые отличались от индивидуальных только размерами. В безлесных районах получила распространение специфическая баня в русской печи. Пространство внутри печи довольно велико - около 0,5м высотой и почти 1,5м длиной. После приготовления пищи - обычно после выпечки хлеба - из очага выгребали угли и золу. Горячие стены обтирали от золы и копоти мокрой тряпкой. На дно настилали солому или доски. Человека, который собрался париться, вдвигали на специальной лопате или на досках в устье печи и закрывали за ним заслонку. С собой он брал лоханку с водой и веник. Плеснув водой на стены, можно было поддать пару. Он был насыщен хлебным запахом, который благотворно действовал на здоровье человека. Когда же все было закончено, парящийся вылезал из печи (обычно с посторонней помощью) и мылся обычным образом в избе. До повсеместного распространения мыла для мытья использовали щелок - разведенную золу. Им же стирали белье. Баня «по-черному» и баня в печи, как ни странно, сохранились и в век компьютеров и космических кораблей. В отдаленных районах России, в глухих деревнях, можно встретить оба варианта. Во всяком случае, умение растапливать баню «по-черному» - а это достаточно сложное искусство - все еще распространено среди людей, жизнь которых проходит вдали от культурных центров. Считается, что баня «по-черному» оказывает более сильное воздействие на человека, чем баня «по-белому». Во-первых, это связано с тем, что температура в первой выше, а жар дольше держится. Кроме того, существует убеждение, что дым, который окуривает стены, содержит антисептические вещества. [...] Кадр из кинофильма "Ирония судьбы, или С легким паром!". С русской баней связано накрепко не только понятие о русском характере и русской душе, но и множество обрядов, обычаев, верований. Многие из них уходят корнями в далекое дохристианское прошлое. Дух бани - банник - это разновидность домового. Он изображается крошечным старичком с длинными ногтями. Если банник показывается на глаза - что-то неблагополучно в доме или же его обидело поведение того, кто парится. Считалось, что в бане нельзя говорить громко, клясться, ругаться и вести себя непристойно, то есть «охальничать». Банник накажет нарушителя правил: плеснет кипятком, подпустит угару, кинет горячим камнем, а то и кожу обдерет. В бане, где сходятся вместе три стихии - огонь, воздух и вода, - непременно водится нечистая сила. Здесь ворожили, гадали, творили заговоры, изгоняли хворь, лечили от сглаза. После того как помоется последний из членов семьи, оставляли немного «банного хозяйства» - бадейку воды, разведенный щелок, веник. Так пытались задобрить банника, который приходит париться «на четвертом кругу», то есть в четвертую очередь. Поэтому все члены семьи старались побывать в бане за три захода. Банник приходился родственником всей нечистой силе, которая могла прийти к нему в гости попариться, поэтому заход в баню в то время, когда предположительно там находилась нечистая сила, грозил смельчаку неприятностями. Если баня сгорела, то следовало свернуть шею черному петуху и закопать его под порогом новой строящейся бани, чтобы предохранить ее от подобной судьбы.
Без бани не обходилось ни одно важное событие в семейной жизни. Как уже говорилось, в деревнях роды женщин часто происходили здесь. Накануне свадьбы подружки невесты обязательно парили ее в бане. Кое-где в XIV—XVII веках существовал обычай отправлять в парилку жениха и невесту вместе на второй день свадьбы. Это должно было обеспечить им счастливую совместную жизнь и многочисленное потомство. Даже на поминках - и то нашлось место бане. Друзья умершего, принимавшие участие в похоронах, шли сюда после похорон и на сороковины. На могиле умершего иногда оставляли банный веник: это должно было символизировать очищение его души перед Богом.
Источник информации и фотографии: http://www.cbr.ru/, http://www.ruspar.su/, http://www.polarex.ru/
Тэги: around
Some words about white'n'solo 2010-10-23 11:55:00
White'n'solo is a project of my best friend Mary Fokina.She works at Zhukovskiy's publishing house.< ...
