Некоторое время назад мы внедрили ряд факторов для улучшения поиска похожих изображений. По нашим данным, в Яндекс.Картинках удвоилось количество изображений, для которых можно найти похожие. А качество такого поиска увеличилось на 50%. С такими результатами поиск похожих успешно завершил стадию бета-тестирования.
В процессе тестирования мы также изучали, в каких случаях вы ищете похожие картинки. Делимся своими наблюдениями о наиболее популярных примерах применения.
Поиск товаров, для которых важны не столько технические, сколько визуальные характеристики. Чаще всего это одежда:
вязаные игрушки]. Увидев результаты, он выбирает наиболее понравившуюся игрушку и продолжает искать что-то похожее.
Поиска изображений определенного типа. Например, раскраски с зайцем.
Поиск одинаково красивых картинок, например, пейзажей с похожей цветовой гаммой и композицией.
Команда Яндекс.Картинок, создаём условия для выбора
Специально к новогодним праздникам мы усовершенствовали поиск в развлекательных рубриках: теперь на Яндекс.Картах можно искать бассейны, катки, фитнес-центры, боулинги, кинотеатры, ночные клубы и развлекательные центры с учётом важных критериев и свойств мест. Предположим, вам нужен 3d кинотеатр с парковкой и vip-зоной или открытый каток с прокатом и заточкой коньков – Яндекс.Карты предложат вам подходящие места. Вводить весь запрос вручную не обязательно: просто наберите «кинотеатр» или «каток» и на сервисе появятся специальные фильтры.
Напомним, что ранее мы запустили фильтры в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Минске для рубрик Аптеки и Кафе/Рестораны. Сегодня вместе с новыми темами добавились и новые города: Нижний Новгород, Волгоград, Екатеринбург, Самара, Пермь, Одесса, Харьков, Донецк.
Для ответа на такие подробные запросы мы используем данные из Справочника организаций. Кстати, если вы ― владелец бизнеса и ждете своих покупателей, мы приглашаем вас полнее раскрывать информацию о себе при добавлении или редактировании карточки компании.
На Яндекс.Картах появились новые спутниковые снимки общей площадью 147 тыс. кв. км. Теперь на Яндекс.Картах можно посмотреть, как из космоса выглядят Токио, Пекин, Сеул или Пхеньян. На спутниковой карте Турции появились такие крупные города как Чорлу, Текирдаг, Османие, а в Казахстане мы добавили снимки Актобе, Рудного, Екибастуза. Также на спутниковых снимках Яндекса появилось сразу 2 целых государства Сан-Марино и Андорра, население которых 31 тыс. и 91 тыс. человек.
Увидеть все новые спутниковые снимки можно на карте релиза. В целом за прошедший год мы увеличили площадь покрытия наших спутниковых снимков в 12 раз – со 116 тыс. кв. км. до 1,4 млн кв. км. Напоминаем, что новые спутниковые снимки можно использовать и для того, чтобы рисовать объекты на Народной Карте.
И в завершение хотим поделиться с вами некоторыми из интересных достопримечательностей, которые появились на новых спутниковых снимках:
Северная Корея, Пхеньян, Строящаяся гостиница Рюгён
В августе мы писали о том, что у Яндекса появились «свежие» подсказки. Они помогают задавать запросы о событиях, которые произошли совсем недавно. Сегодня мы хотим рассказать еще об одной технологии, которая тоже связана с подсказками. Она позволяет ранжировать подсказки таким образом, чтобы они отвечали текущим интересам пользователей. Например, в обычные дни по запросам, начинающимся на «по», людей чаще всего интересует [погода], а в канун 8 марта — [подарки] и [поздравления]. Соответственно, перед 8 марта список подсказок должен выглядеть иначе, чем в другие дни.
Чтобы подсказки были актуальными, нужно угадать, о чем люди будут спрашивать завтра. По степени сложности эта задача сравнима с прогнозированием биржевых котировок или курсов валют и решается похожими методами. Ежедневно Яндекс обрабатывает сотни миллионов запросов и на основе сложных математических моделей просчитывает востребованность подсказок на следующий день. Чтобы построить прогноз для всех подсказок (а их десятки миллионов) мы используем вычислительные мощности нескольких сотен машин.
Прогноз строится с помощью регрессионного анализа — он позволяет вычислить будущее значение величины на основе данных за прошлый период. Для каждого запроса из базы подсказок Яндекс строит кривую, которая отражает, как менялась частота запроса за предшествующий период. Затем система подбирает функцию, которая максимально точно соответствует этой кривой. И по полученной формуле вычисляет, с какой частотой пользователи зададут этот же запрос в ближайшие дни. При этом текущая частота запроса и тренд за последние несколько дней учитываются с разными весами. Веса подбираются для каждой подсказки индивидуально — так, чтобы минимизировать ошибку прогноза.
Обработав таким образом все подсказки, мы понимаем, насколько каждая из них может быть востребована завтра. И на следующий день Яндекс ранжирует подсказки в соответствии с их прогнозируемой частотой употребления. О точности прогнозов можно судить, сравнив предположения с реальными запросами пользователей. Например, вот так выглядят кривые предсказания и реальности по запросам [программа передач] и [подарки]:
На графиках видно, что система довольно точно прогнозирует плавные изменения в динамике запросов и немного сглаживает резкие взлеты и падения. Чтобы достичь еще более высокой точности, мы продолжаем вести исследования и экспериментировать с разными методами прогнозирования.
Мы уверены, что каждый сайт похож на живое существо – он хочет, чтобы о нем заботились, и мечтает быть нужным и полезным. Поэтому мы решили дать возможность каждому владельцу сайта сделать ему подарок — а именно Вебвизор.
Мы внедрили Вебвизор в Яндекс.Метрику еще в апреле этого года, но до этого времени он не был общедоступен. С сегодняшнего дня использовать его возможности может каждый, у кого есть сайт.
Напомним, что Вебвизор — это уникальная технология, которая позволяет записывать и воспроизводить в формате видео действия посетителя. Действия могут быть любыми — движения мыши, прокрутка страниц, клики, выделение и копирование текста. Это позволяет оценить удобство своего ресурса, увидеть ошибки в его дизайне и структуре, в конечном счете – повысить конверсию.
Иногда пользователям на сайте мешают сущие мелочи – такие, о которых владельцу зачастую сложно догадаться. Вот, например, история, в которой всего лишь три звездочки и три буквы заставляли владельца платить за привлечение клиента двойную цену.