+ развернуть текст сохранённая копия
White'n'solo is a project of my best friend Mary Fokina.She works at Zhukovskiy's publishing house. She is a singer, journalist,vocal coach and a song writer. Previously she played symphonic/ power metal in a band called "Samati",though her current solo music is neoclassical/experimental. You can listen to her latest songs at white-n-solo.blogspot.com/ and official community at http://vkontakte.ru/
Тэги: are, around, nereia, people, solo, white, who
Древнерусский стиль в архитектуре 2010-03-28 21:10:00
Хоромы и терема - образцы традиционной русской архитектуры. Что же ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Хоромы и терема - образцы традиционной русской архитектуры. Что же такое традиционный древнерусский, или теремной, стиль?
Древнерусское искусство - это искусство исторической эпохи, условно ограниченной датой крещения Руси (988) и рубежом XVII в. - периодом правления Петра I. Появление христианства на Руси и укрепление связей с Византией оказало большое влияние на древнерусское зодчество. Первые русские христианские храмы строили по точным копиям церквей Византийской империи. Потому с точки зрения исконной русской самобытности интересны скорее гражданские постройки.Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI - ХVII вв., стали использовать камень, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.
Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург).
Народное жилище, дома богатых людей и даже княжеские хоромы по-прежнему строились из дерева. Это было доступно, недорого и комфортно для проживания, ибо дерево является пористым материалом, что обеспечивает сухой микроклимат в помещении в любое время года Несмотря на то что дерево легко возгоралось, из него можно было быстро возводить новые строения.
Архитектор не известен. Так на Руси в период XV века сложились устойчивые приемы плотницкого мастерства, которые давали возможность возводить сложные по конструктивному решению постройки, обеспечивая при этом их высокий художественный уровень. Строителями был выработан целый комплекс разумных композиционных и конструктивных приемов. Это и вязка стен и покрытий из горизонтальных венцов, и установившаяся конструкция проемов, позволявшая сохранить общую прочность сруба, и, наконец, целая череда различных конструкций покрытий - высоких двускатных, "бочечных", шатровых, а также конструкций карнизов-повалов. Мастерство плотников было настолько совершенным, что они легко прирубали друг к другу срубы различных размеров. Срубы могли быть как восьмиугольные, так и крестообразные в плане - "крещатые".
Архитектор не известен. Основу русского зодчества составляет обыкновенная рубленная из бревен клеть (сруб). Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. В гриднице давались пиры боярам, гридям, сотникам и т.д. В позднее время вместо слова гридница начали использовать название повалуша, столовая изба. Внутренние стены повалуши в богатых домах расписывались. Повалуша ставилась на удалении от жилых помещений, обычно в передней части хором.
К дому обычно примыкало крыльцо, покоившееся на прочных деревянных столбах. Дома, особенно их верхнюю часть, как правило, богато украшали. Постройки ХIII - ХV вв. отличают сложные фигурные формы кровли, позолота и инкрустация теремов, использование национальных орнаментов в карнизах, колоннах, сенях и крыльцах, замысловатые фризы. Крыши домов украшали и вовсе шикарно резными полотенцами, ширинками, петушками, коньками, шатриками. Не только живописная роспись делала теремок привлекательным: его крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название - златоверхий терем.
Терем – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы. В теремах красные окна устраивались во всех стенах.
Архитектор не известен. Горница устраивалась на втором этаже – над подклетом. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года. Горенка происходит от слова горний, т.е. высокий. Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно — большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая, четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская. Горницы делились стенами на комнаты — чуланы и каморки.
Светлица – горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах, или в трёх. В горнице окна устраивались в одной, или двух стенах. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ.
Архитектор не известен. Подклет - нижний этаж дома, использовавшийся для хозяйственных нужд, также там жили слуги, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.
Сени — крытое пространство между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом. Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти. На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений.
Архитектор не известен. В. Ф. Ржига отмечает особое значение сеней во втором ярусе дворцовых зданий. Сени «представляли собою помещение между клетями, игравшее роль позднейшей залы: здесь собирались князья с дружиною, здесь был княжеский престол, здесь же устраивались пиры» (В. Ф. Ржига, Очерки из истории быта домонгольской Руси, стр. 11). Импозантная картина княжеского двора рисуется нам в рассказе о смерти Владимирка Галицкого. Когда Пётр, посол Изяслава Мстиславича, подъехал к княжескому дворцу, навстречу к нему с сеней сошли княжеские слуги в чёрных мантиях («мятлех»). Пётр взошел на сени и нашёл в них Ярослава сидящим на отцовском месте (Ипат. лет., стр. 319). Во дворце галицкого князя наблюдаем целую систему построек и различных помещений; из них названы сени и горенка; переходы и лестницы (степени) ведут на хоры (полати) дворцовой церкви Спаса. Особым дворцовым помещением В. Ф. Ржига считает «гридницу». Но, вероятнее, это просто другое название тех же сеней.
Хоромы – совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали.
Архитектор М.А. Кузьмин. При возведении хором, доморощенные архитекторы, которых звали плотничьими старостами, применяли разного рода строительные секреты, позволявшие зданиям сохраняться в неприкосновенности десятилетиями. Ту же кровлю крыли в два теса со скалою, а проще - берестою. Ею перекладывали тес, что бы течи не было это и называлось поскалить. А сами кровли, устроенные в богатых домах по обыкновению очень круто, делались в нижней своей части с полицами, иначе говоря, с небольшими переломами, отводами типа полок, ослабляющими сильный сток воды. Разумеется, при упоминании крутизны крыш в дворцовых и боярских постройках, современному человеку приходит вполне естественная мысль о возможности устройства там мансард ... Что же, если и не мансарды в теперешнем понимании, то освещенное пространство для разных надобностей русские мастера XV-XVI веков создавали весьма уверенно, устраивая разного вида выпускные или выводные окна, впоследствии переродившиеся во всем известные чердачные слуховые окна.
Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии - умер 7 мая 1932 г., Томск.
В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».
Подробности такого рода - дословные - можно почерпнуть из "строильных записок" XVII века. Вывод по прочтении этих документов напрашивается однозначный - наименования строительных терминов могли со временем измениться, но в общем, приемы и способы плотничьего дела сохранены по большей части до сих пор.
Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой. Фото yuri1812 из альбома "...Коломенское..." с сайта Музей православного зодчества .Несмотря на достаточно определенную, даже строгую внутреннюю организацию, русский теремной дворец, по сути не имел фасада. Даже в конце XVII века перед глазами представала масса зданий самой разнообразной величины, разбросанных, удобства ради, без всякой симметрии. Зато архитектурные украшения комплекса поражали вычурной пестротой, затейливыми орнаментами. Кровли и купола наводились золотом, серебром и красками.
Источник информации: Журнал "Частная архитектура", N 4/8, 1995 г., http://15-vek.ru, http://www.orfey.net, http://ru.wikipedia.org, http://historic.ru/ "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ", http://memorials.lib.tomsk.ru, http://ru.wikipedia.org, http://www.skypalace.org
Тэги: around
Я обожаю фанки-хаус (I love funky-house) 2009-05-16 14:58:26
+ развернуть текст сохранённая копия
Stereo Mutants feat. Neve - Turning Around (Original Mix)
Stereo Mutants feat. Neve - Turning Around (Original Mix).mp3
Тэги: around, feat, mix, mutant, neve, original, stereo, turning
Архитектура: «Читая между строк». Прозрачный современный храм от бельгийских архитекторов 1970-01-01 03:00:00
...
+ развернуть текст сохранённая копия
Молодые бельгийские архитекторы Pieterjan Gijs и Arnout Van Vaerenbergh завершили реализацию проекта прозрачной церкви под символичным названием Reading between the Lines («Читая между строк»). Стены необычного строения, высота которого составила 10 метров, выполнены из 100 сложенных слоев железных лент-пластин, закрепленных между собой 2000 железными столбиками. Подробнее.. URL записи
Тэги: arnout, gijs, pieterjan, vaerenbergh, van, архитектура, бельгия, дизайн, церковь
Страницы: ... 141 142 143 144
Главная / Главные темы / Тэг «armanet»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|